Разработка урока по курсу окружающий мир в 4 классе по теме "Мир глазами астронома"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Серебрякова Евгения Олеговна

Данная разработка урока предназначена для учащихся 4 класса на уроке окружающего мира  по теме "Мир глазами астронома"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:       Мир  глазами астронома.

Задачи:   Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную –

       астрономией;

              Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать

      представление о них;

             Сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе  

               Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде.

                План  урока

1.  Организационный момент

2.  Сообщение темы урока.

       Слайд №1        

                 

                     - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

        Проверить ваши предположения нам поможет кроссворд, правильно разгадав который, вы узнаете тему сегодняшнего урока.  

                

                                 (кроссворд на доске)

        

1г

р

а

н

и

т

2с

и

р

и

у

с

3б

а

р

т

е

р

4п

а

р

и

ж

5т

е

л

е

с

к

о

п

6н

е

в

а

7э

к

о

л

 о

г

и

я

8з

е

м

л

я

9м

и

н

с

к

10б

а

ш

н

я

  1. Самое прочное полезное ископаемое.
  2. Самая яркая звезда на небе.
  3. Прямой обмен одних товаров на другие.
  4. Столица Франции.
  5. Прибор, с помощью которого изучают небесные тела.
  6. На этой реке стоит город Санкт-Петербург.
  7. Наука, изучающая взаимосвязи между живой и неживой природой.
  8. Третья планета Солнечной системы.
  9. Столица Белоруссии.
  10.  Самая знаменитая достопримечательность Парижа.  

    Ключевое слово – астрономия.

- Кто слышал такое слово?  Кто знает, что  такое астрономия?

      Слайд №2                      

    - А кто такие астрономы?

                                            - Что они изучают?

                                 - Что изучает наука астрономия?   (Предположения детей.  

                                                                                                     Щелчок – картинки)        

 Назовите тему сегодняшнего урока.

         Слайд №3

  Давайте проверим ваши предположения:

       - Кто такие астрономы?  (щелчок)        

       - Что изучает наука астрономия?  (щелчок)

Слайд №4

 

- С помощью чего астрономы изучают  звёзды и другие  

                                    небесные тела?

                               -  Как называется здание, в котором люди занимаются

                                    наблюдением и изучение небесных тел?

Слайд №5

                Самый большой телескоп в мире установлен на горной вершине на Канарских островах. Диаметр его зеркала  10,4 метра.

3.  Работа по теме урока.

        3.1.  Знакомство с понятием «Вселенная»

Слайд №6                          Мир, Вселенная, Космос.

        - Как вы думаете, что обозначают все эти слова?

        С точки зрения астрономов, Мир – это Вселенная или Космос.

Сегодня мы должны ответить на вопрос: (щелчок)

                                

        - Как возникла Вселенная?

 

         Как предполагают учёные, Вселенная возникла в результате (щелчок)

                

        Мощного Большого взрыва, который произошёл примерно

  1. миллиардов лет назад

  3.2.  Солнечная система. 

        

Одной из составляющих Вселенной является Солнечная система. Существует несколько гипотез (предположений) о том, как родилась Солнечная система:

Слайд №7

        

                

Одни учёные считают, что это произошло в результате  космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскалённого солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.

                Другая гипотеза говорит о том, что Солнце и планеты возникли их одного и того же вращающегося раскалённого облака газа.

                Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскалёнными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.

                - А кто знает, что такое Солнечная система?

        Слайд №8

        Солнце и движущиеся вокруг него тела  

                                             составляют Солнечную систему.

                        - Какие небесные тела вы знаете?

             Слайд №9

        Астероиды, кометы, звёзды, планеты…

   

3.3.  Планеты Солнечной системы.

        Сейчас мы поговорим с вами о планетах Солнечной системы.

        - Сколько планет находится в Солнечной системе?

        - Кто может перечислить их?

        - Кто знает, какая планета первая от Солнца?

   (Заранее  подготовленные дети рассказывают о каждой из планет)

Слайд №10

        Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Она получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

        Венера – вторая от Солнца планета. Она носит имя богини красоты и выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

Слайд №11

Земля – третья планета от Солнца.  Она голубого цвета, поэтому космонавты называют Землю «голубой планетой». На Земле  не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку – атмосферу, которая и придаёт планете голубой цвет. У Земли есть естественный спутник – это Луна. Она является единственным естественным спутником Земли.  На Земле есть жизнь, на Земле растут растения, поэтому  нашу планету называют «Планета-сад»

Марс – четвёртая от Солнца планета. Названа в честь римского бога войны – за свой красный цвет,  напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое даёт красный цвет.  Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос, что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны. Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов.

Мы с вами познакомились с четырьмя планетами – их называют каменными планетами или планетами земной группы. Следующую группу планет называют газовыми планетами из-за их состава.

     Слайд №12

        Юпитер – пятая и самая большая  планета в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит эта планета из различных газов. Юпитер имеет 16 спутников. Юпитер находится от Солнца на расстоянии в 5 раз дальше, чем Земля и делает полный оборот вокруг Солнца за 12 лет.

        Сатурн – шестая планета Солнечной системы и вторая по величине. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Сатурн обходит Солнце за 29,5 лет

Слайд №13

                Уран –  седьмая планета Солнечной системы. Названа в честь старинного греческого божества Неба.  Планета Уран  была открыта случайно, когда  Вильям Гершель  в очередной раз рассматривал небо в телескоп, сначала он подумал, что это была комета.  Подобно другим газовым планетам Уран  имеет кольца. Период обращения вокруг Солнца 84 года.

                

Нептун –  восьмая  и самая дальняя планета Солнечной системы. Носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна –  минус 200 градусов.  

                        - На какие две группы делятся планеты Солнечной системы?

                        - Перечислите планеты каменной группы.

                        - Назовите планеты газовой группы.

4.  Физкультминутка.

3.4.  Солнце.

        - Сейчас я загадаю вам загадку. Разгадав её, вы узнаете, о чём мы будем говорить  в следующей части урока.

Голубой платок,

                                Алый клубок

                                По платку катается,

                                Людям улыбается.    (Солнце и небо)

        - Что вы можете рассказать о Солнце?

           Слайд №14

                Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это ещё в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило.

                Продолжить разговор о Солнце нам поможет статья учебника на стр. 6 – 7. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача:  читая статью, вставлять в текст недостающие данные.  (тексты  лежат на партах)

Солнце – ближайшая к Земле ….. (звезда).  Это огромное ….  (раскалённое) космическое тело. Солнце имеет форму …..  (шара).  Диаметр Солнца в …. (109) раз больше диаметра Земли.  Масса Солнца в ….. (330 тысяч)  раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - ….. (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца - ….. (6 тысяч) градусов, а в его центре - ….. (15-20 миллионов) градусов.

 

Проверка по слайду. Предложения читать по очереди.

Слайд №15

5.  Итог урока

Подходит к концу наше небольшое путешествие в мир космоса и настало время проверить, что вы узнали  и запомнили на сегодняшнем уроке:

Слайд №16

                - Что такое астрономия?

                        - Как называется здание, в котором люди занимаются

                            наблюдением и изучение небесных тел?

                        - Что такое Вселенная?

                        - Как возникла Вселенная?

                        - Что такое Солнечная система?

                        - Назовите гипотезы рождения Солнечной системы.

                        - Какие небесные тела вы запомнили?

                        - Перечислите планеты Солнечной системы.

                        - Что вы знаете о Солнце?