Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов
план-конспект урока по окружающему миру (2, 3 класс)

Цели и задачи темы:

  • познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;
  • закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей;
  • прививать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии

 во 2,3  классах  учителей начальных классов

Березовского филиала МБОУ Моисеево - Алабушской сош

Подъяблонской Т.В.

Тема : «Старинная женская работа»

Цели и задачи темы:

  • познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;
  • закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей;
  • прививать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Тип урока: формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.

Планируемый результат

  • умение называть последовательность трудовых операций в работе со льном;
  • определять особенности льняной ткани.

Предметные результаты:

  • называть последовательность трудовых операций в работе со льном;
  • определять особенности льняной ткани.

Метапредметные результаты:

  • распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя;
  • реконструировать по картинкам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;
  • обобщать итоги совместной работы.

Личностные результаты:

  • осознавать нравственное значение совместной работы людей;
  • испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие;

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
  • уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом,
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные:

  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
  • сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном в прошлом и настоящем..

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;
  • уметь работать в группе.

Оборудование: семена льна, масло льняное, предметы домашнего обихода из льна: полотенца, наглядный и раздаточный материал: челнок, веретено, самопрялка, пакля,  гербарий льна.

Межпредметные связи

  • Окружающий мир, технология

Ресурсы:

  • Учебник “Окружающий мир” 2 класс А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая
  • Рабочая тетрадь по Окружающему миру 2класс А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая
  • Методическое пособие, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Организация пространства

    Работа фронтальная, индивидуальная, в группах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

Начинаем наш урок. Он у нас сегодня необычный, вести мы его будем вместе с Ольгой Петровной. Настройтесь на работу. Сядьте правильно и красиво.

Посмотрите на доску и прочитайте пословицу. Попробуйте объяснить её смысл.

Если есть труд - значит, будет и успех.

-Готовы трудиться? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

-Посмотрите на предметы, которые мы вам сегодня принесли. Кто знает как они называются? (самопрялка, челнок , гребень)

-Скажите, а кто использовал эти предметы? (женщины) Это слово нам пригодится для определения темы сегодняшнего урока.

-А это современные предметы? (старинные). Это еще одно слово темы нашего урока.

А вы знаете, что и зимой у людей было много забот.

А чем же они занимались зимними вечерами?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о работе)

3.Определение темы урока

Так какая же тема сегодняшнего урока? (старинная женская работа)

4.Построение проекта выхода из затруднения

-Рассмотрите внимательно семена на парте. Вам они знакомы? Как вы думаете, это семена, какого растения?

-Затрудняетесь? Тогда отгадайте ребус. ( ,АЛЁНКА,,)

-Молодцы! А вы знаете, что такое лен? (это трава)

Слайд 1.

-Дети, это не простая трава, а культурное растение. (показ гербария)

Слайд 2.

До чего красив цветущий лен, всё поле в голубых цветочках .

5.Проверка индивидуального задания

А сейчас нам Васильева Маша расскажет, что узнала про лен дома.

(Сейчас одежда из льна стоит дорого и её мало производят, а раньше на Руси носили в основном льняные вещи. Сейчас лен- почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоемко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из века в век, из поколения в поколение передавались мастерицами.

-Хорошо, спасибо.

-Ребята, но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные культуры – рожь лен. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа.

Выставка изделий

А сейчас посмотрите на изделия, которые находятся на выставке в нашем классе. Все эти изделия предали ваши родители, которые они бережно хранят от бабушек, прабабушек и можно смело сказать, что эти изделия стали музейными экспонатами. На перемене можно подойти и поближе всё рассмотреть.

6. Проблемная ситуация

Глядя на эти изделия, на цветущее поле льна.… Какие у вас возникают вопросы? (а как делали эти вещи изо льна)

Мы сейчас покажем вам небольшую презентацию, а вы внимательно смотрите и запоминайте. После просмотра, мы проверим, внимательно ли вы смотрели.

Презентация  Слайд 3.

Слайд 4.

 Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лен. Эту работу делали мужчины. Примета дня: Кукушка закуковала - пора сеять лён.

Слайд 5.

Отцветет лен, созреют семена на нем; к работе приступали женщины. Они срезали серпами - это название древнего орудия труда, железное лезвие, прикрепленное к деревянной ручке. Трудно было, но наши предки работы не боялись.

Слайд 6.

Из коробочек льна получали семена, а из семян целебное льняное масло, которое применяют сейчас в медицине. (показ образца)

Слайд 7.

Снопы льна сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли камнями. Зеленая часть растения вымывалась проточной водой, оставались только прочные волокна.

Слайд 8.

 Затем их сушили на специальных полках.

Слайд 9.

Потом лен трепали, отделяя от древесной части стебля.

Слайд 10.

Затем мяли, чтоб сделать мягче. Так получалась кудель – короткое путаное волокно. (показ образца)

Слайд 11.

Следующий этап – очесывание. Чесали лен специальными щетками. Всю эту сложную работу женщины выполняли вместе с песнями и беседами.

Слайд 12.

Затем женщины садились за прялки и руками скручивали кудели, пряли пряжу – это нити. (показ образца)

Слайд  13.

А уж из нитей на ткацком станке ткали льняное полотно. Выполняли эту работу ткачихи.

Слайд 14.

Так получалась ткань. Здесь мы видим отбеленную ткань и натуральный холст. Из тонкой ткани шили одежду, а из плотной – полотно для парусов.

Слайд 15.

На этом слайде мы видим готовые изделия из льна.

7.Проверка работы в паре. Работа в группах.

Ребята, у вас на столе лежат конверты с этапами обработки льна. Давайте попробуем восстановить порядок выращивания и обработки льна.

(проверить правильность выполнения)

Прочитайте, что же у вас получилось.

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

8. Закрепление. Работа с учебником  и тетрадью на печатной основе.

Откройте учебник на с. 44. Прочитайте раздел в учебнике о старинной женской работе зимой. В рабочей тетради выполните задания по данной теме.

Вот теперь мы знаем, как трудна была работа, а выполняли её только женщины, которые были еще и мамами. У наших мам также нелегкая работа. Мы должны им помогать во всем.

9. Физкультминутка.

А сейчас закройте глаза и представьте себя бабочкой на этом льняном поле.

-Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре - полетела!

10.Презентация Плигиной Насти

Плигина Настя приготовила небольшую презентацию о рукоделии своей бабушки. Давайте её послушаем.

Слайд 1.

Я сегодня хочу рассказать о своей бабушке. Её зовут Лидия Тимофеевна. Я очень люблю свою бабушку и часто прошу её рассказать о своей жизни. Из её рассказов я узнала, что раньше девушки долгими зимними вечерами занимались рукоделием : шитьем, вязание, ткачеством.

Посмотрите на бабушкины работы.

Слайд 2. Рушник.

Слайд 3. Подзор.

Слайд 4. Наволочка.

11 .Игра

А теперь поиграем. Если высказывание, верно, то говорим – да, а если неверное – нет. Готовы? Слушайте внимательно.

-Лен - культурное растение, дающее красивую прочную ткань. (да)

-Сеют лен в конце августа (нет)

- Сеяли лен мужчины в середине мая, наблюдая за погодой (да)

-Обрабатывали лен женщины (да)

-Из семян льна получают полезное масло (да)

- Цветы льна имеют желтую окраску. (нет)

-Всю работу женщины выполняли сообща, дружно с песнями, веселыми   разговорами. (да)

12. Практическая работа

А сейчас мы с вами попробуем выполнить старинную женскую работу, с которой могла справиться ваша ровесница.

13. Объяснение этапов работы.

Понятны ли вам этапы работы? Свою работу вы продолжите дома вместе со своей семьей нашими длинными, зимними вечерами.

14. Рефлексия.

Ребята, вам понравился сегодняшний урок? А что вам понравилось в уроке?

О каком растении, дающем прочную красивую ткань, мы сегодня узнали? Как должны были трудиться женщины, чтобы всю работу сделать быстро? (дружно, сообща)

Что можно в классе делать сообща? (дежурить, рисовать..)

Оцените свою работу на уроке, если вам понравился урок поднимите смайлик с хорошим настроением. Если вы что-то не поняли или урок был  не интересным, покажите грустный смайлик.

15. Домашнее задание

Узнайте, у своих бабушек для чего использовали ступу с пестом, когда обрабатывали лен.

Спасибо за урок! Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и математики

      Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока окружающего мира и математики во втором классе на тему: «Научно-практическая конференция «День Земли».    При подготовке к конферен...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме "Снег и лед"

В течение всего урока ребята совершают путешествие в царство снега и льда вместе со Снежинкой и Льдинкой и доказывают, что они родные сестры. Знакомясь со свойствами снега и льда, ребята проделывают р...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 3 классе. автор: Масливченко Т.Ф. Тема: « Путешествие по Великобритании»

Этот урок интегрированный и проводится с применением  элементов поисковой деятельности учащихся и с использованием деятельности учащихся....

Конспект интегрированного урока окружающего мира "В декабре, в декабре"

Цель: формирование представлений о сезонных изменениях, происходящих в природе зимой.Задачи: ·        Развивать связную речь;·...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"

На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ....