Урок окружающего мира "Как из зерна получилась булка?", 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Ирина Викторовна Ткаченко

Скачать материал (ZIP, 815 Кб)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon hleb.zip795.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в рамках  семинара по духовно-нравственному воспитанию учащихся

 в условиях введения  ФГОС

для педагогов   образовательных учреждений  г. Мурманска

    Предмет: окружающий мир.

Тема урока: «Как из зерна получилась булка».

        1 класс, «Начальная школа  XXI века»

Учитель: Ткаченко Ирина Викторовна, учитель первой квалификационной категории, МОУ  СОШ № 27 г. Мурманска

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: содействование духовно-нравственному воспитанию учащихся через формирование ценностного отношения  к окружающей среде.

Задачи:

-образовательные: уточнить и закрепить представления детей  о выращивании и производстве хлеба, познакомить с основными профессиями, связанными с получением хлеба,

- развивающие: развивать экологическое мышление детей, речь, внимание, кругозор учащихся, развивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

- воспитательные: воспитывать бережное отношение  к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

Оборудование: 

  • презентация; мультфильм;
  • карточки с номерами 1-6 для учащихся;
  • колосья ржи и пшеницы, зёрна пшеницы, мука пшеничная, тесто дрожжевое;
  • каравай и рушник;
  • тематические картины;
  • реквизит для инсценировки  ролей.

                                                              Ход урока

  1. Организационный момент. Речевая разминка

У учителя на подносе свежеиспечённый каравай.

Ребята, посмотрите на доску, на слайд (изображение поля), на меня. Задайте мне вопросы.

А теперь я хочу задать вам вопрос. (На доске открывается  дерево, на котором развешаны изображения хлебобулочных изделий.) Может ли такое быть? Почему?

Наша одноклассница подготовила ответ на этот вопрос. (  Индивидуальное сообщение ребёнка о хлебном дереве, иллюстрация.)

Ребята, задумайтесь, о чём будет наш урок, какова его тема? Что вы хотите узнать о хлебе? А чтобы исправить ошибки на доске нам придётся выполнять задания и хорошо трудиться.

  1. Виртуальная (заочная) экскурсия

Давайте вместе пройдём путь от зерна до булки. Куда нам следует отправиться? Почему? Наши ребята нам помогут. Выходят дети  с карточками- названиями профессий, в руках у каждого атрибуты его работы, на слайдах соответствующие изображения.

Я - агроном. Отвечаю за то, где и какие посеять зерновые культуры. Возьмите в руки колосья. Вот это колос пшеницы, из него получается белый хлеб. Сравните с другим колоском. Что скажете? Это колос ржи. Из него получается ржаная мука для выпечки чёрного хлеба. Потрогайте пшеничные зёрна на тарелочках. Какие они? Из таких зёрен должен вырасти хлеб. Весной в полях начинается работа.

Я – тракторист.

Трактора выходят в поле,

Тянут плуги на прицепе,

Режьте, плуги, как ножом,

Сочный, жирный чернозём!

Гребнем частым, борона,

Расчеши земельку!

Приготовим для зерна мягкую постельку!

Я – сеяльщик.

Сеял сеятель старинный

 Из лукошка-решета.

Нынче сеялка- машина

Этим делом занята.

Агроном. Всё выше солнышко, всё теплее вокруг, зёрна проросли, появились всходы. Что помогло зёрнышку стать сильным колосом?

В августе, когда колосья станут совсем золотыми, пришла пора убирать урожай. И снова в поле вышли машины.

Я - комбайнёр.

Я выхожу в жёлтое море вместе со своим кораблём. Он идёт, а из трубы зерно течёт в кузов машин. Комбайнёры работают даже по ночам, чтобы вовремя убрать хлеб.

Я – шофёр.

Я везу зерно в новый дом – элеватор. Элеваторы - особые хранилища, где зерно хранят по несколько месяцев от холода, сырости, вредных жучков. Из элеватора другие машины увозят зерно в цеха мукомольного завода.

Я – мельник или мукомол. В цехах зёрна перемалывает, перетирает специальная  машина, и получается мука. Возьмите стаканчики №1, потрогайте, понюхайте муку, рассыпьте её на тарелку. Что скажете?  Какая мука?

Я - шофёр. Мы увозим муку на специальных машинах  на хлебозаводы и пекарни, кондитерские и макаронные фабрики. Наши огромные грузовики- муковозы. На баках написано МУКА. А домой муку приносят в пакетах из магазина.

Я – пекарь.

Хлеб пахнет полем, горчим зноем и росой,

Прохладным  ветром на просторе.

И свежей утренней зарёй.

Хлеб пахнет свежею мукой

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукой пекут из теста калачи.

Возьмите стаканчики №2. Что это, ребята? Да, это дрожжевое тесто. Подержите его в руках. Оторвите маленькие кусочки, скатайте шарики, выложите на тарелочке. Что скажете о тесте? Какое оно? А на хлебозаводе всё делает машина. Из пекарни хлеб увезут на специальных машинах с надписью ХЛЕБ.

Я – продавец.

Каравай приехал к детям. Как его ребята встретим?

                    III. Физминутка «Каравай»

Дети водят каравай, отгадывая загадки о профессиях. При верном ответе, ученик, выполнявший эту роль, встаёт в круг.

  1. Он не грел на печке бок, каравай ребятам пёк?  (пекарь)
  2. Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку? (мельник)
  3. Он в тенёчке не лежал, а хлеба растил и ждал? (агроном, хлебопашец)
  4. Он без дела не скучал, агронома выручал. Он сюда пришёл  с дарами, тракторами, тягачами и машинами? (тракторист, сеятель, шофёры)

Всех собрал каравай, свои места тихонько занимай.

Учитель: мы можем снять две булочки с нашего дерева: 1) мы узнали путь хлеба, 2) мы повторили профессии, связанные с получением хлеба.

Когда за столом , вы, ребята, сидите

То помните, кто для вас хлеб создаёт.

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтёр, машинист, металлург – НАРОД.

IV. Музыкальная заставка с целью эмоционального воздействия на ребёнка, привития любви к родной природе .Работа с текстом «Наш большой каравай»

Ребята, послушайте песню, вдумайтесь в её смысл, внимательно рассмотрите все слайды  и постарайтесь ответить на вопросы:

- Можно ли ходить по хлебному полю,

 - Как надо относиться к хлебу и почему?

Просмотр видеофрагмента  можно ограничиться 1 куплетом и припевом).

Кто готов ответить на вопросы?

Послушайте рассказ Н. Ляшенко и А. Мусатова «Наш большой каравай». В нём авторы тоже пытались ответить на эти вопросы.

Приведите примеры из вашей жизни об отношении к хлебу.

Вот и ещё одну булку можем снять с нашего дерева. Мы полюбовались красотой наших полей и поговорили об отношении к хлебу и полям.

        V. Мини- исследование «Хлеба к обеду в меру бери»

А как  мы можем бережно относиться к хлебу? Наши девочки в течение недели проводили исследования. Сейчас вы услышите отчёт.

1  и 2 ученица.

дата

 Сколько и какого хлеба купили

Стоимость покупки

Сколько хлеба осталось

Что сделали с остатками

Вывод : в нашей семье…, а с остатками мы  сделали ( или сделали бы) ..

Сравните выступления девочек. Остаётся ли хлеб в ваших семьях? Что делаете с остатками?

 3 ученица проводила такое исследование в школьной столовой.

 Вывод:

Пожелания работников школьной столовой детям….

Ребята,  какие правила можно  сделать об отношении к хлебу?

Вот и ещё один батон можно снять с дерева.  

        VI. Работа с материалом учебника, закрепление изученного

Откройте учебники на с.32. Перед нами задание серии «Соображалки». Сова просит нас расставить по порядку все картинки о том , как из зерна получилась булка. Но сегодня задание усложнено, не хватает одной картинки. Какой – вы должны обсудить в паре и разложить все карточки от 1 до 6 по правилам.

 На работу в паре отводим до 3 минут.

Один ученик выполняет задание по картинкам у доски.

 Продвинутая ученица выполняет задание сложного уровня: на доске правильно расположить карточки со словами- названиями мест в первой строке, а во второй расположить карточки  со словами- названиями предметов.

 ПОЛЕ – ЭЛЕВАТОР - МУКОМОЛЬНЫЙ ЗАВОД- ПЕКАРНЯ – МАГАЗИН

 КОЛОС – ЗЕРНО – МУКА – ТЕСТО – ХЛЕБ – ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

 Идёт проверка выполнения заданий. Работа по картинкам обсуждается, дети сверяют свои варианты с решением на доске.

Ученица рассказывает своё решение. Дети устно оценивают работу.

Мы снимаем последнюю ватрушку с нашего дерева. Работа над ошибками завершена.

        VII. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Что ещё хочется узнать по нашей теме?

О чём заставил задуматься наш урок?

        VIII. Итог  урока

У учителя в руках каравай, разрезанный на  части по числу учеников.

Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рождённому нашей страной.

Труд – его имя.

Мир – его отчество.

И для народа он самый родной.

Учитель угощает детей.

В подарок ученикам  после урока ( длительностью 35 минут)   просмотр мультфильма о хлебе.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку"Окружающего мира" Плешаков А.А.2 класс

Урок "Окружающего мира",2 класс,Плешаков А.А.Тема: "Звездное небо" (презентация к уроку)...

Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс

В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Конспект урока. Интегрированный урок: окружающий мир и английский язык. 4 класс. Тема. «Учимся общаться в интернете. Правила написания электронного письма»

Цели: познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Презентация к уроку Окружающий мир УМК Планета знаний 1 класс. Урок практической работы по теме "Вода"

Подробная презентация к уроку по теме "Вода" возможно использовать в течение всего урока, - от постановки целей урока до рефлексии....

Технологическая карта и презентация урока окружающего мира УМК «Школа России» 3 класс Тема урока Чтобы путь был счастливым

Цель: формирование у обучающихся знаний о опасных ситуациях на дороге и как нужно правильно вести себя пешеходам, велосипедистам и пассажирам. Задачи:Дидактические:1.Познакомить обучающихся ...