Урок окружающего мира "Как из зерна получилась булка?", 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок в рамках семинара по духовно-нравственному воспитанию учащихся
в условиях введения ФГОС
для педагогов образовательных учреждений г. Мурманска
Предмет: окружающий мир.
Тема урока: «Как из зерна получилась булка».
1 класс, «Начальная школа XXI века»
Учитель: Ткаченко Ирина Викторовна, учитель первой квалификационной категории, МОУ СОШ № 27 г. Мурманска
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: содействование духовно-нравственному воспитанию учащихся через формирование ценностного отношения к окружающей среде.
Задачи:
-образовательные: уточнить и закрепить представления детей о выращивании и производстве хлеба, познакомить с основными профессиями, связанными с получением хлеба,
- развивающие: развивать экологическое мышление детей, речь, внимание, кругозор учащихся, развивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
Оборудование:
- презентация; мультфильм;
- карточки с номерами 1-6 для учащихся;
- колосья ржи и пшеницы, зёрна пшеницы, мука пшеничная, тесто дрожжевое;
- каравай и рушник;
- тематические картины;
- реквизит для инсценировки ролей.
Ход урока
- Организационный момент. Речевая разминка
У учителя на подносе свежеиспечённый каравай.
Ребята, посмотрите на доску, на слайд (изображение поля), на меня. Задайте мне вопросы.
А теперь я хочу задать вам вопрос. (На доске открывается дерево, на котором развешаны изображения хлебобулочных изделий.) Может ли такое быть? Почему?
Наша одноклассница подготовила ответ на этот вопрос. ( Индивидуальное сообщение ребёнка о хлебном дереве, иллюстрация.)
Ребята, задумайтесь, о чём будет наш урок, какова его тема? Что вы хотите узнать о хлебе? А чтобы исправить ошибки на доске нам придётся выполнять задания и хорошо трудиться.
- Виртуальная (заочная) экскурсия
Давайте вместе пройдём путь от зерна до булки. Куда нам следует отправиться? Почему? Наши ребята нам помогут. Выходят дети с карточками- названиями профессий, в руках у каждого атрибуты его работы, на слайдах соответствующие изображения.
Я - агроном. Отвечаю за то, где и какие посеять зерновые культуры. Возьмите в руки колосья. Вот это колос пшеницы, из него получается белый хлеб. Сравните с другим колоском. Что скажете? Это колос ржи. Из него получается ржаная мука для выпечки чёрного хлеба. Потрогайте пшеничные зёрна на тарелочках. Какие они? Из таких зёрен должен вырасти хлеб. Весной в полях начинается работа.
Я – тракторист.
Трактора выходят в поле,
Тянут плуги на прицепе,
Режьте, плуги, как ножом,
Сочный, жирный чернозём!
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна мягкую постельку!
Я – сеяльщик.
Сеял сеятель старинный
Из лукошка-решета.
Нынче сеялка- машина
Этим делом занята.
Агроном. Всё выше солнышко, всё теплее вокруг, зёрна проросли, появились всходы. Что помогло зёрнышку стать сильным колосом?
В августе, когда колосья станут совсем золотыми, пришла пора убирать урожай. И снова в поле вышли машины.
Я - комбайнёр.
Я выхожу в жёлтое море вместе со своим кораблём. Он идёт, а из трубы зерно течёт в кузов машин. Комбайнёры работают даже по ночам, чтобы вовремя убрать хлеб.
Я – шофёр.
Я везу зерно в новый дом – элеватор. Элеваторы - особые хранилища, где зерно хранят по несколько месяцев от холода, сырости, вредных жучков. Из элеватора другие машины увозят зерно в цеха мукомольного завода.
Я – мельник или мукомол. В цехах зёрна перемалывает, перетирает специальная машина, и получается мука. Возьмите стаканчики №1, потрогайте, понюхайте муку, рассыпьте её на тарелку. Что скажете? Какая мука?
Я - шофёр. Мы увозим муку на специальных машинах на хлебозаводы и пекарни, кондитерские и макаронные фабрики. Наши огромные грузовики- муковозы. На баках написано МУКА. А домой муку приносят в пакетах из магазина.
Я – пекарь.
Хлеб пахнет полем, горчим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе.
И свежей утренней зарёй.
Хлеб пахнет свежею мукой
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукой пекут из теста калачи.
Возьмите стаканчики №2. Что это, ребята? Да, это дрожжевое тесто. Подержите его в руках. Оторвите маленькие кусочки, скатайте шарики, выложите на тарелочке. Что скажете о тесте? Какое оно? А на хлебозаводе всё делает машина. Из пекарни хлеб увезут на специальных машинах с надписью ХЛЕБ.
Я – продавец.
Каравай приехал к детям. Как его ребята встретим?
III. Физминутка «Каравай»
Дети водят каравай, отгадывая загадки о профессиях. При верном ответе, ученик, выполнявший эту роль, встаёт в круг.
- Он не грел на печке бок, каравай ребятам пёк? (пекарь)
- Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку? (мельник)
- Он в тенёчке не лежал, а хлеба растил и ждал? (агроном, хлебопашец)
- Он без дела не скучал, агронома выручал. Он сюда пришёл с дарами, тракторами, тягачами и машинами? (тракторист, сеятель, шофёры)
Всех собрал каравай, свои места тихонько занимай.
Учитель: мы можем снять две булочки с нашего дерева: 1) мы узнали путь хлеба, 2) мы повторили профессии, связанные с получением хлеба.
Когда за столом , вы, ребята, сидите
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтёр, машинист, металлург – НАРОД.
IV. Музыкальная заставка с целью эмоционального воздействия на ребёнка, привития любви к родной природе .Работа с текстом «Наш большой каравай»
Ребята, послушайте песню, вдумайтесь в её смысл, внимательно рассмотрите все слайды и постарайтесь ответить на вопросы:
- Можно ли ходить по хлебному полю,
- Как надо относиться к хлебу и почему?
Просмотр видеофрагмента можно ограничиться 1 куплетом и припевом).
Кто готов ответить на вопросы?
Послушайте рассказ Н. Ляшенко и А. Мусатова «Наш большой каравай». В нём авторы тоже пытались ответить на эти вопросы.
Приведите примеры из вашей жизни об отношении к хлебу.
Вот и ещё одну булку можем снять с нашего дерева. Мы полюбовались красотой наших полей и поговорили об отношении к хлебу и полям.
V. Мини- исследование «Хлеба к обеду в меру бери»
А как мы можем бережно относиться к хлебу? Наши девочки в течение недели проводили исследования. Сейчас вы услышите отчёт.
1 и 2 ученица.
дата | Сколько и какого хлеба купили | Стоимость покупки | Сколько хлеба осталось | Что сделали с остатками |
Вывод : в нашей семье…, а с остатками мы сделали ( или сделали бы) ..
Сравните выступления девочек. Остаётся ли хлеб в ваших семьях? Что делаете с остатками?
3 ученица проводила такое исследование в школьной столовой.
Вывод:
Пожелания работников школьной столовой детям….
Ребята, какие правила можно сделать об отношении к хлебу?
Вот и ещё один батон можно снять с дерева.
VI. Работа с материалом учебника, закрепление изученного
Откройте учебники на с.32. Перед нами задание серии «Соображалки». Сова просит нас расставить по порядку все картинки о том , как из зерна получилась булка. Но сегодня задание усложнено, не хватает одной картинки. Какой – вы должны обсудить в паре и разложить все карточки от 1 до 6 по правилам.
На работу в паре отводим до 3 минут.
Один ученик выполняет задание по картинкам у доски.
Продвинутая ученица выполняет задание сложного уровня: на доске правильно расположить карточки со словами- названиями мест в первой строке, а во второй расположить карточки со словами- названиями предметов.
ПОЛЕ – ЭЛЕВАТОР - МУКОМОЛЬНЫЙ ЗАВОД- ПЕКАРНЯ – МАГАЗИН
КОЛОС – ЗЕРНО – МУКА – ТЕСТО – ХЛЕБ – ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Идёт проверка выполнения заданий. Работа по картинкам обсуждается, дети сверяют свои варианты с решением на доске.
Ученица рассказывает своё решение. Дети устно оценивают работу.
Мы снимаем последнюю ватрушку с нашего дерева. Работа над ошибками завершена.
VII. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что ещё хочется узнать по нашей теме?
О чём заставил задуматься наш урок?
VIII. Итог урока
У учителя в руках каравай, разрезанный на части по числу учеников.
Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рождённому нашей страной.
Труд – его имя.
Мир – его отчество.
И для народа он самый родной.
Учитель угощает детей.
В подарок ученикам после урока ( длительностью 35 минут) просмотр мультфильма о хлебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку"Окружающего мира" Плешаков А.А.2 класс
Урок "Окружающего мира",2 класс,Плешаков А.А.Тема: "Звездное небо" (презентация к уроку)...
Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс
В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....
Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....
Конспект урока. Интегрированный урок: окружающий мир и английский язык. 4 класс. Тема. «Учимся общаться в интернете. Правила написания электронного письма»
Цели: познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки...
Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями
Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...
Презентация к уроку Окружающий мир УМК Планета знаний 1 класс. Урок практической работы по теме "Вода"
Подробная презентация к уроку по теме "Вода" возможно использовать в течение всего урока, - от постановки целей урока до рефлексии....
Технологическая карта и презентация урока окружающего мира УМК «Школа России» 3 класс Тема урока Чтобы путь был счастливым
Цель: формирование у обучающихся знаний о опасных ситуациях на дороге и как нужно правильно вести себя пешеходам, велосипедистам и пассажирам. Задачи:Дидактические:1.Познакомить обучающихся ...