«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»
статья по окружающему миру по теме

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за информационной компетентностью, которую и должны сформировать  учителя начальной школы.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира  

в рамках УМК «Гармония»

 ( выступление  на заседании  круглого стола  

городского методического объединения

учителей начальных классов)

Тишина Елена Анатольевна,

учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6 г. Георгиевска

2014 год

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира  в рамках

УМК «Гармония»

I   Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Проблемные вопросы:

-Почему возникла необходимость формирования проектно-исследовательской культуры  у младших школьников?

 -Что представляет собой учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося и учителя?

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении. Вы все, наверное, знаете о ключевых  компетенциях.

  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Кооперативная
  • Проблемная

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за информационной компетентностью, которую и должны сформировать  учителя начальной школы.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у  обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира включает в себя следующие элементы:

мыследеятельностные - выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

презентационные - построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные – умение слушать и понимать других, выражать свои мысли, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

поисковые - находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные - структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

В основе исследовательской  и проектной деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:

- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

- Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

- Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

В свою очередь, вся исследовательская деятельность делится на несколько этапов, которые способствую реализации данных задач:

№ этапа

Название

Цель

1этап

Актуализация проблемы

выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2 этап

Определение сферы исследования

сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти

3 этап

Выбор темы исследования.

обозначить границы исследования

4 этап

Выработка гипотезы

разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи

5 этап

Выявление и систематизация подходов к решению.

выбрать методы исследования

6 этап

Определение последовательности проведения

исследование

7 этап

Сбор и обработка информации

зафиксировать полученные знания

8 этап

Анализ и обобщение полученных материалов

структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы

9 этап

Подготовка отчета

дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования

10 этап

Доклад

защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы

11 этап

Итоги

Обсуждение итогов завершенной работы

Делая  общий  вывод,  можно  отметить, что  проектная  и  исследовательская  деятельность младших школьников способствует повышению  уровня  предметных, личностных  и  метапредметных  результатов   развития  каждого  ребёнка, позволяет наиболее успешно реализовать важнейшие задачи образования в начальной школе, способствует формированию информационной, коммуникативной, социальной компетенций. Каждый ученик становится исследователем, в результате чего открывает для себя новые знания, учится анализировать и сравнивать.

II Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках

УМК «Гармония»

Условия, способствующие развитию ребенка, - это совместная работа его ума, сердца и рук. Именно эта триада положена в основу учебного пособия по курсу “Окружающий мир” УМК “Гармония” (авторы: О.Т. Поглазова и другие.).

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 70 ч (35 учебных недель).

Курс “Окружающий мир” является интегративным курсом для четырёхлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям “Естествознание” и “Обществознание”.

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

1.  Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010

2.  Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012г.

для учащихся:

1.  Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

2.  Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

3.  Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012

Авторами выпущены тетради для самостоятельных работ, которые можно использовать как на уроке, так и в домашних условиях.

Отличительной  чертой  данного  курса  является и   то,  что возможности  заниматься  исследовательской и проектной  деятельностью заложены  уже  в  самой  программе.

    Поскольку  проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля  самостоятельной  работы  ребёнка  над  проектом должна  последовательно увеличивается  от 1  класса  к  4.

       Одним  из  достоинств  данного УМК как  раз  и является  то, что он  предусматривает  поэтапное  вхождение  школьников  в  данный  вид  деятельности.  В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира Учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Осваивают умения представлять отношения предметов окружающего мира в простых схемах, систематизировать признаки предметов в таблицах. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоциально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла. (демонстрация проектов обучающихся, их анализ)

Так как первоклассники еще не готовы самостоятельно заниматься этим видом деятельности, призываем на помощь их родителей и близких. Тем самым создаем единое образовательное пространство в школе и дома

В 1 классе  в результате такой коллективно-творческой работы созданы                      проекты: «Мои домашние питомцы», «Комнатные растения», Как растёт фасоль (горох)?

3 класс –  составление  письменного  образца  проекта; выявление  логическое  единства между  темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.

4  класс – это целостная  самостоятельная работа  ребёнка  над  проектом, его  оформление  и  защита, т. е. получение  конечного  результата, но   под  чутким  руководством учителя.

Я рекомендую оборудовать стенд в классе, где следует разместить материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это может быть примерная тематика исследований, различные памятки: "Как составить план?", "Как провести анкетирование?", "Как провести наблюдение?" и др.Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю». 

  • Выбери тему исследования.
  • Подумай, на какие вопросы ты хотел бы найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов.
  • Реши, где ты будешь искать ответы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы.
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Формы представления результатов проектов:

  • папки – раскладки,
  • книжки-раскладушки;
  • тематические стенды;
  • макеты;
  • компьютерные презентации;
  • сценарии праздников, викторин и т.д.

Памятка

Методический паспорт проекта:

  • По содержанию  
  • По форме организации
  • По срокам выполнения
  • По результатам выполнения
  • Проект  составлен  в рамках темы:
  •  Учебник
  • Авторы учебника:
  • УМК
  • Проблема: 
  • Гипотеза:
  • Цель проекта: 
  • Задачи  проекта:
  • Объект  исследования:    
  • Предмет  исследования:    
  • План  выполнения  проекта  и  ход  исследования  
  • Результаты  проекта
  •  Вывод 

Рассмотрим содержание учебного предмета «Окружающий мир» ,2 класс

 (70 часов)

Тема урока

Наблюдения, практические, творческие  и проектные работы работы:

Человек и природа (10 ч)

-наблюдение природных явлений;

-проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием;

-оказание первой помощи;

-разыгрывание сценок безопасного поведения

Красота и разнообразие неживой природы

 (31 ч)

-наблюдение дневного и ночного неба, разных форм облаков, форм суши, видов водоёмов;

-моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса);

-изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро», «Болото»;

-возможные варианты проектных работ: «Космическое путешествие», «Горы и люди», «Реки и люди».

Экскурсия на местный водоём, по окрестностям города (посёлка).

Человек и общество

(9 ч)

Наблюдения, практические и творческие работы:

-наблюдение взаимоотношений людей разного возраста;

-составление карточки-определителя «Какой я», составление родословной семьи;

-ролевая игра «Уроки вежливости»;

-возможные проекты: «Мой лучший друг», «Моя семья», «Семейный альбом», «Памятная реликвия».

Наша Родина – Россия

 (9 ч)

-наблюдение исторических и природных памятников родного края;

-изготовление аппликации «Национальные одежды народов России»;

-ролевая игра или проект «Я – экскурсовод» (по родному городу, по Москве и др.).

Человек – творец (11 ч)

-выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка), составление проекта озеленения двора или улицы;

-наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях;

-проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии;

-возможные проекты: «Город будущего», «Транспорт будущего»,

-ролевая игра «Я – эколог».

Экскурсии: по городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу, в исторический или краеведческий музеи, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний от учителя к ученику приоритетными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:

  • социализация ребенка;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
  • развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умение отбирать нужную информацию, систематизировать ее и представлять);
  • воспитание любви к природе и к своему Отечеству;
  • бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • сознательное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
  • уважение к прошлому своих предков и желание сохранять культурное и историческое наследие.

Таким образом, окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал и позволяет  реализовать 2 важных  принципа в  образовании - принцип  непрерывного  развития   каждого  ребёнка, так  как работает  на  перспективу его дальнейшего  обучения и принцип прочности  знаний.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"

Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.

В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников  на уроках окружающего мира  в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...

Формирование исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.Учебное исследование р...

Формирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира

В отчете по самообразовании на тему: "Форомирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира" обосновывается необходимость усовершенствования, формирования и ...

Мастер-класс «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, через исследовательскую деятельность»

В настоящее время первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Этот процесс непрерывен, так как обучение, воспитание и развитие продолжается на протяжении всей жизни человек...