Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

Голованова Галина Павловна

В методической разработке раскрыта тема экологического воспитания

младших школьников  на уроках окружающего мира  в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела образовательной программы

«Формирование экологической культуры

младших школьников на уроках окружающего мира»

Тема раздела: «Как устроен мир»

Подготовила: учитель начальных классов

Голованова Галина Павловна

МБОУ Кечасовская СОШ

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования одним из направлений духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся является экологическое воспитание, которое является ответственным этапом в становлении и развитии личности ребёнка.

Для методической разработки раздела программы по окружающему миру мною выбрана тема «Формирование экологической культуры младших школьников» по разделу «Как устроен мир».

а)  Актуальность выбранной темы.

«Мы и сейчас ещё не поняли и

не хотим понять,- горестно восклицает

современный русский писатель

В. Астафьев,- что животные, птицы,

рыбы, растения без нас проживут, а

вот нам без них не прожить и дня

единого». 

   Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

   Но в, то, же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть. Я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли. Ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

  В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе педагогической работы, и которые требуют разрешения:

. между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;

. между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений;

         . между желанием реализовывать воспитание экологической культуры не через эпизодические  мероприятия, а через систему уроков, внеклассных мероприятий, коллективно-творческих дел и индивидуальной работы.

  Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста. 

б) Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме, существующих программ по аналогичной проблематике. 

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.

Уже несколько лет  я работаю по ФГОС УМК «Школа России» по  программе:

1.Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир.

1-4 класс. М. Просвещение,2011

2.Плешаков А.А. Окружающий мир.  Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. – М.: Просвещение, 2013

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2012.

4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2011.

5. Плешаков А.А. Зелёные страницы. –М.:Просвещение, 2012

6.CD-ROM. Электронное приложение к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир.

Раздел  программы составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно—нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования.

в) Особенности и новизна представленной разработки.

Экологическое воспитание школьников в настоящее время является одной из важнейших задач общества, а значит, и неотъемлемой частью общего образования школьников. Сегодня, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением. Важно научить будущих граждан с самого раннего возраста заботиться об окружающей среде, воспитать чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение, воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. Важно развивать у детей потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, которые доступны младшему школьнику.

Я считаю, что экологическое  воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Наблюдая за миром  природы вместе с детьми, взрослым очень важно показать все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы, общаясь с ней, дети учились видеть прекрасное в обычном,  бережно относиться  к родной природе. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого? Экологический кризис коснулся всех стран и народов, всем нам придется неизбежно принимать меры, чтобы сохранить  нашу прекрасную планету.

Я считаю, что воспитание экологической культуры реализуется  через систему занятий, внеклассных мероприятий,  и индивидуальную  работу  с детьми. Занимаясь изучением экологических проблем на уроках, дети стали  более внимательными к объектам окружающего мира,  часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. Изучение экологических  связей,  способствует   повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.    Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его  умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность.  

 Работа по экологическому образованию ведется на уроках. Урок как форма обучения существует более 300 лет и попытка замены урока другими организационными формами пока остается на уровне эксперимента. Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира (“Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова “Зеленый дом”).

Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Несмотря на то, что формирование экокультуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы:
Дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней. Приложение 1
Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.
На уроках русского языка работу по формированию экокультуры провожу на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.

Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе  информационные, игровые, проектные и исследовательские технологии. В начальной школе игровые технологии - очень важный вид деятельности. Играя, обучающиеся осваивают и закрепляют сложные понятия,  формируя умения и навыки непроизвольно.

2.Цели и задачи раздела.     

   Изучение данного раздела программы направлено на достижение главной познавательной цели: -

.формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Она достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательной

  • - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

развивающейся

  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
  • развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)
  •      воспитательной 
  • формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • формирование чувства уверенности в себе, умение работать в коллективе;
  • Формирование бережного отношения к окружающей среде, интерес к предмету окружающего мира;

Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают ученикам  понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

3.Психолого-педагогическое обоснование.

Чтобы добиться положительных результатов в работе, учителю необходимо не только знать, но  и чётко определять психолого-педагогические особенности развития учащихся в соответствии с их возрастом. Поэтому при разработке данного раздела образовательной программы я старалась учитывать  психологические особенности учащихся 3класса.  Компетентность учителя проявляется в опоре в своей учебно-воспитательной работе на научные знания об общих закономерностях развития личности, на глубокое изучение особенностей каждого ученика.       Ученики 3класса относятся к периоду «Младший школьный возраст». Третьеклассники  характеризуются возрастанием познавательной активности и любознательности, развитием познавательных интересов. В этот период ребёнку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

    Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения. Они проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому  с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Поэтому важно подчеркивать ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение.

 На уроках учащиеся овладевают такими определениями, как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков познавательной, рефлексивной деятельности, особое внимание уделено формированию способности учащихся самостоятельно, организовывать, свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

При работе с учащимися упор следует сделать на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, особенностей характера и пр. Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Характерным  является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям.

  В основе построения раздела лежит принцип позитивного педоцентризма, т.е. отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, снятие авторитарного и установление демократического взаимодействия между учителем и учеником.

Младший школьный  возраст является сенситивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • усиливается роль словесно – логического, смыслового запоминания (по сравнению  с наглядно – образным);
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

        Психолого-педагогическая характеристика класса

В  классе 2 ученика. Борисова Ира и Капустин Дима. У учащихся  данного класса знания по предметам высокие. Дети стремятся к получению знаний. На уроке активно и продуктивно работают. Класс представляет собой детский коллектив высокой сплоченности. Среди одноклассников отношения доброжелательные. Дети с удовольствием участвуют в общешкольных и классных мероприятиях. По уровню усвоения материала обучающихся можно отнести к высокому уровню развития. Они быстро усваивают учебный материал; умеют наблюдать, сравнивать, анализировать. У детей развита память, речь, логическое мышление. Обучающиеся аргументировано отвечают на вопросы, дают полные ответы. Эти  дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания учителя. Класс работоспособный, воспринимающий любую информацию с интересом. Дети самостоятельно стараются выделять главное в информационном потоке, высказывать своё мнение. Умеют работать в паре, пересказывают текст и находят ответы на вопросы.

 

   

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Планируемые результаты

Личностные результаты.  У обучающегося будут сформированы:

 овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

Метапредметные результаты

Регулятивные: Обучающийся научится:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для любознательных» и критерии, заданные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по различным признакам;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

 

Коммуникативные Обучающийся научится:

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

готовить сообщения, , проекты с помощью взрослых;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

 

Предметные результаты Обучающийся научится:

определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе;

 составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 

5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Для успешного усвоения раздела программы использую  следующие технологии:

Дифференцированное обучение

 - с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их интереса

Развивающее обучение

 - для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания

 - для развития речи

Информационные технологии

 - для развития познавательного интереса и лучшего восприятия учебного материала

Технология сотрудничества

-для развития коммуникативных умений

Дидактические и ролевые игры

- для развития ролевого поведения, воображения, творчества

Здоровьесберегающие технологии

 -для сохранения здоровья,  релаксации, снятия утомляемости глазных мышц

Деятельностный  подход  к  обучению  предполагает:

наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

Обоснование методов и приемов

 Методы

Приемы

Проблемно - поисковые

Создание проблемной ситуации, организация обсуждения, разрешение проблемы, подтверждение правильности выбора «ловушки»

Метод демонстрации (наглядные)

Показ с помощью технических средств

Практические

Постановка задания, планирование его исполнения, анализ итогов

Индуктивные и дедуктивные

Приемы учебного анализа, синтеза, сравнения, аналогии, выявление причинно – следственных связей

Словесные

Постановка вопросов, обсуждение ответов и мнений учеников, выделение главного, формулирование выводов, изложение информации

Результат обучения напрямую зависит от того, какие методы, приемы и средства используются на уроке. Наиболее продуктивными для решения учебных, педагогических и воспитательных задач является использование технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности учащихся.

Одна из таких технологий обучения – это проблемное обучение. Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний раздела, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. При этом вырабатываются навыки поискового, исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем.

Технология индивидуализации обучения позволяет организовывать учебный процесс с учетом выбора приемов, средств и темпа обучения обусловленных индивидуальными способностями учащихся, что в значительной степени формирует самостоятельность, трудолюбие и творчество учащихся.

Эвристическая беседа

Система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью, которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части. Эвристическая беседа стимулирует у учащихся активный интерес к изучаемому материалу; стремление принять участие в поиске, предложенном учителем; является средством вовлечения ребят в самостоятельный поиск новых знаний и способов познавательной деятельности; обучает последовательности шагов поиска решения, облегчает усвоение отдельных операций творческой деятельности.

Практический метод

Метод применения полученных знаний на практике. Практические задания имеют частично-поисковый, проблемный или исследовательский характер. Выполняются самостоятельно под наблюдением учителя. Для обеспечения индивидуального подхода к обучению и качества контроля знаний используются индивидуальные разноуровневые задания, подобранные с целью создания для учащихся индивидуальной образовательной траектории.

.

Творческие работы

Позволяют учащимся применять полученные знания в новых условиях. К творческим работам относятся разработки кроссвордов, фантастических рассказов, сказок на основе изучаемого материала.

Метод проектов

Один из эффективных методов формирования ключевых компетенций у учащегося. Результативный способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,  исследовательские и поисковые методики, реализуемые в основном во внеурочное время. Использование метода проектов развивает способность к систематизации и структурированию информации и повышает уровень самостоятельности в овладении знаниями.

 . Учащийся становится подлинным субъектом обучения, если он активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Для этого нужно сместить акцент с информирования на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе учения. Обучение в этом случае носит поисковый характер. В основе учебно-поисковой деятельности учащихся лежат такие принципы, как равенство всех её участников; непринужденное  привлечение к деятельности; возможность допускать ошибки, обосновывая свою точку зрения; речевое развитие. Ребёнок не получает готовое задание, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнёрские отношения детей в парах, группах, учителя с детьми, а диалог становится ведущим средством общения. Знания при этом усваиваются прочнее и впоследствии являются инструментом саморазвития. С этой целью на уроках используются методы и приёмы: развивающая игра, творческие диктанты, составление опорной схемы по содержанию изученного материала, приём сопоставления правил, задания творческого характера.

Формы обучения:

При изучении раздела «Как устроен мир» используются следующие формы:

Фронтальная

Фронтальное обучение применяется при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами.

Групповая

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении нового материала.

При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.

Коллективная

При коллективной форме обучения учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия. Перед коллективом ставится задача, за решение которой отвечает каждый член коллектива.

Парная

В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Она бывает, полезна в начале изучения нового материала или при освоении сложных вопросов раздела.

Индивидуальная

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником.

     Используя различные приёмы, формы и методы обучения нельзя не учитывать психологические особенности учащихся и создавать атмосферу психологического комфорта и личностной заинтересованности школьников, потому что их активная деятельность-залог успешного обучения на всех уровнях.  Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от использования  здоровьесберегающих технологий

 Методы работы:

-объяснительно-иллюстративный

-исследовательский (мониторинг)

-проблемный

-словесный

-практический  (практическая работа, экскурсия)

-метод проектов  («Животные Красной книги»»,  «Красная книга Нижегородской области»»,

 6.Система знаний и система деятельности

Содержание учебного  материала должно составляться с учетом возрастных особенностей школьника, вызывать у них эмоциональный интерес. Он должен опираться на прошлые знания, но и обязательно содержать новую информацию.

Система знаний

По окончании изучения раздела учащиеся должны знать:

1.Человек-часть природы и общества.

2.Из чего складывается внутренний мир человека.

3. Взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы

(между растениями и животными, между различными животными).

4.Взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека)

5. Отрицательное и положительное воздействие людей на природу  (меры по охране природы, правила личного поведения в природе).

6.Что изучает наука экология.

7.Представление о профессии эколога

По окончании изучения раздела дети должны уметь:

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- создавать собственные проекты и творческие работы;

- планировать работу, сотрудничать в группах, парах;

- уметь осуществлять поиск нужной информации в словарях, энциклопедиях, интернете;

- применять на практике полученные знания (как сажать деревья и кустарники, как сделать кормушку)

       - анализировать свою деятельность и осознавать свой личный успех.

Система деятельности.

Система деятельности включает:

- Познавательную деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, обобщение и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

- Преобразующая деятельность.  Виды вопросов и методы их задавания.  Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности.  Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов.

- Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного процесса, способы поиска информации, работа с литературой; навыки общения (способы слушать, задавать вопросы); методы взаимообучения (организация работы в группе, взаимооценка и др.).

- Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался» и т. д.).

.

Организация учебной деятельности.

Мотивационный этап – это сообщение о том, зачем нужно изучать данный раздел программы, его цели и задачи.

Операционно – познавательный этап. Здесь усваивают тему.

Рефлексивно – оценочный этап. На нем анализируют проделанную работу, на основании поставленных задач и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы.

Коллективная форма деятельности.

Она создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, т.к. заставляет даже слабых уч-ся трудиться, чтобы не быть хуже других.

Оценка результатов учебной деятельности.

Необходимо в оценке результатов давать качественный, а не количественный анализ учебной  деятельности, подчеркивались положительные моменты.

Стиль деятельности учителя.

  1. Авторитарный -  задерживает формирование внутренней мотивации.
  2. Демократичный – способствует формированию.
  3. Либеральный – снижает мотивацию учения.

Различные стили формируют различные мотивы

 Методы мотивации.

  1. Эмоциональные: поощрение, порицание, игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание.
  2. Познавательные: создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, жизненный опыт.
  3. Волевые: формирование ответственного отношения к труду, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, прогнозирование будущей деятельности.
  4. Социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

прогнозирование - оценка планируемого результата и уровня усвоения содержания.

7. Поурочное планирование по разделу «Как устроен мир»

Календарно-тематическое планирование

(2 ч в неделю)

п/п

Дата

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Как устроен мир (6 ч)

1.

02.сен

Природа

Разнообразие природы.

Входная диагностика.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2.

05.сен

Человек

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. Моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3.

12.сен

Проект «Богатства, отданные людям»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство, как части общества. Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества. Сопоставлять формы правления в государствах мира. Работать в паре: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4.

16.сен

Общество

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи; рассказывать о них, опираясь на схему. Работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой; обсуждать и оценивать предложенные модели. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5.

19.сен

Что такое экология

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий. Работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из собственной жизни.

6

23.сен

Природа в опасности!

Охрана природы.

Выходная диагностика.

Моделировать в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждать, как каждый может помочь природе. Работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"

Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

Формирование исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.Учебное исследование р...

Формирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира

В отчете по самообразовании на тему: "Форомирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира" обосновывается необходимость усовершенствования, формирования и ...

Мастер-класс «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, через исследовательскую деятельность»

В настоящее время первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Этот процесс непрерывен, так как обучение, воспитание и развитие продолжается на протяжении всей жизни человек...