Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Душкина Екатерина Александровна

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

Работа по группам.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

 

Кейс для ботаников:

- карточка с вопросами:

1) Какие растения растут в тайге?

2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере травянистого растения, дерева).

Источник № 1

Гербарий, учебник "Окружающий мир" А. Плешакова.

Источник № 2

Вечнозеленую тайгу делят на светлохвойную, состоящую преимущественно из сосны и лиственницы, и темнохвойную, где преобладает кедр сибирский, ель и пихта. Растительный мир тайги – царство хвойных деревьев. Хотя, здесь изредка встречаются и мелколиственные породы (береза, рябина, осина, ольха зеленая). В этих местах много болот, с собственной экосистемой. Везде растут мхи, лишайники, кустарники и грибы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4-м классе с использованием кейс-технологии на тему «Природная зона тайги».

УМК: «Школа России»

Класс: 4

Тема: Природная зона тайги.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тайги

Планируемые результаты:

Личностные

- определять и высказывать правила поведения;

- делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить организовать и упорядочить знания;

- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

- отстаивать свое мнение и права.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

-перерабатывать полученную информацию;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-осуществлять поиск информации из различных источников;

-понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл.

Предметные:

-получить представление о природной зоне тайги;

-познакомиться с географическим положением тайги;

-познакомиться с климатическими условиями зоны;

-узнать особенности растительного и животного мира тайги;

- познакомиться с населением тайги и его деятельностью;

Оборудование:

-карта природных зон;

-кейсы с материалами и заданиями;

-жетоны для распределения по группам;

-кроссворд

- Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой. - М. :  Просвещение, 2012. -  224 с.

Ход урока

1.Оргмомент. Распределение по группам.

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон.

- Сегодня вы будете работать по группам. Каждая группа должна выбрать лидера, который возьмет на себя руководство.

2. Актуализация знаний.

Тест "Арктика" поможет проверить, как вы усвоили предыдущую тему. Группа, которая первой ответит на вопрос, получит за него 1 балл.

1) На островах, какого океана расположена зона арктических пустынь? (на островах Северного Ледовитого океана)

2) Имеется ли в Арктике коренное население? (нет)

3) Какие растения произрастают в ледяной зоне? (лишайники, мхи, полярные маки)

4) Найдите верную цепь питания:

а) водоросли------рачки------рыбы------гагарки-----белый медведь;

б) водоросли------рачки------сайки------тюлени.

5) Как называют большое скопление птиц на скалах? (птичьи базары)

6) Какие меры приняты для защиты природы арктической зоны? (ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары")

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с её географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Название природной зоны вы узнаете, разгадав кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1) Короткое название ледяной зоны.

2) Арктика- царство снега и ....

3) Вид рыбы, обитающей в северных морях.

4) Остров, на котором расположен заповедник.

5) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

(Ключевое слово - Тайга.)

- Молодцы! Вы узнали название природной зоны, которую будем изучать сегодня на уроке.

Подведение итогов по группам.

Оценивать вашу работу мы будем по 10-балльной шкале. Ваше выступление мы обсудим и  выставим баллы по каждому критерию. Затем баллы суммируются, получаем итоговый балл, который будет вашей оценкой. Группа, собравшая от 30 - 25 баллов, получает «5», 25 - 20 баллов- «4», группа, набравшая менее 20 баллов, выслушивает словесную оценку с указанием ошибок и получает возможность заработать отметку, путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Поиск информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

Работа по группам.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Кейс для ботаников:

- карточка с вопросами:

1) Какие растения растут в тайге?

2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере травянистого растения, дерева).

Источник № 1

Гербарий, учебник "Окружающий мир" А. Плешакова.

Источник № 2 

Вечнозеленую тайгу делят на светлохвойную, состоящую преимущественно из сосны и лиственницы, и темнохвойную, где преобладает кедр сибирский, ель и пихта. Растительный мир тайги – царство хвойных деревьев. Хотя, здесь изредка встречаются и мелколиственные породы (береза, рябина, осина, ольха зеленая). В этих местах много болот, с собственной экосистемой. Везде растут мхи, лишайники, кустарники и грибы.

Ель сибирская – один из базовых представителей темнохвойной тайги. Ее хвоя, богатая полезными веществами, эфирными маслами и витаминами, выделяет в воздух антибактериальные фитонциды. Древесина успешно используется в строительстве. Еловый лес почти не имеет подлеска – в условиях повышенной влажности и затененности, создаваемых лапами елей, выживают только самые тенелюбивые растения.

Пихта – хвойное дерево с мягкой хвоей. Пихтовые ветви часто используют охотники, готовя подстилку для ночевки в тайге. Пихтовое масло – компонент многих косметических средств. Из хвои заваривают ароматный чай. Древесина пихты не является ценным для строительства материалом.

Лиственница – самое морозоустойчивое из деревьев тайги (выдерживает температуры ниже -70°C). Ее мягкая хвоя каждую осень опадает и вырастает заново весной.

Можжевельник – мелкий кустарник, повсеместно произрастающий в тайге. Образует плоды, в виде шишкоягод, содержащих сахара, кислоты, микроэлементы, а также значительное количество фитонцидов. Широко используется в народной медицине.

Черника – кустарничек высотой 10-50 см. Растение имеет ползущее корневище, которое дает много побегов. Листья мелкие, округлые. Плоды синевато-черные. В природе произрастает преимущественно в северных районах — в лесах, главным образом сосновых, и на болотах. Ягоды черники употребляются в пищу и для приготовления киселей, варенья, пирогов. Хранят также в замороженном виде. Во многих местах сбор ягод приносит населению значительный заработок.

Источник № 3

- карточки с изображением растений;

Кейс для зоологов:

- карточка с вопросами:

1) Какие животные и птицы обитают?

2) Как они приспособились к жизни?

Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.

Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.

Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.

Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Источник № 1

Из-за суровости климата условия жизни в тайге сложны. Но таежные животные хорошо приспособлены к ним. У многих зверей зимой отрастает густой и длинный мех. А снежный покров для некоторых животных служит хорошим убежищем, в нем они устраивают временные жилища. Например, заяц-беляк и тетерев ночуют, зарывшись в снег, а в сильные морозы, метели остаются там и на день.
          Познакомимся с некоторыми животными тайги.
 

Росомаха – крупный хищник. Ведет одиночный образ жизни. Легко лазает по деревьям, имеет отличное зрение, слух и обоняние. Длина тела с хвостом достигает 1 м, вес – 18 кг. Голова крупная, с удлиненной тупоносой мордой. Большие когтистые ступни позволяют зверю не проваливаться в рыхлый снег. Мех коричневый, густой, грубый, не смерзающийся в мороз.

 Соболь. Обладатель чуткого обоняния и слуха. Зрение развито слабее. Длина тела – до 0,56 м, хвоста – до 0,2 м. Ведет наземный образ жизни, хотя отлично лазает по деревьям. Ловкий и сильный хищник-одиночка. Кроме животной пищи, любит кедровые орехи, голубику, ягоды рябины. Красивый мех зверя очень высоко ценится.

Амурский (уссурийский) тигр –хищник семейства кошачьих. Очень редкое животное. Имеет сильное, гибкое тело с длинным хвостом и невысокими лапами. Голова округлая с короткими ушами. Самцы крупнее самок и достигают 3,8 м в длину, высоты в холке до 1,15 м и веса до 280 кг.

Один из самых характерных представителей таежной фауны — лось. Питаются лоси молодой хвоей, древесной листвой, побегами, корой деревьев и кустарников и околоводными растениями. Поражает способность этих больших зверей жить в болотах, нередко в настоящих трясинах, где не пройдет ни лошадь, ни человек.

Источник №2

- Карточки с изображением зверей и птиц;

Источник № 3

- учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.97-100);

Источник № 4

Птицы, обитающие в тайге, по-своему приспособлены к таежным условиям. Особенно интересны клесты. Питаются они почти исключительно семенами хвойных деревьев. О пристрастии к такому корму свидетельствует строение клюва клеста. Концы клюва этой птицы перекрещиваются и образуют своеобразный инструмент, позволяющий легко извлекать семена из шишек ели, лиственницы и даже сосны.

В тайге обитают различные виды сов. Среди них особенно интересна ястребиная сова. Другие совы — ночные птицы, а ястребиная сова охотится и в дневное время. Питаются все таежные совы мелкими и средними млекопитающими и птицами.

Глухарь-это настоящая лесная птица-местом обитания глухарей являются таежные леса. Его знают в основном именно как охотничью птицу. Питаются глухари преимущественно растительной пищей: летом — ягодами, цветами, почками и листьями, зимой — хвоей. Оперение серовато-сизое, зоб черный с зеленым металлическим блеском, крылья бурые, хвост черный с белыми пятнами, бородка черная и белый клюв.
             Богата тайга и водоплавающими птицами. Наиболее тесно связана с тайгой
утка-гоголь. Большинство водоплавающих птиц устраивают гнезда вблизи водоемов на земле. Однако половодье на северных реках, как правило, позднее. Полая вода в период гнездования заливает огромные пространства, поэтому у гоголя выработалось особое приспособление. Эта утка устраивает свои гнёзда высоко над землей — в дуплах деревьев, до которых не достает вода при разливах рек.
            В тайге живут два вида пресмыкающихся —
гадюка и ящерица, и оба они отличаются тем, что рождают живых детенышей, а не откладывают яйца, как другие представители этой группы. Такая особенность таежных гадюк и ящериц — приспособление к холодному климату.
Кейс для экологов:

- карточка с вопросами:

1) Основные занятия населения тайги?

2) Экологические проблемы тайги?

3) Охрана природы тайги.

Источник № 1

- учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр. 103-107);

Источник № 2

К числу важных "лесных" экологических проблем, связанных с лесопользованием, землепользованием и управлением лесами Европейского Севера России, можно отнести следующее: быстрое уничтожение массивов естественной тайги.

 Из-за глобального потепления в российских лесах серьезно меняются типы растительности. Специалисты считают, что это приводит к еще большему потеплению.

Ученые из Виргинского университета заявили, что последние несколько десятков лет российская тайга (по площади близкая к площади США), переживает значительное потепление, что доказано документально. В результате чего холодолюбивых деревьев становится все меньше, а теплолюбивые виды все быстрее распространяются на север (место сбрасывающих хвою лиственниц занимают вечнозеленые хвойные) .

Вечнозеленые хвойные, такие как ель и пихта, сохраняют иголки круглый год, что способствует удержанию уровня тепла у земной поверхности. Что в свою очередь создает условия для дальнейшего распространения вечнозеленых хвойных.

 Процесс продвижения вечнозеленых растений на север все ускоряется, и, по словам исследователя Хэнка Шугарта, - «этот сценарий выглядит не слишком приятно».

Источник № 3

Тайгу Евразии, главным образом массивы сибирской тайги, называют зелёными «лёгкими» планеты, так как от состояния этих лесов зависит кислородный баланс атмосферы Земли. Для охраны и изучения типичных и уникальных природных ландшафтов тайги в Северной Америке и Евразии создан ряд заповедников и национальных парков, в том числе Вуд-Баффало, Баргузинский заповедник и др.

В тайге сосредоточены запасы промышленной древесины, открыты и разрабатываются крупные месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, газ и др.)

Традиционные занятия населения — охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, рыболовство, лесопромысловое хозяйство (добыча и обработка древесины), скотоводство.

Кейс для географов:

- карточка с вопросами:

1) Где протянулась зона тайги?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой тайгой (равнина, горы, возвышенность).

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

Источник № 1

- карта природных зон;

Источник № 2

Когда говорят об огромных лесах - "лёгких планеты", то обычно имеют в виду леса в бассейне Амазонки. На самом деле самый большой лес на планете Земля - это тайга, которая в несколько раз превышает амазонскую сельву. Тайга простирается полосой к югу от северного полярного круга, ширина которой достигает 1300 км между арктической тундрой и зоной умеренного климата.

На территории России зона тайги начинается примерно на широте Санкт-Петербурга, тянется к верховьям Волги, севернее Москвы к Уралу, далее до Новосибирска и так вплоть до Хабаровска и Находки на Дальнем Востоке. Вся Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Уральских гор, Алтая, Саян, Прибайкалья, Сихотэ-Алиня, Большого Хингана покрыты таежными лесами.

Южное полушарие Земли лишено столь прекрасных мест.

Источник № 3

Климат

Конечно, такая обширная география тайги не может не сказаться на различии климата отдельных её частей.

Для тайги характерны большие годовые колебания температуры, относительно небольшое количество осадков. Разумеется, для всех континентов характерно, что ближе к северу холоднее,  чем южнее, тем теплее. Хотя и здесь не все так просто. Во многих местах особенности рельефа создают уникальные климатические зоны.

В среднем продолжительность зимы в тайге составляет от 6 до 8 месяцев. Зимы суровые, холоднее, чем в тундре. Абсолютные рекорды самых низких зимних температур принадлежат территориям тайги. Наиболее холодные зимы наблюдаются в Якутии.

Весна поздняя, с частыми заморозками и похолоданиями. Снег сходит на юге тайги в начале мая, на севере — в июне.

На севере лето умеренно теплое, влажное, с преобладанием облачной погоды, температура воздуха в июле +12...+15°С. Но в центральных материковых районах лето может быть жарким.

Осенью часты осадки в виде обложных моросящих дождей, переходящих в снегопад.

Тайга - это самый здоровый климат на планете. Летом воздух насыщен фитонцидами, что предотвращает распространение инфекций, а благодаря низкой влажности зимние морозы переносятся значительно легче, чем в Арктике или тундре. При этом на борьбу с холодом не надо тратить все человеческие силы. Вместе с тем этого холода достаточно, чтобы убивать болезнетворные микробы. Короткое, жаркое лето позволяет отдохнуть от холода и сделать запасы на зиму.

Достаточно сказать, что одно из мест на планете, где много долгожителей - это Якутия.

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если

возникают вопросы, учитель консультирует.

5. Физминутка.

6. Анализ работы в группах.

Проводится коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Работа группы оценивается, результаты заносятся в таблицу.

7. Закрепление материала.

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Где она расположена?

- Какие деревья тайги вы знаете?

- Разнообразен ли животный мир тайги?

-Каких  животных, обитающих в тайге вы знаете?

- Чем занимается население данной природной зоны?

-Каковы главные экологические проблемы тайги?

8. Итоги урока. Рефлексия.

Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группы победительницы, участники которой получают за урок оценку «5» и «4».

Синквейн.

- Назовите одно существительное, характеризующее зону.

- Приведите примеры трех прилагательных, которые характеризуют зону тайги.

- Какие глаголы, свойственны для данной природной зоны.

- Какое выражение выявит суть явления.

- Назовите существительное, которое выразит общее впечатление.

9.Домашнее задание.

Работа в рабочей тетради  (стр.46-50)

Список литературы:

  1. Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой. - М. :  Просвещение, 2012. -  224 с.
  2. Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир". 4 класс / под ред.
  3. Википедия. Тайга. -  URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E9%E3%E0.
  4. Животные евразийской тайги. - URL : http://www.zoodrug.ru/topic1860.html
  5. Растительный мир тайги. Какие растения растут в тайге: фото, видео, картинки таежной растительности. - URL : http://webmandry.com/raznoe/priroda/rastitelnyy-mir-taygi.-kakie-rasteniya-rastut-v-tayge-foto-video-kartinki-taezhnoy-rastitelnosti.html
  6. Тайга- северный хвойный лес. - URL : http://adventure.hut.ru/general/tayga.htm
  7. Что такое тайга. - URL : http://znayuvse.ru/ekologiya/chto-takoe-taiga


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме «Природные экосистемы Пермского края».

Урок по окружающему миру в 3 классе по программе "Школа 2100", на котором дети повторяют тему "Экосистема", а также знакомятся с особенностями природы родного края....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природные зоны России" 4 класс ПНШ

Тема урока: «Природные зоны нашей страны. Часть 2»Цели: Знать природные зоны России, их особенности и обитателей.Планируемые результаты:Планируемые результаты- Личностные:  положительное отношени...

Кейс-урок по окружающему миру на тему "Органы чувств", 4 класс

Урок по окружающему миру, Класс: 4Программа: Перспективна начальная школаАвторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Тема: Органы чувствЦель: Обобщение у обучающихся понятий об органах чу...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Природные стихии" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по окружающему мируТема: «Природные стихии в народном творчестве»Цели деятельности учителя: формирование знаний о значений стихий в жизни человека, изображением в прикладном...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России" Урок открытия новых знаний. Форма урока: урок – исследование.Цель ур...