Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Никифорова Людмила Аркадьевна

Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_po_okruzh.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по программе «Школа России»

Тема урока: Водоёмы нашего края.                        

Цель  урока:  формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

Задачи урока: 1) формировать представления учащихся о водоёмах нашего края, познакомить с естественными и искусственными водоёмами и их  значением; 2) развивать    познавательный    интерес; умение рассуждать, анализировать, выделять главное.                        

Оборудование: глобус, карта области, рисунки учащихся,        картины с изображением рек и озёр Самарской области, контурные карты у каждого ученика, кроссворд.                

Ход урока

В

О

Д

О

Ё

М

Ы

I. Организация учащихся                        

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтоб тему урока узнать,                                                                                          

Кроссворд нам надо разгадать!

Вопросы к кроссворду:                        

1.   Форма  поверхности,   имеющая   крутой  осыпающийся склон. 2. Место, где река берёт своё начало. 3. Нижняя часть горы, холма. 4. Есть у оврага, холма, горы. 5. Самоё тёплое        море России. 6. Форма поверхности. 7. Вся территория         земной поверхности разделена на природные...

- Итак, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Водоёмы).

- Мы совершим путешествие в страну водоёмов. Вам предстоит узнать, на какие группы делятся водоёмы, каково их значение.                                                                                                                                         

II. Работа над новой темой                

-Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я - река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

-Каким цветом на карте обозначена вода?

-Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (2/3 земной

поверхности занимает вода)

-Одинакова ли вода на вкус? (пресная и солёная)

-Какая вода в водоёмах нашего края? (пресная)

-Где вода солёная? (в море, океане)

-Какие водоёмы вы знаете? (река, море, океан, озеро, пруд, водохранилище,

канал)

-Давайте разделим названные водоёмы на 2 группы по их происхождению.

Ш.Работа в рабочих тетрадях

1. Запишем в тетрадях такую таблицу:(№ 1 страница 49)

Естественные водоёмы                              Искусственные водоёмы

Река                                                                   Канал

Море                                                             Водохранилище

Озеро                                                                 Пруд

Океан

Ручей

2. Вывод

-Сделаем первую остановку и подведём итог, что мы узнали о водоёмах.

(Водоёмы бывают естественные и искусственные)

- А теперь продолжим путешествие по реке, на которой расположен наш город.

-А на берегу какой реки расположен Тольятти? (на берегу Волги)

-Как образно называют нашу реку? Почему? (Волга-матушка, кормилица)

З. Работа по карте области и контурной карте

Учитель: Волга - одна из крупнейших рек Европы. (Показ на карте истока и устья реки.)

Работа по контурной карте: Найдите и раскрасьте Волгу на своих картах.

4. Выступление учащихся с индивидуальным заданием

1 ученик с сообщением о Волге.                                                 

-А теперь нам предстоит совершить путешествие по малым рекам области.

 Кроме Волги малых рек насчитывается 120. Основными реками являются Самара, Сок, Уса, Большой Черемшан и другие.

2 ученик с сообщением о реке Уса.   

3 ученик с сообщением о реке Сок.

Учитель: На территории Самарской области зарегистрированы более 1000 озёр. Они небольшие, но живописные. Наиболее крупные: Каменное, Серное, Яицкое. ( Демонстрация иллюстраций рек, озёр)

5. Краткая беседа о значении ГЭС

 -На реке Волга размещён ряд крупных гидроэлектростанций, для функционирования которых человек соорудил огромные водохранилища. На территории Самарской области их 2 - Жигулёвское и Саратовское. Наша Жигулёвская ГЭС регулирует сток воды в Волге, обеспечивает создание судоходных глубин и создаёт благоприятные условия для орошения засушливых земель Заволжья.

 Но наличие этих двух огромных водохранилищ отрицательно повлияло на растительный и животный мир. В районе городов Тольятти, Самара уже не ловятся такие породы ценных рыб, как осётр, севрюга, белуга.                                                                                                                                                                                                                                             

6. Работа с рисунками учащихся

-Сделаем следующую остановку и обратим внимание на рисунки наших ребят. Вот какой они видят Волгу. (Авторы рисунков кратко комментируют их).

-Что мы можем сказать о значении водоёмов в природе и жизни людей? (Место отдыха, для перевозки грузов, для ловли рыб и т.д.)

7. Рабочая тетрадь (задание №5, составь схему «Значение водоёмов в природе и жизни людей»)

-Запишем наши ответы в рабочих тетрадях.

Учитель: Да, значение водоёмов очень велико, потому что без воды не  могут существовать  ни человек,   ни растения,   ни животные.

-А всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у водоёма? (ответы уч-ся)

IV. Работа с учебником

 -Сделаем ещё одну остановку и узнаем, как взрослые и дети должны охранять водоёмы?

Чтение статьи в учебнике на странице 156

-В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где отработанная в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что в воде растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в большом количестве опасно для водоёмов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоём, что опасно для всего живого.

V. Закрепление (Рабочая тетрадь №6)

- Давайте запишем в тетрадях правила, которые должен соблюдать каждый человек.

Запрещается:

1) спускать в водоёмы сточные воды заводов, фабрик;

2) бросать мусор в реку;

3) оставлять удобрения на берегу реки;

4) мыть транспортные средства на берегу реки;

VI. Подведение итогов

-Вот и завершили мы путешествие в страну водоёмов.

- С чем познакомились во время него?

- Что нового узнали? (научились различать водоёмы, работать с контурной картой, выбирать нужную информацию)

VII. Домашнее задание: приготовить сообщение о водоёмах нашего края, отметить основные реки на контурной карте.

VIII. Выставление оценок.

Сообщения учащихся:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"

Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."...

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."...

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: Наши предки – древесные жители

Каждый ученик должен знать о происхождении человека. Об сходствах и различиях человека и обезьян...

Открытый урок по окружающему миру "Пять наших помощников"

Урок по системе "Школа 2100", направленный на введение понятий органов чувств на основе развития критического мышления....