Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Природные зоны России" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Зирина Светлана Валерьевна

Урок разработан с целью закрепить знания по первым 4 зонам России, проводился в форме групповой работы с использованием презентационного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkrytyy_urok_4_zony_1.ppt1.25 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc51 КБ
Microsoft Office document icon 1_gruppa.doc111 КБ
Microsoft Office document icon 1.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon 3.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon 4.doc26 КБ
Microsoft Office document icon 5.doc26 КБ
Microsoft Office document icon 6.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon opisanie_zon.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок №

Тема

Обобщение по теме: «Зоны арктических пустынь, тундры, лесов, степей»

Задачи

  1. Учить работе в группе
  2. Формировать навык работы с таблицей, анализа и сравнения материала
  3. Формировать навык работы с электронным сопровождением

Ход урока

  1. Орг. момент Введение в тему, постановка задач, прогнозирование и планирование урока
  1. Приветствие, дыхательная разминка
  2. Постановка проблемы:

Начнём урок с работы с текстом. Перед вами лист с 4 текстами. Прочитайте эти тексты внимательно. О чём написал автор?

Вы согласны со всем, что написал автор или в тексте есть что-то необычное, что-то, с чем вы не согласны?

С чем вы не согласны в 1 тексте и почему? Во 2, в 3, в 4.

Как вы думаете, почему вам дали эти тексты? Какова тема сегодняшнего урока?

  1. Определение темы
  2. Определение цели и задач урока

Чтобы достичь поставленной цели, что мы должны сделать? Обратите внимание на то, как вы сидите. Да,  мы будем работать в группе, чтобы выбрать нужный материал и рассказать полученную информацию, тем самым, обобщая наши знания. Помните правило работы в группах

Слайды 1-3

О чём нам автор написал

Зоны арктических пустынь, тундры, лесов, степи

Обобщение

Цель

обобщить полученные знания по данным природным зонам

  1. Основная часть урока
  1. Обобщение. Работа в группах:
  1. Получение задания (конверт)
  2. Работа с заданием. Составление устного рассказа – отчёта о заданной зоне, заполнение таблицы - ключа
  3. Оценивание работы каждого в группе (табель)

Слайд 4

Работа в группах

Физминутка

  1. Отчёт группы – устный рассказ
  2. Оценивание работы групп классом

Слайды 5-17

Карта природных зон России

Ледяная зона

Тундра

Зона лесов

Степь

  1. Закрепление
  1. Вывод с акцентом на значение зон:
  1. Природа нашей страны богата и разнообразна.
  2. Каждая зона имеет свои особенности, проблемы и значение.
  1. Какое значение для человека имеет каждая зона?
  1. Необходимо бережное и разумное использование природы

Слайды 19-18-19

  1. Итог урока

Анализ проделанной работы:

  1. Какова была цель урока?
  2. Достигли ли мы этой цели?
  3. Можно ли сказать, что урок прошёл интересно и плодотворно?
  4. Все ли довольны результатами данного урока?

Слайды 20-1-20

  1. Введение в тему

Знаете ли вы, что на Земле есть место, где…

  1. В летний день стоит нестерпимая изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд.
  2. Дождь испаряется, не достигнув земли.
  3. Во время …ой бури солнечный свет не доходит до земли, и на некоторое время становится темно.
  4. Существуют миражи – призрак чего-либо (оптический обман зрения)
  5. Что это за место?
  6. О какой зоне мы будем говорить на следующем уроке?
  7. Какая задача может стоять перед вами в д/з?

Слайд 21

  1. ДЗ
  1. взять информацию о зоне пустынь из учебного текста на с.104-109 и систематизировать её в таблицу в РТ
  2. ПТ с.35 №№56,57

Слайд 22



Предварительный просмотр:

1 группа - зона арктических пустынь - Данила

№1

№2

№3

№4

№5

№6

а

б

в

г

________________________________________________________________________________

1 группа – Данила

Состав:

Ученик

Оценка

Ваня

Ксюша К.

Артем

Катя

Дима

________________________________________________________________________________

2 группа - зона тундры - Лера

№1

№2

№3

№4

№5

№6

а

б

в

г

________________________________________________________________________________

2 группа - Лера

Состав:

Ученик

Оценка

Саша С.

Таня

Настя К.

Влад

Ксюша Р.

________________________________________________________________________________

3 группа – зона лесов - Ира

№1

№2

№3

№4

№5

№6

а

б

в

г

________________________________________________________________________________

3 группа – зона лесов - Ира

Состав:

Ученик

Оценка

Лера К.

Тимур

Саша И.

Витя

Настя Ч

4 группа  - зона степей - Кирилл

№1

№2

№3

№4

№5

№6

а

б

в

г

________________________________________________________________________________

4 группа  - зона степей - Кирилл

Состав:

Ученик

Оценка

Саша Б.

Диана

Настя Ш.

Лена Т.

Илья

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

код 1 группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

а

б

в

г

код 2 группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

а

б

в

г

код 3 группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

а

б

в

г

код 4 группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

а

б

в

г



Предварительный просмотр:

№1

Расположение зон

а)

южнее арктической пустыни вдоль берегов северных морей тянется на тысячи километров с запада на восток, занимая 1/6 часть территории России

б)

тянется огромным массивом от Кольского полуострова до Тихого океана

в)

большая часть поверхности Северного Ледовитого океана и его острова, включая северную часть полуострова Таймыр

г)

южнее лесной зоны: Краснодарский край (Кубань), Ростов-на-Дону, Ставрополье, Орская и Оренбургская области



Предварительный просмотр:

№2

Неживая природа зон

а)

погодные условия довольно суровы, температурный режим – от -50° зимой до +10° летом, снежный покров неглубокий, в середине зимы 2 месяца – полярная ночь, почва есть, но глубиной 30-40 см, ниже вечная мерзлота

б)

четко выражены все 4 времени года, зима малоснежная, лето жаркое и сухое, характерны суховеи и пыльные бури, осадков мало, влаги недостаточно, в жаре она быстро испаряется, почва очень плодородна (чернозём)

в)

погодные условия крайне суровы, температура воздуха зимой до -60°, летом не выше +3-4°, зимой характерна полярная ночь, летом – полярный день, наблюдается полярное сияние, почвы нет

г)

погодные условия умеренные, температурный режим от -30° зимой до +30° летом, достаточное количество осадков, зимой глубокий снежный покров, смена времён года ярко выражена, глубина почвы достаточна и плодородна.



Предварительный просмотр:

№3

Флора (растения) природных зон

а)

лишайники (ягель), ягодные кустарники, карликовые деревья, травы, грибы

б)

лиственные и хвойные деревья, лиственные и хвойные кусты и кустарники, травянистые растения, грибы, ягоды, мхи

в)

травянистые растения (красные маки, жёлтые тюльпаны, клевер, шалфей), ковыль, луговые травы

г)

лишайники, полярный мак, стелющиеся полярные ивы, водоросли



Предварительный просмотр:

№4

Фауна (животный мир) природных зон

а)

дикие лошади (тарпаны), куланы, волки, лисицы, степные хорьки, ласки, грызуны: суслики, хомяки, мыши-полёвки, птицы: степные орлы, ястребы, перепела, куропатки, жаворонки, дрофа, насекомые, пресмыкающиеся: ящерицы и змеи

б)

северный олень, полярные  волки, песцы, белая куропатка, белая сова, стерх (белый журавль), краснозобая казарка

в)

белый медведь, тюлени, моржи, песцы, птицы: поморники, гагарки, кайры, рыба

г)

бурый и белогрудый медведь, волки, лисицы, рысь, куница, росомаха, лось, благородный олень, косуля, заяц-беляк, тетерев, сова, иволга



Предварительный просмотр:

№5

Экологические проблемы зон

а)

вытаптывание стадами растительности – разрушение почв и исчезновение растительности, выдувание и вымывание почвы, распашка земель, браконьерство, пожары

б)

незаконная вырубка, пожары, замусоривание, браконьерство, заболачивание почвы

в)

браконьерство, незаконная ловля рыбы и планктона, замусоривание, попадание вредных веществ в воду, таяние льдов

г)

загрязнение продуктами нефтепереработки, нефтяные озёра, разрушение почвы тяжёлой техникой, браконьерство



Предварительный просмотр:

№6

Значение зон для человека

а)

«лёгкие» страны – источник кислорода, источник древесины

б)

житница страны (продовольственное обеспечение): плодородные земли (чернозём) - растениеводство (зерновые культуры, арбузы, дыни, овощные культуры, фруктовые деревья), животноводство

в)

Северный морской путь, научные наблюдения (наблюдение за дрейфующими льдами, помощь данными наблюдений: в прокладывании морского пути, составление прогнозов погоды)

г)

кладовая страны (богатейшие запасы природных ископаемых: нефть, руды), пушнина, рыба



Предварительный просмотр:

  1. Ознакомьтесь с описанием зон
  2. Определите описываемую зону.
  3. Что вы заметили в описании?
  4. Подчеркните то, что вам кажется необычным.

Бескрайние просторы, прогретые жаркими лучами солнца, поражают разнообразием красок. Ветер пробегает, волнуя ковыль, и волны движутся по травам, словно по морю. Сухой прокалённый воздух обжигает лёгкие. В поднебесье парят орлы и ястребы в поисках хорьков, сусликов, леммингов и других грызунов.

Здесь царство льда, стужи и снега. Кажется, что жизни нет. Но это ошибка. Жизнь и здесь идёт своим чередом. Вот белый медведь вылезает из воды с добычей в зубах. Шум и суета на птичьем базаре. Старый морж ревёт на молодняк, остерегая от опасности. А вот и заяц петляет в поисках убежища, скрываясь от лисицы или волка. А вокруг белоснежные бескрайние просторы.

Разнообразны красоты этого места. То окажешься в сумраке чащи, где небо не видно сквозь лапы огромных елей и пахнет смолой и хвоей, а под ногами ковер из хвои, мха и ягеля. То очутишься в прозрачности берёзовой рощи, где солнечные лучи проникают сквозь листву, как сквозь резные оконца. То увидишь перед собой стелющуюся полярную иву. Да много тут чудес, все не перечислишь.

Сурова природа этого края. Зима долгая и холодная, в эти месяцы здесь царствует полярная  ночь. Лето очень коротко и жарой не балует. Удивительны растения этого края: низкорослые кустарники, карликовые деревья и грибы, которые вырастают выше травы. На бескрайних просторах пасутся стада оленей. За ними следуют полярные волки. Высоко в небе парят орлы и ястребы. Вьют свои гнёзда белый журавль, краснозобая казарка и дрофа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.

Цель урока: Формирование представлений обучающихся  с назначениями различных приборов и инструментов.   Развитие  умений  исследовать микропрепараты под  микроскопом.Зада...

Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...

Презентация с аннотацией к открытому уроку по развитию логического мышления в 1 классе Логические задачи-шутки,задачи-загадки на уроках математики в начальных классах

Цель  презентации: развитие аналитического мышления,анализ,сравнение,сопоставление,обобщение,классификация,развитие внимания,памяти,логического мышления,познавательной активности учащихся на урок...

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...

Открытый урок «Что такое склонение имён существительных?» 3 класс, проблемный урок

Цели:знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;учить решать проблемные задачи....