Разнообразие животных
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Вознюк Екатерина Викторовна

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" - автор учебника А.А.Плешаков, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

3 КЛАСС.

Тема: «Разнообразие животных»

Цели урока: Создание педагогических условий, обеспечивающих общее гармоничное развитие  младших школьников в процессе его учебной деятельности. Формировать понятие «виды животных». Систематизировать и расширять знания о группах животных, о признаках каждой группах.  

                                                                                                                                                                             Задачи :Предметно-информационные: Познакомить с классификацией животных.                                                         Изучить основные признаки групп животных.                                                                                                          Деятельностно-коммуникативные: Развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку.                                                Закрепить навыки работы в группах, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.                                                                                                                                                                  Ценностно-ориентированные: Развитие любознательности, наблюдательности, чувства  гармонии человека с природой.                                                                                                                                                     Воспитывать интерес к  окружающей среде, продолжить формирование основ экологической культуры.  

 Оборудование:

учебник «Окружающий мир», 3 класс, автор А.А.Плешаков,2009г.,

рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс, автор А.А.Плешаков, 2013 г.,

тест для проверки знаний детей,

компьютерная презентация, выполненная в Microsoft Power Point по теме "Разнообразие животных",

компьютер,

мультимедийный проектор с экраном,

карточки с названием групп животных,

карточки для работы по группам,

иллюстрации животных для закрепления,

письма от разных групп животных,

квадратики красного и синего цвета для рефлексии.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Орг. момент. (2 мин)

Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, давайте начнём урок окружающего мира.

Дети входят в класс под музыку передачи «В мире животных»

Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Проверка домашнего задания. (5 мин)

На столе у каждого из вас лежит тест, выполните его, пожалуйста.

Выполнение теста.

Тест – приложение 1.

3.Сообщение темы урока. (3 мин)

− Найдите «лишнее» слово.

− Почему оно лишнее? К какому царству относится?

− Чем похожи все остальные слова?

− А можно перечислить всех представителей царства животных?

− Сформулируйте тему урока.

- Как вы думаете, в начале нашего урока была случайная музыка или нет? Докажите.

Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Н. Сладкова.

"Главное богатство природы - её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным".

Ананас.

Царство растений.

Они относятся к царству

Животных.

Нет, их слишком много.

Тема урока «Разнообразие животных».

Музыка из передачи «В мире животных».

На доске записаны слова:

СЛОН, СОБАКА, ПАУК, АНАНАС, АИСТ.

Эпиграф урока (на доске)

4. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. (2 мин)                                                                                          

Сегодня из царства растений мы перенесемся в царство животных и познакомимся с их удивительным многообразием. Наука, изучающая животных называется – зоология.                                                                                       Мы с вами представим себя учеными-зоологами и проведем урок-исследование. Цель исследований – выявить группы животных и определить их отличительные особенности.                     Мы разделимся на группы. Каждая группа получает свое задание. Будьте внимательны, прислушивайтесь к мнению  своих товарищей, активно участвуйте в обсуждениях.

5.Получение новых знаний. (5 – 7 мин)

Итак, вы получаете конверты с заданиями. Работаете в группах. После работы с заданием, находите  табличку с названием своей группы и выставляете ее на столе. Приложение – 2.

Учащиеся вскрывают конверты и выполняют задания. Каждая группа ставит на парту выбранную табличку с названием своей группы.

На учительском столе лежат напечатанные таблички с названием групп: Насекомые. Рыбы. Земноводные. Птицы. Пресмыкающиеся. Звери.

6.Коррекция знаний. (10 мин)

–Как называется ваша группа? Прочитайте вывод.

Насекомых больше, чем всех других видов животных вместе взятых. Их около миллиона видов.

Какое название вы выбрали вашей  группе?

По каким признакам определили? Прочитайте вывод.  

Сейчас насчитывается около 44 тысяч видов различных видов рыб. Есть очень удивительные рыбы. Например, летучая рыба.

Ваша группа «Земноводные». Докажите.  

Всего земноводных насчитывается около трех  с половиной тысяч видов.  Лягушкам поставлены два памятника – в Париже и Токио. В цепях природы у них очень важное место. Лягушки и жабы – хранители равновесия в природе.

У вас выставлена табличка «Птицы». Что можно сказать про эту группу?  

Ученые насчитывают около 100 тысяч видов птиц. Отличительной особенностью этой группы является пение. Давайте немного отдохнем и представим себе, что мы отправляемся в летний лес.

Какую группу определили вы? Что узнали? Сделайте вывод.  

Пресмыкающихся насчитывается более 6 тысяч. Все они – существа хладнокровные. Предпочитают жить в жарких краях, а те, которые живут в более холодном климате, на зиму впадают в спячку.          

 – Что узнали о своей группе?          

Эта группа включает в себя около 4 тысяч видов.  

  Предлагаю вам экологическую задачу:                                                                                                                                                                                                           Нам нужны иголки для шитья , а кому нужны иголки для житья? Давайте послушаем разговор ,который приготовили ребята этой группы и постараемся выделить интересные сведения о еже.

Итак, что же вы узнали о еже?      

Молодцы!                                                                                                                                                                                                                                                

Насекомые- это животные, у которых 6 ног. К ним относятся: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи.

Рыбы.

Рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуей. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр они дышат кислородом, растворенным в воде.

Земноводные, или амфибии- животные, у которых кожа голая, нежная. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны. Часть жизни они проводят на суше, а часть - в воде.

Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Все птицы откладывают яйца.

Пресмыкающиеся- животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

Звери, или млекопитающиеся - животные, тело которых покрыто шерстью, своих детенышей они вскармливают молоком.

Ежу

– Как тебе живется, еж?                                                                                                                                                                        - Как и всем на свете.  Много я тружусь, так что ж, подрастают дети.                                                                                       – Утром сплю я, это точно, потом в домике сижу.                                                                                                                            На охоту выхожу в сумерки и ночью.                                                                                                                                                  – Говорят, что ешь ты змей и улиток, и червей?                                                                                                                                                                           - Да, бывает, ем и змей, и лягушек, и мышей.                                                                                                                           – Сколько у тебя иголок? Почему ты, ежик, колок?                                                                                                                      - Я в колючий  шар свернусь –от лисы вот так спасусь.                                                                                                               –Много летом я тружусь, а зимой я спать ложусь.  

Ежи охотятся ночью, питаются змеями, улитками, червями, лягушками и мышами. Иглы ежу нужны для защиты. На зиму впадает в спячку.                                                                                                                                      

Работа с группой 1.

Работа с группой 2.

Работа с группой 3.

Работа с группой 4.

Звучит запись пения птиц.

Работа с группой 5.

Работа с группой 6.

7. Контроль и самоконтроль. (3 мин)

Давайте подведем итог. Выделим группы животных. Назовите основные признаки групп.

Нам с вами пришли письма от некоторых представителей животных. Попробуйте их узнать.

1.-Догадались, кто это? К какой группе относится? Какие важные сведения содержатся в письме? Что мы можем сделать в самое тяжелое время для птиц?  

2. Ой, а в этом письме нет словесного описания. Только портрет. Посмотрите внимательно (каждая группа получает рисунок паука)  - Кто это? Подумайте, к какой  группе относится?

- Сколько ног у паука?  

Оказывается, пауки относятся к отдельной группе – паукообразные. Землю населяют около 40 тысяч видов пауков. Почти все пауки имеют по 8 глаз. К этой группе относятся им подобные: скорпионы, сенокосцы, клещи.                                                                                                                                      

Насекомые – 6 ног.

Рыбы – чешуя.

Земноводные – голая кожа.

Пресмыкающиеся – сухие чешуйки.

Птицы – перья.

Звери – шерсть.

Птица – синица. Зима – трудное время для птиц, их надо подкармливать.

Паук.

8

На доске – таблица.

Письма – приложение 3.

8.Продолжение изучения нового материала. (7 мин)

Ребята, оказывается, что, кроме рассмотренных нами групп животных, есть ещё некоторые. Давайте откроем учебник на с. 68 и познакомимся с ними.

Дети читают учебник и продолжают заполнять таблицу.

Черви – мягкое тело.

Молюски – мягкое тело, раковина.

Иглокожие – есть иглы.

Ракообразные – панцирь.

Паукообразные – 8 ног.

8.Закрепление пройденного. (3 мин)

Давайте назовём животных и определим группу, к которой они относятся.

Дети называют животных, изображённых на картинках и группу к которой они относятся.

Заполнение таблицы в тетрадях.

9.Рефлексия. (1 мин)

Если урок понравился, поднимите красный квадрат, если нет – синий.

Поднимают квадратики.

10.Итог урока. (1 мин)

Мы должны помнить о том, что все-все на свете нужны!                                                                                                                                         И мошки не меньше нужны, чем слоны.                                                                                                                                               Нельзя обойтись без чудищ нелепых,                                                                                                                                            И даже без хищников,- злых и свирепых.                                                                                                                                                        Нужны все на свете, нужны все подряд,                                                                                                                                                    Кто делает мед и кто делает яд.                                                                                                                                                                           Помните, что прекрасен мир природы. А нам с вами нужно познавать, беречь и умножать этот великий мир!

11.Домашнее задание. (1 мин)

Прочитать о классификации животных. Подготовить сообщение о любом из представителей своей группы.

Примечание 1.

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника.

б) астрономия.

в) почвоведение.

2. Что относится к хвойным растениям?

а) липа.

б) сосна.

в) одуванчик.

3. Что содержит плод растения?

а) цветок.

б) семена.

в) стебель.

4. Орган растения, который находится в почве?

а) цветок.

б) лист.

в) стебель.

г) корень.

5. Какие растения размножаются спорами?

а) колокольчик.

б) дуб.

в) папоротник.

6. Впиши пропущенные слова

Корни растений дышат _____,  который содержится в почве. Они всасывают из почвы_____ и растворённые в ней_______ .

Примечание 2.

1 группа.     Отгадайте загадки:                                                                                                                                   1.Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,                                                                                                       Похлопочет над цветком- он поделится медком.                                                                                                                                                                                  

2.Дом в лесу многоэтажный, на тропе жилец отважный                                                                                                  Тащит ветку на спине, самого не видно мне.

Напишите отгадки: 1. -------------------- ---------------. 2.  ----------------------------------------------                                                                                                                                

Рассмотрите картинки (даны картинки в конверте: комар, бабочка, пчела, жук) Определите сходство. Сосчитайте количество лапок. Запишите-------------------------------                                                                                       Как называется группа животных?. Напишите---------------------------------------                                                                    Сделайте вывод:-------------------------- -это группа животных,у которых---------- ног. К ним относятся жуки, бабочки, стрекозы ,пчелы, мухи.

2 группа.

Откройте ваш учебник на странице 68.                                                                                                                                Найдите группы животных.                                                                                                                                                 Найдите, как называются животные, тело которых покрыто чешуей---------------------------------------          Что им помогает передвигаться---------------------------------------                                                                            Что они имеют для дыхания--------------------------------------------                                                                                Сделайте вывод:---------------------- -водные животные, тело которых покрыто  скользкой-----------------Это- водные обитатели. Передвигаться им помогают---------------------. С помощью--------------------------они дышат кислородом, растворенным  в воде.

3 группа.

Ваша группа называется «Земноводные».  Получили они свое название по месту обитания. Часть жизни они проводят на----------------,а часть-в ------------------- . К ним относятся: лягушки, жабы, тритоны.                                                                                                                                                                                         Прочитайте о них в учебнике на странице 68.Сделайте вывод:                                                                                    Земноводные, или амфибии-животные, у которых кожа--------------------------------------------------------.            К земноводным относятся-----------------------------------------------. Часть жизни они проводят на-------------------- ,а часть----------------------------,за что и получили свое название.

4 группа.

Найдите на выставке книг «Энциклопедию животных». По оглавлению найдите раздел «Птицы»            Откройте этот раздел. Прочитайте характеристику этого  вида.                                                                   Тело птиц покрыто -------------------.Сделайте вывод: Птицы-животные, тело которых покрыто----------------------.Все птицы откладывают--------------------------.

5 группа.

Откройте учебник на странице 68.                                                                                                                                 Найдите, как называется группа животных, у которых тело покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. Напишите----------------------------------------------------.                                            Выпишите, кто относится к этой группе---------------------------------------------------------------------------------.      Сделайте вывод:------------------------------------ - группа животных, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем. К ним относятся-----------------------------------------------------------------------.

6 группа.

Рассмотрите картинки. Напишите названия животных--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.      Чем покрыта их кожа---------------------------------.                                                                                                            Как называется эта группа---------------------------.                                                                                                           Сделайте вывод: ------------------ или млекопитающиеся,- животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детенышей они вскармливают молоком.

(В конверте картинки: лошади, зайца, медведя, овцы, белки)

Примечание 3.

1 письмо. У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все подряд: и разные зернышки, и крошки хлеба. Но особенно я люблю несоленое сало. Я хочу вас попросить:                        

  Пусть со всех концов                                                                                                                                                                            К вам слетятся, как домой,                                                                                                                                                                               Приучите нас в  мороз                                                                                                                                                                                                    К своему окну,                                                                                                                                                                                                                              Чтоб без песен не пришлось                                                                                                                                                                      Вам встречать весну.

2 письмо. Ой, а в этом письме нет словесного описания. Только портрет. Посмотрите внимательно (каждая группа получает рисунок паука)  - Кто это? Подумайте, к какой  группе относится?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...