Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Тема: Надо ли охранять болота?

Урок по данной теме позволяет дать представление учащимся о сообществе болото.

Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления знаний

  1. Цели: Дать представление учащимся о значении болот для природы, умений выявлять взаимосвязи компонентов природы на примере болот.


Обучающие задачи: сформулировать определение природного сообщества болота

Задачи развития: развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, привлекать имеющиеся знания и личный опыт.

Задачи воспитания: Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей.

Оборудование ТСО: компьютер

                        Структура  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы. Результаты этапа

1

Организационный момент (1 мин)

Приветствие учащихся.

Приветствие учащихся

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка домашнего задания (актуализация знаний)

(10 мин)

Проверка выполнения домашнего задания. Опрос

 

Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы:

Методы:

Результаты:

1.Самоконтроль и самооценка собственных знаний по теме, выявление пробелов и их коррекция.

2. актуализация ранее изученных знаний, применение их при изучении новой темы.

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Перечислите природные сообщества.

Сегодня урок будет тоже посвящён сообществу, а какому вы сейчас отгадаете

Все обходят это место;

 Здесь земля как будто тесто;

 Здесь осока, кочки, мхи;

Нет опоры для ноги. 

Болото - это особое природное сообщество. Болотом  называют   избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности  и со слоем торфа не менее 30 см.

Слайд 1

О природных сообществах

Слайд 2,3,4

Болото

5-6

3

4

Целеполагание и мотивация

 ( 3 мин)

 

Первичное усвоение материала

 (20 мин)

- Раньше в природе всё было одушевлённо. Болото имело своих духов. Идёшь по лесу никого и вдруг, тебе кажется, что кто–то окликает тебя, зовёт – уж не леший ли? Леший – лесной дух, очень любят лешие прятаться в стволах деревьев. С виду дерево как дерево, а в стволе леший сидит.

 Болото, топи – это очень сырые участки земли. С ними связано много легенд, что живут на болоте лешие, кикиморы болотные. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечистью. И человек сторонился этих гнилых мест.

 

А вы хотели бы оказаться на болоте?

Совершенно отвратительное место.

С начала 20 века люди стали осушать болота.

Прочитайте какую пользу приносит осушение болот. Подчеркните карандашиком.

Назовите что хорошего принесло осушение болот.

Люди думали, что осушая болота, они не только расширяют земельные угодья, но и помогают природе. Так ли это?

Нужны нам болота или нет? Надо ли их охранять? Спасать от уничтожения.

Это нам и предстоит выяснить. Какова тема урока? А чтобы ответить на этот сложный вопрос мы взвесим все за и против.

Работа в паре

( У детей на столе лист поделен на 2 колонки за и против)

Прочитайте стр 63 2ой абзац

Что важного вы узнали о болоте

Болото важное звено круговорота воды на земле, накопители и регуляторы пресной воды. Они, как губка, сохраняют влагу. Многие реки берут начало из болот. Когда много воды болота её впитывают, когда наступает засуха - отдают воду рекам. Без болот многие реки мелеют и пропадают.

Запишите что вы считаете положительным и отрицательным

- Что на болоте растёт?

 И какая польза от этого?

Чтение текста учебника и дополнительного материала чтения

Занесите наблюдения в листочки.

Отгадайте загадку

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

Чтение текста учебника

Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяются под землей и его очень трудно тушить.

Занесите наблюдения в листочки.

Кто живёт на болотах.

Работа по слайдам.

Вывод

Болота это места обитания многих животных это их дом.

Занесите наблюдения в листочки.

Какое значение имеют болота в жизни людей?

Подведение итогов

Какие за и против вы указали.

Какой вывод можно сделать?

Слайд7-9

Прослушивание фонограммы

Слайд10

Формулируют тему урока, сверяют с учебником.

Надо ли охранять болота?

11-14

Болото природное водохранилище пресной воды

Слайд15-22,

Слайд 23, 24

Слайд 25 -36

Можно сделать вывод, что осушению болот надо подходить осторожно, поскольку оно может привести к непредвиденным и нежелательным последствиям. Большое значение имеет научно обоснованный  выбор тех мероприятий, которые сведут к минимуму или вообще не вызовут отрицательных изменений в природной среде. При хозяйственном использовании болот нужно предварительно проводить специальные исследования, чтобы определить допустимые пределы вмешательства. Необходимо также разумно сочетать использование болот с их охраной. Для этого на территории естественных болотных массивов надо создавать заповедники и заказники.

Методы: эвристическая беседа с учащимися

Результаты: Появляется внутренняя потребность уч-ся включения в учебную деятельность

Методы: эвристическая беседа

Результаты:

5

6

Рефлексия          (4 мин)

Подведение итогов

Сегодня на уроке мне понравилось ….

Самым полезным для меня было …

Я столкнулся с трудностями при…

У меня хорошо получилось….

- Удалось выполнить за урок то, что запланировали?

Осуществляют самооценку.

Методы: рефлексия

 учебно-познавательной  деятельности

Результаты:

Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

7

Информация о домашнем задании (1 мин)

Прочитать с83-85

Записывают домашнее задание в дневники.

Результаты: выполнение домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

        

Текст № 2

 «Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику – та растет, и ее видишь: стебелечек  тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны маленькие листочки, и у листиков сидят  мелким горошком чернички – черные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики темно зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью политым. Еще растет на болоте голубика кустиком – ягода голубая, ягода более крупная, не пройдешь не заметив. В глухих местах, где живут глухари, встречается костяника – красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна единственная ягода клюква, особенно ранней весной прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только когда ее уже много собирается на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто - то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной Ягодиной зеленую ниточку со многими клюквинами. Захочешь и можешь вытянуть себе целое ожерелье крупных кроваво - красных ягод.»

М.М. Пришвин называл болото «кладовой солнца» - из-за богатой растительности.

Текст № 1

Осушение болот  даёт возможность изменять природные условия в направлении, необходимом для  человека. Во многих случаях это приводит к созданию благоприятных условий для существования полезной флоры и фауны, позволяет повышать плодородие земли, обеспечивать устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур, увеличивает земельные угодья . Так, мелиорация  земель содействует производству кормов для животноводства, улучшает качество местности и природную среду в целом.

Очень важны и косвенные последствия мелиоративных работ – они способствуют уменьшению количества мошкары, клещей и других переносчиков болезней, сокращению или уничтожению очагов клещевого энцефалита.

На территории Тамбовской области болотами занята небольшая площадь. Расположены они по долинам рек, большая их часть находится в долине реки Цны. Болота, которые находятся в поймах и надпойменных террасах, питают грунтовые воды и из них берут начало многие небольшие реки области. Значительная часть болот превратилась в торфяники, самое большое из них – Голдым, чья площадь составляет более 1200 гектаров. На западной границе Тамбовской области в междуречье Иловая-Становая ряса находится около десяти сфагновых болот, каждое из которых имеет площадь от 6 до 8 гектаров. Клюквенное болото в долине реки Вороны и Кошелевское болото в пойме реки Цны являются памятниками природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе

1.     Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2.     Возраст обучающихся: 7 лет.3.     Название предмета: окр...

Урок окружающего мира с применением технологии проблемного обучения

Данный урок проводится во 2-м классе по теме "Из чего состоят все предметы?".Описаны приёмы проблемного обучения на уроке....

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Методическая разработка урока по математике с использованием технологии проблемного обучения

Цель урока: Познакомить с новым приёмом сложения на основе поразрядного принципа....

Технологическая карта урока физической культуры с использованием технологии проблемного обучения

Технологическая карта урока физической культуры во 2 классе, раздел : легкая атлетика. Тип урока: изучение нового материала. На уроке используется технология проблемного обучения....

Конспекта урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения...