Конспект метапредметных уроков (окружающий мир + технология) по теме ""Кто такие звери?" Изделие:"Коллаж"" в 1 классе по программе Школа России.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Клевцова Екатерина Владимировна

Уроки направлены на создание условий для полноценного усвоения учебного материала по теме.

  • Цель урока (окружающий мир) – сформировать знания учащихся о том, кто такие звери, узнать их отличительные признаки. На уроке формируются и систематизируются знания о различных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
  • Цель урока (технология) – сформировать представление о работе над созданием коллажа; освоения  первичных навыков работы над проектом под руководством учителя; сформировать представление о диких и домашних животных.

В течение обоих  уроков проводится работа по формированию и уточнению представлений учащихся. Учащиеся опираются на полученные знания и конкретные образы, при этом развивается зрительное внимание и зрительная память,  мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация) и связная речь.

Компьютерная презентация и индивидуальные карточки  адаптирована для детей с функциональными нарушениями. Проведён строгий отбор информационно-иллюстративного материала. Использован однородный фон, шрифт крупный, контрастный с фоном, чёткий, сведён к необходимому минимуму. Изображения чёткие, без лишних деталей, не накладываются друг на друга. Не используется анимация.

На уроках использовались   такие  технологии, как ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход; технология работы в группе; здоровьесберегающие технологии, самооценивание, индивидуальные карточки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Кто такие звери?»

Цель:  Знакомство детей с понятием «звери».

Задачи: 

Образовательные

  • сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира;
  • учить выявлять признаки данного вида животных;
  • различать понятия «животные», «звери» и «млекопитающие».

Развивающие

  • анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы;
  • развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, памяти, речи, зрительного восприятия),   коммуникативные функции (умение принимать решение и обосновать его).

Воспитательные

  • воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим.

Оборудование: мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная презентация; конверт с заданиями; фишки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок. У нас замечательное настроение и мы настроились на урок. Я знаю, что всё у нас получится. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Тихо сели.

  1. Этап повторения изученного.

Вспомним, что мы уже изучили на прошлых уроках.

Игра «Четвертый лишний»

На доске 4 представителя животного мира. Скажите, кто лишний и почему.

  • богомол, майский жук, паук, бабочка. Слайд 1. (лишний – паук, т.к. он не насекомое, потому что у него 8 ног).
  • щука, карась, сом, камбала. Слайд 2. (лишняя – камбала, т.к. это морская рыба, а все остальные речные).
  • снегирь, воробей, орёл, страус. Слайд 3. (лишний страус, т.к. он не умеет летать,  в отличие от других птиц).

Какие группы животных мы уже изучили? Назовите и перечислите их основные особенности (Насекомые – у них 6 ног; рыбы – их тело покрыто чешуёй; птицы – их тело покрыто перьями).

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

А сегодня мы познакомимся еще с одной группой животных. В эту группу входят такие животные, как собака, кошка, жираф, слон и другие. Это группа сама малочисленная среди всех животных. Может кто-то догадался, о ком идёт речь? (Звери) Как вы думаете, какая будет тема и цель нашего урока? (Узнать, кто такие звери и как их  отличить от других групп животных.).

  1. Этап актуализации знаний.

Верно, звери.  А что вы знаете о зверях? (Ответы детей).

  1. Этап изучения новых знаний.
  1. Работа по учебнику.

Как вы думаете, что нам поможет ответить на поставленный вопрос? (Учебник) Верно, с его помощью мы узнаем, какие особенности есть у зверей. Открываем учебник на стр. 26.
Перед нами стоит вопрос: кто на рисунке зверь? Давайте сначала исключим тех, кто точно не зверь. Закройте их фишками
(орёл – у него есть перья, это птица; жук – у него 6 ног, это насекомое).
Какие животные остались?
(Мышь и крокодил) Как вы думаете, кто из них зверь? (выслушиваются мнения детей). Мнения разделились. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы познакомимся  со строением тела зверей и установим их главный признак.

  1. Знакомство  со строением тела зверей.

Отгадайте загадки и на экране появятся звери, которых мы будем рассматривать. Слайд 4.

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…
(жираф)

Посередине двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла.
(Корова)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
(Кошка, кот)

Рассмотрите тело жирафа. Из каких частей состоит его тело? (голова, шея, туловище, ноги, хвост)
Из каких частей состоит тело коровы и кошки (из тех же). А что мы можем сказать про размер, окраску этих животных (она разная). Какой мы можем сделать вывод (тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые).

А что ещё является общим для всех этих зверей?
Вспомните чем покрыто тело рыб? Птиц? Зверей?
Читаем вывод, который написан в учебнике
(тело зверей покрыто шерстью). Вот теперь мы можем ответить на вопрос: Кто же зверь крокодил или  мышь? (мышь.)  Шерсть – мех или  волосы. Это первый отличительный  признак зверей. Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя  ее много. Как вы думаете почему? (это зависит  от того, в каком месте живет зверь). Шерсть зверю необходима, а вот для людей она иногда вредна. В наше время есть такая болезнь – это аллергия. И чаще всего она вызывается именно шерстью животных. Если у человека есть аллергия на шерсть какого-либо животного, то ему лучше всего избегать контактов с этим представителем животного мира.

  1. Физминутка.

игра «Летает, не летает».
Если названное животное летает, то дети встают и поднимают руки вверх. Если же объект не летает – приседают
(орел, уж, пингвин, шмель, курица, соловей, майский жук, воробей, енот, крот, бегемот, скворец).

  1. Зрительная гимнастика.

Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву,

И обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение)).
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо -
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение)).
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем -
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения))
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)).
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять-
В другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз))
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз))
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение))
 Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

  1. Продолжения этапа изучения новых знаний. 

Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства. Но у каждого правила есть исключения.
Строение тела у некоторых млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Давайте посмотрим, какое существует разнообразие животных.

Это интересно. Слайд 5.

Рассмотрите  моржа и  кита. Какие необычные особенности в строении их тела вы заметили? (у них нет шерсти, вместо ног у кита – плавники, у моржа есть ласты)
У кита когда-то была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски, такие же, как усы у кита, с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается. Кроме этих животных нет шерсти еще у некоторых зверей. Для того, чтобы узнать, что это за животные, возьмите карточки на ваших столах (пособие 1), найдите на них животных и заштрихуйте их. Сколько вы нашли животных? (4) Какие из них не имеют шерсти? (слон, носорог, бегемот)
Как вы думаете, почему у этих зверей нет шерсти?
(чтобы слону и носорогу не было жарко, а бегемоту удобнее плавать без шерсти).
Когда-то, давным-давно, у предков слонов – мамонтов – была шерсть. Но потепление климата привело к изменению их внешнего вида.
А что интересного в строении крота и летучей мыши?
Слайд 6. (Ноги-лопаты у крота, крылья - у летучей мыши) Для чего им эти части тела? (кроту, чтобы рыть землю и передвигаться, летучей мыши, чтобы летать).

А почему тогда летучая мышь, носорог, кит, морж все-таки относятся к группе звери?  (потому что они кормят своих детёнышей молоком) 

(Если дети затрудняются, то предложить такую загадку, что получится, если соединить  КОРОВА+ЗАБОТА+КОРМ=МОЛОКО). Слайд 7.

Звери кормят своих детёнышей молоком, поэтому их еще называют млекопитающими.

  1. Подведение итогов урока, рефлексия.

Давайте проверим, что вы запомнили из урока. (Пособие 2).

Из  левого столбика выберите основной признак определённой группы животных, из правого – примеры животных этой же группы, соедините линиями.

Что вы узнали сегодня на уроке?
Что было интересно?
Какое задание было для вас интересное?
Как вы теперь можете отличить зверей от других животных?

Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора». Жёлтый – улыбается, я доволен результатом работы; зелёный – задумался, я неплохо поработал, но мог бы лучше; красный – огорчён, сегодня у меня не получилось.

Х.       Домашнее задание (по желанию).

Предлагается детям по желанию подготовить об интересующем их звере рассказ, нарисовать рисунок или подобрать загадки и стихи.

Тема урока:  Проект «Дикие животные». Изделие «Коллаж».

Цель:  Знакомство учащихся  с приемами создания изделия в технике коллажа и освоения  первичных навыков работы над проектом под руководством учителя.

Задачи: 

Образовательные

  • сформировать у детей представление о диких зверях;
  • закреплять понятия о различных группах животных, различать эти группы;  
  • учить правильно и экономично  располагать шаблоны на цветной бумаге;
  • учить находить и применять при создании коллажа  подходящие иллюстрации из журналов;
  • закреплять навык работы с клеем и ножницами.

Развивающие

  • анализировать, систематизировать полученную информацию, приучать к отслеживанию  развития действий с целью подготовки к выполнению работы;
  • развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, памяти, речи, зрительного восприятия),   коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).

Воспитательные

  • воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим.

Оборудование: мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная презентация; конверт с заданиями, вырезки из журналов, шаблоны, картон, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей..

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок. У нас замечательное настроение и мы настроились на урок. Я знаю, что всё у нас получится. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Тихо сели.

  1. Этап повторения изученного

На уроке технологии нам пригодятся знания, которые мы получили на уроках окружающего мира. Вспомним, о какой группе животных мы говорили сегодня? (О зверях). Чем они отличаются от других групп животных? (Тело зверей покрыто шерстью, а также их называют млекопитающими, т.к. они кормят своих детёнышей молоком). Ещё какие группы животных вы знаете? (Насекомые, рыбы, птицы). Приведите примеры этих животных.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие – мы объединим урок окружающего мира и урок технологии, а также создадим коллективный проект. Вспомним, что такое проект?  (Проект - план, замысел, в результате которого у нас должен  получиться новый продукт: изделие или поделка). Как вы думаете, с кем будет связан наш проект? (С различными животными).

  1. Этап изучения новых знаний.

Но перед тем как приступать к проекту, разгадаем кроссворд, который есть у каждого из вас на столах. Пособие 3. Если вы его верно разгадаете, то в выделенных клетках прочитайте, что объединяет все картинки. (Животные леса). Как можно еще назвать этих животных? (Дикие). Какие еще бывают животные? (Домашние) Чем они отличаются от диких? (Дикие животные сами добывают пищу, а домашних кормит человек)

 Теперь посмотрите на экран. Слайд 8. К какой группе относятся все эти   животные? (Определить нельзя, т.к. это все разные группы – насекомые, птицы, звери). Но к какой группе относятся все эти животные? (Дикие)

Посмотрите 30 секунд на экран, а потом скажите мне, в какой последовательности появлялись животные. Если мы вспомним верно, то из первых букв названия животных составится слово. Слайд 9.  Какое получилось слово (Коллаж). Что такое коллаж? (Мнения детей) Коллаж – это вырезание рисунков, а потом приклеивание их на бумагу. Как вы думаете что мы будем делать? (коллаж на тему «Дикие животные»)

  1. Физминутка.

игра «Дикий, домашний».
Если названное животное дикое, то дети встают и поднимают руки вверх. Если же домашнее– приседают
(слон, овца, корова, леопард, волк, собака, орёл, курица, гусь, бегемот).

  1. Зрительная гимнастика.

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо – влево).

Гостя вкусно угощала.

(Смотрят вверх – вниз.)

Ну – ка дятел посмотри!

Вот орехи – 1,2,3.

(Моргают глазками.)

Пообедал дятел с белкой

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.)

  1. Начало выполнения проекта. Практическая часть.

Верно, сегодня мы с вами попробуем сделать свой коллаж по теме « Дикие животные». Для этого нам нужны будут все ваши заготовки - цветная бумага, журнальные вырезки с изображением животных, картон синего цвета для основы, шаблоны.  А работать вы будете в парах, т.е. выполните одну поделку на двоих.

Перед тем как работать вспомните, что нужно, чтобы работать в группе (ответы детей). Также очень важно вспомнить правила работы с ножницами и клеем (ответы детей)

Для того, чтобы  начать работу, вам надо  распределиться, кто будет резать маленькую травку, а кто большую. Теперь достаньте цветную бумагу зеленого  цвета двух оттенков, если нет, то можно применить и одного оттенка. Для большой травы возьмите тёмный тон, а для маленькой – светлый. Поверните бумагу белой стороной вверх, наложите шаблоны на край листа, обведите карандашом по контуру. Осторожно вырезаем.

Ребята, теперь один из вас намазывает клеем полосой край картона и приклеивает  маленькую травку через расстояние на два пальчика. Затем намазывает клеем второй  полосой  повыше и приклеивает большую травку так, чтобы маленькая оказалась впереди. Получились заросли травы. В то время, пока один клеит, другой в паре вырезает животных.

 Затем вместе наклеивают этих диких животных в траву так, чтобы они оказались в траве, а не на траве.

Алгоритм также написан в учебнике на странице 44-45 ( у каждого ребёнка открыт учебник)

1)проверим рабочее место.

2)обведём по шаблону и вырежем детали травы.

3)приклеим детали травы по краю листа.

4)вырежем изображения диких животных и приклеим на лист бумаги, не оставляя промежутков.

  1. Представление проектов, подведение итогов урока, рефлексия.

 Что у нас получилось? Давайте посмотрим на нашу  коллективную работу. Сравните свою работу и работу ваших товарищей.  Какая из этих работ понравилась  больше? Докажите. Вам понравилась сегодняшняя работа? Что у вас получилось? Чему следует ещё научиться? Получился у нас коллективный проект? Каждый внёс достойный вклад в общее дело? Оцените результат выполнения проекта. Жёлтый – улыбается, я доволен результатом работы; зелёный – задумался, я неплохо поработал, но мог бы лучше; красный – огорчён, сегодня у меня не получилось. Слайд 10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Четвёртый лишний»

Слайд 2

«Четвёртый лишний»

Слайд 3

«Четвёртый лишний»

Слайд 4

Голова, шея, туловище, ноги, хвост.

Слайд 5

Это интересно.

Слайд 6

Это интересно.

Слайд 7

КОРОВА+ЗАБОТА+КОРМ= МОЛОКО

Слайд 8

олень крокодил ласточка лиса жук аист

Слайд 9

К рокодил О лень Л асточка Л иса А ист Ж ук КОЛЛАЖ - это вырезание рисунков, а потом приклеивание их на бумагу.

Слайд 10

Проект «Дикие животные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России.

Два конспекта уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока + презентация по технологии на тему: "Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».", 4 кл, УМК "Школа России"

1.                  Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».2....

Конспект урока с презентацией "Кто такие рыбы?" для 1 класса по программе "Школа России"

Окружающий мир. Конспект урока и презентация по теме: "Кто такие рыбы?" для 1 класса по программе "Школа России"...

Конспект интегрированного урока окружающий мир - технология на тему ягода

Урок разработан для 1 класса . Ученики работают по группам. Элемент урока технологии на этапе рефлексии....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор" 1 класс по программе "Школа России"

На уроке дети узнают, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем людям....

Презентация "Кто такие рыбы?" для 1 класса по программе "Школа России"

Окружающий мир. Учащиеся учатся находить отличительные признаки между речными и морскими рыбами....