Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"
    план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

    Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 3 «А»

    Учитель высшей категории: Скупова Татьяна Васильевна

    МОУ СОШ № 3 им. В. Н. Щёголева городского округа ЗАТО Светлый

    Тема: разнообразие животных

    Цель: углубить знания учащихся о разнообразии животных

    Задачи:

    Образовательные: 

    • Формировать понятие “виды животных”.
    • Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы).
    • Классифицировать  животных по способу питания

    Развивающие:

    • Развивать умение классифицировать животных по данному основанию,
    • познавательные процессы.

    Воспитательная:

     Воспитывать бережное отношение к природе.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Место урока в учебном плане: 1 урок по теме “Разнообразие животных”.

    Методы: Частично-поисковые, объяснительно - иллюстративные.

    Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

    Оборудование:

    • компьютер;
    • мультимедийный проектор;
    • схемы классификации (у каждой группы);  
    • учебник, рабочая тетрадь,
    • цветные карандаши.

    План

    1. Организация класса к уроку.

    2. Постановка целей урока и подготовка к работе.

    3. Работа над темой урока

    • Игра "Живая - неживая"
    • Животные - живые существа
    • Классификация животных по способу питания

    4. Физкультминутка.

    5. Закрепление изученного

    • Задание в тетради
    • Кроссворд "Животные"

    6. Охрана животных

    7. Итог урока

    Ход урока

    1. Организация класса к уроку.

    В перемену отдохнули,
    И опять звонит звонок.
    Мы готовы, стол в порядке,
    Начинается урок.

    2. Постановка целей урока и подготовка к работе.

    Сегодня урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас много гостей, а во-вторых, нам вновь будет помогать наш друг компьютер.

    На сегодняшнем уроке мы как всегда будем изучать окружающий нас мир, ещё раз поговорим о животных, попытаемся доказать самим себе, что животные - живые существа, попытаемся разделить всех животных на группы по способу питания, а также узнаем много нового и интересного.

    А чтобы мы лучше слышали, лучше видели, лучше запоминали и соображали:

    1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот

    2) надавите подушечками пальцев на затылок (10 раз)

    3) помассируйте мочки ушей

    3. Работа над темой урока

    Итак, как я уже сказала, на этом уроке снова пойдет речь о животных.

    Презентация

    1 слайд: Тема урока

    Но, прежде всего, давайте вспомним, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу?

    Игра "Живая - неживая"

    2 слайд:  «Живая – неживая»

    Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши, если к неживой - соответственно, не хлопайте.

    (Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл, горы, дерево, ромашка, воздух, вода, Луна, человек) 

    • Итак, что же относится к неживой природе?
    • А к живой?

    Сегодня нас интересуют животные.

    • А кого мы отнесём к животным?

    3 слайд:  Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

    • Что вы знаете о насекомых?

    Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.

    • О земноводных?

    А чем отличаются жабы от лягушек? (У жаб бородавчатая кожа)

    В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.

    • О пресмыкающихся?
    • О рыбах?

    Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.

    • О птицах?

    Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.

    О зверях? Как ещё называют зверей? Почему?

    Животные - живые существа

    Работа с учебником.

    4. Классификация животных по способу питания

    4 слайд:  Растительноядные, хищники, всеядные, паразиты.

    А теперь, давайте, ребята, поговорим о том, чем питаются животные.

    (травой, насекомыми, животными)

    Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу?

    • Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядными)

    (Доклад детей о растительноядных животных)

    Что за животные изображены на этом снимке?

    • Как называются животные, которые питаются другими, более мелкими животными? (хищники) 

    (Доклад детей о хищниках)

    Что вы можете сказать об этих животных?

    • Как называются животные, которые питаются за счёт других организмов? (паразиты) 

    (Доклад детей о паразитах)

    Что вы можете сказать об этих животных?

    • Животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными. 

    (Доклад детей о всеядных животных)

    Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания?

    Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?

    Как они связаны?

    Приведите мне пример любой цепи питания. (Работа в группах).

    5. Физкультминутка.

    «Медвежата»

    6. Закрепление изученного материала

        А) Задание в рабочей  тетради (стр. 37) (УМК «Начальная школа ХХ1 века»

        Б) Игра «Верно – неверно»

    Условие: верно,  ставим +; неверно – о.

    Кроссворд "Животные"

    5слайд:  Кроссворд.

     Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут цветные полоски, которые находятся у меня в руке. Полоски разного цвета. Нам нужно разгадать загадки.

    Загадки.

    1.Вьётся верёвка,

    На конце головка.

    2.Летит, пищит,

    Ножки длинные тащит,

    Случай не упустит:

    Сядет и укусит.

    3.Летом в болоте

    Вы её найдёте.

    Зелёная квакушка.

    Кто это?

     

    4.Пресноводная рыба с красноватыми нижними плавниками.

    5.Летом ходит без дороги

    Возле сосен и берёз,

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза прячет нос.

    6.На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит.

    Тычет клювом наугад-

    Ищет в речке лягушат.

    7.Живёт в норке,

    Грызёт корки.

    Короткие ножки,

    Боится кошки.

    Какое же слово у нас получилось? (Молодцы)

    7. Охрана животных

    Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?

    Стихотворение "Все на свете нужны"

    Все-все,
    На свете,
    На свете нужны,
    И мошки
    Не меньше нужны,
    Чем слоны.

    Нельзя обойтись без чудищ нелепых
    И даже без хищников,
    Злых и свирепых.

    Нужны все на свете!
    Нужны все подряд -
    Кто делает мёд
    И кто делает яд!

    Плохие дела
    У кошки без мышки,
    У мышки без кошки
    Не лучше делишки!

    И, если мы с кем-то
    Не очень дружны,
    Мы всё-таки очень
    Друг другу нужны.

    А если нам кто-нибудь
    Лишним покажется,
    То это, конечно,
    Ошибкой окажется!

    Все-все,
    На свете,
    На свете нужны.
    И это все дети
    Запомнить должны!
    (Б. Заходер)

    Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

    Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

    (Звучит песня  "Просьба")  

    А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.

    Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества. Всем желающим я хочу подарить вот такой символ принадлежности обществу любителей природы.

    8. Рефлексия

    Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

    А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных кругов.

    И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

    Автор и источник заимствования материала неизвестен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе

    Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

    урок окружающего мира "Как живут животные" 1 класс

    Конспект урока в технологии модерация и активные методы обучения для 1 класса по теме: "Как живут животные"...

    Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»

                Данный урок был разработан в рамках  учебно- методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».  Урок входит в раз...

    Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

    Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

    Презентация к уроку окружающего мира "Способы защиты животных" 2 класс по программе ПНШ

    Презентация по этапно рассказывает о способах защиты животных в природе. К сожалению пришлось удалить  ролик, созданный по тексту учебника - хрестоматии  "Окружающий мир знакомый и загадочны...

    Урок окружающего мира по теме: Животный мир зоны лесов."

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ: "Животный мир зоны лесов"...