Урок по окружающему миру 4 класс "Природное сообщество пресного водоёма"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Смирнова Галина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по окружающему миру35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Природное сообщество пресного водоёма»

Цель:  

- уточнить представление учащихся об условиях жизни в местах пресных водоёмах, расширить представления о разнообразии растений и животных водоёма, показать связи животных водоёмов с растениями и друг с другом;

-развивать кругозор учащихся, умение работать самостоятельно;

-воспитывать любовь к родным  местам, чувство бережного отношения к водоёмам.

Оборудование: гербарии, карточки, карта пресного водоёма, карта Краснодарского края.

Тип урока: изучение нового материала (предметный).

Ход  урока

  1. Организация внимания учащихся.

(класс разделён на 3 группы)

- приветствие;

- посадка.

II. Сообщение темы  и цели урока.

III. Минутка календаря.

- Какое сегодня время года?

- Почему вы так решили?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Какие апрельские приметы вы знаете?

- Какие стихотворения о весне вы знаете?

IY. Проверка домашнего задания.

  1. Индивидуальные задания.

Составить цепи питания.

ВОДОРОСЛИ- КАРАСЬ-ЩУКА

КАМЫШ- КОМАР- СТРЕКОЗА

ЭЛОДЕЯ- ГОЛОВАСТИК-  ЖУК- ПЛАВУНЕЦ

  1. Найдите гербарии растений водоёма.

Фронтальный опрос:

- Какие водоёмы вы знаете? (искусственные, естественные; пресные, солёные)

- В чём различие между искусственным  и естественным?

- Какие водоёмы в Краснодарском крае вы знаете? (показать на карте)

- какое значение имеет водоём в природе?

-В жизни людей?

- Почему водоём называют природным сообществом? (В нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны  между  собой. )

      Y. Работа над новым материалом.

        - Ребята, вы знаете, что в водоёме имеется всё необходимое для жизни: свет, тепло,    воздух, питательные вещества. Однако условия здесь такие благоприятные, как на лугу или в лесу. Самые благоприятные условия сложились в прибрежной части водоёма. Поэтому здесь встречается много разнообразных растений и животных.

        - Ребята, сейчас нам нужно заселить водоём растениями, животными, насекомыми.

У вас  на столах картинки обитателей разных водоёмов. Вам нужно выбрать только тех, которые обитают в пресном водоёме и прикрепить на  карту пресного водоёма:

I                        II                        III

Стрекоза                Жук-плавунец        Водомерка

Рогоз                        Камыш                Тростник

Кувшинка                Кубышка                Рдест плавающий

Рак                        Беззубка                Головастик

Щука                        Окунь                        Карась

Лягушка                Утка (кряква)                Кулик

Чайка                        Тюлень                Морж

- Ребята, послушайте короткое сообщения о некоторых обитателях водоёма приготовленные детьми, которые приготовили  их ранее. (О  бобрах. О цапле. О водомерке. О стрекозе. О рогозе. О кувшинке.)

- Ребята, сейчас мы вместе составим краткую характеристику растений пресного водоёма, в которой отмечаются особенности: стеблей (крепкий, прямой стебель, стоит прямо не гнётся. Н-р рогоз),  листьев (узкие и длинные, Н-р у рогоза и круглые у кувшинок), цветков (коричневая узкая шишка рогоза, красивые белые и жёлтые цветки кувшинки, кубышки), плоды (кувшинчики, мягкий белый пух).

-Ребята, охарактеризуем особенности животных обитающих в пресных водоёмах и их приспособленность к  среде  обитания.

- Какая форма тела? (обтекаемая у зверей, рыб)

-Что за приспособление есть у рыб (плавники)

- У лягушек? (перепонки между пальцами задних ног у лягушек)

- У кого ещё можно встретить это приспособление? (у водоплавающих птиц, зверей)

- Длинный голый хвост? (у зверей)

- Какую роль он выполняет? (роль руля)

YI. Закрепление.

  - Ребята, для  каждой  части водоёма характерны свои цепи питания. Составим в прибрежной части водоёма.

Рогоз – комар- лягушка- уж

Камыш- комар- стрекоза

- В  толще воды складываются другие  цепи питания:

Водоросли- карась-щука

Рдест плавающий – головастик- жук-плавунец

- Ребята, как живут все  обитатели водоёма между собой? (сообща)

- Какой  из  этого можно  сделать вывод о пресном водоёме? (пресный водоём – это природное сообщество)

- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

- Какие беды принёс человек водоёму?

(отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двусторонних моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных, загрязнение водоёмов отходами продуктов и т.д.)

- Что нужно делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось? (охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков санитаров, моллюсков- фильтров, не губить головастиков и лягушек).

- Молодцы! Думаю, что именно  так  вы  и будете поступать.

YII. Итог.

- Что  нового  узнали  на уроке?

- Отгадайте загадки:

Ползает наоборот,                У родителей и деток                        Пёстрая крякушка

Задом наперёд,                Вся одежда из монеток.                Ловит лягушек,

Всё под водой                        (рыбы)                        Ходит вразвалочку-

Хватает клешнёй (рак)                                                Спотыкалочку. (утка)

YIII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие "Пресное сообщество - пресный водоём"

Природное сообщество- пресный водоёмдля 4 класса...

Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"

Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможн...

Природное сообщество пресного водоёма

Урок «Природоведение» по учебнику А.А.Плешакова, 4 классЦели урока: Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма; познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов, с ...

Конспект урока по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс Программа Школа XXI

Технологическая карта к уроку по окружающему миру на тему "Природные сообщества" 3 класс . Урок проведён в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края". Цель урока: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами...

Технологическая карта урока по окружающему миру: "Природные сообщества"

Технологическая карта урока по окружающему миру:« Природные сообщества»...

Конспект урока по окружающему миру "Природное сообщество - болото", 3 класс

Цель: Создать условия  для  первоначального формирования понятия о болоте; познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот; рассказать об  использо...