открытое занятие по окружающему миру в 3 классе на тему: "Роль растений в жизни человека"
план-конспект занятия (окружающий мир, 3 класс) по теме

изучение особенностей одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rol_rasteniy_v_zhizni_cheloveka.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема занятия: «Растения в жизни человека»

Цели занятия: изучение особенностей одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве. 

Задачи занятия: 

        Образовательная: познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство).Расширить знания учащихся о растениях

          Воспитательная:

воспитание бережного отношения к природе, показать, что природа – основной источник здоровья и благополучия людей

          Развивающая: 

развитие  речи  учащихся, кругозора, познавательного интереса младших школьников, умения анализировать, обобщать.

Ход занятия

-Добрый день, ребята, дорогие гости !

Отгадайте, пожалуйста, загадку .

Дышит, растет

А ходить не умеет

(растение)

-Правильно. Так о чем же сегодня мы будем говорить?  (о растениях которые нас окружают, роль растений в жизни человека) 

-Вы правы, растения играют огромную роль в жизни человека и для того чтобы как можно больше узнать о них мы проведем сегодня нашу конференцию.

На нашей конференции присутствуют специалисты, деятельность которых тесно связана с растениями. И каждый из них нам поведает о значении растений с разных сторон.

Позвольте, я вам их представлю:

1.Специалист по выращиванию зерновых культур;

2. Специалист по выращиванию овощных культур;

3. Специалист по выращиванию плодовых культур;

4. Цветовод; (Ребята, а кто знает как называется эта специальность? Агроном)

5.Доктор;

6.Корреспондент газеты «Школьное окно».

А теперь давайте послушаем специалиста по выращиванию зерновых культур об одном из растений. 

Н.С.: Наиболее распространенными зерновыми культурами являются рожь, пшеница, ячмень и другие. Можно долго перечислять их достоинства, но давайте остановимся на одном из них.

Пшеница – главная наша кормилица. Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира. Пшеницу сеют и весной и осенью. Из пшеницы делают муку, манную крупу, макароны, пекут хлеб. Хлеб достается тяжелым трудом. Это труд многих людей. Его надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать.

Доктор: Позвольте добавить. Зерновые культуры содержат витамины группы В. Зародыши пшеницы содержат огромное количество витамина Е.

Косметолог: Масло, полученное из ростков пшеницы, содействует устранению воспалительных процессов, выводит вредные вещества и токсины из кожи. 

Уч-к : можно вопрос? А какому злаковому растению ни страшен ни холод. Ни засуха?

Дети: «матушка-рожь»- это самая морозоустойчивая культура из всех злаковых. Рожь используется для изготовления хлеба, спирта, крахмала, корма животным.

(почему матушка-рожь? – всегда давала урожай, на Руси сеяли в основном рожь)

Уч-к: Овощи тоже играют большую роль в питании человека. А какой овощ содержится в каждом супе? 

Учитель: На нашей конференции присутствует специалист по выращиванию овощных культур. Давайте предоставим ему слово.

Н.С. :Картофель – его уважительно называют вторым хлебом. Он появился в России в 17 веке. Сейчас картофель выращивают даже за полярным кругом. В картофеле содержится белок, поэтому в сочетании с крупами и хлебом картофель создает идеальную троицу. В его состав входят аминокислоты, необходимые для строения нашего тела, различные витамины. 

Картофель создает неиссякаемые возможности для кулинарного творчества: вареный, печеный, жареный, в салатах, супах.

Косметолог : Картофель – второй хлеб и первый косметолог. Сырой картофель уменьшает воспаление и отечность век. В народной медицине свежий картофель прикладывают к ожогам, в том числе и к солнечным. Отмороженный нос тоже лечат сырым картофелем.

Уч - к : Овощи, к которым мы привыкли, которые расцениваем как обычные и банальные, на самом деле являются кладезями витаминов .Огурец содержит 15% белков, 2% сахаров (фруктозы и глюкозы), 0,75% клетчатки и ароматические вещества. Огурец помогает бороться с отеками, снижает артериальное давление, является сильным мочегонным средством, кроме того, огурец оказывает положительное воздействие при нарушениях сердечного ритма, предупреждает различные воспалительные процессы в сердечной мышце, а также дистрофические состояния.

Косметолог : Огурцы освежают зону вокруг глаз: если положить тоненькие ломтики огурца  на припухшие глаза,хорошо помогает убирать круги и припухлости под глазами,благодаря своим противовоспалительным своиствам.

Учитель: Я думаю, что все ваши мамы и бабушки знают о целебных свйствах огурца, лосьоны изготовленные с применением огуречного сока освежают и тонизируют кожу. (показ. лосьоны и кремы).

А чем же так интересны плодовые культуры? Какие вы знаете? 

Н.С.: Плоды, ягоды— ценные продукты питания. Они содержат большое количество сахаров (фруктоза, глюкоза, сахароза), жиры, органические кислоты, минеральные и ароматические вещества, витамины С, В1, В6 и другие. Многие плодовые культуры декоративны, поэтому применяются в озеленении городов и др. населённых пунктов. 

Доктор: Например – малина - после земляники и черной смородины в России она является третьей по значению культурой, ягоды которой пользуются большим спросом у населения. Отвар плодов лесной малины обладает потогонным и жаропонижающим действием, поэтому его назначают при простудных заболеваниях. Настои улучшают функцию кишечника, желудка.

Уч – к: Черная смородина одна из самых любимых ягод. Помимо великолепного вкуса, черная смородина очень полезна для здоровья организма. Благодаря целебным свойствам, черная смородина часто применяется в народной медицине в лечебных и профилактических целях.

Что касается витамина С, то здесь черная смородина - лидер среди других растений. Для обеспечения суточной потребности в аскорбиновой кислоте человеку достаточно съедать 15-20 ягод. С лекарственной целью используют ягоды и листья.
Учитель:  В конце зимы и начале весны многие простужаются, в  организме наступает нехватка витаминов и первое лекарство которое предлагают вам ваши мамы… варенье из малины и смородины. (предлог. попробывать варенье)

Ребята, существуют еще одни растения которые выращивает человек – это цветы. А для чего их выращивают? 


Уч – к: Люди выращивают цветы для красоты. Чтобы дарить друг другу радость. 

Н.С.: Но не только для этого. Ярким представителем цветов является роза. Персы широко использовали мускусную розу для извлечения эссенции. Натуральное розовое масло — одно из самых дорогих, на международном рынке. А ее лепестки богаты на витамины и имеют успокаивающие действие. В розах очень много минеральных веществ, а именно: кальция, который помогает при обмене веществ. В лепестках роз сосредоточено большое количество железа, которое влияет на выработку гемоглобина. Прекрасно заживляют ранки. Они вполне могут стать сырьем для изготовления различных видов продуктов. Например. лекарств, витаминов, вина, уксуса, духов, эфирного масла, суррогата чая и т.д. 

(предлож. попроб. Чай из лепестков роз, посмотреть духи)

Учитель:  Ребята,сегодня на нашей конференции присутствует  корреспондент газеты «Школьное окно». Он хотел бы написать статью о том, что вы знаете о выращивании растений и их пользе.

Корреспондент: 1.Какое растение имеет самые крупные плоды? (Тыква)

2.На Троицу раньше пели такую песню:

«Я пойду, пойду, погуляю,

Белую березу заломаю». Зачем ломали в этот день ветки березы? (Их разбрасывали по полям, чтобы почва была плодородной и чтобы сохранить влажность земли)

  3.Какое дерево в средней полосе России цветет последним в году? (Липа)

4.Каких деревьев больше всего на территории  детских оздоровительных лагерей, санаториев? (Сосен. Они прекрасно очищают воздух от многочисленных бактерий)

5.  Какое растение много лет назад разводили только для украшения клумб? (Подсолнечник).

6. Какое злаковое растение растет на поле, специально залитом водой? (Рис).

7. Как называют цветы, появившиеся сразу после таяния снега? (Первоцветы).

8. Какие растения можно использовать для заварки чая? (Душица, чабрец, листья малины, земляники, цветы боярышника, липы)

9.  Какие растения и как предсказывают погоду? (Барометры — Иван-чай, одуванчик, чертополох, вьюнок, которые к дождю преждевременно закрываются и поникают).

Молодцы! Много вы знаете о растениях, а вы знаете что в нашей местности в скором будущем будут производиться разработки никелевых руд? (сообщение о никеле)

Учитель:  Ребята, сегодня много было сказано о наших зеленых друзьях. Давайте с вами подведем итог: какую же роль играют растения в нашей  жизни, жизни человека? 

Дети: Трудно представить нашу жизнь без растений. Растения кормят и одевают нас, очищают окружающий нас воздух, украшают, создают наши жилища. Нам без них не прожить! 

Если Я сорву цветок, 
Если ТЫ сорвешь цветок... 
Если ВСЕ: и я, и ты – 
Если МЫ сорвем цветы, 
То окажутся пусты 
И деревья, и кусты... 
И не будет красоты. 
И не будет доброты. 
Если только Я и ТЫ – 
Если МЫ сорвем цветы... 

СПАСИБО ВСЕМ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по окружающему миру 1 класс "Чистота- залог здоровья"

Данный конспект может использоваться как на уроке окружающего мира, так и во вне урочное время. Занятие разработано с использованием интерактивной доски....

Открытый урок по "Окружающему миру" 2 класс по системе Л.В. Занкова на тему "Цветковые и хвойные растения"

Конспект урока поокружающему мируво 2 классепо теме:«Цветковые и хвойные растения»,  учитель начальных классовПодорога Ульяна Владимировна...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Организм человека и его здоровье"

Закрепление  у детей  понятия «организм человека», «системы органов», способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья....

Тест по окружающему миру по теме "Зимние изменения в природе и жизни человека"

Тест по окружающему миру по теме "Зимние изменения в природе и жизни человека"...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Разнообразие растений" (ФГОС "Школа России")

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой. Учебник.  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Урок открытия нового знания...