Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Аксёнова Светлана Владимировна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края". 

Цель урока: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodoyomy_nashego_kraya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Водоемы нашего края».

Цели: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование: глобус, карта области (края, республики), схема реки, карточки со словами, компьютер, мультимедийный экран.

Ход урока:

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтоб тему урока узнать,

Выполните тест Букву правильного ответа вставьте в свои тетради

II.  Проверка знаний и умений

1. Фронтальная работа.

Тему урока мы узнали сейчас,

Но сначала о поверхности нашего края рассказ.  

(тестовая работа в тестах)

III. Работа над новой темой

Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я - река и океан.            

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

(Вода.)

Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего.

Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.) Слайд  

- Одинакова ли вода на вкус?   слайд +(Нет, вода бывает пресная и соленая.) Какая вода в водоемах нашего края?

Где вода соленая? (В морях и океанах.)

Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)               Слайд  +

Давайте  разделим названные водоемы на две группы по их происхождению.  слайд  Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

Запишем в тетрадях такую таблицу:                                           Слайд

Водоемы

Естественные

Искусственные

Река

Озеро

Море

Океан

Ручей

Канал

Водохранилище

Пруд

Назовите крупные реки России. слайд

1.Волга.

2.Лена.

3.Енисей.

4.Обь.

5.Амур.

- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.) слайд

А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?

(Устье.)

- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)

- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)

- А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?     Реки – Волга, Ока, Горьковское водохранилище и множество маленьких речушек, прудов, небольших озёр.          

- Назовите естественные водоемы.            

- Перечислите искусственные водоемы нашего края горьковское водохранилище   

Ответы детей дополняются рассказом учителя.

- На берегу какой реки расположен наш город?               

 - Какие озёра расположены вблизи нашего города?

- А теперь составьте рассказ-описание реки Волги  по плану на с. 145 вашего учебника.

1. Река Волга

2. За начало Волги принято считать источник, берущий начало из болота у села Волговерховье. Здесь начинает свой ход славная русская река Волга.

3. скорость течения невысокая

4. Кама является самым большим и мощным притоком Волги. Ока - второй по величине, после Камы, приток Волги

5. Впадает в Каспийское море

6. Зимой Волга замерзает

7. полыни, осок, молочаев. Различные виды рыб- окунь, ёрш, караси, земноводные – лягушки, жабы, черепахи,  много видов птиц

8. речную воду используют в хозяйстве и быту, сооружение гидроэлектростанций, в Атомной энергетике, химической промышленности, как транспортный путь

9. Люди загрязняют волгу выбросами с промышленных предприятий, и коммунальными стоками, обедняют запасы рыбы, нарушают равновесие экосистемы

10. Создаются очистные сооружения на предприятиях, в городах, разводится рыба

IV. Физкультминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

V. Работа по теме

1. Продолжение изучения новой темы.

- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей.)            

- А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики).    Слайд

-Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитай об этом учебнике на с. 146-147

-Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

VI. Закрепление изученного

-Ребята, а как мы должны вести себя у водоёмов?

Давайте вместе попытаемся составить памятку «Правила поведения у водоёмов».

Составление памятки «Правила поведения у водоёма». Работа проводится в парах.

После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.      слайд   Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Слайд      Задание «Подумай!» на с.156.

- Какое значение в природе имеют водоемы?

VII. Подведение итогов урока

Слайд  

  - Чтобы водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?

 Выставление оценок.

Домашнее задание