Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «А»

Учитель высшей категории: Скупова Татьяна Васильевна

МОУ СОШ № 3 им. В. Н. Щёголева городского округа ЗАТО Светлый

Тема: разнообразие животных

Цель: углубить знания учащихся о разнообразии животных

Задачи:

Образовательные: 

  • Формировать понятие “виды животных”.
  • Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы).
  • Классифицировать  животных по способу питания

Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать животных по данному основанию,
  • познавательные процессы.

Воспитательная:

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место урока в учебном плане: 1 урок по теме “Разнообразие животных”.

Методы: Частично-поисковые, объяснительно - иллюстративные.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • схемы классификации (у каждой группы);  
  • учебник, рабочая тетрадь,
  • цветные карандаши.

План

1. Организация класса к уроку.

2. Постановка целей урока и подготовка к работе.

3. Работа над темой урока

  • Игра "Живая - неживая"
  • Животные - живые существа
  • Классификация животных по способу питания

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного

  • Задание в тетради
  • Кроссворд "Животные"

6. Охрана животных

7. Итог урока

Ход урока

1. Организация класса к уроку.

В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.

2. Постановка целей урока и подготовка к работе.

Сегодня урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас много гостей, а во-вторых, нам вновь будет помогать наш друг компьютер.

На сегодняшнем уроке мы как всегда будем изучать окружающий нас мир, ещё раз поговорим о животных, попытаемся доказать самим себе, что животные - живые существа, попытаемся разделить всех животных на группы по способу питания, а также узнаем много нового и интересного.

А чтобы мы лучше слышали, лучше видели, лучше запоминали и соображали:

1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот

2) надавите подушечками пальцев на затылок (10 раз)

3) помассируйте мочки ушей

3. Работа над темой урока

Итак, как я уже сказала, на этом уроке снова пойдет речь о животных.

Презентация

1 слайд: Тема урока

Но, прежде всего, давайте вспомним, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу?

Игра "Живая - неживая"

2 слайд:  «Живая – неживая»

Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши, если к неживой - соответственно, не хлопайте.

(Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл, горы, дерево, ромашка, воздух, вода, Луна, человек) 

  • Итак, что же относится к неживой природе?
  • А к живой?

Сегодня нас интересуют животные.

  • А кого мы отнесём к животным?

3 слайд:  Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

  • Что вы знаете о насекомых?

Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.

  • О земноводных?

А чем отличаются жабы от лягушек? (У жаб бородавчатая кожа)

В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.

  • О пресмыкающихся?
  • О рыбах?

Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.

  • О птицах?

Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.

О зверях? Как ещё называют зверей? Почему?

Животные - живые существа

Работа с учебником.

4. Классификация животных по способу питания

4 слайд:  Растительноядные, хищники, всеядные, паразиты.

А теперь, давайте, ребята, поговорим о том, чем питаются животные.

(травой, насекомыми, животными)

Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу?

  • Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядными)

(Доклад детей о растительноядных животных)

Что за животные изображены на этом снимке?

  • Как называются животные, которые питаются другими, более мелкими животными? (хищники) 

(Доклад детей о хищниках)

Что вы можете сказать об этих животных?

  • Как называются животные, которые питаются за счёт других организмов? (паразиты) 

(Доклад детей о паразитах)

Что вы можете сказать об этих животных?

  • Животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными. 

(Доклад детей о всеядных животных)

Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания?

Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?

Как они связаны?

Приведите мне пример любой цепи питания. (Работа в группах).

5. Физкультминутка.

«Медвежата»

6. Закрепление изученного материала

    А) Задание в рабочей  тетради (стр. 37) (УМК «Начальная школа ХХ1 века»

    Б) Игра «Верно – неверно»

Условие: верно,  ставим +; неверно – о.

Кроссворд "Животные"

5слайд:  Кроссворд.

 Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут цветные полоски, которые находятся у меня в руке. Полоски разного цвета. Нам нужно разгадать загадки.

Загадки.

1.Вьётся верёвка,

На конце головка.

2.Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

3.Летом в болоте

Вы её найдёте.

Зелёная квакушка.

Кто это?

 

4.Пресноводная рыба с красноватыми нижними плавниками.

5.Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

6.На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.

7.Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки.

Какое же слово у нас получилось? (Молодцы)

7. Охрана животных

Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?

Стихотворение "Все на свете нужны"

Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
(Б. Заходер)

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

(Звучит песня  "Просьба")  

А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.

Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества. Всем желающим я хочу подарить вот такой символ принадлежности обществу любителей природы.

8. Рефлексия

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных кругов.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

Автор и источник заимствования материала неизвестен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

урок окружающего мира "Как живут животные" 1 класс

Конспект урока в технологии модерация и активные методы обучения для 1 класса по теме: "Как живут животные"...

Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»

            Данный урок был разработан в рамках  учебно- методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».  Урок входит в раз...

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Презентация к уроку окружающего мира "Способы защиты животных" 2 класс по программе ПНШ

Презентация по этапно рассказывает о способах защиты животных в природе. К сожалению пришлось удалить  ролик, созданный по тексту учебника - хрестоматии  "Окружающий мир знакомый и загадочны...

Урок окружающего мира по теме: Животный мир зоны лесов."

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ: "Животный мир зоны лесов"...