Кейс-урок по окружающему миру "Организм человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Матявина Елена Петровна

Предлагаю при первичном знакомстве с организмом человека использовать кейс-технологию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-urok_okruzhayushchego_mira.docx162.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс: 4

Программа: Школа 2100

Авторы: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д.

Тема: Как устроен организм человека

Цели урока:

  1. Формировать умение распознавать органы человека, определять функции систем человеческого организма

Ход урока:

  1. Оргмомент.

-Ребята, я вам желаю хорошего настроения и плодотворного урока!

  1. Актуализация знаний.

-Какие живые организмы вам известны? (Растения, грибы, животные, бактерии.)

– Чем животные отличаются от других живых организмов? (Животные питаются готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза.)

– Какие группы животных мы знаем?

Записать на доске.

Одноклеточные, черви, кишечнополостные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (напомнить, если дети что-то не вспомнят).

- С каким живым организмом мы с вами не знакомились? (Человек)

- Как думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке окружающего мира? (Как устроен человек)

План записывается на доске.

  1. Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили 7 основных вопросов, которые необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 7 групп.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1) опорно-двигательная система;

2) система пищеварения;

3) система дыхания;

4) система кровообращения;

5) система выделения;

6) нервная система и органы чувств

На столах у вас лежат несколько источников информации. Изучив источники (на изучение дается 10 минут), вы  озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

5-я группа

6-я группа

4.Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1: Вахрушев А.А., Окружающий мир. 4 класс (Человек и природа) стр.2

Учебник. — В 2-х частях. — М.: Баласс, 2012. — 145 с. — (Образовательная система "Школа 2100"). — ISBN 978-5-85939-727-3.

Источник №2:

Опорно-двигательная система ребенка состоит из костного скелета, мышц, суставов и связок. Всего у человека 206 костей и 600 мышц. От правильного развития опорно-двигательной системы зависит своевременное появление движений, формирование осанки, правильное развитие и функционирование всех внутренних органов (сердца, легких, желудка и т. д.). Овладев движениями, ребенок лучше и быстрее познает окружающий мир, у него формируются личностные качества: самостоятельность, активность, смелость, настойчивость и т. д.

Основу скелета составляет позвоночник, к которому прикреплены с помощью мышц, связок и суставов кости черепа, ребра, кости таза, рук и ног.

http://cafemam.ru/encyclopaedia/article/oporno_dvigatelnaya_sistema-471

Источник №3:

http://mypresentation.ru/documents/872f9ae30eff5c9b47635b7c1c783105/img9.jpg

Кейс №2.

Источник №1: Вахрушев А.А., Окружающий мир. 4 класс (Человек и природа). Стр 2

Учебник. — В 2-х частях. — М.: Баласс, 2012. — 145 с. — (Образовательная система "Школа 2100"). — ISBN 978-5-85939-727-3.

Источник №2.

        Система пищеварения - это группа органов, осуществляющая поглощение, механическую и химическую обработку пищи, усвоение образующихся при этом питательных веществ, выведение продуктов переработки.

В пищеварительной системе различают пищеварительный канал и сообщающиеся с ним выводными протоками пищеварительные железы: слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочную и печень. Пищеварительный канал у человека имеет длину около 8-10 м и подразделяется на следующие отделы: ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, прямую кишку.

Все органы  пищеварения человека являются в значительной степени специализированными, то есть каждый из них выполняет только дин вид переработки, и только их совместная работа обеспечивает переваривание и усвоение пищи.

http://narodmetod.ru/sistema-organov-pishhevareniya/

Источник №3.

Горло человека

 

Кейс №3.

Источник №1: Вахрушев А.А., Окружающий мир. 4 класс (Человек и природа). Стр 3

Учебник. — В 2-х частях. — М.: Баласс, 2012. — 145 с. — (Образовательная система "Школа 2100"). — ISBN 978-5-85939-727-3.

Источник №2:

Максимальный вдох - максимальный выдох и обычный вдох - выдох составляют жизненную емкость легких. Дыхательный цикл (вдох - выдох) новорожденного 35 раз в минуту, у ребенка - 25 раз, у подростка - 20 раз, а у взрослого - 15 раз в минуту, то есть средний цикл на протяжении жизни - 18 раз в минуту.

Источник №3.

Дыхательная гимнастика для детей.

Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.

Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».

Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти. Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).

http://www.7gy.ru/rebenok/massazh-gimnastika/543-dyhatelnaja-gimnastika-dlja-rebenka.html

Кейс №4:

Источник №1: Вахрушев А.А., Окружающий мир. 4 класс (Человек и природа). Стр 4

Учебник. — В 2-х частях. — М.: Баласс, 2012. — 145 с. — (Образовательная система "Школа 2100"). — ISBN 978-5-85939-727-3.

Источник №2:

Сердце человека работает как мощный насос, который гонит кровь по всему организму. Небольшое, величиной примерно с кулак, оно расположено почти в середине грудной клетки. Ребра защищают его от повреждений. Сердце работает, не останавливаясь, в течение всей человеческой жизни, перекачивая кровь по тонким эластичным трубкам – кровеносным сосудам. Посмотрите на тыльную поверхность руки. Вы увидите под кожей голубоватые линии – это сосуды, по которым непрерывно движется кровь.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/26/beseda-serdtse-i-sistema-krovoobrashcheniya

Источник №3:

Пословицы и поговорки

  Где сердце лежит, туда и око бежит.

  Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

  Глазами плачет, а сердцем смеется.

  Глотка шире кота, а сердце уже заячьей лапы.

  Глуби моря не высушить, горя сердца не вымучить.

http://tolkru.com/pogovorka/tema/serdce.php

Кейс №5:

Источник №1: Вахрушев А.А., Окружающий мир. 4 класс (Человек и природа). Стр 3

Учебник. — В 2-х частях. — М.: Баласс, 2012. — 145 с. — (Образовательная система "Школа 2100"). — ISBN 978-5-85939-727-3.

Источник №2:

Как образуется моча?

 Жидкая часть крови (т.е., все, кроме клеток крови и крупных белков) фильтруется почками. Объем этой крови довольно большой — за минуту через клубочек нефрона проходит примерно 1\4 часть крови — 1-1,5 л.

 Образуется первичная моча. Состав этой первичной мочи примерно такой:

 

  • плазма крови (без белков);
  • органические вещества: глюкоза, аминокислоты, гормоны, витамины и т.д.;
  • неорганические вещества — соли.

 После этого происходит реабсорбция — обратное всасывание необходимых организму веществ.

 То, что осталось — совсем не нужные организму вещества — вторичная моча — именно то, что удаляется через мочеиспускательный канал.

 

http://distant-lessons.ru/vydelitelnaya-sistema-cheloveka.html

Кейс №6

Источник №1: Вахрушев А.А., Окружающий мир. 4 класс (Человек и природа). Стр 4

Учебник. — В 2-х частях. — М.: Баласс, 2012. — 145 с. — (Образовательная система "Школа 2100"). — ISBN 978-5-85939-727-3.

Источник №2:

Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает:

1) функциональное единство всех органов и систем человека;

2) связь всего организма с окружающей средой.

Нервная система имеет и свою структурную единицу, которая именуется нейроном. Нейроны – это клетки, которые имеют специальные отростки. Именно нейроны строят нейронные цепи.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/filin/20.php

Источник №3:

Загадки

Запах хлеба, запах меда, 
Запах лука, запах роз
Различить поможет ... (нос). 

 Есть у зайца на макушке, 
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши... (ушки). 

 Чтоб попробовать компот, 
Есть у человека ... (рот). 

Мягкое и твердое, острое, тупое, 
Горячее, холодное, мокрое, сухое... 
Разобраться в этом сложно. 
Нам поможет наша ... (кожа). 

http://festival.1september.ru/articles/607379/

  1. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

  1. Физминутка.
  2. Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.

  1. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Как же устроен организм человека?

Рефлексия.

Упражнение «Микрофон »

- Расскажите, что вам сегодня больше всего понравилось уроке?

- Оцените свою работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни

Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни. Разработка урока 3 класс УМК Школа России...

Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...

Кейс - урок "Как устроен организм человека" - 15.01.2015 г.

Представлен кейс- урок по теме "Как устроен  организм человека". Открытие новых знаний проводится по 7 кейсам....

КЕЙС – УРОК УМК «Школа России» Урок окружающего мира

Цель: обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Планируемые результаты:Личностные: формировать мотивации к учению и целенаправленной познаватель...

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира.Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....