Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Демченко Наталья Сергеевна

 

Урок окружающего мира в 1 классе

по теме «Жизнь птиц зимой»

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

муниципального образования город Ноябрьск

Урок окружающего мира

в 1 классе

по теме «Жизнь птиц зимой»

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Автор:

            Н.С.Демченко,  

учитель начальных классов

г. Ноябрьск

2013г.

Тема урока: «Жизнь птиц зимой»

Цели урока:

Предметные:

1)  Формировать умение самостоятельно добывать знания.

2)  Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.

3)  Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах.

Метапредметные:

4)  Формировать умение ставить и решать учебные задачи исходя из  темы урока.

5)  Продолжить работу над формированием общеучебных коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга).

Личностные:

  1. Продолжить воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере помощи птицам в зимнее время.

Оборудование:

  1. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 1 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2012;
  2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 1 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2012;
  3. Слайдовая презентация;
  4. Дидактический материал  «Птицы».

 

Ход урока.

1. Организационный момент. Слайд 2

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение предмета:

Ребята, посмотрите на солнышко. (На доске изображение солнышка) Скажите, у кого из вас такое же настроение? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

2. Актуализация знаний. Введение в тему.

Звучит стихотворение.   Слайд 3

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе —

Горе ей, настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны.

- Ребята, что случилось у вороны? О каком настоящем горе говорит автор стихотворения Н. Рубцов? С чем связано появление горя у птицы?

- (Ответы детей)

- Зима доброй, заботливой  хозяйкой пришла  на землю: теплым одеялом накрыла растения, деревья  и кустарники укутала в пушистые шубы, сберегла от леденящей стужи.  Рады зимушке детишки, с  нетерпение ждали  ее прихода. Их веселый звонкий смех можно услышать на улице, на горках и катках. Только вот совсем не до веселья животным. Для них зима – суровое испытание.   Слайд 4

- Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами поговорим об отдельной группе животных. Наш урок посвящен тем, кто два раза родится: в первый раз гладкий, а второй раз мягкий. О ком загадка? Слайд 5

Попробуйте сформулировать тему урока.

- (Предположения детей)

3. Формулирование темы и задач урока.

-   Да, сегодня тема нашего урока «Жизнь птиц зимой». Какие задачи мы поставим перед собой на этом уроке?

-   Узнаем, где зимуют птицы?

-   Как зимуют? Как выживают в это трудное время?

-   Чем мы, дети, можем помочь им?    Слайд 6.

-   В течение урока мы постараемся ответить на все эти вопросы.

-   Ребята, скажите, а каких птиц вы знаете?

- (Ответы детей)

На доске вывешиваются  картинки с изображением птиц.

-   На какие группы можно разделить этих птиц?

-   (Предположительные ответы  детей:

  1. на диких и домашних;
  2. на умеющих летать и неумеющих;

на перелетных и зимующих)   Слайд 7.

-   Распределите птиц по группам. (Двое обучающихся работают у доски).

-   Как вы думаете, ребята, птицы каких групп сегодня на уроке нас заинтересуют?

-   (Аргументированные ответы детей).

4.   Изучение нового материала.

-   Где и каких птиц можно встретить зимой? Как вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

-   Ответ на этот вопрос мы найдем на страницах учебника. Работа с учебником на с. 38-39.

- Рассмотрите центральный рисунок. Что вы можете сказать о птицах? Что  едят  зимующие  птицы? Одинаковый ли корм у разных видов птиц? (Составь свой рассказ, опираясь на картинки справа).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Лебеди

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

5. Продолжение работы над новым материалом.

-     Зимой много птиц погибает от голода. Очень нелегко найти корм птицам за короткий зимний день. Одни раскапывают снег, стараясь добраться до земли, другие ищут корм на деревьях и кустах, третьи держатся поближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

-   (Ответы детей).

 

-   Скажите, пожалуйста, а что для птиц страшнее: голод или холод? Мы в силах помочь птицам? Как?

-   (Ответы детей).

-   Да, ребята, в эту трудную для пернатых пору человек должен помочь  им. Если каждый ученик нашего класса сделает кормушку, то он спасет жизнь многим и многим птицам.

Рассмотрите в учебнике рисунок слева. Какие бывают кормушки? Сложно ли их сделать самому?

-   (Ответы детей).  Слайд 8.

6. Первичное закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а   в   п е ч а т н о й   т е т р а д и   (з а д а н и е  28). Взаимопроверка.

2.  Игра «Угадай-ка»  (Ученик, отгадавший загадку, вывешивает картинку с птицей на доске).

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.  (Кормушка)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый ….  (Воробей).   Слайд 9.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.     ( Снегирь)    Слайд 10.

 

Спиною зеленовата,

 Животиком желтовата.

 Чёрненькая шапочка

 И полоска шарфика.    (Синица)     Слайд 11.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.    (Сорока)     Слайд 12.

Известно с давних нам времен,

Что эта птица – почтальон.    (Голубь)     Слайд 13.

Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это... ( Ворона)      Слайд 14.

3.   Проводится викторина о птицах.

А).  Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики)

Б).  У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)

В).  Какая птица высиживает птенцов зимой? (Клест)

Г).  Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка)

Д). Назовите пять-шесть птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, клест, поползень, ...)

Е). Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки, коршуны...)

Ж).   Где зимующие птицы спят?

З).   Где прячутся ночью тетерева и рябчики?

4. Познавательное видео о зимующих птицах http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy/

-   Заботясь о птицах, мы охраняем родную природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.

Давайте вместе, сообща будем любить и беречь живую природу. А природа откликнется на вашу заботу, ведь она живая, и  по–своему отблагодарит вас: солнечной улыбкой в зимний день, веселым журчанием ручейка, радугой-дугой после летнего дождика, цветением незабудки…

7. Итог урока. Рефлексия.

-  Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам, ребята, не на словах, а на деле помочь птицам, изготовить дома кормушки. Проявите фантазию и изобретательность. Эти кормушки-столовые мы развесим на школьном дворе. И птицы не заставят себя ждать, они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Послушайте стихотворение, я уверена, оно не оставит вас равнодушными.

Подготовленный ученик читает стихотворение

«Покормите птиц зимой»

 

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.        

                                                                                         Александр Яшин

Далее учитель проводит беседу по вопросам:

-  Чему учились на уроке?

-  Что понравилось? Что запомнилось больше всего?

-  С каким настроением вы закончили урок? Выберите смайлик, которому соответствует ваше настроение.   Слайд 15.

                                       

Литература.

 1. Газета “Педсовет”, 2006–2008 гг.

 2. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.

3.   Интернет-ресурсы.

4.   Познавательное видео о зимующих птицах http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy/

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модель урока окружающий мир "Где зимуют птицы?" 1 класс

Модель урока применима на всех учебных занятиях, внеклассных мероприятиях....

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" 2 класс

Урок- путешествие в зимний лес, встреча со старичком-лесовичком помогает детям в занимательной форме окунуться в жизнь леса и его обитателей.Загадки,красочные иллюстрации в музыкальном сопровождении (...

Урок окружающего мира: День зимующих птиц России

В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...

Конспект урока по предмету окружающий мир "Птицы зимой"

Содержание урока раскрывает соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей. Даётся описание деятельности учителя и учащи...

Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс

Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...