Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные явления " 2 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Макарова Оксана Николаевна

Только вместе, только дружно
                                                   Изучать природу нужно!

 

-Сегодня на уроке мы опять, как настоящие учёные, будем изучать природу. Зачем?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_prirodnye_yavleniya_2_klass_umk_garmoniya.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Урок окружающего мира во 2 «а» классе

Тема урока:  Природные  явления.

Цель: способствовать расширению знаний детей о разнообразии природных явлений.

Задачи:

  1. Формировать понятия   « природное явление»;
  2. Продолжить развивать умение работать со схемами;
  3. Воспитывать интерес к наблюдениям природных  явлений. 

     4.Создать условия для формирования эстетического восприятия природы ,               осознания личной ответственности за своё здоровье .

     5. Способствовать развитию критического мышления, произвольного

 внимания, памяти, речи, творческих способностей детей.

Создать условия для формирования УУД :

личностных: мотивация учения, желание открывать новое знание, новые способы действия; осознанное отношение к своему здоровью как к ценности, умение вести себя безопасно в природной среде;

метапредметных:

1) регулятивных: способность оценивать своё знание и незнание, продвижение в овладении знанием и умением по изучаемой теме,

умение ставить учебно-познавательные задачи, сохранять их в течение всего урока, оценивать успешность их выполнения, способность к мобилизации сил и энергии;

    2) познавательных: применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; использовать модели для объяснения природных явлений; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в схематическую), наблюдать  за природными  явлениями с целью познания природы;

3) коммуникативных: осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние в устной и письменной форме; вступать в учебное сотрудничество с учи-телем и одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимо-контроль, высказывать собственное мнение, формулировать своё отношении

к чему-либо, уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве;

предметных:

описывать, характеризовать изученные природные  явления, называя их существенные признаки, характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в неживой природе; выполнять простые опыты по изучению свойств света и воды, осознавать ценность здоровья, оценивать опасность некоторых природных явлений.

Тип урока ОНЗ: открытие нового знания

Метод обучения:  деятельностный

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный

Оборудование: компьютер, проектор, электронный микроскоп, стакан с водой, трубочка, полоски бумаги с напечатанными названиями явлений природы и их некоторых существенных признаков, компьютерная презентация , видео, демонстрирующее природные явления,  фото природных явлений.

                                                Ход урока

Этапы урока

1. Мотивация. Самоопределение к деятельности. 

-Настроимся на работу.

Что мы будем делать с вами,
Что б природе стать друзьями?
Что б природе другом стать,
Тайны все её узнать.
Все загадки разгадать -
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать качество-внимательность.
А поможет все узнать наша любознательность.
Девиз урока читаем хором:           Только вместе, только дружно
                                                  Изучать природу нужно!

-Сегодня на уроке мы опять, как настоящие учёные, будем изучать природу. Зачем?

-Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, познавательным, нескучным)

-Что для этого необходимо? (Активно работать, помогать друг другу, думать, воображать)

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

- На прошлом уроке мы говорили об ученых – специалистах в какой-либо области.
- Давайте вспомним, какие науки изучают окружающий мир? Для этого разгадаем мозаику.

(На слайде набор картинок под номерами)

 

Задание: Определите - Какая наука под каждым номером и что она изучает?

Астрономия     изучает   небесные тела
Физика       изучает  движение тел, электричество, звук, свет и другие        явления природы
Химия         изучает  вещества и их превращения

География     изучает форму, строение, состав и развитие Земли
Биология       изучает  живую природу
Экология       изучает  связи между живой и неживой природой,  бережное отношение к окружающему миру

       - Как ученые изучают окружающий мир?

- Какие приборы используют в изучении природы?

 Работа в группе. Работа с электронным микроскопом и нетбуком.

-Предлагаю вам поработать в группах.

-Какие правила работы  в группе необходимо соблюдать?

  (-Говори так, чтобы тебя все понимали;

-Внимательно слушай и понимай других;

-Умей договариваться и уступать;

-Разумно распределяй обязанности;

-Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.)

-Для чего это нужно? (Чтобы  успешно справиться с заданиями, чтобы всем было удобно и приятно работать)

-Поставьте себя на место учёных. Для изучения вам представлены образцы соли и сахара.

_Сформулируйте познавательную задачу. Выдвиньте гипотезу.

-Каким оборудованием будете пользоваться? Проведите исследование . –Сделайте вывод в таблице.

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

3.Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки.

Загадки о природных явлениях.

1) Сперва блеск,  

За блеском треск.   (Молния и гром)

2) Разноцветные ворота на лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко - те ворота высоко. (Радуга)

3)Молоко над речкой плыло

 - Ничего не видно было,

   Растворилось молоко

 - Стало видно далеко. (Туман)

4)В белом бархате деревня

 - И заборы, и деревья.

 А как ветер нападет,

 Этот бархат опадет.  (Иней)

-Как можно назвать общим словом всё, о чём  были наши загадки?

 ( явления)

-А сейчас предлагаю понаблюдать за моими действиями (протираю мокрой тряпкой доску). Постепенно след исчезает.)

- Какой процесс вы наблюдали?  -Можно испарение назвать явлением?

-А это явление? (удар по камертону) Это звуковое явление.

-Вы уже догадались, какую тему мы сегодня будем изучать? (Природные явления)

 Ученые  физики  назвали  изменения, происходящие в мире – явлениями.  Кстати,  «физика» в переводе с греческого означает природа.

- Наблюдали ли вы небо? Какие изменения вас в нем заинтересовали? Каким новым научным словом их назовете?

-  Что изменилось  в лесу с приходом осени?

4.Постановка задач урока.

-Как вы считаете, всё ли мы знаем о природных явлениях?

-Можно что-то ещё узнать по этой теме?

-Для чего нам необходимы знания о разных природных явлениях?

-Какую задачу поставим себе на урок? (узнать больше о природных явлениях, познакомиться с неизвестными)

5. Этап реализации построенного проекта

5.1- Обратимся к электронному учебнику который нам предлагает посмотреть видео .

-С какой новой информацией познакомились?

5.2. Физминутка

Выросли деревья в поле.  

 Хорошо расти на воле!      

 Каждое старается,

 К небу, к солнцу тянется.        

 Вот подул веселый ветер,  

 Закачались тут же ветки,        

Даже толстые стволы

 Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед

– Так деревья ветер гнет.    

 Он их вертит, он их крутит.      

 Да когда же отдых будет?

-О каком явлении природы говорится в этом стихотворении?

5.3.Стадия осмысления.

Открытие новых знаний, сопоставление с уже имеющимися, осмысление.

 Самостоятельная  работа с текстом учебника.  С. 92-93.

-Прочитайте статью на с. 92-93 учебника.

-По результатам чтения заполните таблицу в тетради.

5.4.Индивидуальная работа  в тетради. № 5 , с.

 

 Фронтальная проверка:

-Какие природные явления происходят летом?

-Когда бывают гром, молния?

-В какое время суток бывает роса?

-Чем опасен смерч?

-В какое время года бывает листопад?

-Какие явления природы бывают зимой?

-Чем опасен ледоход?

-Выполните  задание № 3. Самопроверка по эталону учителя.

-Какие явления происходят в живой природе, неживой природе?

5.5. Анализ фотографий .

-Какое явление можно назвать красивым? Почему?

- Какие явления  могут быть опасны?

-Чем  опасна гроза ?

-Какие правила безопасного поведения во время грозы вы знаете?

 (Слайды презентации  с изображением гололёда, паводка, града, извержение вулкана)

5.6. Опыт «Преломление света»

-Существуют явления природы, которые сложно объяснить без специальных научных знаний. Например, «Преломление света»

-Это явление мы можем смоделировать прямо на нашем уроке.

 Проведём опыт: В стаканчик с водой опустите трубочку. Что наблюдаете?

-Как называется это явление?

-  Какое необычное природное явление вам ещё приходилось наблюдать? 

-Ну, а что это за такое эхо? Где его нужно искать (Ответы детей) .

(-Эхо- это отраженный звук от любого встретившегося на его пути препятствия:, его слышно не сразу, а спустя некоторое время. Эхо прячется в лесу, между деревьями, а в горах- между скал, а в каком-нибудь месте- у стенок.)

-Ребята, а как вы думаете, почему в совершенно пустой комнате очень хорошо слышно эхо, а в комнате, где стоит мебель, висят шторы и лежат ковры, эхо куда-то исчезает .

-Оказывается, все вещи поглощают звук, а в пустой комнате звук отражается от пустых стенок и мы слышим эхо.

-Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучать громче. Давайте попробуем.

5.7.Зарядка для глаз.

-Посмотрите в окно, какие природные явления сегодня можем наблюдать?

-Теперь сосредоточим взгляд на кончике карандаша. Повторите упр. 4-5 раз.

6. Обобщение.  На доске строится схема-кластер «Природные явления»

Работа в группах.

-Используя карточку с названием нашей темы как главную, достройте схему, рассказывающую о том, какие существуют природные явления.

На столах у каждой группы есть карточки с названием природных явлений  и названиями тел, которые нас окружают.

-Обсудите в группе и выберите только карточку с  названием природного явления. 

- По одному представителю групп представьте отчет о проделанной работе.

( на доске выстраивают из заготовленных  карточек кластер- таблицу.)

 А вы  дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны – поднимите зеленый кружок, если нет- то красный.

-О чём рассказывает составленная нами схема?

-Для чего она нам может пригодиться?

IV.Рефлексия

 Работа в парах. - Попробуйте описать   природное явление по выбору с опорой на памятку «Синквейн»

Памятка:

1.Кто или что?(1 слово)                           Туман

2.Какой  (ая?ое?)(2 слова)                       плотный белый    

3.Что делает? (3 слова)                          опускается, ложится, стоит

4. Предложение.(4 слова)                       Плотный туман окутал реку.

5.Кто или что?(1 слово-синоним)           Молоко

-Кто желает поделиться с нами своей работой?

-Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

-Удалось ли нам её решить?

 -Для чего нам нужно знать о явлениях природы, которые происходят на нашей планете?

-О каких явлениях природы ещё хотели бы узнать? Почему? Что особенно интересно? Где вы можете найти эту информацию?

-Кто по вашему, сегодня был самым активным, наблюдательным, сообразительным ? (Оценивание работы детей учителем)

Домашнее задание

- По желанию подготовьте сообщение о каком-нибудь природном явлении , проведите опыты , описанные в Тетради  или нарисуйте изображение природного явления.