Окружающий мир. 1 класс. Тема: Где живут слоны?
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Цель: формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить данные районы на карте; отличительные признаки растительности и животных (индийский и африканский слоны).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру. УМК «Школа России» Плешаков. 1 класс.
Тема: Где живут слоны?
Автор работы: Смирнова Ю.В.
ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт- Петербурга
Цель: формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить данные районы на карте; отличительные признаки растительности и животных (индийский и африканский слоны).
Задачи:
- обучающие: дать детям представление о разнообразии природы нашей планеты, познакомить с жаркими районами планеты, учить р детей работать с глобусом;
- развивающие: развивать умение сравнивать, находить главное в новом учебном материале, делать выводы; расширять кругозор учащихся;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре, группе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научаться находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких стран; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Оборудование: : мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация «Где живут слоны?»; учебник с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь; глобус ,теллурий ; фигурки животных, раздаточный материал для парной и групповой работы; у детей – картинки с животными, клей, ножницы- для макета и коллажа.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Самоопределение к деятельности.
4.Работа по теме урока.
5.Физкультминутка.
6.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
7.Рефлексия
8.Подведение итогов урока.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, приветствует детей, создаёт положительный психологический настрой. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. | Слушают учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний А) Стадия вызова. Б) Взаимопроверка. 3.Самоопределение к деятельности Стадия осмысления. Проблемная ситуация. | -Сформулируйте тему предыдущего урока. Групповая работа. Класс разбит на 2 группы. Каждая группа получает конверт с заданием. - Откройте конверты, достаньте содержимое. Перед вами пазлы, которые надо собрать. Когда дети готовы учитель выдает лист бумаги с клеевым слоем. - Приклей пазлы на лист бумаги. - Я загадаю загадку, поднимет руки та команда, которая собрала картинку с этим животным. Сев на ледяную глыбу, Я ловлю на завтрак рыбу. Белоснежным я слыву И на Севере живу. А таежный бурый брат Меду и малине рад. - Предлагаю вашей группе составить краткое сообщение об этом животном по плану: (Слайд № 2 ) 1. К какой группе животных относится? Докажи. 2. Чем питается? 3. Естественная среда обитания. - Покажи на глобусе место обитания белого медведя. - Расположи на доске картинку в том месте, где живет белый медведь (слайд № 3) - Какие дополнения есть у 2 группы. Все ли было сделано и сказано правильно? Следующая загадка: Где мороз и холодина, 2 группа, будет выполнять задание аналогично 1 группе: -план - глобус - карта - взаимопроверка. Молодцы, вы хорошо поработали и мы можем двигаться дальше! - Сейчас я предлагаю вашему вниманию еще одну загадку. Очень много силы в нем, Кто же это? Кто же он? Ну конечно это…. Поднимите руку те, кто видел живого слона. -Где вы могли это сделать? - Посмотрите музыкальный клип на стихи Г. Горбовского « Розовый слон» Смотрите внимательно, будьте готовы ответить на вопросы. Просмотр клипа. Презентация открывается по гиперссылке. - Можно ли в природе встретить розовых слонов? - Что подразумевал автор, когда говорил о том, что слон был розовым? - Почему слон стал серым? -Хорошо ли животным в неволе? - Давайте попробуем рассказать о слоне по плану, который мы уже использовали сегодня на уроке. - На какой вопрос ответить трудно) -Хотите это узнать? Это и будет темой нашего урока!. | - Где живут белые медведи. Дети собирают пазлы ( белый медведь и пингвин) Дети приклеивают картинку на лист бумаги. - Белый медведь. - Звери или млекопитающие. Тело покрыто шерстью. Рождает живых детенышей и выкармливает их молоком. - Рыба, морские животные. - Северный полюс, Арктика. Показывают, прикрепляют картинку. Дети анализируют ответ 1 группы. -Пингвин. -Слон. -Зоопарк, цирк. - Нет. - Слон был счастлив. - Попал в неволю. -нет Слон- это зверь или млекопитающее, питается травой (травоядное животное). - Где живут слоны? | ||||||||||||||||||||||||||||||
4.Работа по теме урока Прием «верные и неверные утверждения».
| У вас на партах лежат листочки, на которых начерчена таблица.
Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верно ли что…» Вы обсуждаете в группе. Если верно, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
На все ли вопросы мы ответили верно, мы узнаем после того, как внимательно изучим новую тему урока. | Наиболее вероятные варианты ответов
| ||||||||||||||||||||||||||||||
б) Открытие новых знаний. Практическая работа. | Чтобы поближе познакомиться с жизнью слонов, мы отправимся в районы, где круглый год жарко. Найти эти районы нам поможет специальный прибор – теллурий. - В какую область нашей планеты будут попадать наиболее прямые, отвесные лучи солнца? -Давайте попробуем найти воображаемую линию, которая проходит через середину Земли (Работа с глобусом). -Эта линия называется экватор. - Как вы думаете, что такое экватор? - Предлагаю воспользоваться толковым словарем Ожегова, чтобы выяснить верны ли наши предположения. Воображаемая линия пересечения земной поверхности, проходящая через центр Земли, делящая земной шар на Северное и Южное полушария. Работа с картой (слайд № ) -Найдите экватор на карте. Мы выяснили, что в области экватора постоянная высокая температура. - Обратите внимание на область выделенную желтым цветом. Она располагается вблизи экватора и называется « саванна». Есть ли у вас предположение, что такое саванна? Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент, чтобы лучше понять смысл определения. -Изменилось ли ваше мнение после клипа? Предлагаю группам посовещаться и рассказать о саванне. Поможет вам план: 1. В каком районе мы побывали? 2. Какая была погода? 3. Какие растения были вокруг? 4. Каких животных встретили?
- Будут ли дополнения у другой группы? | - Средняя часть. -Показывают на глобусе экватор. - Высказывают предположения. На доску – новый термин. Высказывают предположения. Мы побывали в Саванне. Там жаркая погода. Саванна – это ровная местность покрытая высокими травами. В саванне живут слоны, жирафы, носороги, львы… | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физминутка | -Вас наверное утомили жара и зной. Предлагаю на время перенестись в наши климатические условия. Отправимся в русский лес. «У оленя дом большой…» | |||||||||||||||||||||||||||||||
в) Работа с картой | - Итак, наше путешествие продолжается. Посмотрите на карту. На ней появилась область выделенная зеленым цветом, она тоже располагается вблизи экватора и называется джунгли или тропические леса. - Как вы представляете себе джунгли -Давайте посмотрим еще один фрагмент. Пришло время второй группы составить рассказ. Работа по плану. | - Дети высказывают предположения. Мы побывали в тропических лесах. Там жаркая погода, постоянно идут дожди, растут высокие деревья. Джунгли населяют птицы, обезьяны, крокодилы, змеи… | ||||||||||||||||||||||||||||||
6.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения а) Игра «Найди отличия» б) Работа в тетради в) Групповая работа 7. Подведение итогов урока Прием «верные и неверные утверждения». 8. Рефлексия
| -Назовите районы в которых мы побывали. - Чем они отличаются друг от друга? - Вспомните тему нашего урока. -Можем мы сейчас дать ответ на этот вопрос? -Вы абсолютно правы. Слоны, которые живут в саванне – африканские слоны. Но слоны живут и в тропических лесах, такие слоны называются индийскими. -Предлагаю вам посмотреть на фотографии двух видов слонов и найти отличия. Слайд № -Есть и другие отличия, которые трудно увидеть на фотографиях: размер, бивни, длина ног, характер слонов. - Мы говорили сегодня о животных, которые, так же как и слоны живут в жарких странах. Предлагаю вам выполнить задания № 1 и 2 в рабочей тетради. Проводится проверка. Дети первой группы анализируют задание № 1; дети второй группы – задание № 2. Теперь, когда мы все повторили, вы легко сможете выполнить следующее задание. Группы получают конверты с разными районами (джунгли, саванна) и одинаковый набор животных. -Рассели животных в их естественную среду обитания. - Расскажите о том, каких животных и куда ты поселил. Проводится взаимопроверка. Наше путешествие подошло к концу. Положите перед собой таблицы, с которыми мы работали вначале урока. Мы говорили о том, что вернемся к ним. Я снова буду задавать вам те же вопросы, а вы проставлять + и – в
5. Верно ли, что … существуют разные виды слонов? - По каким вопросам ваше мнение совпало? - По каким вопросам изменилось? - Почему? Согласитесь, что в конце урока, ответить на эти вопросы было легко. Мы сегодня побывали в удивительном путешествии, которое, к сожалению закончилось. У вас на столе лежат счастливые розовые слоники. Те, кому было интересно, кто узнал, что-то новое, кому понравился наш урок возьмет своего слоника и прикрепит на доску. Спасибо. | -Саванна, тропический лес. -Где живут слоны. - Слоны живут в саванне. Наиболее очевидные отличия: цвет, форма спины, форма ушей. Выбирают картинки животных и приклеивают их на общий фон.
|
Используемые источники:
- Козырь Е. П. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) rus.1september.ru/articles/2009/07/07
- Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А.А. Плешакова/авт.- о-51 сост. Н.Н. Черноиванова. – Волгоград: Учитель, 2013.- 191 с.
- Мир животных. Африка Раскраска. Художник И.Н. Приходкин
- http://www.liveinternet.ru/community/5400070/post298854532/ (Силуэты Африки на фотографиях)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Урок окружающий мир 1 класс Тема: Как живут животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни.
Урок проводится в форме путешествия с Тётушкой Совой по лесу. Дети знакомятся с условиями жизни животных, работая в парах разгадывабт кроссворд, загадки о жителях леса....
План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".
План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...
конспект урока по окружающему миру 1 класс.Тема: «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»
Цель урока.Формировать представление о разнообразии природы Земли.Задачи урока:1. Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представит...
Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».
Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс.Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема: Природа. Уро...
Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: "Где живут белые медведи?"
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Где живут белые медведи?" с использванием ресурсов цифровой платформы "ЯКласс"....
Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»
Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...