урок окружающего мира "Планеты солнечной системы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Дубровина Екатерина Евгеньевна

урок разработан по программе УМК "Планета знаний", во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_7.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по окружающему миру

Тема: Наша «солнечная семья»

Цель: Сформировать представления учащихся о Солнечной системе.

Задачи: 1. Познакомить с планетами Солнечной системы, научить различать планеты и звёзды

2. Воспитывать уважительное бережное отношение к планете Земля.

3. Развивать умение исследовать космические тела и делать самостоятельные выводы по теме урока, умение работать в группе, воображение, фантазию, наблюдательность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное учебное пособие «Природа, человек, общество», презентация «Космос», карта звёздного неба, таблицы для исследований.

I. Организационный момент: Эмоциональный настрой. В классе звучит музыка, учащиеся входят в класс и занимают свои места.

- Ребята, вот вы сейчас прослушали музыку, а теперь скажите мне как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- правильно, мы будем говорить с вами о космосе, о нашей “Солнечной системе”. слайд 1

- Я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие.

Ребята, а как вы думете для чего мы полетим в космос? Какие знания получим? (выбор целей урока, вывешивание целей на экран)

Целеполагание:

-правильно, мы с вами  узнаем…

I. Узнать, что такое Солнечная система.
II. Расширить знания о космосе.
III. Научиться различать планеты.

II. Проверка домашнего задания:

Итк,дети, прежде чем перейти к решению поставленных задач давайте с вами вспомним о чем же мы говорили на прошлых уроках и ответим  на вопросы: все готовы?

  • Как называются самосветящиеся космические тела?
  • Что называют созвездиями?
  • Какой дополнительный материал о звёздах и созвездиях вам удалось найти? Расскажите.1-2 кто продолжит
  • Кто сделал аппликацию созвездия? Покажите ребятам, пусть они узнают созвездие и назовут его.

III.Сообщение темы и цели урока:

На прошлом уроке мы говорили о звездах, а Сегодня на уроке мы продолжим говорить о небесных телах.  И отправимся в путешествие на космическом корабле по космической галактике. Но корабль наш не сможет отправиться без названия. И чтобы узнать задание необходимо разгадать ребус, только будьте внимательны, ведь как корабль назовешь так он и полетит.

-Наш корабль-мечтолёт. Прислушайтесь какое название. Как вы думаете почему его так назвали?

-Правильно. А теперь приготовились мы отправляемся….

- за время путешествия  мы с вами вспомним что такое «галактика», «Вселенная», «Солнечная система) (Слайд № 3, 4). Вы конечно слышали об этом и по телевизору, мы посещали планетарий где вы смотрели научный фильм. И я думаю что материал сегодняшнего урока вам будет понятен и вы все будете активно работать.

Учитель: итак, дети, посмотрите в иллюминатор

- К какому небесному телу мы приблизились?

Ученики: Это Солнце.

-А что же такое-солнце?

 - раскалённый газовый шар. Это ближайшая к нам звезда средней величины.

  Поэтому оно светит и греет.  (Слайд № 5)

 - и действительно, глядя на него даже по цвету  определить что оно горячее. а скажите можем ли мы без него жить? А почему, какую роль оно для нас играет?

-и правда, Огонь, имя которому Солнце, действительно, дал нам свет, чтобы мы жили, дал нам тепло, чтобы мы чувствовали себя комфортно. Все вокруг возникло благодаря ему, А еще Солнце обладает достаточной гравитационной силой,

- Может кто-то ответит что такое гравитация?

-так вот солнце обладая гравитац. силой  может удержать вблизи не только нашу Землю, но и еще что?(восемь планет и пояс астероидов). Периодически пролетают кометы, также движимые солнечной гравитацией. Все это вместе: Солнце, планеты, астероиды (каменные глыбы), кометы (замёрзший газ, при таянии которого образуется хвост кометы) - в совокупности образует Солнечную систему.

Итак давайте сделаем вывод. Читаем слайд о солнце.

Мы с вами совершаем путешествие по нашей Солнечной системе, а именнопо нашей Галактике «Млечный путь» .

- А как вы думаете, почему эта галактика получила такое название. Вслушйтесь млеч-млек-молоко, однокоренные слова?

IV. Изучение нового материала

1. Знакомство с планетами Солнечной системы.

 Учитель:  Ещё в глубокой древности люди, наблюдая за небесными светилами, заметили, что на небе есть блуждающие светила. Их назвали планетами.

- кто скажет что такое планеты?

Планеты – холодные космические тела, которые не излучают собственного света. Они светятся, потому что отражают солнечный свет.

(Учитель показывает слайд № 6 из презентации «Космос».)

Посмотрите, перед вами модель солнечной  системы. Сколько же планет притягивает солнце?

А кто может выйти к доске и показать их. 1 ученик с проверкой.

-А как называется путь, по которому движутся планеты? (Орбита)вот они четко видны на изображении

(Слайд № 7) Наш Мечтолёт будет совершать путешествие от одной планеты к другой.

И для нас готово следующее испытание.

Физкультминутка:НН

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись!

Тихо сели!

2. Работа по учебнику:

Учитель:   а сейчас откройте учебники на странице 48. Рассмотрите иллюстрацию учебника что изображено? А теперь ваша задача самостоятельно  прочитайте сведения о планетах

Учитель:  Что новое вы узнали о планетах?

Ученики:ЭЭ Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – планеты – гиганты. Их размеры гораздо больше Земли. Самая большая – Юпитер – больше Земли в 11 раз. Планеты – гиганты не имеют твёрдой поверхности. Они имеют много спутников. Все планеты и их спутники вращаются вокруг собственных осей. А скажите вот на примере нашей планеты Что происходит когда земля делает полный оборот вокруг своей оси(смена дня и ночи)

(Слайд № 7) Пролетим над планетами – гигантами.

- какие планеты можно назвать гигантами?

Ученики: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – планеты – гиганты

Учитель:  А скажите Какая планета особая и почему? Из окна мечтолёта видно, как мала эта планета по сравнению с другими планетами.

Ученики: Плутон – «карликовая» планета. Её размеры очень малы.

Учитель:  Некоторые учёные предлагали в 2007г. отнести её к астероидам.

Вы видите на экране  Плутон и его спутник.

А еще Учёные открыли малые планеты ! –как они называются? – астероиды. Посмотрите на что похожи астеройды? состоят из камня и металла

-Они небольшого размера. Форма их разнообразна. Пояс астероидов находится между орбитами Марса и Юпитера.

-А как называются осколки астеройдов? Метеоры.- молодцы.

3. Расстояние от Солнца.  (Слайд № 7)

-мы с вами продолжаем путешествовать.

Учитель:  Рассмотрите изображение системы. Что мы видим? -Планеты выстроились в ряд! Вы видите, как планеты удалены от Солнца. Назовите самые близкие планеты.

Ученики: Самая близкая – Меркурий, затем – Венера, Земля и т.д. На какой орбите наша планета?

Учитель:  Меркурий делает оборот вокруг Солнца всего  за 88 суток. За какое время делает оборот вокруг Солнца Земля?

Ученики: За 365суток и 4 часа – год..

- А как вы думаете за какое время совершает оборот Плутон?

Учитель:  Самая далёкая планета – Плутон совершает один оборот за 250 земных лет. Какой можно сделать вывод о скорости вращения планет вокруг Солнца ?

Ученики: Чем дальше планета от Солнца, тем больше времени уходит на один оборот вокруг него. И тем холоднее. Полетим до Плутона? Тогда разворачиваемся и берем курс домой на Землю.

3. Наша планета. (Слайд № 8)

И вот мы почти прилетели

-  давайте Полюбуемся из космоса красавицей Землёй. Почему она кажется голубой?  

Ученики: ¾ Земной поверхности занято водой. А какую форму имеет планета

4. (Слайд № 9)

- А вот и спутник Земли – Луна! Что вы уже знаете о луне? Давайте прочитаем

- А еще в России в городе где живут космонавты есть музей в котором хранится первый в мире луноход, запущенный из России. Он так и назывался луноход 1. Хорошо. Возвращаемся в класс.

5. Учитель: мы на  мечтолёте, пролетая от одной планеты к другой, не раз встречали на своём пути разные небесные тела. А что это так ярко сияет в космическом пространстве?

Ученики: Это звёзды. Вот совсем рядом сияет Полярная звезда.

Давай те проведем Исследование «Как отличить планету от звезды?» - работа в группах

Учитель:  Каждому  даны карточки - помощницы . Ваша задача из предложенной информации выбрать нужную и указать в этой карточке отличия планеты от звезды.

аспекты

планеты

звёзды

определение

размеры

свечение

Как движутся в космосе?

 Ученики работают самостоятельно , используют справочный материал.

Результат работы группы:

   

Аспекты

планеты

звёзды

Определение

Холодные космические тела.

Огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет.

Состав (из чего состоят?)

Планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс имеют твёрдую поверхность. Планеты – гиганты не имеют твёрдой поверхности.

Состоят из частиц газа.

Размеры

4 планеты близки размерам Земли,

4 планеты – гиганты,

1 планета – карлик.

Огромные шары.  Многие звёзды горячее и больше Солнца. Но мы видим их маленькими светящимися точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца.

Свечение

Не излучают собственного света. Отражают солнечный свет.

Светятся! Цвет звезды зависит от температуры. Звёзды белого и голубого цвета – самые горячие, жёлтые и красные – «холоднее».

Как движутся в космосе?

Все планеты и их спутники вращаются вокруг собственных осей. Одновременно вращаются вокруг Солнца.

Звёзды вращаются вокруг своей оси и одновременно двигаются в космосе в своей галактике.

Как отличить на небе?

Светят спокойным ровным светом. В бинокль планета видна как маленький светлый кружок.

Звёзды поблёскивают, мерцают. В бинокль звезда видна как всегда светящаяся точка.

                                                                                               

После работы  поменяйтесь работами с соседом по парте и сверьте правильность ответов, и если все выполнено верно поставьте +, если нет -. А затем  листочки на край стола

V. Подведение итогов урока:

Учитель: Итак наш урок подходит к концу. Ответьте мне на последний вопрос:а как вы думаете вообще для чего мы все это изучаем? Зачем нам это нужно?  И правда, ребята, Наша планета живет в этой галактике е и нам с вами не безразлично что происходит вне

Я хочу сегодня отметить отличной оценкой тех учеников, которые подготовили сообщения, и кто активно работал.

VI. Домашнее задание: а теперь откройте дневник и запишите домашнее задание . модель солнечной системы из пластилина. Благодарю всех космонавтов за работу в космическом путешествии. Урок окончен. Встали. А сейчас можете выйти в коридор.

Литература:

1. С.Ю.Афонькин Школьный путеводитель «Космос» - Спб,  2003

2. Энциклопедия для любознательных  «Отчего и почему?» - Москва: Махаон,  2008

3. О.Т.Поглазова  Методические рекомендации к учебнику- Смоленск: Ассоциация XXI век,  2005

4. Энциклопедия «География» - М: Росмэн, 1998

5. Энциклопедия «Наука» -  М: Росмэн, 1998

6. «Природа, человек, общество» Электронное учебное пособие - ООО «ДОС»,  2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике "Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000" и окружающему миру "Солнечная система"

Совершенствовать устные вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000. Умение решать задачи, преобразовывать величины, решать уравнения и закрепить знания по теме "Солнечная система"...

Урок по окружающему миру "Солнечная система" 2 класс

данный урок предполагает чередование коллективной и индивидуальной формы работы, подробно знакомит учащихся с отличительными признаками планет....

урок по окружающему миру Солнечная система

разработка урока по окружающему мир...

Тест по окружающему миру "Солнечная система. Земля" для 2 класса

Тест по окружающему миру для 2 класса. Задания типа А,В,С (от лёгких до сложных заданий)....

Урок окружающего мира "Солнечная система" 2 класс

Иллюстративный ряд к уроку о планетах солнечной системы....

Проверочная работа по окружающему миру "Солнечная система. Жизнь на земле"

Тестовые задания по темам" "Солнечная система. Жизнь на земле"...

Презентация к уроку окружающего мира "Солнечная система", Школа 21 века, 3 класс

Данный урок второй по счёту. Можно подобрать множество иллюстративного материала...