Праздник птиц
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок-праздник по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_ptits.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Праздник « День птиц»

Цель:

-создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями:;

-формирование понятия дикие, домашние, перелетные, оседлые;

-способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений.

Формируемые компетенции:
1. коммуникативные компетенции: работа в группе - взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели.
2. учебные компетенции: организация целеполагания, планирование деятельности.
3. организационные компетенции: координация деятельности для достижения целей.
4. компетенция решения проблем: понимание текстов, работа с информацией из разных источников, выступление, формулировка выводов.
Предметные:
- обобщить знания учащихся о многообразии птиц;
- формировать умение отличать птиц от других животных по их существенным признакам;

Метапредметные:
Формирование личностных универсальных учебных действий:

- формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование:

  • компьютер + презентация;
  • карточки-слова;

*рисунки детей

* диск с записью голосов птиц.

Ход праздника.

 Вступительное слово учителя. (Включается запись с голосами птиц)

- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим праздник, посвящённый нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Здесь в тайге и тундре, в горах и лесах обитают примерно 342 вида птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

 Наш праздник пройдет в виде игры.

- Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Отборочный тур.

Разминка.

Блиц викторина «Из жизни птиц»

■ Птичий домик. (Гнездо.)

■ Массовое поселение птиц. (Рынок.)

■ Свисток для подманивания птиц и зверей. (Манок.)

■ Отверстие в скворечнике и домике волнистых попугайчиков. (Лоток.)

■ Руки птицы. (Крылья.)

■ Ноги утки. (Лапы.)

■ Лесной доктор. (Дятел.)

■ Пернатые вестники весны. (Грачи.)

■ Дитя любых пернатых. (Птенец.)

■ Рот и нос птицы. (Клюв.)

■ Кудахчущая наседка. (Курица, или клуша.)

■ Птица, парящая над океаном. (Альбатрос.)

■ Американский крупный разноцветный длиннохвостый говорящий попугай. (Ара.)

■ Крупная ушастая ночная птица отряда сов. (Филин.)

■ Северная водоплавающая птица. (Гагара.)

■ Птичка, похожая на ласточку. (Стриж.)

■ Лесная курица из поговорки: «Глухой, как ...». (Тетерев.)

■ Пингвин — это птица? (Да.)

■ За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой. (Сорока.)( за правильные ответы дети получают жетоны в воде птиц.)

 

Загадки.

На шесте дворец

      Во дворце певец

                        (Скворец)

 Кто на ёлке на суку,

 Счёт ведет:  «Ку-ку, ку-ку»?  

                                               (Кукушка)

Красногрудый ,чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять

                              (Снегирь)

Маленький мальчишка

В сером   армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

                           (Воробей)

1 задание.

-Как одним словом можно назвать все слова –отгадки?   (Это птицы) Слайд

-В начале апреля весь мир празднует День птиц.

 Сегодняшний праздник мы посвящаем  птицам.

- Птиц на планете огромное множество. Все они относятся к одной группе . У них есть  признаки, которые являются общими .

-Чтобы точно определить, что перед нами  птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает его от других.

 (Крылья, клюв, перья)    

-Ребята, у вас на столах лежат карточки с буквами, в них спрятана отгадка,

составьте слово из этих букв. («ПЕРЬЯ» , КРЫЛЬЯ, КЛЮВ)

Отгадали слова.

                            Просмотр слайда 3,4,5.

                     

-Рассмотрите птиц и скажите: что их объединяет? Какие признаки

являются их отличительными особенностями?

( рассматривают птиц: тукана, фламинго, страуса, павлина, лебедя. Сравнивают между собой, определяют среду обитания.) ( За правильный ответ жетон).

-Какие птицы вам знакомы?

- Всегда ли они живут в наших краях?

            -Как называют птиц, которые улетают на юг? (перелетные)

            -А какие птицы  прилетают (снегирь)

            -А как называют птиц , которые остаются с нами зимовать? (зимующие или  «оседлые»)        

Слайд     6

 2 задание.

1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной?

(2 – снегирь)

1 ученик.

Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями.

2 ученик.

Ты Север знаешь и Сибирь,
Ты грудь обжёг себе, снегирь.
Каким холодным зимним днём
Ты опалил её огнём?
И стало красное пятно 
В твоём роду давным- давно…

(А. А. Прокофьев)

2. Птица – почтальон, символ мира. (4 – голубь)

- В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

(грамзапись с голосом птицы)

3. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи? (3 – дятел)

3 ученик.

Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где услышит, что под корой сидит гусеница. Проделает дятел клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.

(грамзапись с голосом птицы)

4. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком. (6 – синица)

4 ученик.

Синицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу они прилетают к избам .

Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.

5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (5 – кукушка)

5 ученик.

Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо.

6. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. (1 – ласточка)

6 ученик.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей.

Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.

(грамзапись стихотворения А. Фета “Ласточки пропали”)

7. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок? (8 – скворец)

- Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток, спасая поля, сады и огороды.

8. Какую птицу называют ночной кошкой? (7 – сову)

7 ученик.

Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. С 1964 года сова находится под охраной. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой.

Подводятся итоги, подсчитываются жетоны-птички,  участники с меньшим количеством жетонов  покидают игру, получив призы.

     

     Игра. «Прилетели птицы»

   

     Я буду называть птиц, но если ошибусь и, вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.

Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи..

(хлопают)

Мухи -это насекомые.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(макароны)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

(куница - это животное)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары и кукушки,

              (комары насекомые)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Аисты, кукушки,

 Даже совы - сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все мы молодцы

3 задание

На табло изображены птицы.

1

грач

2

клёст

3

скворец

Вопросы 3 задания.

1. Какая птица выводит птенцов зимой? (2 – клёст)

- Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый - нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.

2. Какие из птиц прилетают к нам весной с юга первыми – грачи или скворцы? (1 – грачи)

- Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда 15 - 20 гнёзд.

Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворцы- самцы, а за ними через несколько дней – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, поют, поджидая подружек – скворчих.

4 задание.

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)

11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди… (хорошую погоду.)

14. Днём сова кричит. (К дождю.)

( За  каждый правильный ответ жетон)

Подводятся итоги. Участники с меньшим количеством жетонов – птичек выбывают и получают призы.

Загадка.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

(сорока)

 Задание на финал.

- Из слова СОРОКА за 2 мин. составить как можно больше слов.

(КОСА, РАК, СОК, СОР, КОРА, РОСА, РОК, ОСА, СОРОК, СРОК…

Подведение итогов игры, награждение дипломом лучшего игрока.

Учитель:

- Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники.

До новых встреч, юные любители природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Праздник птиц"

Разработка внеклассного мероприятия с презентацией "Праздник птиц"...

Конспект урока "Праздник птиц". 2 класс

Здесь подобран материал для повторения темы "Птицы"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ПРАЗДНИК ПТИЦ" 2КЛАСС

Данная презентация разработана к уроку "Праздник птиц"....

Праздник Птицы весной

Праздник познакомит с перелетными птицами...

Праздник Птиц

Праздник посвященный Международному ДНЮ ПТИЦ (23.03.2012)...

Праздник весны. Праздник птиц. Урок изобразительного искусства 1 класс

Урок закрепление (комплексное применение знаний и  умений) конструирование птицы из цветной бумаги....