урок окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны"
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме

Захарова Ирина Сергеевна

Презентация и конспект урока с приложениями поможет учителю разнообразить свой урок

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon gde_zhivut_slony_prezentatsiya_1.pdf2 МБ
PDF icon gde_zhivut_slony_prezentatsiya_2.pdf1.54 МБ
Файл gde_zhivut_slony_urok.docx26.4 КБ
Файл globus_dlya_uroka.docx932.04 КБ
Файл zebra.docx13.29 КБ
Файл krokodily.docx14.44 КБ
Файл lvy.docx13.61 КБ
Файл nosorog.docx13.57 КБ
Файл pavliny.docx13.46 КБ
Файл pitony.docx14.57 КБ
Файл ptitsa-sekretar.docx13.35 КБ
Файл strausy.docx14.24 КБ
Файл cherepakhi.docx13.58 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по УМК Школа России.

Тема урока: «Где живут слоны»

Автор: Захарова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга.

Предметные результаты:  знать, что на Земле есть очень жаркие районы - саванна и влажные тропические леса, находить на глобусе и на карте эти места, уметь характеризовать их, познакомить с понятием экватор, приводить примеры животных жарких районов.

Метапредметные результаты:  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, осуществлять самоконтроль, рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них и дополнительных источников информацию о животном мире жарких районов, устанавливать связь между строением , образом жизни животных и природными условиями, отвечать на вопросы и оценивать себя на уроке.

Личностные результаты:  Воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группе,  формировать умение иметь  свою точку зрения и в тоже время уважительно относиться к мнению товарищей, интерес к животному миру Земли.

Оборудование:

Презентация к уроку,  карты с изображением саванны и тропических лесов, глобусы для каждой группы, картинки с изображением слонов африканского и индийского, карточки с текстами, конверты со смайликами, детские сообщения.

Подготовка к уроку.

 Класс разбит на 4 группы, для каждой группы приготовлен глобус.

Ход урока

1.Организационный момент

 Психологический настрой.

Мы смелые, мы умные,

Мы внимательные, мы старательные,

В 1 классе учимся, все у нас получится!

 Кто готов подняться к вершинам новых знаний? Ну тогда не будем терять времени! В путь! К новым открытиям!

Как всегда помогать вести урок мне будут наши помощники: Муравьишка-Вопросик и Мудрая Черепаха.

 1. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ

а) Постановка учебной проблемы

 Приём создания проблемной ситуации.

Игра «Кто, где живёт»

На доске картинки с изображением животных и мест их обитания. (Волк,  рысь, рыбы, пингвин, белый медведь, слон. (Лес, Северный Полюс,  река, Южный Полюс,

  А вот и первый вопрос от Муравьишки-Вопросика. Он интересуется, где живут эти животные. Расселите животных по месту их обитания.

Дети сомневаются, куда расселить слона, предлагают разные варианты его расселения.

Учитель

 -Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?

Дети

 -Не знаем, где живет слон.

- На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ?

Дети

 Где живут слоны?

 Учитель открывает презентацию (1 слайд)

Учитель

 На прошлом уроке мы путешествовали по очень холодным районам нашей страны.

Напомните их названия.

Д: Северный полюс и Южный Полюс.  

У: А как вы думаете, есть ли на Земле такие места, где всегда жарко и круглый год светит солнце? (ученики высказывают свое мнение)

У: Сегодня на уроке мы должны найти ответ и на этот вопрос. Что для этого надо сделать?

Правильно, отправиться в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус.

А что такое глобус? ( Модель Земли)

Практическая работа

Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины.   (Презентация слайд № 2)

Эта линия называется экватор.

Прочитайте, что такое экватор?  Дети читают (Слайд № 2)

У: А сейчас обратимся к карте. ( У каждой группы детей лежат образцы карт)

 Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом?

  Д: Саванна

У: Зеленым?

 ( Д: влажные тропические леса)

У: Именно в эти места мы сегодня и отправимся.

Постановка учебной задачи

Какие цели мы поставим, отправляясь в путешествие?

Д: Что такое саванна?

Что такое влажные тропические леса?

Какие там природные условия?

Каких животных там можно встретить?  Как они приспособились к жизни в этих условиях?    (Учитель помогает и корректирует ответы детей)    

У:   Каждый из вас высказал свою цель, и все они будут ступеньками главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой?

 Д: Где живут слоны?

У: Верно! Мудрая Черепаха согласна с вами. Итак, в путь!

Изучение новой темы     

У: Саванна. Найдите ее еще раз на карте. Прежде чем, я вам расскажу о саванне, скажите, какой вы себе ее представляете.

Посовещайтесь в группах  ( учитель показывает слайд №3, дети высказывают свои предположения)

Рассказ учителя  (Слайд № 3,4)    

Саванна-это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья.

До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода.

Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.

У: Как вы думаете, можно ли в этой местности встретить животных?

Д: Да!

У: Да, вы правы! Здесь водится много животных, которые хорошо приспособились к жизни в саванне.

Но прежде чем говорить о животных, познакомимся еще с одним жарким районом. Напомните мне, как он называется?

Д: Тропические леса.

У: Что вы знаете о тропических лесах? (  Учитель показывает слайд № 5

дети высказывают свои предположения)

Рассказ учителя (Слайд № 5,6)

В этих лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы...

Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами..

 А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, и  бананы, которые  свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и гроздья спелых плодов, и даже фикусы.

Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще.

 У:Вот какие интересные районы нашей Земли мы посетили. Давайте еще раз вспомним их названия.

Первичное закрепление( групповая работа)

Как называются открытые места в жарких странах? ( Д: саванна)

Как называются густые влажные леса в жарких странах? ( Д: тропические леса)

Физкультминутка

 У:А вот какие животные населяют эти районы, вы расскажите мне сами, выполняя задания в группах.

( Учащиеся работают по рисункам в учебнике: первая и вторая группа —  по рисунку на  стр. 14, третья и четвертая  -  на  стр. 15.

  Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану.

План (Слайд № 7)

1.В каком районе вы побывали?

2.Какая была погода?

3.Какие растения были вокруг?

4.Каких животных встретили?

( Сначала выслушиваются ответы о саванне - первая группа отвечает, вторая дополняет, потом выслушиваются ответы о тропических лесах)

У: С какими трудностями вы столкнулись при составления рассказа?

Д: Мало знаем о жизни этих животных.

У: А хотите узнать, как эти животные выживают в суровых условиях жаркого климата?

 Тогда послушайте сообщения, которые подготовили ваши товарищи.

 Заранее подготовленные ученики рассказывают свои сообщения

( Приложения к уроку.  Презентация Слайды №8-17)

Обобщение и закрепление

У: Напомните, какова была главная цель нашего урока?

Д: Узнать, где живут слоны?

У:Как мы теперь ответим на этот вопрос?

Д: Слоны живут в саванне и в тропических лесах. Африканский слон живет в саванне, а индийский слон – в тропических лесах.

У: Сейчас мы проведем исследование и посмотрим, похожи ли африканский и индийский слоны, и если не похожи, то чем?

( каждая группа учеников получает картинки с изображением слонов и проводит сравнение)

Д: У африканского слона уши больше и круглее,

у индийского — меньше и заострены внизу.

 Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая,

 у индийского — выпуклая.

 Бивни у африканского слона длиннее.

Учитель дополняет ответы детей (Презентация №19)

У:- Итак, подведём итог нашего урока.

Какие жаркие районы нашей планеты вы знаете?

У:- Каких животных можно встретить в этих районах?

- Как они приспособились к условиям жизни?

А сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова. Вставьте их.

На Земле есть районы, где круглый год _____________

Там живут___________________________________

 ( дети выполняют задание)

А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод, который сделала Мудрая Черепаха и сравните со своими текстами.

 Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!

Рефлексия

 У: Вот и подходит к концу наш урок.

Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:

Презентация Слайд № 19.

Я знал…

Я узнал…

Мне бы хотелось больше узнать о….

А теперь возьмите в руки смайлики и покажите с каким настроением вы уйдете с сегодняшнего урока .( на партах лежит конверт с грустным и веселым смайликом- ребята делают свой выбор)

Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.

Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Зебра

Зебра — дикая африканская полосатая лошадь. Каждая зебра имеет уникальный рисунок из чёрных и белых полос, подобно отпечаткам пальцев у человека. По рисунку детёныш зебры узнает свою мать.

Зебре нужны  полосы, для того чтобы маскироваться среди кустов и высоких трав, а еще полоски зебры являются хорошей маскировкой от хищников, так как из-за них труднее оценить очертания тела животного. Полосатость помогает зебре переносить жару африканской саванны. Черные полосы поглощают солнечные лучи, а белые - отталкивают. Тепло как бы рассеивается, и зебры избегают перегрева.

Питаются зебры только травянистой растительностью. Пасутся они круглые сутки . Эти животные нуждаются в большом количестве воды и регулярно ходят на водопой.



Предварительный просмотр:

Крокодилы

Все крокодилы имеют вытянутое, немного уплощенное тело, короткую шею и большую голову с сильно удлиненной мордой, короткие лапы. У всех крокодилов имеется длинный и толстый хвост. Хвост сплющен с боков и выполняет функцию руля, двигателя и регулятора температуры тела. Характерно, что глаза и ноздри расположены у крокодилов на верхней части черепа. Это позволяет животным дышать и видеть в то время, когда их тело полностью погружено в воду. К тому же крокодилы способны задерживать дыхание и могут находиться до 2 часов под водой, не всплывая.

Тело крокодилов покрыто толстой кожей. Окраска у всех крокодилов защитная: черная, серая, грязно-бурая. 

Все крокодилы — водные животные, тесно связанные с водоемами. Подавляющее большинство предпочитает селиться в мелких озерах и реках с тихим течением.

Крокодилы медлительны, но коварны. Большую часть времени они проводят в неподвижности, лежа на мелководье. Часто крокодилы цепенеют настолько, что птицы и черепахи принимают их за деревья и взбираются им на спину. Но это спокойствие обманчиво: едва лишь потенциальная жертва достигнет пределов досягаемости как крокодил совершает резкий бросок. В этом немалую роль играет мощный хвост, движениями которого крокодил выбрасывает свое тело вперед. Плеск воды привлекает других крокодилов и они моментально сплываются к жертве со всей округи.

Питаются крокодилы любой животной пищей, которую можно найти в воде или на берегу. В основном они поедают рыбу, а также мелких зверей и птиц, плавающих в водоеме. Но могут напасть и на крупных животных, пришедших на водопой,- буйволов, зебр, антилоп.

Челюсти крокодила обладают огромной силой. К тому же у него особое строение зубов: они у крокодила расположены несимметрично, так, что крупным зубам верхней челюсти соответствуют мелкие нижней. Таким образом зубы смыкаются между собой как замок, вырваться из его пасти практически невозможно.



Предварительный просмотр:

Львы

Львы- единственный вид кошек, которые живут вместе, целыми группами. Группа львов  называется прайд. Обычно в прайде насчитывается от 5 до 10 львов. Чаще всего это мамы со своими детьми и 1 или 2 самца. Главный в прайде- отец-лев. Его основная задача-отгонять других львов, чтобы те не смогли похитить добычу. Самки же занимаются добычей пищи и воспитанием потомства.

Львы- хищники. Они питаются зебрами, антилопами гну, буйволами.

Охотятся львы преимущественно ночью. В этом процессе наблюдается четкое разделение обязанностей: часть львиц нападает на стадо в открытую, вызывая панику среди потенциальных жертв, другая часть в это время сидит в засаде. Львицы выделяют в стаде слабое животное и гонят его по направлению к укрывшимся сообщникам, затем жертву окружают и общими усилиями душат.

Большинство львов обитает в Африке, и лишь несколько сотен- в Индии.



Предварительный просмотр:

Носорог

Носорог — второе по размеру наземное животное после слона.  Они имеют толстую кожу, а на голове 1-2 рога. Несмотря на то, что кожа очень толстая, она довольно чувствительна к солнечным лучам и укусам насекомых. Носороги часто обваливаются в грязи для того, чтобы защититься от палящего солнца и надоедливых насекомых.

Носороги питаются травой, листьями, молодыми ветками кустов и деревьев. Разные виды носорогов имеют разный рацион питания, у них плохое зрение, однако отличные чувства обоняния и слуха.

Водопои носороги посещают регулярно, кроме того, они очень любят валяться в грязи и пыли. Это связано с иссушающим воздействием солнца на их голую кожу. Есть у этих животных безобидные друзья-нахлебники — буйволовые цапли и волоклюи. Эти птицы часто садятся на спины носорогов и обследуют складки их кожи в поисках паразитов. Носороги хорошо плавают, но большие реки предпочитают не пересекать. Спят они лежа, неуклюже подогнув под себя ноги и уткнувшись мордой в землю.

Продолжительность жизни носорогов 50-60 лет.



Предварительный просмотр:

Павлины

Павлин — одна из самых известных куриных птиц и, пожалуй, самая красивая из птиц.

Его ближайшими родственниками являются дикие куры и фазаны.

Главное украшение павлина -это хвост.

Обитают дикие павлины только на территории Индии и Шри-Ланки. В природе павлины заселяют леса и кустарниковые заросли, они избегают как абсолютно открытых пространств, так и густых дебрей.

Питаются павлины зернами диких и культурных растений, при случае совершая набеги на поля. Между прочим длинный хвост совершенно не мешает павлинам ловко передвигаться в зарослях.

По природе своей павлины «немногословны», но перед дождем любят кричать. Голос павлина также знаменит, но с другой стороны. Крик у этой птицы очень резкий и немелодичный, больше всего напоминает вопль кошки, которой наступили на хвост.

 В природе у павлинов хватает врагов: на них охотятся хищные птицы, леопарды и хищники помельче.



Предварительный просмотр:

Питоны

Главная отличительная черта питонов  это, безусловно, огромный размер. В среднем длина большинства видов составляет 3-6 м, а размер самого крупного сетчатого питона достигал 10 м при весе в 100кг!

Питоны могут похвастать одной способностью — они умеют регулировать температуру тела.  Они могут «подогреть» себя на 5-15° выше температуры окружающей среды. Для разогрева питоны используют особый способ. Питоны просто сокращают мышцы туловища, в результате такой «холостой» работы и выделяется тепло.

Окраска питонов чаще всего пятнистая , реже однотонная.

Змеи любят воду, они охотно плавают и иногда могут преодолевать вплавь большие расстояния между островами. Самые крупные виды питонов (сетчатый, тигровый и др.) ведут наземный образ жизни, они ползают по земле в поисках добычи, лишь изредка подымаясь на нижние ветви деревьев. Ряд наземных видов в поисках добычи роют лесную подстилку. Наконец, существуют и древесные виды, которые практически всю жизнь проводят на деревьях, почти не спускаясь на землю. 

Все виды питонов неядовиты и убивают своих жертв только силой собственных мышц.  Свою добычу они обвивают кольцами тела, душат, а затем заглатывают целиком. Небольшие питоны ловят мышей, крыс, кроликов, фазанов, голубей, попугаев, диких кур и уток, крупные особи охотятся на обезьян, кенгуру, молодняк диких свиней и оленей. Их добычей могут стать и мелкие домашние животные (козы, поросята).

После сытного обеда питон может обходиться без пищи несколько недель или месяцев, максимальная продолжительность голодовки, известная у этих рептилий, составляла 1,5 года!

По характеру питоны не воинственные змеи. Заметив опасность издалека, они стараются уползти как можно быстрее, если же враг застал питона врасплох, то он громко шипит, отчаянно кусается и может нанести своему обидчику довольно глубокие, но не смертельные раны.

Королевский питон в случае опасности сворачивается в тугой шар и прячет голову в кольцах своего тела. При всей своей простоте такая защита очень эффективна, ведь разжать мускулистые кольца человеку и большинству зверей не под силу.



Предварительный просмотр:

Птица-секретарь

Птицу-секретаря легко узнать по ее головному украшению, состоящему из нескольких длинных черных перьев. Благодаря им она и получила свое название — «секретарь». Они придают птице сходство с судебными секретарями и писарями прошлых лет, которые любили вставлять к себе в парики гусиные перья.

 Окраска птицы простая и неброская – черно-серая. Но на голове, от глаз до клюва, красуются оранжевые участки кожи, которые не защищены оперением.

В длину  она достигает 125-150 см., а в размахе крыльев – более 2 метров. При всем при этом она очень легкая, ее вес равен  4-5 кг.

Эта красивая птица является врагом № 1 для большинства африканских змей. Благодаря чему у местных жителей птица-секретарь снискала славу и хорошую репутацию. В некоторых деревнях ее даже держат в качестве истребителя ядовитых змей и крыс.



Предварительный просмотр:

Страусы

Страусы – самые большие птицы на земле.  Ростом они выше людей. Средний страус имеет рост 2,5 метра и весит 120 кг.

Большинство страусов живут в Центральной Африке.  Существует несколько видов этих птиц. Но всех страусов объединяет одна особенность – эти птицы не умеют летать.

Страусы бегают так быстро, что ни один чемпион мира по бегу не сможет догнать эту птицу. Страус может бежать со скоростью 70 километров в час!

Кроме способа спасаться от врага бегством страус может защищаться от него, не сходя с места. В этом опять же ему помогают его мощные ноги.Точным ударом ноги вперёд страус может переломить бревно!

Яйца страуса - самые крупные в природе.  Одно страусиное яйцо равно 25 куриным. Каждое яйцо страуса весит от килограмма до двух.  

У страуса хорошая окраска. Голова такого же цвета, что и покрытая пылью земля, а тело темное. Хищники принимают его за куст. Как только хищник приближается, страус вскакивает и убегает.

 Кстати, страусы настолько хорошо защищены от хищников, что живут до 70 лет!

Обычной пищей страусов являются растения — побеги, цветы, семена, плоды, но при случае они поедают и мелких животных — насекомых (саранчу), рептилий, грызунов. Поскольку у страусов нет зубов, для измельчения пищи в желудке они глотают мелкие камешки, а зачастую и всё, что им попадается: гвозди, куски дерева, железа, пластмассы и т. д. Страусы могут длительное время обходиться без воды, получая влагу из поедаемых растений, однако при случае охотно пьют и любят купаться.

http://zateevo.ru/?section=page&alias=straus



Предварительный просмотр:

Черепахи

Первое, что бросается в глаза при взгляде на черепаху — это наличие панциря. Панцирь — это особое костное образование, которое не встречается больше ни у каких позвоночных животных.

Окраска черепахи носит маскировочный характер: у наземных видов она бывает песочной или серой с неяркими разводами, имитирующими камни, у пресноводных — однотонная, черная, зеленовато-бурая (под цвет тины).

По характеру питания черепахи делятся на растительноядных и хищных. Исключительно растениями питаются сухопутные черепахи, поскольку на суше догнать добычу им не под силу. Черепахи предпочитают поедать сочные корма, при случае с удовольствием лакомятся дынями, арбузами, ягодами. Пресноводные черепахи питаются преимущественно рыбой, раками, червями, улитками, личинками насекомых, иногда поедают водную растительность, яйца крокодилов и падаль. Изредка им удается поймать крупную добычу — водоплавающую птицу или змею.

Черепахи ведут одиночный образ жизни. Они не защищают территорию, не конкурируют за пищу и при случае спокойно терпят соседство собратьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 1 класс "Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?"

Тема:  Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?Задачи: формировать представление о разнообразии природы нашей Родины;познакомить с холодными районами Земли: с живот...

Урок окружающего мира 1 класс "Школа России" Где живут белые медведи?"

Интегрированный урок окружающего мира и географии  в  1 классеТема: «Где живут белые медведи»Форма урока: урок – путешествиеТип урока: комбинированный....

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

Окружающий мир. 1 класс. Тема: Где живут слоны?

Цель: формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить данные районы на карте; отличительные признаки растительности и животны...

конспект урока по окружающему миру 1 класс.Тема: «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»

Цель урока.Формировать представление о разнообразии природы Земли.Задачи урока:1.     Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представит...

Урок окружающего мира 1 класс "Как живут животные?"

Урок окружающего мира 1 класс "Как живут животные?"...