Окружающий мир. 1 класс. Тема: Где живут слоны?
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Смирнова Юлия Валерьевна

Цель: формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить данные районы на карте; отличительные признаки растительности и животных (индийский и африканский слоны).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Школа России» Плешаков. 1 класс.

Тема: Где живут слоны?

Автор работы: Смирнова Ю.В.

ГБОУ СОШ № 277 Кировского района  Санкт- Петербурга

Цель: формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить данные районы на карте; отличительные признаки растительности и животных (индийский и африканский слоны).

Задачи:

- обучающие: дать детям представление о разнообразии природы нашей планеты, познакомить с жаркими районами планеты, учить р детей работать с глобусом;

 - развивающие: развивать умение сравнивать, находить главное в новом учебном материале, делать выводы; расширять кругозор учащихся;

- воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в  паре, группе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научаться находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких стран; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия: 
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Оборудование: : мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация «Где живут слоны?»; учебник  с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь; глобус ,теллурий ; фигурки животных, раздаточный материал для парной и групповой работы; у детей – картинки с животными, клей, ножницы- для макета и коллажа. 

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Самоопределение к деятельности.

4.Работа по теме урока.

5.Физкультминутка.

6.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

7.Рефлексия

8.Подведение итогов урока.

Ход урока

Этапы  урока

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, приветствует детей, создаёт положительный психологический настрой.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

 Слушают учителя

2. Актуализация знаний

А) Стадия вызова.

Б) Взаимопроверка.

3.Самоопределение к деятельности

 Стадия осмысления.

 Проблемная ситуация.

-Сформулируйте тему предыдущего урока.

Групповая работа. Класс разбит на 2 группы. Каждая группа получает конверт с заданием.

- Откройте конверты, достаньте содержимое. Перед вами пазлы, которые надо собрать.

Когда дети готовы учитель выдает лист бумаги с клеевым слоем.

- Приклей пазлы на лист бумаги.

- Я загадаю загадку, поднимет руки та команда, которая собрала картинку с этим животным.

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

- Предлагаю вашей группе составить краткое сообщение об этом животном по плану: (Слайд № 2  )

1. К какой группе животных относится? Докажи.

2. Чем питается?

3. Естественная среда обитания.

- Покажи на глобусе место обитания белого медведя.

- Расположи на доске картинку в том месте, где живет белый медведь (слайд № 3)

- Какие дополнения есть у 2 группы. Все ли было сделано и сказано правильно?

Следующая загадка:

Где мороз и холодина,
В океане ходит льдина.
У него дружков не счесть,
Брюшко беленькое есть:
Он на льдине не один
И зовут его…

2 группа, будет выполнять задание аналогично 1 группе:

-план

- глобус

- карта

- взаимопроверка.

Молодцы, вы хорошо поработали и мы можем двигаться дальше!

 - Сейчас я предлагаю вашему вниманию еще одну загадку.

Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Лет тыщу рос. 

Кто же это?

Кто же он?

Ну конечно это….

Поднимите руку те, кто видел живого слона.

-Где вы могли это сделать?

- Посмотрите музыкальный клип на стихи Г. Горбовского « Розовый слон» Смотрите внимательно, будьте готовы ответить на вопросы.

Просмотр клипа. Презентация открывается по гиперссылке.

 - Можно ли в природе встретить розовых слонов?

- Что подразумевал автор, когда говорил о том, что слон был розовым?

- Почему слон стал серым?

-Хорошо ли животным в неволе?

- Давайте попробуем рассказать о слоне по плану, который мы уже использовали сегодня на уроке.

- На какой вопрос ответить трудно)

-Хотите это узнать? Это и будет темой нашего урока!.

- Где живут белые медведи.

Дети собирают пазлы ( белый медведь и пингвин)

Дети приклеивают картинку на лист бумаги.

- Белый медведь.

- Звери или млекопитающие. Тело покрыто шерстью. Рождает живых детенышей и выкармливает их молоком.

- Рыба, морские животные.

- Северный полюс, Арктика.

Показывают, прикрепляют картинку.

Дети анализируют ответ 1 группы.

-Пингвин.

-Слон.

-Зоопарк, цирк.

- Нет.

- Слон был счастлив.

- Попал в неволю.

-нет

Слон- это зверь или млекопитающее, питается травой (травоядное животное).

- Где живут слоны?

4.Работа по теме урока

Прием «верные и неверные утверждения».

 


а) Постановка учебной задачи

 У вас на партах лежат листочки, на которых начерчена таблица.

1

2

3

4

5

Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верно ли что…» Вы обсуждаете в группе. Если верно, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. Верно ли, что … есть районы, где всегда жарко?
  2. Верно ли, что … есть районы, где полгода идут дожди?
  3. Верно ли, что …  слоны могут жить в Арктике или Антарктиде?
  4. Верно ли, что …  слонам круглый год необходима трава?
  5. Верно ли, что … существуют разные виды слонов?

На все ли вопросы мы ответили верно, мы узнаем после того, как внимательно изучим новую тему урока.

Наиболее вероятные варианты ответов

1

2

3

4

5

+

-

-

+

-

б) Открытие новых знаний. Практическая работа.

Чтобы поближе познакомиться с жизнью слонов, мы отправимся в районы, где круглый год жарко. Найти эти районы нам поможет специальный прибор – теллурий.

- В какую область нашей планеты будут попадать наиболее прямые, отвесные лучи солнца?

-Давайте попробуем найти воображаемую линию, которая проходит через середину Земли (Работа с глобусом).

-Эта линия называется экватор.

- Как вы думаете, что такое экватор?

- Предлагаю воспользоваться толковым словарем Ожегова, чтобы выяснить верны ли наши предположения.

Воображаемая линия пересечения земной поверхности, проходящая через центр Земли, делящая земной шар на Северное и Южное полушария.

Работа с картой (слайд №   )

-Найдите экватор на карте. Мы выяснили, что в области экватора постоянная высокая температура.

- Обратите внимание на область выделенную желтым цветом. Она располагается вблизи экватора и называется « саванна». Есть ли у вас предположение, что такое саванна?

Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент, чтобы лучше понять смысл определения.

-Изменилось ли ваше мнение после клипа? Предлагаю группам посовещаться и рассказать о саванне. Поможет вам план:

1. В каком районе мы побывали?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных встретили?

 

- Будут ли дополнения у другой группы?

- Средняя часть.

-Показывают на глобусе экватор.

- Высказывают предположения.

На доску – новый термин.

Высказывают предположения.

Мы побывали в Саванне. Там жаркая погода. Саванна – это ровная местность покрытая высокими травами. В саванне живут слоны, жирафы, носороги, львы…

5. Физминутка

-Вас наверное утомили жара и зной. Предлагаю на время перенестись в наши климатические условия. Отправимся в русский лес.

«У оленя дом большой…»

в) Работа с картой

- Итак, наше путешествие продолжается. Посмотрите на карту. На ней появилась область выделенная зеленым цветом, она тоже располагается вблизи экватора и называется джунгли или тропические леса.

- Как вы представляете себе джунгли

-Давайте посмотрим еще один фрагмент.

Пришло время второй группы составить рассказ.

Работа по плану.

- Дети высказывают предположения.

Мы побывали в тропических лесах. Там жаркая погода, постоянно идут дожди, растут высокие деревья. Джунгли населяют птицы, обезьяны, крокодилы, змеи…

6.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

а) Игра «Найди отличия»

б) Работа в тетради

в) Групповая работа

7. Подведение итогов урока

Прием «верные и неверные утверждения».

8. Рефлексия

 

-Назовите районы в которых мы побывали.

- Чем они отличаются друг от друга?

- Вспомните тему нашего урока.

-Можем мы сейчас дать ответ на этот вопрос?

-Вы абсолютно правы. Слоны, которые живут в саванне – африканские слоны. Но слоны живут и в тропических лесах, такие слоны называются индийскими.

-Предлагаю вам посмотреть на фотографии двух видов слонов и найти отличия. Слайд №  

-Есть и другие отличия, которые трудно увидеть на фотографиях: размер, бивни, длина ног, характер слонов.

- Мы говорили сегодня о животных, которые, так же как и слоны живут в жарких странах. Предлагаю вам выполнить задания № 1 и 2 в рабочей тетради.

Проводится проверка. Дети первой группы анализируют задание № 1; дети второй группы – задание № 2.

Теперь, когда мы все повторили, вы легко сможете выполнить следующее задание. Группы получают конверты с разными районами (джунгли, саванна) и одинаковый набор животных.

-Рассели животных в их естественную среду обитания.

- Расскажите о том, каких животных и куда ты поселил.

Проводится взаимопроверка.

Наше путешествие подошло к концу. Положите перед собой таблицы, с которыми мы работали вначале урока. Мы говорили о том, что вернемся к ним.

Я снова буду задавать вам те же вопросы, а вы проставлять + и – в

  1. Верно ли, что … есть районы, где всегда жарко?
  2. Верно ли, что … есть районы, где полгода идут дожди?
  3. Верно ли, что …  слоны могут жить в Арктике или Антарктиде?
  4. Верно ли, что …  слонам круглый год необходима трава?

5. Верно ли, что … существуют разные виды слонов?

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- По каким вопросам изменилось?

- Почему?

Согласитесь, что в конце урока, ответить на эти вопросы было легко.

Мы сегодня побывали в удивительном путешествии, которое, к сожалению закончилось. У вас на столе лежат счастливые розовые слоники. Те, кому было интересно, кто узнал, что-то новое, кому понравился наш урок возьмет своего слоника и прикрепит на доску. Спасибо.

-Саванна, тропический лес.

-Где живут слоны.

- Слоны живут в саванне.

Наиболее очевидные отличия: цвет, форма спины, форма ушей.

Выбирают картинки животных и приклеивают их на общий фон.

1

2

3

4

5

+

-

-

+

-

+

+

-

+

+

Используемые источники:

  1. Козырь Е. П.  Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)  rus.1september.ru/articles/2009/07/07
  2. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А.А. Плешакова/авт.- о-51 сост. Н.Н. Черноиванова. – Волгоград: Учитель, 2013.- 191 с.
  3. Мир животных. Африка Раскраска. Художник И.Н. Приходкин 
  4. http://www.liveinternet.ru/community/5400070/post298854532/ (Силуэты Африки на фотографиях)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Урок окружающий мир 1 класс Тема: Как живут животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни.

Урок проводится в форме путешествия с Тётушкой Совой по лесу. Дети  знакомятся с условиями жизни животных, работая в парах разгадывабт кроссворд, загадки о жителях леса....

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

конспект урока по окружающему миру 1 класс.Тема: «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»

Цель урока.Формировать представление о разнообразии природы Земли.Задачи урока:1.     Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представит...

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: "Где живут белые медведи?"

Технологическая карта урока по окружающему  миру в 1 классе по теме "Где живут белые медведи?" с использванием ресурсов цифровой платформы "ЯКласс"....

Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»

Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...