Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные явления " 2 класс УМК "Гармония"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

    Макарова Оксана Николаевна

    Только вместе, только дружно
                                                       Изучать природу нужно!

     

    -Сегодня на уроке мы опять, как настоящие учёные, будем изучать природу. Зачем?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_prirodnye_yavleniya_2_klass_umk_garmoniya.doc194.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

     Урок окружающего мира во 2 «а» классе

    Тема урока:  Природные  явления.

    Цель: способствовать расширению знаний детей о разнообразии природных явлений.

    Задачи:

    1. Формировать понятия   « природное явление»;
    2. Продолжить развивать умение работать со схемами;
    3. Воспитывать интерес к наблюдениям природных  явлений. 

         4.Создать условия для формирования эстетического восприятия природы ,               осознания личной ответственности за своё здоровье .

         5. Способствовать развитию критического мышления, произвольного

     внимания, памяти, речи, творческих способностей детей.

    Создать условия для формирования УУД :

    личностных: мотивация учения, желание открывать новое знание, новые способы действия; осознанное отношение к своему здоровью как к ценности, умение вести себя безопасно в природной среде;

    метапредметных:

    1) регулятивных: способность оценивать своё знание и незнание, продвижение в овладении знанием и умением по изучаемой теме,

    умение ставить учебно-познавательные задачи, сохранять их в течение всего урока, оценивать успешность их выполнения, способность к мобилизации сил и энергии;

        2) познавательных: применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; использовать модели для объяснения природных явлений; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в схематическую), наблюдать  за природными  явлениями с целью познания природы;

    3) коммуникативных: осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние в устной и письменной форме; вступать в учебное сотрудничество с учи-телем и одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимо-контроль, высказывать собственное мнение, формулировать своё отношении

    к чему-либо, уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве;

    предметных:

    описывать, характеризовать изученные природные  явления, называя их существенные признаки, характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в неживой природе; выполнять простые опыты по изучению свойств света и воды, осознавать ценность здоровья, оценивать опасность некоторых природных явлений.

    Тип урока ОНЗ: открытие нового знания

    Метод обучения:  деятельностный

    Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный

    Оборудование: компьютер, проектор, электронный микроскоп, стакан с водой, трубочка, полоски бумаги с напечатанными названиями явлений природы и их некоторых существенных признаков, компьютерная презентация , видео, демонстрирующее природные явления,  фото природных явлений.

                                                    Ход урока

    Этапы урока

    1. Мотивация. Самоопределение к деятельности. 

    -Настроимся на работу.

    Что мы будем делать с вами,
    Что б природе стать друзьями?
    Что б природе другом стать,
    Тайны все её узнать.
    Все загадки разгадать -
    Научитесь наблюдать.
    Будем вместе развивать качество-внимательность.
    А поможет все узнать наша любознательность.
    Девиз урока читаем хором:           Только вместе, только дружно
                                                      Изучать природу нужно!

    -Сегодня на уроке мы опять, как настоящие учёные, будем изучать природу. Зачем?

    -Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, познавательным, нескучным)

    -Что для этого необходимо? (Активно работать, помогать друг другу, думать, воображать)

    2.Этап актуализации и пробного учебного действия

    - На прошлом уроке мы говорили об ученых – специалистах в какой-либо области.
    - Давайте вспомним, какие науки изучают окружающий мир? Для этого разгадаем мозаику.

    (На слайде набор картинок под номерами)

     

    Задание: Определите - Какая наука под каждым номером и что она изучает?

    Астрономия     изучает   небесные тела
    Физика       изучает  движение тел, электричество, звук, свет и другие        явления природы
    Химия         изучает  вещества и их превращения

    География     изучает форму, строение, состав и развитие Земли
    Биология       изучает  живую природу
    Экология       изучает  связи между живой и неживой природой,  бережное отношение к окружающему миру

           - Как ученые изучают окружающий мир?

    - Какие приборы используют в изучении природы?

     Работа в группе. Работа с электронным микроскопом и нетбуком.

    -Предлагаю вам поработать в группах.

    -Какие правила работы  в группе необходимо соблюдать?

      (-Говори так, чтобы тебя все понимали;

    -Внимательно слушай и понимай других;

    -Умей договариваться и уступать;

    -Разумно распределяй обязанности;

    -Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.)

    -Для чего это нужно? (Чтобы  успешно справиться с заданиями, чтобы всем было удобно и приятно работать)

    -Поставьте себя на место учёных. Для изучения вам представлены образцы соли и сахара.

    _Сформулируйте познавательную задачу. Выдвиньте гипотезу.

    -Каким оборудованием будете пользоваться? Проведите исследование . –Сделайте вывод в таблице.

    Что делали?

    Что наблюдали?

    Вывод

    3.Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока.

    - А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки.

    Загадки о природных явлениях.

    1) Сперва блеск,  

    За блеском треск.   (Молния и гром)

    2) Разноцветные ворота на лугу построил кто-то,

    Но пройти в них нелегко - те ворота высоко. (Радуга)

    3)Молоко над речкой плыло

     - Ничего не видно было,

       Растворилось молоко

     - Стало видно далеко. (Туман)

    4)В белом бархате деревня

     - И заборы, и деревья.

     А как ветер нападет,

     Этот бархат опадет.  (Иней)

    -Как можно назвать общим словом всё, о чём  были наши загадки?

     ( явления)

    -А сейчас предлагаю понаблюдать за моими действиями (протираю мокрой тряпкой доску). Постепенно след исчезает.)

    - Какой процесс вы наблюдали?  -Можно испарение назвать явлением?

    -А это явление? (удар по камертону) Это звуковое явление.

    -Вы уже догадались, какую тему мы сегодня будем изучать? (Природные явления)

     Ученые  физики  назвали  изменения, происходящие в мире – явлениями.  Кстати,  «физика» в переводе с греческого означает природа.

    - Наблюдали ли вы небо? Какие изменения вас в нем заинтересовали? Каким новым научным словом их назовете?

    -  Что изменилось  в лесу с приходом осени?

    4.Постановка задач урока.

    -Как вы считаете, всё ли мы знаем о природных явлениях?

    -Можно что-то ещё узнать по этой теме?

    -Для чего нам необходимы знания о разных природных явлениях?

    -Какую задачу поставим себе на урок? (узнать больше о природных явлениях, познакомиться с неизвестными)

    5. Этап реализации построенного проекта

    5.1- Обратимся к электронному учебнику который нам предлагает посмотреть видео .

    -С какой новой информацией познакомились?

    5.2. Физминутка

    Выросли деревья в поле.  

     Хорошо расти на воле!      

     Каждое старается,

     К небу, к солнцу тянется.        

     Вот подул веселый ветер,  

     Закачались тут же ветки,        

    Даже толстые стволы

     Наклонились до земли.

    Вправо-влево, взад-вперед

    – Так деревья ветер гнет.    

     Он их вертит, он их крутит.      

     Да когда же отдых будет?

    -О каком явлении природы говорится в этом стихотворении?

    5.3.Стадия осмысления.

    Открытие новых знаний, сопоставление с уже имеющимися, осмысление.

     Самостоятельная  работа с текстом учебника.  С. 92-93.

    -Прочитайте статью на с. 92-93 учебника.

    -По результатам чтения заполните таблицу в тетради.

    5.4.Индивидуальная работа  в тетради. № 5 , с.

     

     Фронтальная проверка:

    -Какие природные явления происходят летом?

    -Когда бывают гром, молния?

    -В какое время суток бывает роса?

    -Чем опасен смерч?

    -В какое время года бывает листопад?

    -Какие явления природы бывают зимой?

    -Чем опасен ледоход?

    -Выполните  задание № 3. Самопроверка по эталону учителя.

    -Какие явления происходят в живой природе, неживой природе?

    5.5. Анализ фотографий .

    -Какое явление можно назвать красивым? Почему?

    - Какие явления  могут быть опасны?

    -Чем  опасна гроза ?

    -Какие правила безопасного поведения во время грозы вы знаете?

     (Слайды презентации  с изображением гололёда, паводка, града, извержение вулкана)

    5.6. Опыт «Преломление света»

    -Существуют явления природы, которые сложно объяснить без специальных научных знаний. Например, «Преломление света»

    -Это явление мы можем смоделировать прямо на нашем уроке.

     Проведём опыт: В стаканчик с водой опустите трубочку. Что наблюдаете?

    -Как называется это явление?

    -  Какое необычное природное явление вам ещё приходилось наблюдать? 

    -Ну, а что это за такое эхо? Где его нужно искать (Ответы детей) .

    (-Эхо- это отраженный звук от любого встретившегося на его пути препятствия:, его слышно не сразу, а спустя некоторое время. Эхо прячется в лесу, между деревьями, а в горах- между скал, а в каком-нибудь месте- у стенок.)

    -Ребята, а как вы думаете, почему в совершенно пустой комнате очень хорошо слышно эхо, а в комнате, где стоит мебель, висят шторы и лежат ковры, эхо куда-то исчезает .

    -Оказывается, все вещи поглощают звук, а в пустой комнате звук отражается от пустых стенок и мы слышим эхо.

    -Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучать громче. Давайте попробуем.

    5.7.Зарядка для глаз.

    -Посмотрите в окно, какие природные явления сегодня можем наблюдать?

    -Теперь сосредоточим взгляд на кончике карандаша. Повторите упр. 4-5 раз.

    6. Обобщение.  На доске строится схема-кластер «Природные явления»

    Работа в группах.

    -Используя карточку с названием нашей темы как главную, достройте схему, рассказывающую о том, какие существуют природные явления.

    На столах у каждой группы есть карточки с названием природных явлений  и названиями тел, которые нас окружают.

    -Обсудите в группе и выберите только карточку с  названием природного явления. 

    - По одному представителю групп представьте отчет о проделанной работе.

    ( на доске выстраивают из заготовленных  карточек кластер- таблицу.)

     А вы  дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны – поднимите зеленый кружок, если нет- то красный.

    -О чём рассказывает составленная нами схема?

    -Для чего она нам может пригодиться?

    IV.Рефлексия

     Работа в парах. - Попробуйте описать   природное явление по выбору с опорой на памятку «Синквейн»

    Памятка:

    1.Кто или что?(1 слово)                           Туман

    2.Какой  (ая?ое?)(2 слова)                       плотный белый    

    3.Что делает? (3 слова)                          опускается, ложится, стоит

    4. Предложение.(4 слова)                       Плотный туман окутал реку.

    5.Кто или что?(1 слово-синоним)           Молоко

    -Кто желает поделиться с нами своей работой?

    -Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

    -Удалось ли нам её решить?

     -Для чего нам нужно знать о явлениях природы, которые происходят на нашей планете?

    -О каких явлениях природы ещё хотели бы узнать? Почему? Что особенно интересно? Где вы можете найти эту информацию?

    -Кто по вашему, сегодня был самым активным, наблюдательным, сообразительным ? (Оценивание работы детей учителем)

    Домашнее задание

    - По желанию подготовьте сообщение о каком-нибудь природном явлении , проведите опыты , описанные в Тетради  или нарисуйте изображение природного явления.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

    Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

    Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

      Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

    Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

    Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

    Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

    Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

    Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

    Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...