Учебно-методическая разработка урока по курсу «Окружающий мир» на тему «О чём рассказывают летописи» 4 класс, УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Баламошева Светлана Валентиновна
  • тип урока: урок усвоения новых знаний;
  • структуру урока: комбинированная;
  • форма проведения:   традиционный урок с элементами маршрутной игры- путешествия;     
  • формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированный подход.
  • учебное содержание материала на основе учебника  Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь для уч-ся 4 класса входящая в данный комплект к учебнику.
  • методы преподавания: репродуктивный, частично-поисковый.
  • методы контроля: обратная связь, взаимопроверка, самопроверка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_o_chyom_rasskazyvayut_letopisi.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу "Окружающий мир" на тему "О чём рассказывают летописи", 4-й класс

С.В. Баламошева,

учитель начальных классов МОУ СОШ №8 г. Ноябрьск ЯНАО,

высшая категория

Цели урока:

Содействовать формированию у учащихся стремления больше знать об истории своей страны.

Познакомить учащихся с понятиями “исторические документы”, “летопись”.

Воспитание уважения к Родине, гордости за Отечество.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор

Презентация к уроку

Учебник Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» ч.2, с.57-61, рабочая тетрадь к учебнику с.24.

Ход урока :

I  Оргмомент. Мотивационное начало урока.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие. Сегодня мы с вами переместимся в давние-давние времена и узнаем:

как писали люди друг другу ещё задолго до изобретения алфавита;

как возникла письменность на Руси;

     из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые произошли в истории Руси очень давно.

А путешествовать нам поможет историческая лента времени. (Слайд 1)

II Знакомство с пиктограммами.

Первый пункт перемещения - IV-III тысячелетие до нашей эры, т.е. более 5000 тысяч лет назад. (Слайд 2)

«Давным-давно, в незапамятные времена, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, не умел читать и писать». Этот первобытный человек и изобрёл самый древний и самый простой способ письма - "рисуночное письмо", или пиктографическое письмо, от слова «пиктограмма». В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает "рисую-пишу". Такие рисунки-пиктограммы, изображающие одно слово, перед вами: (Слайд 3)

- Посмотрите внимательно на пиктограммы и переведите их в слова:

- Подумайте, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал? Но нарисовать можно ещё и не одно слово, а целое сообщение, изобразив не один рисунок, а несколько соединив их в определённом порядке.

Так вот такое пиктографическое сообщение оставлено и для нас. (Слайд 4)

С помощью ключа, который лежит на столе, прочитайте письмо и запишите его современным языком. (Работа в парах)

Проверка (Дети читают свои варианты письма) .

- Скажите, вы читали одно письмо, почему передаете его по- разному?

(Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному)

Но тем не менее отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор. Где в современной жизни встречаются пиктограммы? (Картинки. Приложение 1.)

 (В современном обществе пиктограммы встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в товарных знаках, на упаковках или в предупреждающих знаках, спортивные и государственные символы, логотипы компаний и т.д. )

Итог: Итак, мы нашли ответ на вопрос как писали люди, не зная алфавита, и отправляемся дальше.

III   Возникновение славянской письменности

Учитель: И по мере того как развивался человек, развивались и способы передачи информации. Перемещаемся  по ленте времени уже в нашу эру – IX век. (Слайд 5)

 Представим пыльный и шумный город Солунь  на берегу тёплого Эгейского моря. В этом городе родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец братьев был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

(Сценка)- Приложение 2.

Кирилл сдержал слово придумали славянскую азбуку вместе со своим братом .

Что же представляла собой азбука, которую создали Кирилл и его старший брат Мефодий.

(Слайд 6)

Найди ответ на этот вопрос в учебнике.

У. с 60.

Проверка:

- Как называют эту азбуку? (Кирилицей)

- Сколько букв она насчитывала в себе изначально?

- Изменилась ли она сейчас? Как? Приведи примеры из учебника.

 Сколько букв в современной русской азбуке?

- Какое значение имело создание славянской азбуки для Руси?

(она дала начало распространению грамотности и появлению славянской литературы)

Итог:Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В Москве этим двум знаменитым людям поставлен памятник. В нашей стране проводится праздник славянской письменности и культуры начиная с 1986 года 24 мая. (Слайд 7)

IV  Физминутка  «Живые пиктограммы»

Задание для групп (Приложение 3)

V  О чём рассказывают летописи…

Продолжаем путешествие по ленте времени (Слайд 8)

- Перенесемся в XII в. Оглянитесь вокруг, мы находимся в тихой маленькой комнате при монастыре – келье,  что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней?  

(Слайд 9)

Писали их люди , которые назывались…  Это летописцы - люди , которые писали летописи.

- А что такое летопись?  От каких двух слов происходит это слово? Что обозначает слово лето?

- Что в ней записывалось?

 - Летописи ещё часто называют рукописями. Почему?

Как писали на Руси книги расскажут уч-ся.

Сообщения  учащихся: 

1. Грамотных людей в Древней Руси было немного. Прежде всего – это были служители церкви- монахи. Переписывать книги было одной из их обязанностей. Тяжёлым был труд переписчика книг. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было (Она появилась только в 15 веке), и писать можно было только на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи, приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала и потому писать с величайшей осторожностью. (Слайд 10) 

2. Писали на пергаменте гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался специальным ножичком. Вот с тех времен и осталось название – перочинный ножичек.

 3. В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2 – 3 раза больше остальных букв, ее старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по ее окраске и сама строка называлась красной строкой. Это выражение тоже сохранилось с той поры – сейчас оно обозначает начало нового абзаца при записи текста. (Слайд 11)

4. Причем писать было нелегко: нужно было каждую букву писать отдельно, чтобы она не слилась с предыдущей. Потом листы сшивали, «одевали» в деревянные переплёты, обтянутые кожей, украшали драгоценными камнями, поэтому такие книги стоили очень дорого, и купить их могли очень богатые люди.

Учитель: Создание летописей считалось делом очень важным, недаром каждый князь стремился иметь своего летописца.Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись «Повесть временных лет», написанная  самым известным из русских летописцев - монахом Киево – Печорского монастыря – Нестором. (Слайд 12) А о чём в ней повествуется  можно узнать по первой строчке этой летописи.

 (Слайд13 )- Слушают в записи начало «Летописи…»

 - Прочитайте ещё раз, вдумчиво, на какие три вопроса дает Нестор нам ответы в этой рукописи?

- Откуда есть пошла Русская земля?

- Кто в Киеве нача первее княжити?

-И с коих пор Русская земля стала ест

А что ещё можно было прочитать в древних рукописях нам прочитают дети, которые работали в группах.

 Проверка работы в группах.

Как вы думаете кому предназначались эти слова?

Мы закончили путешествие во времени. Возвращаемся в класс.

VI Мини-тест. (Приложение 4)  Какие же знания вы получили сегодня на уроке.  Ответы записываем пиктограммами

Взаимопроверка.

VII Итог урока: что нового для себя вы узнали? 

VIII  Д/з: У. с.57-61 (перечитать), Р.Т. с.24 (составить письмо другу), информационный проект

Приложение 1.

 

Приложение 2.

Кирилл:

- Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?

- А почему нельзя писать на славянском языке? Вот возьму и напишу …«ДОМ».

- Нет , можно! Вот возьму и придумаю для славян буквы!

Мефодий:

- Да то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания – все от греков.

- А вот «Я ЖИВУ В ДОМЕ» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет,и других многих тоже просто не существует.

Учитель:

- В мире существуют лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые, и писать на них нельзя.

 

Приложение 3

1. Внимательно прочитай. Подумай, о чём хотел рассказать нам летописец. Запиши, что у тебя получилось.

Велика ведь бывает польза от ученья книжного: книгами наставляемы и поучаемы  … от слов книжных обретаем мудрость … Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмерима глубина; ими мы в печали утешаемся…

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Внимательно прочитай. Подумай, кому предназначались эти слова. Запиши, что у тебя получилось.

Сия зримая мала книжица,

По реченому алфавитница,

Напечатана бысть по царскому велению,

Вам, младым детям к научению.

Ты же, благоразумный отроче, сему внимай

И от ниния степени на вышнюю выступай…

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Тест

Как возникла письменность

Как назывались рисунки, изобретенные первобытным человеком?

▲ пиктограмма

▄ иероглиф

●  цифра

В каком веке была создана славянская азбука?

▲ в IX веке

▄ в XI веке

● в XII веке

Сколько букв было в славянской азбуке?

▲ 25 букв

▄ 33 буквы

●  43 буквы

Как назвали славянскую азбуку?

▲ алфавит

▄ буквица

●  кириллица

В каком городе стоит памятник Кириллу и Мефодию?

▲ в Санкт-Петербурге

▄ в Москве

●  в Новгороде

Из чего изготавливали пергамент?

▲ из древесины

▄ из кожи

●  из глины

Чем работали переписчики древних книг?

▲ ручкой

▄ заострённой палочкой

●  гусиным пером

Как называлась запись о важнейших событиях по годам?

▲ календарь

▄  рукопись

●  летопись

Выполнил(а)_________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Оси симметрии фигуры" 1 класс программа "Начальная школа XXI века".

В материале содержатся интересные виды работ с интерактивной доской.  Урок проводится в игровой форме, что так увлекает учеников 1 класса. На уроке используется работа с раздаточным материалом, ч...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как возникла письменность" 4 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Публикация содержит подробный конспект урока + приложения (презентация, сообщения)...

Методическая разработка урока Английская народная сказка "Сказка про трех поросят" Литературное чтение 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...