Главные вкладки

    Урок по окружающему миру 4 класс "Природное сообщество пресного водоёма"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Смирнова Галина Викторовна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Урок по окружающему миру35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  «Природное сообщество пресного водоёма»

    Цель:  

    - уточнить представление учащихся об условиях жизни в местах пресных водоёмах, расширить представления о разнообразии растений и животных водоёма, показать связи животных водоёмов с растениями и друг с другом;

    -развивать кругозор учащихся, умение работать самостоятельно;

    -воспитывать любовь к родным  местам, чувство бережного отношения к водоёмам.

    Оборудование: гербарии, карточки, карта пресного водоёма, карта Краснодарского края.

    Тип урока: изучение нового материала (предметный).

    Ход  урока

    1. Организация внимания учащихся.

    (класс разделён на 3 группы)

    - приветствие;

    - посадка.

    II. Сообщение темы  и цели урока.

    III. Минутка календаря.

    - Какое сегодня время года?

    - Почему вы так решили?

    - Какой месяц?

    - Какое число?

    - Какие апрельские приметы вы знаете?

    - Какие стихотворения о весне вы знаете?

    IY. Проверка домашнего задания.

    1. Индивидуальные задания.

    Составить цепи питания.

    ВОДОРОСЛИ- КАРАСЬ-ЩУКА

    КАМЫШ- КОМАР- СТРЕКОЗА

    ЭЛОДЕЯ- ГОЛОВАСТИК-  ЖУК- ПЛАВУНЕЦ

    1. Найдите гербарии растений водоёма.

    Фронтальный опрос:

    - Какие водоёмы вы знаете? (искусственные, естественные; пресные, солёные)

    - В чём различие между искусственным  и естественным?

    - Какие водоёмы в Краснодарском крае вы знаете? (показать на карте)

    - какое значение имеет водоём в природе?

    -В жизни людей?

    - Почему водоём называют природным сообществом? (В нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны  между  собой. )

          Y. Работа над новым материалом.

            - Ребята, вы знаете, что в водоёме имеется всё необходимое для жизни: свет, тепло,    воздух, питательные вещества. Однако условия здесь такие благоприятные, как на лугу или в лесу. Самые благоприятные условия сложились в прибрежной части водоёма. Поэтому здесь встречается много разнообразных растений и животных.

            - Ребята, сейчас нам нужно заселить водоём растениями, животными, насекомыми.

    У вас  на столах картинки обитателей разных водоёмов. Вам нужно выбрать только тех, которые обитают в пресном водоёме и прикрепить на  карту пресного водоёма:

    I                        II                        III

    Стрекоза                Жук-плавунец        Водомерка

    Рогоз                        Камыш                Тростник

    Кувшинка                Кубышка                Рдест плавающий

    Рак                        Беззубка                Головастик

    Щука                        Окунь                        Карась

    Лягушка                Утка (кряква)                Кулик

    Чайка                        Тюлень                Морж

    - Ребята, послушайте короткое сообщения о некоторых обитателях водоёма приготовленные детьми, которые приготовили  их ранее. (О  бобрах. О цапле. О водомерке. О стрекозе. О рогозе. О кувшинке.)

    - Ребята, сейчас мы вместе составим краткую характеристику растений пресного водоёма, в которой отмечаются особенности: стеблей (крепкий, прямой стебель, стоит прямо не гнётся. Н-р рогоз),  листьев (узкие и длинные, Н-р у рогоза и круглые у кувшинок), цветков (коричневая узкая шишка рогоза, красивые белые и жёлтые цветки кувшинки, кубышки), плоды (кувшинчики, мягкий белый пух).

    -Ребята, охарактеризуем особенности животных обитающих в пресных водоёмах и их приспособленность к  среде  обитания.

    - Какая форма тела? (обтекаемая у зверей, рыб)

    -Что за приспособление есть у рыб (плавники)

    - У лягушек? (перепонки между пальцами задних ног у лягушек)

    - У кого ещё можно встретить это приспособление? (у водоплавающих птиц, зверей)

    - Длинный голый хвост? (у зверей)

    - Какую роль он выполняет? (роль руля)

    YI. Закрепление.

      - Ребята, для  каждой  части водоёма характерны свои цепи питания. Составим в прибрежной части водоёма.

    Рогоз – комар- лягушка- уж

    Камыш- комар- стрекоза

    - В  толще воды складываются другие  цепи питания:

    Водоросли- карась-щука

    Рдест плавающий – головастик- жук-плавунец

    - Ребята, как живут все  обитатели водоёма между собой? (сообща)

    - Какой  из  этого можно  сделать вывод о пресном водоёме? (пресный водоём – это природное сообщество)

    - Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

    - Какие беды принёс человек водоёму?

    (отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двусторонних моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных, загрязнение водоёмов отходами продуктов и т.д.)

    - Что нужно делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось? (охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков санитаров, моллюсков- фильтров, не губить головастиков и лягушек).

    - Молодцы! Думаю, что именно  так  вы  и будете поступать.

    YII. Итог.

    - Что  нового  узнали  на уроке?

    - Отгадайте загадки:

    Ползает наоборот,                У родителей и деток                        Пёстрая крякушка

    Задом наперёд,                Вся одежда из монеток.                Ловит лягушек,

    Всё под водой                        (рыбы)                        Ходит вразвалочку-

    Хватает клешнёй (рак)                                                Спотыкалочку. (утка)

    YIII. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - путешествие "Пресное сообщество - пресный водоём"

    Природное сообщество- пресный водоёмдля 4 класса...

    Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"

    Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможн...

    Природное сообщество пресного водоёма

    Урок «Природоведение» по учебнику А.А.Плешакова, 4 классЦели урока: Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма; познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов, с ...

    Конспект урока по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс Программа Школа XXI

    Технологическая карта к уроку по окружающему миру на тему "Природные сообщества" 3 класс . Урок проведён в соответствии с ФГОС...

    Урок по окружающему миру по теме " Жизнь пресного водоёма"

    Дети знакомятся с пресными водоёмами, с их животным и растительным миром....

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края"

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края". Цель урока: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами...

    Технологическая карта урока по окружающему миру: "Природные сообщества"

    Технологическая карта урока по окружающему миру:« Природные сообщества»...