Главные вкладки

    Урок окружающего мира "В гости к зиме"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Сапронова Наталья Витальевна

    План - конспект урока с презентацией

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo2_klasse_otkrytyy.docx25.88 КБ
    Файл prezentatsiya.rar2.14 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «В гости к зиме»

    (с использованием мультимедийных технологий)

    Цели. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с изменениями, происходящими в мире живой природы в зимнее время года.            

    Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях

                 Развивать мышление, наблюдательность, любознательность

                 учащихся, учить  анализировать, обобщать, сравнивать.

                 Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

     Оборудование: 

    Экран, мультимедийный проектор, компьютер;

    Презентация к уроку

    А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 кл – М. : Просвещение, 2012

            

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Сообщение темы и целей урока.

    -Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

    Снег на полях,

    Лёд на реках,

    Вьюга гуляет.

    Когда это бывает?     (Зимой)

     - Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 1)

    Письмо от мальчика, который всегда и во всём сомневается

    «С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своём стихотворении:

    Тёмный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно…»

    - Что ответить мальчику?

    - Что вы по этому поводу думаете?

    - Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить?

    -  Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?

    (Высказывания детей)

    - Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика и поэта. Вопрос остается нерешенным.

    - Нам надо доказать мальчику, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить

    - Что для этого надо сделать?

    - Найти как можно больше примеров из жизни растительного и животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы

    - Итак, в путь. Первый привал «Приметы зимы» (Слайд 2)

    Ш.  Игра «Приметы зимы»

    - По очереди называйте приметы зимы. Повторяться нельзя.

    Неживая природа зимой . Обобщение (Слайд3)

    - Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни растений и животных. 

    Изучение нового материала.

    1. Привал «Зимняя жизнь растений».

    - А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.

    - На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)

    -Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 4)

     (Слайд 5)

    - Как зимуют лиственные деревья и кустарники?

    - Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

    (Слайд 6)

    - Как зимуют хвойные растения?

    - Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.

    (Слайд 7)

    - Как зимуют травянистые растения?

    -Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. 
    -Какую роль выполняет снег для этих растений?

    (Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

    - Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

    - Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

    2.Работа по учебнику ( работа в парах) с 132.

     

    3. Физкультминутка.  

    ( Слайд 8)

    4. Привал «Секреты животного мира».

    –На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 8)

    - Сейчас мы поговорим о том, что происходит с насекомыми, рыбами и птицами зимой.

    - Каких птиц можно увидеть зимой?

    - На какие группы делятся птицы?

    - Рассмотрите изображенных птиц. Назовите их.

    - Послушайте стихотворение, запомните названных в нем птиц.

    Улетели птичьи стаи,

    Лес в сугробах до ветвей.

    Вот тогда мы и дождались

    Наших северных гостей.

    Зимний лес не спит, а дремлет,

    Серебром унизан весь,

    Не покинув эту землю,

    Много птиц осталось здесь.

    Кто там ловко и упорно

    Лазит острым клювом вниз?

    Это поползень проворный

    Перед стайкою синиц.

    У опушки в старых ёлках

    От зари и до зари

    Разговор ведут чечётки,

    Громко вторят снегири.

    Пёстрый дятел крикнет громко,

    Разогнав лесную тишь,

    А на вырубках, на липках,

    Отзовётся громкий чиж.

    Я б могла ещё так много

    Про лесных сказать птенцов.

    Как с утра и до заката

    На репьях гостят щеглы

     И торопятся куда – то

    Ярко – красные щуры.

    Как ,рассвет встречая новый,

    Будит лес своих гостей.

    Не опишешь даже словом

    Красоту земли моей.

    -О каких птицах вы услышали?

    -Познакомимся с некоторыми поближе.

    5. (Подготовленные ученики читают  мини-доклады о птицах.

    ( Слайд 9)

    Ученик 1  (о чечётках)

    Ученик 2  (о чижах)

    Дети в шапочках дятла и клеста разыгрывают сценку

    Дятел. Чего ты, клёст, визжишь? Обидели  тебя,

          что ли?

    Клест. Да нет, дятел, это я радуюсь!

    Дятел. Нашёл время радоваться..

    Клёст. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!

    Дятел. В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!

    Клёст. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха – мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.

    Ученик 3( о клестах)

    (Стихотворение) Е. Благинина «Морозы»

    Морозы жестокие в этом году.

    Тревожно за яблоньку в нашем саду.

    Тревожно за Жучку: в её конуре

    Такой же морозище, как во дворе.

    Но больше всего беспокойно за птиц,

    За наших воробышков, галок, синиц.

    Ведь очень уж холодно в воздухе  им!

    Поможем ли мы беззащитным таким?

    Поможем! Их надо кормить и тогда

    Им будет легко пережить холода!

    - Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

    -Мы много внимания уделили птицам, пора вспомнить о зверях. Что меняется в их жизни с приходом зимы? Как звери приспосабливаются к изменениям температуры?

    -Что зимой происходит с белкой и зайцем? Для чего это надо?

    -Как звери добывают себе корм?

    Есть звери, которые делают запасы с осени. Приведите примеры таких зверей. (белка, мышь)

    _ У вас на столах лежат карточки. Прочитайте текст о мышах и полёвках.

    (Слайд 10)

    -Есть звери, которые и зимой находят пропитание. Для этого им подходят сухая трава, кора деревьев, веточки. Кого устраивает такой корм? (зайца, лося, кабана.)

    (Слайд 11)

    -Прочитайте текст о зайцах, о лосях, о кабанах.

    - У нас осталось несколько текстов про зверей – хищников. Прочитайте их и скажите :чем питаются зимой лиса, волк и ласка.

    По ходу чтения демонстрируются слайды с изображением зверей.

    (слайд 12)

    -Есть еще одна группа зверей. Мы их не видим зимой в лесу,потому что они спят. Какие звери залегают в спячку? Кто еще из животных спит зимой?

    Медведь устраивает берлогу в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнем пнем. С детства вы слышите о том, что медведь зимой сосёт лапу.  Это не так. Он ее не сосет, а лижет. Зимой у медведя на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком.

    Если медведь летом мало ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой медведь встает и начинает искать пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с таким голодным медведем очень опасна для жизни человека.

    Спят зимой и барсуки. Но в отличие от медведя они просыпаются, поедят запасов у себя в норе и снова засыпают.

     - В зимнем лесу очень красиво и тихо. Может показаться, что нет ни одной живой души, но это не так. На белом снежном покрывале можно увидеть следы зверей. Давайте и мы попробуем угадать кому принадлежат следы на снегу (Слайд 13)

    - Зима – трудное время в жизни животных. Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена,  раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.

    VI Закрепление .

    1. Работа в группах

    (Слайд 14)

    - Сейчас мы продолжим работу в группах.

    1, 2,3 группы – анаграммы «Что за зверь?»

    - Расшифруйте слова . Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор?

    1) КЕЛАБ                                2) ДЕДМЕВЬ                        3) УСКБРА

    ШЬЫМ                                КОЛВ                                ДЕДМЕВЬ

    МОКЯХ                                БАНКА                                СЛОЬ

    ЯЦАЗ                                АСЛИ                                КЁИЖ

    4 группа

    - Расшифруйте слова . Какое животное нельзя встретить зимой?  Обоснуйте свой выбор?

    СЫРЬ

    ЯЦАЗ

    ГИНЕСРЬ

    ВОСРЕЦК

    2.Проверка (Слайд 15,16,17,18))

    Ит    Итог урока. Рефлексия.

    - Сегодня мы побывали в гостях у зимы.

    - Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы? (Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость изменений может замедляться)

    - Какой ответ мы можем теперь дать мальчику?

    ( О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?)

    - Что запомнили на уроке?

    - Чему научились?

    - Какое задание было самое интересное?

    - Что вас удивило на уроке?

    - Что понравилось?

    - Покажите свое настроение, которое было у вас на уроке.

     

    Домашнее задание (по выбору).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

    На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

    урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

    Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

    Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?

    Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима" 1 класс

    Презентация составлена к обобщающему уроку по теме "Зима" по учебнику "Окружающий мир" Федотовой, Трафимова (УМК "Перспективная начальная школа")...

    Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

    Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

    презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"

    презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...

    Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

    Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...