Открытый урок по предмету окружающий мир в 4 классе "Значение кровеносной системы. Кровь"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Семёнова Елена Анатольевна

Знакомство с кровеносной системой

Цель урока:

  • дать знания о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;
  • развивать интерес к познанию «самого себя»;
  • воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_krovenosnaya_sisitema.docx94.96 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_krov.ppt776.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:   4»б» класс учитель Семенова Елена Анатольевна

Предмет : Окружающий мир

Урок по теме: "Мир человека в Новое время".

Тема:"Значение кровеносной системы. Кровь".

Тип урока: Исследование

Форма урока: Работа по группам

Задачи: Знакомство с кровеносной системой

Цель урока:

  • дать знания о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;
  • развивать интерес к познанию «самого себя»;
  • воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью

Создать условия для формирования УУД:

Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

Регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;.

Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; слушать и понимать речь других.

Оборудование: Учебник, презентация по теме (кровеносная система),раздаточный материал (карточка№1-состав крови; карточка №2 – функции крови; карточка №3 – части кровеносной системы; карточки №4-7 – практические задания по группам).

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, оформление доски,

Психологический настрой.

-Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Поприветствуйте гостей. Садитесь.
-Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины,

-А почему очень важно на уроках спину держать ровно, ноги ставить ровно и не наклоняться низко над партой?
-Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко. быстро и от этого ваш мозг работает быстрее.
Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться? Ответы детей.

И так в путь.

2.Блиц опрос.

- Какой учёный занимался исследованиями нервной системы (Иван Петрович Павлов)
- Сколько весит мозг при рождении у ребёнка(360гр.).
- Сколько весит мозг у взрослого человека(1200-1500гр.)
- Как называется орган равновесия (вестибулярный аппарат)
-Какой великий русский хирург применил наркоз(Николай Иванович Пирогов)

3.Постановка проблемы урока

Учитель.Тема сегодняшнего урока в шифровке.

На доске.                            

   (ьовкр)-  кровь                                                

(амтестси)- система

Кто может объяснить слово система.

( Ответы детей.)Система-(порядок. режим)

Система –это определённый порядок в расположении;

                -это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.(Толковый словарь С.И.Ожегова)          

Примеры: солнечная система, речная система, нервная система…

(Слайд №2)

Объедините два слова по смыслу - кровеносная система.

 Объявление темы. Кровеносная система Слайд №3

– Что хотели бы  вы узнать на уроке? ( Ответы детей.)

4. Формирование новых знаний 

 Постановка проблемы урока.

– Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу.        (Ответы учащихся) -(Больн  ,идёт кровь)
– Значит, кровь вы видели.
– Какого она цвета?
(Ответы учащихся)

Дополнение учителя. Кровь –удивительная жидкость. С изобретением микроскопа ,наука сделала огромный шаг вперед ,ученые посмотрели на капельку крови под микроскопом и вот что они увидели.  

 (Слайд 4)- капелька крови под микроскопом.

Что вы видите. (Ответы учащихся)

Учитель: Кровь состоит из множества клеток.

Задание в парах (карточка №1)-Найти в учебнике стр.34    состав крови. (Ответы учащихся)

  (Слайд 5)- капелька крови под микроскопом с обозначениями.

-Как вы думаете, для чего кровь нужна организму? (Ответы учащихся) 

 Задание в парах. (карточка №2)-Найти в учебнике стр.33 функции крови.

 Физминутка - ?

Что такое пульс? Где его можно нащупать?

(ответы учащихся) 

Положите палец левой руки на запястье правой, чуть прижмите, и вы почувствуете слабые толчки.

Задание в группах

 (карточка №3) – Найти в учебнике стр.37-38 части кровеносной системы. (кровеносные сосуды, сердце)

 Индивидуальные карточки для групп

- измерение частоты пульса

(карточка №4 Положите палец левой руки на запястье правой, чуть прижмите, и вы почувствуете слабые толчки крови в кровеносных сосудах – это ПУЛЬС.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В СПОКОЙНОМ СОСТОЯНИИ.
Пульс у людей в спокойном состоянии обычно равен 60-70 точкам (ударам) в минуту.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В ДВИЖЕНИИ (поприседайте).)

Выводы:___________________________________________________________________

- оценить здоровья ребенка по составу крови

(карточка №5 таблица – анализ крови)

- первая помощь при венозном кровотечении

(карточка №6 При очень сильных ранениях, когда повреждён крупный сосуд, человек может потерять много крови, а это очень опасно, так как человек может умереть от потери крови.    

  В таких случаях руку или ногу выше раны передавливают – резиновым жгутом, а при его отсутствии – ремнём или платком. Этим мы прекращаем сильное поступление крови и забинтовываем рану. Жгут нельзя долго держать, надо подождать, пока в ране свернётся кровь, жгут в начале ослабить и постепенно снять, проверяя рану на поступление крови.)

- первая помощь при кровотечении из носа, из пальца

(карточка №7 

Кровотечение из носа.

- Надо прижать пальцами крылья носа к перегородке, сесть, слегка откинув голову назад.

Кровотечение из пальца.

Вы замечали, что при ранениях кожи вначале кровь идёт сильно, потом слабее, а затем перестаёт идти. Это не случайно. Природа защищает наш организм, промывая  рану кровью, смывает грязь и попавших в неё микробов.  Немного погодя,  кровь идёт слабее – она густеет и сворачивается, закупоривая порезанный сосуд. При ранении рану очищают и промывают раствором марганцовки, смазывают йодом,   причём смазывают не саму рану, а кожу около неё, чем убивают микробов, после чего рану перевязывают.

- А как быть, если под   рукой нет йода?  (Можно размять листочек тысячелистника, крапивы или подорожника))

 Итог урока

.
– С работой, какой системы вы познакомились сегодня на уроке?

(ответы учащихся) 

Оцени себя сам(Слайд№6)

Составление синквейна (Слайд №7)

карточка №4

- измерение частоты пульса

Положите палец левой руки на запястье правой, чуть прижмите, и вы почувствуете слабые толчки крови в кровеносных сосудах – это ПУЛЬС.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В СПОКОЙНОМ СОСТОЯНИИ.
Пульс у людей в спокойном состоянии обычно равен 60-70 точкам (ударам) в минуту.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В ДВИЖЕНИИ (поприседайте).

Выводы:___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

карточка №5

- оценить здоровья ребенка по составу крови

(таблица – анализ крови)

карточка №6

- первая помощь при венозном кровотечении

При очень сильных ранениях, когда повреждён крупный сосуд, человек может потерять много крови, а это очень опасно, так как человек может умереть от потери крови.    

  В таких случаях руку или ногу выше раны передавливают – резиновым жгутом, а при его отсутствии – ремнём или платком. Этим мы прекращаем сильное поступление крови и забинтовываем рану. Жгут нельзя долго держать, надо подождать, пока в ране свернётся кровь, жгут в начале ослабить и постепенно снять, проверяя рану на поступление крови.

карточка №7

- первая помощь при кровотечении из носа, из пальца

Кровотечение из носа.

- Надо прижать пальцами крылья носа к перегородке, сесть, слегка откинув голову назад.

Кровотечение из пальца.

Вы замечали, что при ранениях кожи вначале кровь идёт сильно, потом слабее, а затем перестаёт идти. Это не случайно. Природа защищает наш организм, промывая  рану кровью, смывает грязь и попавших в неё микробов.  Немного погодя,  кровь идёт слабее – она густеет и сворачивается, закупоривая порезанный сосуд. При ранении рану очищают и промывают раствором марганцовки, смазывают йодом,   причём смазывают не саму рану, а кожу около неё, чем убивают микробов, после чего рану перевязывают.

- А как быть, если под   рукой нет йода?  (Можно размять листочек тысячелистника, крапивы или подорожника))

Карточка №1

Состав крови

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №2

Функции крови

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №3

Части кровеносной системы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету « Окружающий мир». Тема : Как жить в мире людей? 4 класс.

1.      Довести до сознания учениками мысли о том, что людям необходимы разные личные и общественные способы регуляции человеческого поведения;2....

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Природные зоны России" 4 класс

Урок разработан с целью закрепить знания по первым 4 зонам России, проводился в форме групповой работы с использованием презентационного материала....

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Что такое деньги?"

Открытый урок по теме "Что такое деньги?" проведен в 3 классе. Целью данного урока было познакомить детей с понятием "деньги", историей их возникновения, их функциями. В данном уроке использовались та...

Открытый урок по предмету окружающий мир

Тема урока "Строение растений"...

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Культура и экология - будущее России"

Тема урока: Экология и культура -  будущее России.Цели урока: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном ...

Конспект открытого урока по предмету: окружающий мир (Плешаков) 4 класс. Тема: «Мастера печатных дел»

Конспект  открытого урока по  предмету окружающий мир (Плешаков)4  классТема: «Мастера печатных дел»...

Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» 3 класс «Перспективная начальная школа»

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».Тип урока: «открытие» новых знаний....