Использование модульной системы PROLOG на уроках окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Подгайная Елена Вячеславовна

Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLOG на уроках окружающего мира. Тема "Солнце- источник жизни" Начальная школа 21 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_modulnoy_sistemy.docx26.78 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx833.12 КБ
Файл ispolzovanie_modulnoy_sistemy.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование модульной системы экспериментовPROLog (измерительный модуль свет) на уроках окружающего мира в начальной школе.

Тема:  Солнце – источник света.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме “Значение Солнца для жизни человека».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
  • Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
  • Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование и материалы: модульная система экспериментовPROLog (измерительный модуль свет), настольная лампа с лампочкой, клейкая лента (или стикеры), маркер, мерная линейка.

                                      Ход урока.

Организационный момент. Начало урока

Мы сегодня будем проблемы решать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

Актуализация знаний.

 -В бесконечной Вселенной есть маленькая планета Земля!( Слайд №1)

- А чем же эта планета отличается от других?

-Человек всегда интересовался Вселенной! (Слайд №2) 

-Глядя на небо он задумывался, что это за светящиеся огоньки горят на небосводе, почему день сменяет ночь? Стремился постичь эти тайны. С тех пор прошло немало времени, наша наука, наше образование не стоит на месте. Получая новые знания, человек развивает свою культуру. А чем больше человек узнает, тем больших высот достигает благодаря своему труду. Только благодаря знаниям и упорному труду многих ученых человек смог подняться в космос.

- Я думаю, вы знаете, кто был  первым космонавтом3?( Слайд №3)

Но ученые не остановились на достигнутом, в космос запускают спутники, орбитальные станции для изучения Вселенной.

-Вот и мы сегодня с вами попробуем совершить открытия на нашем необычном уроке. Благодаря слаженному труду мы постараемся поднять уровень нашей образованности и культуры.

-Итак, в путь! А отправимся мы за новыми знаниями на ракете.

(Эпизод мультфильма «Полет в космос»)

 - Мы прибыли на орбитальную станцию «Знайка».

Беседа-лекция «Солнце- источник света» (Слайд №4)

-Земля одна из девяти небесных тел, движущихся в космическом пространстве вокруг Солнца. Планеты составляют основу  Солнечной системы. Планеты находятся на разных расстояниях от Солнца и вращаются вокруг него с разной скоростью.

-Вы когда-нибудь представляли себя на другой планете, смотрящими на Солнце?

Организация исследовательской работы.

-Сегодня, в ходе эксперимента нам предстоит при помощи датчика света узнать, сколько света получили бы планеты?                                          Прошу вас пройти в наши мини - лаборатории. Занять свои места.

-Попробуйте высказать предположение о том, как будет изменяться уровень яркости света по мере удаления от Солнца.

-Свое предположение запишите в Лист наблюдений, который у   вас лежит на парте. 

   Ход лабораторной работы.

1. При помощи мерной линейки  и стикеров нам предстоит  изготовить модель Солнечной системы в масштабе, который будет показывать относительное расстояние планет от Солнца.

Для этого:

а) Положите линейку рядом с источником света тем краем, на котором находится отметка 0см;

Слайд № 5

б) Отмерь 10см от лампы и пометь это место, наклеив кусочек стикера с надписью «Меркурий». В нашей модели 25 см соответствуют одной астрономической единице. 1АЕ – расстояние от Солнца до Земли. Расстояние от Солнца до других планет сопоставляются с расстоянием от Солнца до Земли.

в) Отмерь 20см от лампы. Пометь эту точку стикером с надписью «Венера».

3. Опираясь на данные в таблице расстояний, отметьте расстояние от Солнца до всех остальных планет.

4.Распределите обязанности в паре (один из вас будет Лаборантом, а другой - Ассистентом)

-Лаборант будет работать с комплектом модулей.

- Ассистент будет записывать полученные данные в таблицу.

-Напоминаю вам правила техники безопасности. Во время работы с модулями будьте осторожны,  выполняйте точно все указания учителя.

5. Поместите комплект модулей в том месте, где на модели находится Меркурий. Чувствительное окно измерительного модуля должно быть направлено на лампу. Посмотрите на текущие показания в окне измерительного  модуля  на экране дисплея. Повращайте немного модуль, чтобы получить более высокие показания. Максимальное значение  запишите в отчетную таблицу.

- Продолжайте измерять уровень яркости света для каждой планеты и результаты своих наблюдений записывайте в Лист наблюдений.

(Приложение №1)

Анализ результатов лабораторной работы.

- Посмотрите на полученные данные и опишите уровень освещенности первых пяти планет Солнечной системы.

-Подтвердились ли ваши предположения, выдвинутые в начале урока?

-Как жизнь на Земле зависит от Солнца?

-Представьте, что вы побывали на одной из наиболее удаленных планет. Опишите, каким был бы солнечный свет на той планете,  и как бы оттуда выглядело  Солнце?

-Представьте, что нам предстоит создать колонию на другой планете. Учитывая полученные вами  результаты, опишите, что нужно сделать, чтобы в этой колонии смогли жить люди.

- А какие культурные или образовательные учреждения вы бы построили в первую очередь на новой планете?

Итог урока.  

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы пополнили свои копилки знаний, а значит, повысили уровень своей культуры благодаря вашему труду.

(Слайд №6) Спасибо за урок!

Рефлексия.

-Я благодарю вас за урок,  если вам он понравился, то покажите солнышко, которое улыбается, а если вам было неинтересно, то грустное солнышко.

              Приложение №1

                            Лист наблюдений.

-Я думаю, что по мере удаления от Солнца уровень яркость света______________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №1. Расстояние от Солнца до планет.

Планета

Расстояние, см

Расстояние, АЕ

Меркурий

10 см

0,4 АЕ

Венера

18см

0,7 АЕ

Земля

25см

1 АЕ

Марс

38см

1,5 АЕ

Юпитер

125см

5 АЕ

Таблица №2. Количество света, поступающего от источника света.

Планета

Расстояние, АЕ

Количество света, ЛК

Меркурий

0,4 АЕ

Венера

0,7 АЕ

Земля

1 АЕ

Марс

1,5 АЕ

Юпитер

5 АЕ

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнце- источник света.

Слайд 6

Планета Расстояние, см Расстояние, АЕ Меркурий 10 см 0,4 АЕ Венера 18см 0,7 АЕ Земля 25см 1 АЕ Марс 38см 1,5 АЕ Юпитер 125см 5 АЕ Таблица №1 . Расстояние от Солнца до планет. 1 АЕ – расстояние от Солнца до Земли, равное 25 см

Слайд 7

Спасибо за урок !



Предварительный просмотр:

Использование модульной системы экспериментовPROLog (измерительный модуль свет) на уроках окружающего мира в начальной школе.

Тема:  Солнце – источник света.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме “Значение Солнца для жизни человека».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
  • Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
  • Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование и материалы: модульная система экспериментовPROLog (измерительный модуль свет), настольная лампа с лампочкой, клейкая лента (или стикеры), маркер, мерная линейка.

                                      Ход урока.

Организационный момент. Начало урока

Мы сегодня будем проблемы решать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

Актуализация знаний.

 -В бесконечной Вселенной есть маленькая планета Земля!( Слайд №1)

- А чем же эта планета отличается от других?

-Человек всегда интересовался Вселенной! (Слайд №2) 

-Глядя на небо он задумывался, что это за светящиеся огоньки горят на небосводе, почему день сменяет ночь? Стремился постичь эти тайны. С тех пор прошло немало времени, наша наука, наше образование не стоит на месте. Получая новые знания, человек развивает свою культуру. А чем больше человек узнает, тем больших высот достигает благодаря своему труду. Только благодаря знаниям и упорному труду многих ученых человек смог подняться в космос.

- Я думаю, вы знаете, кто был  первым космонавтом3?( Слайд №3)

Но ученые не остановились на достигнутом, в космос запускают спутники, орбитальные станции для изучения Вселенной.

-Вот и мы сегодня с вами попробуем совершить открытия на нашем необычном уроке. Благодаря слаженному труду мы постараемся поднять уровень нашей образованности и культуры.

-Итак, в путь! А отправимся мы за новыми знаниями на ракете.

(Эпизод мультфильма «Полет в космос»)

 - Мы прибыли на орбитальную станцию «Знайка».

Беседа-лекция «Солнце- источник света» (Слайд №4)

-Земля одна из девяти небесных тел, движущихся в космическом пространстве вокруг Солнца. Планеты составляют основу  Солнечной системы. Планеты находятся на разных расстояниях от Солнца и вращаются вокруг него с разной скоростью.

-Вы когда-нибудь представляли себя на другой планете, смотрящими на Солнце?

Организация исследовательской работы.

-Сегодня, в ходе эксперимента нам предстоит при помощи датчика света узнать, сколько света получили бы планеты?                                          Прошу вас пройти в наши мини - лаборатории. Занять свои места.

-Попробуйте высказать предположение о том, как будет изменяться уровень яркости света по мере удаления от Солнца.

-Свое предположение запишите в Лист наблюдений, который у   вас лежит на парте. 

   Ход лабораторной работы.

1. При помощи мерной линейки  и стикеров нам предстоит  изготовить модель Солнечной системы в масштабе, который будет показывать относительное расстояние планет от Солнца.

Для этого:

а) Положите линейку рядом с источником света тем краем, на котором находится отметка 0см;

Слайд № 5

б) Отмерь 10см от лампы и пометь это место, наклеив кусочек стикера с надписью «Меркурий». В нашей модели 25 см соответствуют одной астрономической единице. 1АЕ – расстояние от Солнца до Земли. Расстояние от Солнца до других планет сопоставляются с расстоянием от Солнца до Земли.

в) Отмерь 20см от лампы. Пометь эту точку стикером с надписью «Венера».

3. Опираясь на данные в таблице расстояний, отметьте расстояние от Солнца до всех остальных планет.

4.Распределите обязанности в паре (один из вас будет Лаборантом, а другой - Ассистентом)

-Лаборант будет работать с комплектом модулей.

- Ассистент будет записывать полученные данные в таблицу.

-Напоминаю вам правила техники безопасности. Во время работы с модулями будьте осторожны,  выполняйте точно все указания учителя.

5. Поместите комплект модулей в том месте, где на модели находится Меркурий. Чувствительное окно измерительного модуля должно быть направлено на лампу. Посмотрите на текущие показания в окне измерительного  модуля  на экране дисплея. Повращайте немного модуль, чтобы получить более высокие показания. Максимальное значение  запишите в отчетную таблицу.

- Продолжайте измерять уровень яркости света для каждой планеты и результаты своих наблюдений записывайте в Лист наблюдений.

(Приложение №1)

Анализ результатов лабораторной работы.

- Посмотрите на полученные данные и опишите уровень освещенности первых пяти планет Солнечной системы.

-Подтвердились ли ваши предположения, выдвинутые в начале урока?

-Как жизнь на Земле зависит от Солнца?

-Представьте, что вы побывали на одной из наиболее удаленных планет. Опишите, каким был бы солнечный свет на той планете,  и как бы оттуда выглядело  Солнце?

-Представьте, что нам предстоит создать колонию на другой планете. Учитывая полученные вами  результаты, опишите, что нужно сделать, чтобы в этой колонии смогли жить люди.

- А какие культурные или образовательные учреждения вы бы построили в первую очередь на новой планете?

Итог урока.  

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы пополнили свои копилки знаний, а значит, повысили уровень своей культуры благодаря вашему труду.

(Слайд №6) Спасибо за урок!

Рефлексия.

-Я благодарю вас за урок,  если вам он понравился, то покажите солнышко, которое улыбается, а если вам было неинтересно, то грустное солнышко.

              Приложение №1

                            Лист наблюдений.

-Я думаю, что по мере удаления от Солнца уровень яркость света______________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №1. Расстояние от Солнца до планет.

Планета

Расстояние, см

Расстояние, АЕ

Меркурий

10 см

0,4 АЕ

Венера

18см

0,7 АЕ

Земля

25см

1 АЕ

Марс

38см

1,5 АЕ

Юпитер

125см

5 АЕ

Таблица №2. Количество света, поступающего от источника света.

Планета

Расстояние, АЕ

Количество света, ЛК

Меркурий

0,4 АЕ

Венера

0,7 АЕ

Земля

1 АЕ

Марс

1,5 АЕ

Юпитер

5 АЕ

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная система «Школа 2100» Урок окружающего мира. Тема : "Приручение огня"

Цели урока:По 1 линии развития (умение объяснять мир):Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.По 2 линии развития (отношение к миру): дать учащимся понятие о ценно...

Использование модульной системы PROLOG на уроках окружающего мира

Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLOG на уроках окружающего мира. Тема "Солнце- источник жизни" Начальная школа 21 века....

Использование модульной системы экспериментов PROLOG на уроках окружающего мира.

Из опыта работы с  модульной  системой экспериментов PROLOG на уроках окружающего мира....

«Практика использования цифровой лаборатории ProLog на уроках окружающего мира»

Использование современных измерительных приборов на уроках окружающего мира в начальной школе...

МАСТЕР – КЛАСС «Модульные технологии на базе цифровых систем PROlog на уроках окружающего мира»

Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы по использова...

Использование инновационных средств обучения на уроках окружающего мира в системе «Школа России»

Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в гру...

Мастер-класс "Применение модульной системы экспериментов на уроках окружающего мира".

Виды применения  модульной системы экспериментов на уроках окружающего мира....