Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Организм человека и его здоровье"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Закрепление  у детей  понятия «организм человека», «системы органов», способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Урок  окружающего мира.

                            3 класс УМК " Планета Знаний"

                          Тема: «Организм человека и его здоровье».

Цели: 
Образовательная: 
Закреплять  у детей  понятия «организм человека», «системы органов», способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья.
Развивающая:
способствовать развитию умения самостоятельно отбирать и использовать нужную информацию;
способствовать формированию умений выделять главное , комментировать и анализировать учебную информацию;

способствовать формированию адекватной оценки собственной деятельности и деятельности учащихся класса.

Воспитательная:
способствовать формированию у учащихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья. 

 Задачи: 1. Упорядочить опыт учащихся. 2. Способствовать развитию интереса в познании самого себя.

          Планируемые результаты обучения:

Личностные:  Оценивать жизненные ситуации  с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать  поступки, которые нацелены на здоровьесбережение. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить  как здоровьесберегающие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила сохранения здоровья. Делать выбор за здоровый образ жизни.

Метапредметным результатом является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе полученной информации. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности уроке.

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать понятия. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать самостоятельные умозаключения.

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Выразительно читать текст.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:  уметь определять своё отношение к миру:  развивать бережное отношение к своему организму.                


Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие.

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны,
Чтобы мир окружающий познавать,
Нужно серьезно все изучать.

II. Этап подготовки к активному усвоению знаний нового материала.

Учитель: Напомните о чём говорили на прошлых уроках. Что мы изучали?

Ученики: Изучали органы человека .

Учитель: Когда я шла сегодня на урок, то задумалась, а что важнее всего для человека?  

Ученики:  Самое главное для человека- здоровье.

Учитель:  совершенно верно, поэтому  в народе  и возникли вот такие пословицы.

СЛАЙД 1      ( Здоров будешь – всё добудешь. Не рад больной и золотой кровати. Здоровье не купишь – его разум дарит.)

Учитель: Как думаете о чём пойдет речь  сегодня на уроке?  

Ученики: О здоровье.

Учитель: Что такое здоровье?

Ученики: Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся.

  Прочитайте научное определение понятия – здоровье. СЛАЙД 2

Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное психическое и физическое благополучие.

 Учитель:    Если болит голова, если повредили мышцу, простудились, кашляете, значит происходит сбой в работе организма, говорят, что человеку не здоровится. А от чего же зависит здоровье человека?

Попробуйте сформулировать тему урока.  СЛАЙД 3 ( Организм человека и его здоровье)

Учитель:    Чему должны научиться?

Ученики:   Как беречь свой организм

Учитель:    А что важно знать, чтобы сохранить организм здоровым?

Ученики: Как устроен и как работает организм человека.

Учитель:    Действительно, сегодня на уроке мы должны понять как укреплять и беречь свой организм.

 Вспомним, что же мы с вами узнали об устройстве организма человека.

  Для этого я предлагаю термины, которые вы видите перед собой на листочках, разбить на группы,  и озаглавить получившиеся группы.

Для каждой группы выбирайте свой цвет. ( ученики выполняют работу самостоятельно)

Давайте посмотрим какие группы у вас получились.( Проверка с помощью интерактивной доски.  ( СМАРТ))

 Учитель:    Какая группа получилась и  как озаглавили эту группу? У кого не так исправьте.

 Учитель:     Какое слово есть в названии каждой группы?

Ученики:   Система.

Учитель:      Что такое система органов?

Ученики:     Органы, выполняющие общую работу

Учитель:      Какие системы органов мы с вами изучали?

Ученики:       Кровеносная система, пищеварительная система, нервная система, опорно - двигательная система, дыхательная система.

Работа по теме урока.

Учитель:      Как же работает каждая система органов  и как её надо беречь, чтобы она работала как можно дольше? Давайте ответим на эти вопросы.

Посмотрите на доску.

СЛАЙД 4

Учитель:      Органы какой системы изображены на слайде?

Ученики:     Опорно – двигательной.

 Ученик у доски.  

Учитель:      Покажите и назовите их.

                    Как работает эта система?

 Ученики:      Скелет человека служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений. Скелет обеспечивает определённое положение тела человека в пространстве – осанку и его подвижность. (ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ)

СЛАЙД 5

Учитель:      Какие правила надо соблюдать, чтобы она работала без перебоя и как можно дольше?

Ученики:       Следить за осанкой, делать зарядку, равномерно распределять нагрузку.

  Учитель:      Чтобы укрепить осанку разомнёмся для порядка.

Физкультминутка

На зарядку солнышко
Поднимает нас, 
Поднимайте руки 
По команде “раз”, 
А над нами весело
Шелестит листва,
Опускаем руки мы
По команде “два”.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.

Отдохнули? Не устали?
Подышали, ровно встали.
Что ж, продолжим наш урок,
Все должны успеть мы в срок.

СЛАЙД 6

Учитель:  Органы какой системы изображены на слайде?

Ученики:       Кровеносной.

 Ученик у доски.  

Учитель:  Покажите и назовите их.  

 Ученики:      Органы кровообращения – это сердце и кровеносные сосуды.

Учитель:  Как работает эта система?

 Ученики:  Огромную роль в организме играет кровь! Она приносит по всем органам питательные вещества и кислород, а уносит от них углекислый газ. Сердце имеет толстые мышечные стенки. Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Обежав все тело, кровь возвращается в сердце. Оно посылает ее в легкие, а затем вновь заставляет путешествовать по всему телу. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека.

СЛАЙД 7

Учитель:  Какие правила надо соблюдать, чтобы она работала без перебоя?

 Ученики:  Обязательно правильно питаться и на воздухе чаще заниматься.

СЛАЙД 8

Учитель:  Органы какой системы изображены на слайде

 Ученики:  Пищеварительной.

 Ученик у доски.

 Ученики:  Ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, кишечник, печень.

Учитель:  Вспомним работает эта система.

 Для чего нужны зубы человеку?

Ученики:  Служат для измельчения пищи.

Учитель:  Для чего служит желудок?

Ученики:  В желудке пища распадается на отдельные части – питательные вещества.

Учитель:  Для чего служит кишечник?

Ученики:  Для всасывания питательных веществ.

СЛАЙД 9

Учитель:  Какие правила надо соблюдать, чтобы эта система работала без перебоя?

Ученики:  Нетолько регулярно чистить зубы, но и употреблять в пищу фрукты и овощи.

СЛАЙД10

Учитель:  Органы какой системы изображены на слайде.

 Ученики:  Дыхательной.

 Ученик у доски.  

Учитель:  Покажите и назовите их.

 Ученики:   Носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие.

Учитель:  Как работает эта система?

 Ученики:   Воздухоносный путь начинается носовой полостью. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань. Потом из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки, а потом по двум бронхам, которые входят в правое и левое лёгкие.

 Лёгкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берёт из воздуха частицы кислорода, а отдаёт частицы углекислого газа. Затем кровь несёт кислород к каждому органу. А оставшийся в лёгких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.  (ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ).

Учитель:  Давайте проведём дыхательную зарядку.
Дыхательные упражнения:
Сделать спокойный вдох через нос, а при выдохе одновременно с постукиванием пальцами по крыльям носа произносить “ба-бо-бу”.)

СЛАЙД 11

Учитель:  Какие правила надо соблюдать, чтобы эта система работала без перебоя?

СЛАЙД 12

Учитель:  Органы какой системы изображены на слайде?

 Ученики:    Нервной.

 Ученик у доски.  

Учитель:  Покажите и назовите их.  

  Ученики:    Головной мозг, спинной мозг, нервы

Учитель:Как работает эта система?

Ученики:    Спинной мозг проходит  в виде шнура в позвоночном столбе. Он – проводник сигналов от головного мозга к  другим органом и от органов к головному мозгу. От головного мозга и спинного мозга ко всем органам тела отходят нервы. (ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ).

Учитель: Для чего служат нервы в организме человека?

Ученики:    Нервы служат для передачи команд от мозга по всем органам человека.

СЛАЙД 13

Учитель: Какие правила надо соблюдать, чтобы она работала без перебоя? О чём напоминает этот плакат?

Как вы думаете, какая система самая важная, самая главная в организме человека?

Ученики:   Все системы важны,   

Учитель:  Какую систему нужно беречь больше всех?

 Ученики: Необходимо беречь все системы организма. Ведь организм человека это единое целое.

Учитель:  Почему?

Ученики:  Если выходит из строя одна смстема, то страдают и другие.

СЛАЙД 14

Учитель:  Какому человеку легче сохранить своё здоровье?   Ученики:  Весёлому, так как при хорошем настроении организм, бодрый, энергичный.

Учитель:  Хочу, чтобы вы открыли ещё одну тайну сохранения здоровья.

Прочитайте рассказ.

Молодой старичок

Я знавал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто - идет, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый ста рик.

А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и в  конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут "трудиться - зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью - новыe деревья, а он всякий раз найдет предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены - у него, мол, на  прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.

Вот так он и стал молодым  старичком.

По А. Дорохову.

Учитель:  Что же вы для себя открыли?

Ученики:   Нельзя лениться.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель:  Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?»

Как вы думаете, что ответил Мудрец?

Ученики:   Он ответил: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливей богатого короля»

Учитель:      О чём мы говорили на уроке?

Ученики:     Как работает организм и как его беречь

Учитель:      Почему эта тема важна для нас?

Ученики:      Чтобы быть здоровыми.

Учитель:       Какие правила вы уже используете для сохранения своего здоровья?

Ученики:      Занятия спортом, регулярная зарядка, чередование труда и отдыха и т. д.

 Учитель:  У каждого из вас есть солнышко раскрасьте его цветом своего настроения на уроке.

Учитель: Встаньте, правую руку, мысленно положите на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок,  вытяните левую руку и на ладонь положите – те знания, что получили на уроке. По команде ладошки соедините в хлопке (знания объединились), и скажите хором «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.

Домашнее задание.

Как вы, думаете, а окружающая среда влияет не здоровье ? Подумайте какие вопросы мы могли бы обсудить о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Подготовьте такие вопросы.

                       КАРТОЧКА (Для самостоятельной работы)

ЛЁГКИЕ                                  ТРАХЕЯ                   КИШЕЧНИК

СОСУДЫ                              ГОРТАНЬ                 СЕРДЦЕ

ПОЗВОНОЧНИК                 ЧЕРЕП                     СПИННОЙ МОЗГ

ПИЩЕВОД                           НЕРВЫ                   ЖЕЛУДОК

ГОЛОВНОЙ МОЗГ            МЫШЦЫ

                  Рисунок СОЛНЫШКА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Органы человека

Слайд 2

Здоровье не купишь – его разум дарит. Не рад больной и золотой кровати. Здоров будешь – всё добудешь

Слайд 3

Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное психическое и физическое благополучие.

Слайд 4

Тема урока: «Организм человека и его здоровье»

Слайд 5

череп позвоночник Грудная клетка к ости рук к ости ног мышцы Опорно-двигательная система

Слайд 7

сердце сосуды Кровеносная система

Слайд 9

р отовая полость пищевод печень желудок п оджелудочная железа кишечник Пищеварительная система

Слайд 11

Носовая полость гортань трахея бронхи лёгкие Дыхательная система

Слайд 13

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ГОЛОВНОЙ МОЗГ СПИННОЙ МОЗГ НЕРВЫ

Слайд 14

Режим дня