Главные вкладки

    урок окружающего мира "Как живут животные" 1 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Эпова Ольга Львовна

    Конспект урока в технологии модерация и активные методы обучения для 1 класса по теме: "Как живут животные"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir._1_klass.docx21.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Как живут животные?

    (Тема урока)

    Предмет        Окружающий мир

    Класс        1

    Тема и номер урока в теме        Как живут животные?

    Базовый учебник        Окружающий мир А.А. Плешаков.

    Цель  урока: Расширить представления о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.

    Задачи:

    –  обучающие: формировать умения, необходимые для организации и проведения исследовательской работы (умение задавать вопрос, формулировать цель исследования, наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы);

    –  развивающие:развивать речь, умение отстаивать свою точку зрения, работать в паре;

    – воспитательные:  воспитывать бережное отношение ко всему живому.

    Тип урока:  Урок изучения нового и закрепление полученных знаний (Урок-исследование)

    Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

    Необходимое техническое оборудование: проектор; слайдовая  презентация; доска; мел; рабочие листы  с заданиями №1, №2, №3; карандаш; рабочая тетрадь «Окружающий мир» ч.1.;  клей; ножницы;  учебник «Окружающий мир».

    Структура и ход  урока

    Фаза 1. Начало образовательного материала.

    Этап 1. Инициация (начало урока, знакомство)

    Время, продолжительность

    Название метода

    Подробное описание АМО

    - Цели и задачи метода

    - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

    - Предварительная подготовка (если требуется)

    - Технология проведения

    - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

    -  Варианты проведения метода

    Подробное описание АМО

    -Цели и задачи метода

    -Необходимые материалы

    -Предварительная подготовка (если требуется)

    -Технология проведения

    -Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

    -Варианты проведения метода

    3 мин.

    Игра «Молчанка»

    Цель: Проверить готовность уч-ся к уроку.

    Материалы: Учебник «Окружающий мир» 1 кл. А.А.Плешаков; карандаш; рабочий лист с заданием – один на парту.

    Проведение: Учитель показывает предметы необходимые к уроку, а дети, молча, проверяют все ли у них готово на парте

    Начнём урок с игры «Молчанка». Я показываю, что должно быть у вас на партах, а вы проверяете готовность к уроку. Если чего- то нет, готовите.

    Этап 2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)

    3 мин.

    Игра «Доскажи словечко»

    Цель:1.Активизировать внимание детей.

    2.Актуализировать знания о разнообразии животного мира.

    Материалы: Интерактивная доска, слайдовая  презентация.

    Проведение: Учитель читает стихотворение, дети хором вставляют подходящее по смыслу название животного.

    Я буду читать стихотворение, а вы хором вставляйте подходящее по смыслу слово. При затруднении вам помогут  слайды. (Включается слайдовая презентация с изображением животных)

    Затеем-ка игру!- промолвил … (кенгуру)

    Быстрей сходитесь в круг, - пробормотал… (индюк)

    Нам вовсе не до игр,

    за всех ответил … (тигр)

    Да и какой в них толк?-

    добавил серый… (волк)

    Уж лучше я уйду,-

     воскликнул… (какаду)

    А я уж поскакал,

     протявкал трус … (шакал)

    Жаль, поиграть нам не пришлось, - вдруг промычал печально … (лось)

    Ах, ах, оставим эту тему,-

    сказал капризно страус… (эму)

    Сыграем в следующий раз,

    всех успокоил … (дикобраз)

    Нет, ты меня теперь не трожь, и я колюч, -профыркал… (ёж)

    Ребята, кого называли слова, которые вы договаривали? (Животных) Что мы знаем о животных? (Делятся на 4 группы)

    Кто догадался, о ком пойдёт речь на уроке? (О животных)

    Этап 3.формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока) - выяснения целей, ожиданий, опасений.

    5 мин.

    Метод «Ключевые слова»

    Цель:1.Сформулировать вопросы, необходимые для постановки цели исследования.

    2.Определить границы  знаний детей.

    3.Сформулировать  цель урока.

    4.Составить план решения проблемы.

    Материалы:  Доска, мел.

    Проведение: На доске записаны несколько слов, с помощью которых дети формулируют вопросы по теме урока. Затем выбирают только те, ответ на которые смогут найти на этом уроке.

    У каждой группы животных есть свои отличительные особенности, но у всех животных есть и общее. Как вы думаете, что объединяет всех животных? (Они все живые) Да, все животные живут. Посмотрите на доску, там записаны  ключевые слова, которые помогут вам сформулировать вопросы.

    На доске: Как? Сколько? Что необходимо?

     Почему мы не можем оставить на урок  вопрос: Сколько живут животные? (Животных очень  много, мы не можем узнать про каждого сегодня на уроке)

    Итак, мы задали 2 вопроса:

    Как живут животные?  и

    Что необходимо животным для жизни?

    Подумайте, знаете ли вы ответ на эти вопросы? (Нет) Какую цель поставим себе на урок? (Узнать, как живут… и   Что необходимо  ….) Зачем нам это знать, где эти знания могут пригодиться в жизни?

    Что будем исследовать определили, а вот как будем это делать? ( В парах) Как проверить, правильные ли выводы вы сделали? ( Посмотреть в учебнике)

    Фаза 2. Работа над темой

    Этап 4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

    9 мин.

    Метод «Презентации»

    Цель:1.Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

    2.Развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы.

    Материалы: рабочие листы  с заданиями №1, №2, №3, карандаш.

    Проведение: Работа в парах. Каждая пара получает задание:

    1. Прочитайте  задание.

    2. Выполните его – соедините рисунки при помощи карандаша (Проведите  линию).

    3.Сделайте   вывод.

    4.Выступление пар.

    5. Проверка  правильности вывода по учебнику.

    Чтобы помочь вам провести исследование, я приготовила рабочие листы для каждой пары. Каждая пара читает задание, соединяет рисунки карандашом, делает вывод  о своём исследовании. Задания у каждого ряда отличаются, поэтому когда будем делать выводы, заслушаем ответы каждого ряда. Итак, читаем задание, выполняем и делаем вывод.

    Как проверим, правильные ли выводы сделали? (Прочитаем в учебнике «Проверь себя»)

    Мы ответили только на один из вопросов. На какой вопрос ещё надо найти ответ? (Что необходимо животным для жизни?) Я предлагаю подумать и порассуждать всем вместе. Как вы думаете, без чего животное не может обойтись? Где проверим правильные ли выводы мы сделали? ( В учебнике)

    Этап 5. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

    12 мин.

    Цель:1.Учить применять полученные знания на практике.

    2.Организовать коммуникативное взаимодействие с целью развития  умений  сопоставлять, обобщать, делать выводы.

    Материалы: рабочая тетрадь «Окружающий мир» ч.1.;  клей; ножницы.

    Проведение: Дети работают  в парах. Каждая пара получает задание:

    1.Вырежи рисунки из приложения на

    2. Помести каждое животное в его природный дом.

    3.Попроси соседа по парте проверить тебя: расскажи, как каждое животное связано с тем, что его окружает.

    4. После проверки наклей рисунки.

    Сегодня мы говорили о том, как живут все животные, но ведь у каждого из них есть свой природный дом:

    У  рыбы - вода, у большинства зверей - поверхность земли (леса, поля). Сейчас вы будете определять, где находится природный дом некоторых животных. Работать вы будете в парах по плану:

     1.Вырежи рисунки из приложения на

    2. Помести каждое животное в его природный дом.

    3.Попроси соседа по парте проверить тебя: расскажи, как каждое животное связано с тем, что его окружает.

    4. После проверки наклей рисунки

    Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

    Этап 6. Этап эмоциональной разрядки (разминки)

    3 мин.

    Игра «Утро в зоопарке»

    Цель: 1.Повысить уровень энергии в классе.

    Проведение: учитель просит по его команде изображать действия детёнышей животных.

    Игра называется «Утро в зоопарке». Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают.

     Рано утром в зоопарке просыпаются зверята:

    -открывают глазки барсучки;

    -трут щёчки хомячки;

    -умываются бельчата;

    -потягиваются лисята;

    -зевают тигрята;

    -бегают страусята;

    -хлопают крыльями индюшата;

    -подпрыгивают тигрята;

    -машут гривой  жеребята;

    -крутятся влево-вправо неугомонные мартышки;

    -кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки.

    А теперь выберите детёныша, который вам больше всего сейчас понравился. По моей команде покажите, как он просыпается. Приготовились?

    Зверята просыпаются!

    Этап 7.         Подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

    4 мин.

    Метод «Контрольные вопросы»

    Цель: 1.Учить детей оценивать результаты своей  деятельности на уроке.

    Материалы: учебники «Окружающий мир» 1 кл. А.А.Плешаков.

    Проведение : Учитель читает вопрос №1, дети отвечают  мысленно. Затем проверяют правильность – отвечает один учащийся, остальные показывают при помощи поднятой руки согласны ли с таким ответом. Таким же образом отвечают на все контрольные вопросы. А затем оценивают полученные знания при помощи рисунков учебника. Ответил на все вопросы правильно- показывает пальцем улыбающееся лицо, не ответил на 1 вопрос- спокойное лицо, не ответил ни на один вопрос- грустное лицо.

    Какую цель  ставили на урок? Получили мы ответ на эти вопросы? Что мы всегда делаем в конце урока? (Проверяем себя, оцениваем свою работу) Проверим свои знания и оценим свою работу на уроке с помощью контрольных вопросов.

    Читаем вопрос №1. Отвечаем мысленно. Проверяем. (Отвечает 1 учащийся) Поднимите руку те, кто согласен с этим ответом. Читаем вопрос №2. Отвечаем мысленно. Проверяем. (Отвечает 1 учащийся) Поднимите руку те, кто согласен с этим ответом. Оценим себя с помощью человечков. Те, кто ответили на 2 вопроса правильно- покажите пальчиком в учебнике улыбающееся лицо- вы молодцы ! Те, кто смог ответиь только на 1 вопрос - покажите пальчиком в учебнике спокойное лицо- вы  тоже неплохо поработали, но не всё запомнили. Те, кто не смог ответить ни на один вопрос показывают грустное личико.

    Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации:

    Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации:

    - интеракции участников группового процесса и их коммуникации,

    - визуализации хода и результатов образовательного процесса,

    - мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики),

    - мотивации всех участников образовательного процесса,

    - рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока,

    - анализа и оценки деятельности обучающихся.

    Качественное формирование новых знаний, умений и личностных качеств учащихся на уроке обеспечено через организацию  разностороннего созидательного взаимодействия обучающихся  друг с другом и педагогом.

     Обучение было интерактивным, т.к. все учащиеся были вовлечены в процесс познания через активную коммуникацию.  Интерес поддерживался разнообразием заданий, сменой видов деятельности, игровыми приемами.

    Визуализация учебного материала и  результатов выполненной работы осуществлялась с использованием  различных визуальных средств подачи информации: слайдовая презентация, рабочие листы, доска, учебник и рабочая тетрадь.

     Контроль и рефлексия осуществлялась на каждом этапе урока разными способами: сравнение с образцом (учебником), взаимопроверка, самопроверка.

    Мотивация учащихся осуществлялась методом «Ключевых слов», когда при помощи учителя дети сами формулировали вопросы для исследования и на этапе формирования ожиданий обучающихся, когда они отвечали на вопрос «Где эти знания о животных могут пригодиться в жизни?»

    Анализ и самооценка деятельности обучающихся проводилась методом «контрольных вопросов».

    Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

    1.Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. для 1кл. нач. шк.: в 2 ч./ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение, 2011.

    2.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир»/ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение, 2011.

    3.Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир. 1класс».-М.: Просвещение, 2011.

    4.Школа России. Концепция и программы для начальных классов.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме:"Как живут растения?"

    Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания...

    Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Как живут растения?»

    Урок окружающего мира по теме " Как живут растения" по УМК "Начальная школа XXI век"   с эелементами развития критического мышления...

    Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"

    Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут белые медведи"

    Урок окружающего мира в первом классе по теме "Где живут белые медведи"Урок содержит яркий красочный материал и дополнительные интересные сведения из жизни животных Северного и Южного полюса....

    урок окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны"

    Презентация и конспект урока с приложениями поможет учителю разнообразить свой урок...

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»(УМК «Школа России»)...

    Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»

    Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....