Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Аксёнова Светлана Владимировна

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе: "Водоёмы нашего края". 

    Цель урока: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vodoyomy_nashego_kraya.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Водоемы нашего края».

    Цели: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

    Оборудование: глобус, карта области (края, республики), схема реки, карточки со словами, компьютер, мультимедийный экран.

    Ход урока:

    I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

    Сегодня мы отправимся туда,

    Где пресная плещется вода.

    Чтоб тему урока узнать,

    Выполните тест Букву правильного ответа вставьте в свои тетради

    II.  Проверка знаний и умений

    1. Фронтальная работа.

    Тему урока мы узнали сейчас,

    Но сначала о поверхности нашего края рассказ.  

    (тестовая работа в тестах)

    III. Работа над новой темой

    Разгадайте, ребятки, такую загадку:

    Я и тучка, и туман, я - река и океан.            

    Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

    (Вода.)

    Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

    Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего.

    Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.) Слайд  

    - Одинакова ли вода на вкус?   слайд +(Нет, вода бывает пресная и соленая.) Какая вода в водоемах нашего края?

    Где вода соленая? (В морях и океанах.)

    Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)               Слайд  +

    Давайте  разделим названные водоемы на две группы по их происхождению.  слайд  Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

    Запишем в тетрадях такую таблицу:                                           Слайд

    Водоемы

    Естественные

    Искусственные

    Река

    Озеро

    Море

    Океан

    Ручей

    Канал

    Водохранилище

    Пруд

    Назовите крупные реки России. слайд

    1.Волга.

    2.Лена.

    3.Енисей.

    4.Обь.

    5.Амур.

    - Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.) слайд

    А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?

    (Устье.)

    - Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)

    - А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)

    - А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?     Реки – Волга, Ока, Горьковское водохранилище и множество маленьких речушек, прудов, небольших озёр.          

    - Назовите естественные водоемы.            

    - Перечислите искусственные водоемы нашего края горьковское водохранилище   

    Ответы детей дополняются рассказом учителя.

    - На берегу какой реки расположен наш город?               

     - Какие озёра расположены вблизи нашего города?

    - А теперь составьте рассказ-описание реки Волги  по плану на с. 145 вашего учебника.

    1. Река Волга

    2. За начало Волги принято считать источник, берущий начало из болота у села Волговерховье. Здесь начинает свой ход славная русская река Волга.

    3. скорость течения невысокая

    4. Кама является самым большим и мощным притоком Волги. Ока - второй по величине, после Камы, приток Волги

    5. Впадает в Каспийское море

    6. Зимой Волга замерзает

    7. полыни, осок, молочаев. Различные виды рыб- окунь, ёрш, караси, земноводные – лягушки, жабы, черепахи,  много видов птиц

    8. речную воду используют в хозяйстве и быту, сооружение гидроэлектростанций, в Атомной энергетике, химической промышленности, как транспортный путь

    9. Люди загрязняют волгу выбросами с промышленных предприятий, и коммунальными стоками, обедняют запасы рыбы, нарушают равновесие экосистемы

    10. Создаются очистные сооружения на предприятиях, в городах, разводится рыба

    IV. Физкультминутка

    Мы немного отдохнем,

    Встанем, глубоко вздохнем,

    Руки в стороны, вперед.

    Мы на пляже,

    Солнце жжет.

    Побежим скорее в реку,

    Окунемся, поплывем.

    Ах, какая благодать!

    Но и меру надо знать.

    Побежим скорее в класс,

    Там послушаем рассказ.

    V. Работа по теме

    1. Продолжение изучения новой темы.

    - О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей.)            

    - А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики).    Слайд

    -Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитай об этом учебнике на с. 146-147

    -Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

    В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

    VI. Закрепление изученного

    -Ребята, а как мы должны вести себя у водоёмов?

    Давайте вместе попытаемся составить памятку «Правила поведения у водоёмов».

    Составление памятки «Правила поведения у водоёма». Работа проводится в парах.

    После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.      слайд   Памятка

    1. Не бросай мусор в воду.

    2. Не оставляй мусор на берегу.

    3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

    - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

    Слайд      Задание «Подумай!» на с.156.

    - Какое значение в природе имеют водоемы?

    VII. Подведение итогов урока

    Слайд  

      - Чтобы водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?

     Выставление оценок.

    Домашнее задание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

    План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."

    Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области.  Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Мат...

    Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"

    Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...

    Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс

    Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю....

    Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экономика родного края"

    Класс: 3 «б»Тема урока: Экономика родного краяЦель урока: Создать проектПланируемые результаты: Предметные: развить кругозор учащихся; создать проект по теме....