Главные вкладки

    «Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»
    статья по окружающему миру по теме

    На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за информационной компетентностью, которую и должны сформировать  учителя начальной школы.

    Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

    Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира  

    в рамках УМК «Гармония»

     ( выступление  на заседании  круглого стола  

    городского методического объединения

    учителей начальных классов)

    Тишина Елена Анатольевна,

    учитель начальных классов
    МБОУ СОШ №6 г. Георгиевска

    2014 год

    «Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира  в рамках

    УМК «Гармония»

    I   Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников

    Проблемные вопросы:

    -Почему возникла необходимость формирования проектно-исследовательской культуры  у младших школьников?

     -Что представляет собой учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося и учителя?

    Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении. Вы все, наверное, знаете о ключевых  компетенциях.

    • Информационная
    • Коммуникативная
    • Кооперативная
    • Проблемная

    Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за информационной компетентностью, которую и должны сформировать  учителя начальной школы.

    Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

    Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

    Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у  обучающихся, а именно учить:

    • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
    • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
    • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
    • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
    • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
    • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
    • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
    • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
    • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

    При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

    Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

    Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира включает в себя следующие элементы:

    мыследеятельностные - выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

    презентационные - построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

    коммуникативные – умение слушать и понимать других, выражать свои мысли, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

    поисковые - находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

    информационные - структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

    В основе исследовательской  и проектной деятельности лежат:

    - развитие познавательных умений и навыков учащихся;

    - умение ориентироваться в информационном пространстве;

    - умение самостоятельно конструировать свои знания;

    - умение интегрировать знания из различных областей наук;

    - умение критически мыслить.

    Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:

    - Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

    - Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

    - Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

    В свою очередь, вся исследовательская деятельность делится на несколько этапов, которые способствую реализации данных задач:

    № этапа

    Название

    Цель

    1этап

    Актуализация проблемы

    выявить проблему и определить направление будущего исследования.

    2 этап

    Определение сферы исследования

    сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти

    3 этап

    Выбор темы исследования.

    обозначить границы исследования

    4 этап

    Выработка гипотезы

    разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи

    5 этап

    Выявление и систематизация подходов к решению.

    выбрать методы исследования

    6 этап

    Определение последовательности проведения

    исследование

    7 этап

    Сбор и обработка информации

    зафиксировать полученные знания

    8 этап

    Анализ и обобщение полученных материалов

    структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы

    9 этап

    Подготовка отчета

    дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования

    10 этап

    Доклад

    защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы

    11 этап

    Итоги

    Обсуждение итогов завершенной работы

    Делая  общий  вывод,  можно  отметить, что  проектная  и  исследовательская  деятельность младших школьников способствует повышению  уровня  предметных, личностных  и  метапредметных  результатов   развития  каждого  ребёнка, позволяет наиболее успешно реализовать важнейшие задачи образования в начальной школе, способствует формированию информационной, коммуникативной, социальной компетенций. Каждый ученик становится исследователем, в результате чего открывает для себя новые знания, учится анализировать и сравнивать.

    II Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках

    УМК «Гармония»

    Условия, способствующие развитию ребенка, - это совместная работа его ума, сердца и рук. Именно эта триада положена в основу учебного пособия по курсу “Окружающий мир” УМК “Гармония” (авторы: О.Т. Поглазова и другие.).

    На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 70 ч (35 учебных недель).

    Курс “Окружающий мир” является интегративным курсом для четырёхлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям “Естествознание” и “Обществознание”.

    Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

    1.  Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010

    2.  Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012г.

    для учащихся:

    1.  Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

    2.  Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

    3.  Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012

    Авторами выпущены тетради для самостоятельных работ, которые можно использовать как на уроке, так и в домашних условиях.

    Отличительной  чертой  данного  курса  является и   то,  что возможности  заниматься  исследовательской и проектной  деятельностью заложены  уже  в  самой  программе.

        Поскольку  проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля  самостоятельной  работы  ребёнка  над  проектом должна  последовательно увеличивается  от 1  класса  к  4.

           Одним  из  достоинств  данного УМК как  раз  и является  то, что он  предусматривает  поэтапное  вхождение  школьников  в  данный  вид  деятельности.  В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

    В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира Учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Осваивают умения представлять отношения предметов окружающего мира в простых схемах, систематизировать признаки предметов в таблицах. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоциально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла. (демонстрация проектов обучающихся, их анализ)

    Так как первоклассники еще не готовы самостоятельно заниматься этим видом деятельности, призываем на помощь их родителей и близких. Тем самым создаем единое образовательное пространство в школе и дома

    В 1 классе  в результате такой коллективно-творческой работы созданы                      проекты: «Мои домашние питомцы», «Комнатные растения», Как растёт фасоль (горох)?

    3 класс –  составление  письменного  образца  проекта; выявление  логическое  единства между  темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.

    4  класс – это целостная  самостоятельная работа  ребёнка  над  проектом, его  оформление  и  защита, т. е. получение  конечного  результата, но   под  чутким  руководством учителя.

    Я рекомендую оборудовать стенд в классе, где следует разместить материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это может быть примерная тематика исследований, различные памятки: "Как составить план?", "Как провести анкетирование?", "Как провести наблюдение?" и др.Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю». 

    • Выбери тему исследования.
    • Подумай, на какие вопросы ты хотел бы найти ответы.
    • Продумай варианты своих ответов.
    • Реши, где ты будешь искать ответы.
    • Поработай с источниками информации, найди ответы.
    • Сделай выводы.
    • Оформи результаты своей работы.
    • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

    Формы представления результатов проектов:

    • папки – раскладки,
    • книжки-раскладушки;
    • тематические стенды;
    • макеты;
    • компьютерные презентации;
    • сценарии праздников, викторин и т.д.

    Памятка

    Методический паспорт проекта:

    • По содержанию  
    • По форме организации
    • По срокам выполнения
    • По результатам выполнения
    • Проект  составлен  в рамках темы:
    •  Учебник
    • Авторы учебника:
    • УМК
    • Проблема: 
    • Гипотеза:
    • Цель проекта: 
    • Задачи  проекта:
    • Объект  исследования:    
    • Предмет  исследования:    
    • План  выполнения  проекта  и  ход  исследования  
    • Результаты  проекта
    •  Вывод 

    Рассмотрим содержание учебного предмета «Окружающий мир» ,2 класс

     (70 часов)

    Тема урока

    Наблюдения, практические, творческие  и проектные работы работы:

    Человек и природа (10 ч)

    -наблюдение природных явлений;

    -проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием;

    -оказание первой помощи;

    -разыгрывание сценок безопасного поведения

    Красота и разнообразие неживой природы

     (31 ч)

    -наблюдение дневного и ночного неба, разных форм облаков, форм суши, видов водоёмов;

    -моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса);

    -изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро», «Болото»;

    -возможные варианты проектных работ: «Космическое путешествие», «Горы и люди», «Реки и люди».

    Экскурсия на местный водоём, по окрестностям города (посёлка).

    Человек и общество

    (9 ч)

    Наблюдения, практические и творческие работы:

    -наблюдение взаимоотношений людей разного возраста;

    -составление карточки-определителя «Какой я», составление родословной семьи;

    -ролевая игра «Уроки вежливости»;

    -возможные проекты: «Мой лучший друг», «Моя семья», «Семейный альбом», «Памятная реликвия».

    Наша Родина – Россия

     (9 ч)

    -наблюдение исторических и природных памятников родного края;

    -изготовление аппликации «Национальные одежды народов России»;

    -ролевая игра или проект «Я – экскурсовод» (по родному городу, по Москве и др.).

    Человек – творец (11 ч)

    -выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка), составление проекта озеленения двора или улицы;

    -наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях;

    -проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии;

    -возможные проекты: «Город будущего», «Транспорт будущего»,

    -ролевая игра «Я – эколог».

    Экскурсии: по городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу, в исторический или краеведческий музеи, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей

    На сегодняшний день вместо простой передачи знаний от учителя к ученику приоритетными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:

    • социализация ребенка;
    • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
    • развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
    • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умение отбирать нужную информацию, систематизировать ее и представлять);
    • воспитание любви к природе и к своему Отечеству;
    • бережное отношение ко всему живому на Земле;
    • сознательное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
    • уважение к прошлому своих предков и желание сохранять культурное и историческое наследие.

    Таким образом, окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал и позволяет  реализовать 2 важных  принципа в  образовании - принцип  непрерывного  развития   каждого  ребёнка, так  как работает  на  перспективу его дальнейшего  обучения и принцип прочности  знаний.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"

    Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...

    Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.

    Обобщение педагогического опыта. В статье описывается опыт работы над проектом "Мой город детства и мечты отсюда родом я"К сожаления размер презентации большой, не загружается. Если материал интересен...

    Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.

    В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников  на уроках окружающего мира  в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...

    "Формирование интегративных качеств личности младших школьников на уроках окружающего мира"

    выступление на районном семинаре учителей начальных классов и воспитателей ДОУ по проблемам преемственности...

    Формирование исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира

    Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.Учебное исследование р...