окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Носкова Крестина Александровна

тема: "Для чего нужна экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chemu_uchit_ekonomika.doc135.5 КБ
Файл slova.docx13.07 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация.

Урок  «Для чего нужна экономика»  проводится по окружающему миру в 3классе, УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А. . Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».  В процессе урока учащиеся познакомятся с такими понятиями как «потребность», «товар», «услуга», «экономика».

Тема: Для чего нужна экономика.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель: Носкова Крестина Александровна

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • компьютер, проектор, экран;
  • учебник (А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 3 класс. Часть 2)
  • рабочая тетрадь (А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 3 класс. Часть 2)

  • Технологическая карта изучения темы

Тема:

Экономика и экология.

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока:

Способствовать формированию понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.

Задачи урока:

Личностные УУД:

-        мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные  результаты:

- знать о «потребностях»,  «товаре», «услуге»;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о «потребностях» человека;

- приводить примеры;

- раскрывать роль экономики в нашей жизни;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности экономики в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;

 Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                                     Ход урока.

Мотивация учащихся

Тема является не самой популярной среди младших школьников. Они имеют мало информации об этом.  Для данного урока важно познакомить с новым для них значением слова «экономика» и развить кругозор обучающихся. Усилить мотивацию детей к изучению данной темы нужно техническими средствами (использование компьютера, интерактивной доски)

                                     1 этап: Организационный момент.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

1.Организация учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Крестина Александровна.

- Наш урок я хочу начать со стихотворения.

Учитель читает вместе с детьми. Слайд 2

Стоят, читают стих,  садятся.

-   Мамы и папы ушли на работу,

Пользу приносят они всей стране.

Мы с тобой тоже за партой работаем,

Знанья добыть нужно мне и тебе.

Пожелаем  мы трудиться

И успехов  всем добиться!

2 этап: Актуализация знаний

Цель этапа: Подготовить к восприятию нового материала.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.

Учитель: 

- Ребята, скажите, пожалуйста, что необходимо растению для жизни? Слайд 3

- А что нужно человеку для жизни? Слайд 4

- Дополняет ответы учащихся.

- А как можно, одним словом назвать эти составляющие?

- Всё, что нужно людям для жизни называют ПОТРЕБНОСТЯМИ. (на доску)

Ученики отвечают, высказывают свои предположения.

воздух, пища, вода, свет, одежда, жильё, транспорт, книги, обувь,…

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;  готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экономике, потребности человека, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

- Это забота, любовь. А символом любви является сердце. У вас на партах лежат сердечки, положите их перед собой и напишите на них   ваше одно заветное  желание.

Значит и ваше желание тоже является потребностью.

- Так что же такое потребности?

Записывают на сердечке одно желание, после озвучивают его.

Предположение детей.

 Отвечают на вопрос:

 - жизненные необходимости, все, что нужно человеку.

- Но потребности, ребята делятся на группы.

А вот, чтобы узнать, какие это группы нам нужно  открыть страницу рабочей тетради 23 и внимательно прочитать стихотворение «Чего нельзя купить?» В.  Орловой.    

- сейчас мы поработаем группами.  Ребята 1 ряда подчеркнут карандашом, какие потребности можно купить. Ребята 2 ряда подчеркнут, какие потребности не покупаются.  Ну а ребята 3 ряда будут вас проверять.

- давайте проверим, что у нас получилось.

- Скажите, ребята, кто дает нам потребности, которые нельзя купить?

- совершенно верно. Первая группа потребностей – природная.

- Обратите внимание на слайд! Что делают  здесь дети?

Слайд 5

-Общаются,  и мы с вами общаемся, какие потребности возникают у нас при общении в классе в семье?

- А можно ли эти потребности купить?        

- запишите в рабочую тетрадь такие потребности, которые не покупаются.

- Кто может озвучить, что написали?

- Подведём итог нашей беседы!!! Слайд 6.

Сегодня на уроке больше внимания уделим потребностям, которые удовлетворяет экономика… (слово на доску)

- А откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?

-Всё это дает нам экономика.

-чтение стихотворения.

росу, птичье пение в лесу, лес, родник, поля –природа  т.е. потребности, которые нам даёт природа

проверка.  

Природа.

общаются, играют

дружеские, заботливые, любовь.

Нет

Отвечает один учащийся

- Ребята, а может кто-нибудь вспомнит, что такое экономика? Эту тему вы изучали во 2 классе.

Рассказ учителя о понятии «экономика»

Слайд 7

- слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство».

А «номос» - означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства.

- Какова же главная задача экономики?

Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей. Слайд 8

Высказывают свои предположения.

Смотрят слайды

Слушают рассказ учителя.

Предположение детей.

  1. Этап:  Первичное закрепление

Цель: проверить первычные знания.

Формирующие УУД: развитие внимания, мыслительных операций (анализ синтез), развитие диалоговой речи, умение слушать других.

- А теперь поиграем в игру «Отгадай потребности»

Я лежу болею

Сам себя жалею

Лешенька, Лешенька, сделай одолжение.

Выучи, Алешенька, таблицу умножения.

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

 - молодцы.

- Что производят люди, для удовлетворения своих потребностей?

-Но не все товары мы можем ощутить, потрогать.

Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это и называется услугами. (на доску)

Потребность в медицине.

Потребность в обучении.

Потребность в покупке посуды.

Предположение детей.

(товары) (на доску)

4)  Работа по учебнику.

-Что такое товары и услуги прочитайте на странице учебника 40.

– товары

– услуги.      Слайд 9

 - Спасибо. Прочитали, а теперь откройте страницу рабочей тетради 24  и выполните задание 4.

- Ребята как вы поняли, в чём отличие  товара от услуги?

Вы немного подустали. Тихо все мы дружно встали. Слайд 10

Физминутка.

(Будьте внимательны!)

 Сколько здесь услуг у нас, столько хлопните вы раз……(4)

Здесь товары есть у нас. Столько вы присядьте раз….. (5)

Сколько мастеров у нас,  столько прошагаем раз…(3)

Читают два учащихся.

Выписывают определения.

Выполняют упражнения

6 этап Закрепление полученных знаний

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний посредством текста.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;   осуществлять проверку;  осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  готовность слушать собеседника.

- Давайте ещё раз вспомним, что такое товары и услуги.  Слайд 11

Опираясь на выше знания выполните задание 8  страница рабочей тетради 25.

- а теперь давайте проверим.

-Назови несколько профессий людей, которые производят товары и услуги.

 -Проверим. Слайд 12

Ребята, думаю вы согласитесь со мной, что  товары и оказанные нам услуги должны быть хорошего качества. Что для этого нужно?

- Давайте вспомним из каких частей состоит экономика? (2 класс).

-Что включает в себя экономика? Слайд 13

- Все отрасли экономики взаимосвязаны между собой.

- Кто сможет привести примеры?

1 – строительство и промышленность

2 – торговля и транспорт

3 – с/х и транспорт.

- Молодцы, вы доказали тесную взаимосвязь между отраслями.

Развитие познавательной активности. 

То, что мы покупаем называется товарами.

Услуги – работа , которую люди выполняют для удовлетворения потребностей других людей.

Работа в рабочей тетради.

Развитие умения осуществлять умозаключения на основе раннее приобретённых знаний

(хорошо трудиться).

ЭКОНОМИКА-ТОРГОВЛЯ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ТРАНСПОРТ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СТРОИТЕЛЬСТВО.

Предположения детей.

- А сейчас, давайте мы с вами вернемся к вашим желаниям.

- На своем сердечке я написала: «Хочу купить сувенир».

- каким образом может осуществиться мое желание, с помощью услуги или с помощью товара?

- Верно, а какая профессия сможет выполнить мое желание?

- Конечно, вы правы.

- вот и вы сейчас напишите на сердечках, каким образом может осуществиться желание. И какая профессия сможет выполнить ваше желание.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Развитие умения самовыражаться, опираясь на полученные знания, личный опыт и наблюдения.

Товара

Продавец.

Записывают на сердечках способ удовлетворения своей потребности и необходимую для этого профессию.

Два учащихся зачитывают, что написали.

Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.

5.Рефлексивно-оценочный этап.

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

- Хорошо, но давайте мы с вами обобщим то, что сегодня на уроке узнали. Я предлагаю вам тест.

Раздать листочки.

Тест:

-Выпиши букву с правильным ответом.

1) Закончи определение: экономика- это….

С) наука

Е) возможность заработать деньги

М) искусство ведения хозяйства

2) Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

К) промышленность

О) сельское хозяйство

У) торговля.

3) Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

Л) промышленность

Н) с/х

А) торговля.

4) Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

З) промышленность

Х) с/х

О) торговля.

5) Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

П) торговля

Д) транспорт

Ю) строительство.

6) Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

Ц) строительство

Г) торговля

И) транспорт.

7) Продолжи фразу: «Все отрасли экономики……»

Я) иногда пересекаются

Ж) самостоятельны

Ы) тесно взаимосвязаны.

-Какое слово у вас получилось?

- Те ребята, у которых получилось слово «молодцы» получают оценку 5. А те ребята, у которых одна буква оказалась неправильной получают 4. А остальные ребята, не отчаивайтесь, ведь будут еще уроки, где вы обязательно добьетесь высоких результатов.

-Вы действительно молодцы….. слайд 14

Выполнение теста.

Молодцы.

Рефлексия

Учитель: −Что нового вы узнали на уроке?

 - Чему вы сегодня    учились на уроке?

- Что поняли?

- Что вас удивило?

Пусть каждый из вас скажет себе…

Оценить вам свою работу на уроке помогут сигнальные карточки.

Слайд 15

- Вы выбираете красный  -  если вы довольны своей работой, у вас все получалось, не было трудностей.

желтый          –  выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все получалось.

зеленый – те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не получалось на уроке.

Инструктаж домашнего задания.

Слайд 16

Объясняет домашнее задание:

Прочитать текст, страница учебника 38-40

Выполнить задание 2,5,7 страница рабочей тетради 23-25.

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок! Слайд 17

Дети встают и продолжают высказывание.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Используемые источники:

  1. Интернет – ресурсы с сайтов:

http://photos.lifeisphoto.ru/24/2/241415.jpg  - потрескавшаяся  земля;

http://lol54.ru/uploads/posts/2009-06/thumbs/1244256082_truby.jpg   дым из труб;

http://forum.veterinarian.ru/uploads/post-6-1194895066.jpg  птица;

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/245/30245758_1218113305_trash.jpg   мусор на пляже;

http://www.redom.ru/img/gallery/59/1056.JPG   цепочка;

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/sh/shar/zel/krug09.png  зеленый круг;

http://i019.radikal.ru/0711/24/d7ff1c2a8152.png         солнце      

 

В слайд-шоу использована музыка с сайтов:

http://konter-strike.ucoz.ru/_ld/0/38_28_CSSoundc4    звук взрыва;

http://www.9maya.ru/2009/05/27/minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v-mp3.html     метроном;

http://www.zaycev.net/download.php?ass=%C4%E6%E5%E9%EC%F1+%CB%E0%F1%F2_-_%CE%E4%E8%ED%EE%EA%E8%E9+%EF%E0%F1%F2%F3%F5.mp3&id  Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

  1. фото из личного архива автора;
  2. Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков. – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2010., стр. 29-34.
  3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

Используемые источники:

  1. Интернет – ресурсы с сайтов:

http://photos.lifeisphoto.ru/24/2/241415.jpg  - потрескавшаяся  земля;

http://lol54.ru/uploads/posts/2009-06/thumbs/1244256082_truby.jpg   дым из труб;

http://forum.veterinarian.ru/uploads/post-6-1194895066.jpg  птица;

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/245/30245758_1218113305_trash.jpg   мусор на пляже;

http://www.redom.ru/img/gallery/59/1056.JPG   цепочка;

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/sh/shar/zel/krug09.png  зеленый круг;

http://i019.radikal.ru/0711/24/d7ff1c2a8152.png         солнце      

 

В слайд-шоу использована музыка с сайтов:

http://konter-strike.ucoz.ru/_ld/0/38_28_CSSoundc4    звук взрыва;

http://www.9maya.ru/2009/05/27/minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v-mp3.html     метроном;

http://www.zaycev.net/download.php?ass=%C4%E6%E5%E9%EC%F1+%CB%E0%F1%F2_-_%CE%E4%E8%ED%EE%EA%E8%E9+%EF%E0%F1%F2%F3%F5.mp3&id  Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

  1. фото из личного архива автора;
  2. Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков. – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2010., стр. 29-34.
  3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.



Предварительный просмотр:

потребность

товар

услуга

экономика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...