раздаточный материал к уроку "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Задание для группы №1:
- Прочитайте текст «1941 год»
- Подготовьте выступление о значимых событиях 1941 года.
- Расскажите и покажите на карте границы нападения фашистских войск.
- Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли в 1941 году...
1941 год
22 июня 1941 года без объявления войны германские войска и их союзники напали на нашу страну - Советский Союз, собрав колоссальную армию вторжения. Граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Силы были неравны. В Красной Армии на вооружении не хватало современной техники. Эта одна из причин почему советские войска несли огромные потери.
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Брестская крепость по плану немцев должна была быть взята в течение восьми часов. К моменту нападения в крепости находилось около 8 тысяч военнослужащих. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Фашисты окружили крепость, штурмовали со всех сторон. Большинство защитников Брестской крепости попало в плен или были убиты.
Стоял октябрь 1941 года, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в неё и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда не терпел такого поражения. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К.Жуков. Московская битва имела огромное значение: был развеян миф о непобедимости германской армии.
Тяжёлое испытание выпало на долю жителей Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). 900 дней длилась блокада. Ленинградцы героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но не смотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков. Точно известно, что только в 1942 году умерло более 463 тысяч ленинградцев, подавляющее большинство – от голода. В самый тяжелый период в истории блокады норма выдачи хлеба населению снижались 5 раз. Рабочие получали 250 грамм хлеба в день, служащие, старики и дети - 125 грамм. Ленинградцам-детям блокадного города пришлось вместе с взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Они встали к станкам на военных заводах, на чердаках тушили зажигательные бомбы, ухаживали за ранеными и больными. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
Задание для группы №2:
- Прочитайте текст «1942 год».
- Составьте рассказ о значимой битве этого года.
- Занесите в таблицу сравнения данные о вооружении Красной Армии и фашисткой Германии в момент Сталинградской битвы. Сделайте вывод.
- Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли в 1942 году...
1942 год
Сталинградская битва одна из величайших битв ВОв. Произошла на берегах реки Волги вблизи г. Сталинграда (ныне г. Волгоград). Битва положила начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. 200 дней и ночей - продолжалась Сталинградская битва. Всего в составе советских войск в тот период насчитывалось 187 тысяч человек, 360 танков, 337 самолетов, 7900 орудий и минометов. На Сталинградском направлении немецко-фашистское командование сосредоточило сильную ударную группировку из стран, воевавших на их стороне. Враг сосредоточил 250 тысяч человек, около 740 танков, 1200 самолетов, 7500 орудий и минометов.
В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал центром обороны города. Мамаев курган – называли главной высотой России. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над всей округой. Вот почему здесь 200 дней и ночей бушевала жесточайшая битва.
Сражения шли на улицах города. Каждый дом становился оборонным укреплением. Во время бомбардировки уцелел 4-этажный дом. Сержант Яков Федотович Павлов с тремя бойцами проник в дом и в течение двух суток удерживал его. На третьи сутки прибыло подкрепление из 20 человек. Этот маленький гарнизон в течение 58 суток успешно отбивал каждый день по 12 -15 вражеских атак. Немцы назвали его неприступной крепостью. А в памяти нашего народа он запомнился как дом Павлова.
Сталинградская битва проявила примеры массового героизма, в которых ярко проявились лучшие качества воинов-патриотов — от солдата до маршала. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны.
Задание для группы №3:
- Прочитайте текст «1943 год»
- Подготовьте выступление о сражении на Курской дуге. Покажите на карте места военных действий.
- Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли в 1943 году....
1943 год
Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.
В 1943 немецкое командование разработало план операции "Цитадель", целью которого был разгром советских войск на Курской дуге. В операции немецкое командование решило продемонстрировать новую боевую технику - тяжёлые танки «Тигр». Основной удар немецкое командование решило нанести танковыми соединениями и корпусами. В районе наступления противник сосредоточил 50 дивизий общей численностью в 900 тыс. человек; 16,5 тыс. танков, 2 тыс. самолётов.
Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах. Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. Окончательно похоронило гитлеровскую операцию "Цитадель" крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под деревней Прохоровка. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления.
За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Курской дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне в пользу Советской Армии.
Победа под Курском явилась результатом великого подвига Советских Вооруженных Сил и самоотверженного труда советского народа.
Задание для группы №4:
- Прочитайте текст «1944-1945 г.г.»
- Подготовьте выступление о событиях 1944-1945 г.г. Покажите на карте страны, освобождённые Красной Армией.
- Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли в 1944-1945 г.г. ...
1944-1945 годы
Красная Армия не только разгромила сильного противника на своей территории, но и вступила на территорию ряда европейских государств как освободительница. Более 7 миллионов советских воинов почти 15 месяцев вели ожесточенные бои с врагом на территории 13 стран.
Военные действия 1944-1945 гг. стали периодом наступления Красной Армии. К осени 1944 г. территория Советского Союза была очищена от немецких войск. Началось освобождение Европы. В мае 1944 г. советскими войсками освобождены города Латвии, Литвы. К апрелю 1944 г. освобождены Венгрия, Чехословакия. На территории этих стран погибли более 1 миллиона советских воинов. В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников - США, Англии. Франции. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооружённых сил фашисткой Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.
История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. В результате фашистского нашествия в руины превратились десятки тысяч городов и деревень, наша страна потеряла около 27 млн. человек.
Задание для группы №5:
- Прочитайте текст «Вклад куединцев в Победу ВОв»
- Расскажите о том, как куединцы помогали фронту.
Вклад куединцев в Победу ВОв
13419 куединцев ушло на фронт, более 5 тысяч не вернулось. Осенью 1941 года один из московских аэроклубов был эвакуирован в Куеду. Курсанты, овладев боевым самолетом, с аэродромов улетали на фронт на своих самолетах. Лётная школа находилась в Куеде до 1944 года, затем была переведена в г. Таганрог. Осенью 1941 года в Куеду эвакуируется ещё один московский аэроклуб по подготовке лётчиков для морской авиации.
Жители нашего района и поселка помогали фронту: сдавали в фонд обороны продукты питания, одежду, собирали посылки для воинов. Своим самоотверженным трудом куединцы стремились помочь и поддержать Советскую армию в разгроме фашистских захватчиков. Для бойцов жители района и поселка шили теплую одежду, полушубки, вязали варежки и носки, катали валенки. Отправляли посылки с книгами, продуктами питания. В годы войны Куединский район шефствовал (т.е. оказывал помощь) над 12–м Гвардейским пушечно-артиллерийским Краснознаменным полком-бригадой. В 1942 году взяли на себя обязательства завершить досрочно уборку урожая всех культур и выполнить план поставок государству зерна и овощей, увеличить выпуск местной продукции. 24 августа 1944 года Куединскому району за самоотверженный труд было вручено переходящее знамя Северо-Западного фронт. Это знамя район удерживал до окончания Великой Отечественной войны.
17 октября 1942 года в Куеду приехала делегация от бойцов, командиров 2-го полка. На встречах рассказывали о героизме защитников нашей родины, просили об оказании помощи фронту. Для воинов полка куединцы собрали подарки: продукты питания, теплые вещи. Вагон с грузом был отправлен на адрес артиллерийского полка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"
Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...
Мы этой памяти верны», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Материал для литературно-музыкальной композиции
История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира - война 1941 - 1945 годов. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь наше...
«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны
Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...
Материал для классного часа "Имена героев Великой Отечественной войны на карте города"
Буклет по теме...
Дополнительный материал к классному часу о Великой Отечественной войне - "Пионеры- герои"
В данной статье собраны материалы о пионерах - героях....