Открытый урок по окружающему миру «Организм человека» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сергунина Наталья Сергеевна

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о строении тела человека.

Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.

Цели урока.

Обучающая цель: обеспечить условия для формирования представлений об организме человека как об едином целом.

Развивающая цель: развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

«Организм человека» 3 класс

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о строении тела человека.

Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.

Цели урока.

Обучающая цель: обеспечить условия для формирования представлений об организме человека как об едином целом.

Развивающая цель: развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.

Воспитательная цель: прививать любовь и заботу о собственном здоровье.

Оборудование:

  • Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч. ч. 1 /А.А. Плешаков. - 9-е изд., М.: Просвещение, 2010,
  • компьютер,
  • лист с таблицей,
  • тетрадь на печатной основе.

Задачи.

  • познакомить учащихся с частями тела человека и внутренними органами;
  • дать первоначальное представление о работе внутренних органов;
  • содействовать воспитанию интереса к изучению предмета;
  • содействовать воспитанию культуры общения;
  • формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
  • содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы, умения прослеживать причинно-следственные связи.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.

Формы организации познавательной деятельности: игры, самостоятельная работа с элементами творческой деятельности, эвристическая беседа, работа с книгой.

Ход урока

  1. Оргмомент.

                                   Ветерок с березкой шепчется,

                        На траве блестит роса

                        Нам с тобой земля-волшебница,

                        Снова дарит чудеса.

                        Миллион чудес загадочных

                        Мы встречаем каждый час,

                        Словно самый добрый сказочник

                        Сочиняет их для нас.

                        П. Синявский

– Кто этот сказочник? (Природа.)

– Что такое природа?

- На какие 2 большие группы делится природа? (Живая и неживая)

–  Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, человек)

- Каковы особенности объектов живой природы?

- Мир животных и растений мы с вами уже изучили, теперь перейдем к изучению человека.

2. Актуализация базовых знаний.

- Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? (Ответы детей)

- Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью... Да, многие люди стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Кроме этого многим хочется известности, почитания и славы. Как стать известным, прославиться? (Ответы детей)

Наверное, можно совершить какой-нибудь подвиг, изобрести что-то, но и подвиг, и изобретение должны быть полезны людям.

- Чем известны эти люди? (Фото А.С. Пушкина, Ю.А. Гагарина)

Известными людьми становятся герои, изобретатели, путешественники, но для этого прежде всего нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд. И что-то еще…

- А что нужно вы поймете, если соберете из данных слов известную пословицу. (Нищий, больного, здоровый, счастливее, короля) Работа в группах

(“Здоровый нищий — счастливее больного короля”)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы

Один мудрец предупреждал: “Мы замечаем, что самое ценное для нас- это здоровье, только когда его у нас уже нет”.

- Так что же человеку нужно для счастья? (Ответы детей)

- Приходилось ли вам болеть? (Ответы детей.)

- Чем больной человек отличается от здорового?

(Фото больного и здорового человека)

- Что такое здоровье?

- Попробуйте из данных слов и выражений собрать определение термина “Здоровье”.

(Слаженная работа, органы, человек, внутренние, внешние)

(Здоровье - это слаженная работа всех органов человека, как внешних , так и внутренних) Работа в группах

- Для чего же нужно знать строение своего организма?

3. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня на уроке мы попытаемся открыть тайны главного чуда света- человека. поговорить о строении человеческого тела, о том, как мы устроены

- Знаете ли вы сколько человек живёт сегодня на планете?

Сегодня на Земле живет 7 млрд. человек. Каждый из них уникален по складу личности, поведению, внешности, пропорциям тела, манере двигаться. Даже между идентичными близнецами обычно есть некоторые различия. Однако при множестве индивидуальных особенностей тела у всех людей устроены и функционируют примерно одинаково.

- Посмотрите друг на друга.

- Какие части тела вы можете назвать? (Голова, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги)

- Как одним словом назвать грудь, спину, живот? (Туловище)

- Как по другому называют руки?

- Как по другому называют ноги?

- Давайте проверим, у всех ли есть те части тела, которые вы называли.

Физкультминутка

1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.

2. Покажите, где находится ваша шея.

3. Положите руки на свою грудную клетку.

4. Дотроньтесь до спины впереди стоящего товарища

5. Погладьте себя по животу.

6. Поднимите правую руку вверх.

7. Спрячьте левую руку за спину.

8. Согните правую ногу в колене.

9. Топните левой ногой.

- Ваше тело хорошо вас слушается, а знаете ли вы, какая сложная работа происходит в это время   внутри вашего организма?

- На протяжении тысячелетий представления о строении, функциях и болезнях человеческого организма основывались не столько на научных наблюдениях, сколько на различных мифах и магии. В Средние века церковь запрещала изучать строение тела человека, поэтому ученые делали это в тайне под страхом смерти.

- Большой толчок для развития знаний о человеке дало изобретение микроскопа и открытие рентгеновских лучей. Так что к концу XX в. стало уже ясно, как работает наше тело, а медики научились лечить большинство болезней. (Фото рентгеновского аппарата и микроскопа)

- И все же, человеческий организм устроен так сложно - сложнее любой самой мудреной машины, что до сих пор ученые не смогли открыть все его тайны, расшифровать коды, объяснить законы и противоречия.

- Изучением человека занимаются специальные науки.

- Выберите из данных наук те, которые могут изучать человека. (Анатомия, ботаника физиология, зоология, гигиена)

- Как вы думаете, что каждая из них изучает?

- Откройте учебник на стр. 128 и попробуйте найти определение наук. Соедините на листах название науки с ее определением. Индивидуальная работа

Анатомия – наука, изучающая строение организма.

Физиология – наука, изучающая работу органов человека.

Гигиена - наука о здоровье.

- Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно.

4. Работа по изучению нового материала.

- Давайте представим себя учеными- анатомами и отправимся в мир открытий и знаний.

В теле человека 12 главных систем. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни.

- Сегодня на уроке мы и будем выяснять, что входит в системы и как они называются.

- Каждый орган выполняет определённую работу. Расскажите, какую работу выполняют названные вами органы.

(Лёгкие – орган дыхания, желудок – орган пищеварения, сердце – перекачивает кровь по сосудам)

- Как вы думаете, эти органы можно отнести к одной системе? Общую ли работу они выполняют? (на экране - сердце, зубы, желудок).

  • Сердце, конечно же, непосредственно не участвует в переваривании пищи. А вот
    зубы, желудок и некоторые другие органы выполняют общую работу и поэтому
    образуют систему.

-        Целью нашей работы является знакомство с основными системами органов
человека.

Ознакомление с основными системами

Какие же системы органов есть в организме человека?

Работу человеческого организма обеспечивают 6 основных систем:

Учитель вывешивает на доску: Дыхательная, нервная, кровеносная, опорно-двигательная, пищеварительная и выделительная.

- Эти системы выполняют следующие функции в организме:

Обеспечивает переваривание пищи

Обеспечивает движение крови в организме

Управляет деятельностью всего организма

Обеспечивает организм кислородом

обеспечивает опору и движение организму

выводят ненужные организму вещества.

У нас в классе есть ученые которые подготовили научные доклады о системах органов. Давайте послушаем, что они нам расскажут.

Ученый 1

- Перечислите органы пищеварения.

(Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник)

- Как называется система этих органов?

(Пищеварительная система)

- Что обеспечивает пищеварительная система?

(Обеспечивает переваривание пищи)

Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережевываем ее зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где ее переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там заканчивается ее переваривание. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения,- желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.

Учитель: А мы с вами с вами давайте на минуту превратимся во врачей и подумаем, что нужно делать, чтобы эта система функционировала хорошо и была здорова.

Озвучивают правила здорового образа жизни (режим дня, правильное питание, физические упражнения, отказ от вредных привычек - из журналов «Здоровье школьника»).

Ученый 2 Кровеносная система

- Перечислите органы кровообращения.

(Сердце, сосуды)

- Как называется система этих органов?

(Кровеносная система)

- Что обеспечивает кровеносная система?

(Обеспечивает движение крови в организме)

Сердце есть у каждого человека. Сердце - это мотор, который постоянно работает. Оно подобно насосу подает кровь ко всем органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.

Врач: Отвечают на проблемный вопрос: «Как вы думаете, сердце спортсмена по размерам такое же, как сердце обычного человека?» (Сердце спортсмена больше, потому что сердце - это мышца, и тренировки укрепляют её и делают крупнее.).

Озвучивают правила здорового образа жизни (режим дня, правильное питание, физические упражнения, отказ от вредных привычек - из журналов «Здоровье школьника»).

Ученый 3

- Перечислите органы нервной системы.

(Головной мозг, спинной мозг, нервы)

- Что обеспечивает нервная система?

(Управляет деятельностью всего организма)

- Как происходит управление организмом?

Управляет деятельностью всего организма нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Ко всем органам тела от головного и спинного мозга отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы всем органам тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим. Головной мозг может запоминать информацию и воспроизводить ее по мере необходимости.

Советы врача: Не нервничать по пустякам. Научиться снимать напряжение. Заниматься спортом. Давайте успокоим свою нервную систему.

РЕЛАКСАЦИЯ: Давайте закроим глазки и послушаем звуки природы.

Ученый 4

- Перечислите органы дыхательной системы.

(Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма)

- Чем обеспечивает организм дыхательная система?

(Обеспечивает организм кислородом)

- Всю жизнь человек дышит, т.е. вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух поступает в легкие. Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких: правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой «сделаны» лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.

Советы врача: Отвечают на проблемный вопрос: «Почему взрослые говорят: «Дыши носом!»? (Дыхание через нос защищает нас от вредных элементов: они остаются в носоглотке и не попадают в легкие. Проходя через нос, воздух увлажняется, ну а в холодное время года он немного согревается). Озвучивают правила здорового образа жизни

Ученый 5

- Перечислите органы, которые отвечают за опору и движение организма.

(Кости скелета и мышцы)

- Что приводит в движение кости скелета?

(Мышцы)

- Как это происходит?

(Чтение пояснения)

- Как называется система, обеспечивающая опору и движение организму?

(Опорно-двигательная система)

Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека. Значение скелета очень велико: он является опрой тела, а так же защищает многие внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг.

Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Мышцы прикрепляются к костям. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение кости. Это происходит по команде мозга.

Скелет и мышцы образуют порно - двигательную систему.

Учитель

- Есть ещё одна система органов в теле человека. Это – выделительная система.

- К ней относятся органы мочеполовые и кожа.

- При помощи мочеполовых органов из организма выводятся не нужные организму вещества в виде мочи и кала.

- А кожа выводит ненужные организму соли в виде пота.

- Какая наука занимается изучением работы органов?

(Физиология)

- Всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы?

(Нет. Церковь запрещала анатомировать умерших. Учёные делали это тайно в течение многих веков. Но благодаря им сегодня врачи могут оказывать помощь больным, производить операции)

- Великим русским учёным-физиологом был Иван Петрович Павлов.

Давайте послушаем об этом ученом сообщение. (сообщение учащегося)

- Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства.

- Наука о сохранении и укреплении здоровья называется ГИГИЕНОЙ.

РЕФЛЕКСИЯ

-        Пришло время подвести итоги. Посмотрим, насколько тема урока была вам интересна и как вы умеете внимательно слушать.

- Почему каждому из нас важно знать, как устроен организм человека? 

( Учащиеся дополняют ответ на вопрос).

Я сегодня на уроке узнал____________________________________

Я буду теперь знать_________________________________________

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

  1. Выучить тему “Организм человека”.
  2. В тетради с печатной основой есть задание №2 “Подпиши название внутренних органов человека и укажи стрелками, где они находятся”
  3. Дополнительное домашнее задание: найти и записать 3 пословицы или поговорки о здоровье.

7. Итог урока

- Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)

(В здоровом теле здоровый дух)

- Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Организм человека"

По словарю Ожегова  «Организм- живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи.»Организм человека-это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих ед...

Кейс-урок по окружающему миру "Организм человека"

Предлагаю при первичном знакомстве с организмом человека использовать кейс-технологию...

Урок по окружающему миру "Организм человека"

Урок по окружающему миру и презентация по теме: "Организм человека"...

Урок по окружающему миру "Организм человека"

Цели для ученика:1. Умение обобщать и систематизировать  знания по изучаемой теме.2. Умение быть инициативным, самостоятельным.3.   Умение договариваться, работать в группе.Умение оцени...

Разработка урока по окружающему миру "Организм человека"

Конспект урока по окружающему миру "Организм человека"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОРГАНЫ ЧУВСТВ"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОС...

Презентация к уроку по окружающему миру "Организм человека"

Презентация к открытому уроку по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа России"...