Планета на листе бумаги
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Гудкова Татьяна Анатольевна

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать понятие о карте и континенте;

2) познакомить с изображением материков на карте мира;

3) сформировать умение читать карту мира по условным обозначениям, сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, показывать на глобусе и на карте мира материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности;

4) повторить и закрепить понятие глобуса;

5) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planeta_na_liste_bumagi.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Планета на листе бумаги»

Основные цели:

1) сформировать понятие о карте и континенте;

2) познакомить с изображением материков на карте мира;

3) сформировать умение читать карту мира по условным обозначениям, сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, показывать на глобусе и на карте мира материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности;

4) повторить и закрепить понятие глобуса;

5) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

Дата_____________________

  Этап урока и требования к нему

Ход урока

УУД

I Мотивация к учебной деятельности :

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На доске висят изображения шагов учебной деятельности (Смайлики). Карточки с шагами учебной деятельности могут быть помещены на специальных досках, расположенных рядом с классной доской или сбоку на стене.

Звучит мелодия «Как прекрасен этот мир». Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.

– Доброе утро, ребята.

− Что вы видите на доске? (Рисунки, которые обозначают шаги учебной деятельности, карточка с понятиями плана, масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.)

− Посмотрите на шаги учебной деятельности. Можно ли, какой-то шаг на уроке пропустить? (Нет, так как для того, чтобы самостоятельно учиться надо уметь выполнять все шаги учебной деятельности.)

− Что еще вы видите на доске? (Эталоны[1], которые мы открыли на прошлом уроке: что такое план, масштаб, условные обозначения на плане.)

− Чему вы учились на прошлом уроке? (Мы учились читать план, характеризовать планы, учились чертить планы.)

– Сегодня вы продолжите знакомство со способами отражения местности на бумаге с помощью условных знаков.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Учебно-познавательная мотивация (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Внутренняя позиция школьника (Л)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 

1) Организовать  актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

На доску вывешиваются карточки с понятием плана и масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.

− С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые будет необходимы при открытии нового.)

− Покажите номер шага учебной деятельности, который вы сейчас будете выполнять. (Шаг 2.)

− Вспомните, что такое план местности?

− На что необходимо обращать внимание при чтении плана? (На масштаб и на условные обозначения.)

− Чем вы воспользовались при ответе на вопрос? (Эталонами.)

− Какими планами вам приходилось пользоваться?

− Какими планами люди пользуются чаще всего?

− Людям, каких специальностей и увлечений необходим (или может понадобиться) план местности?

− Какие планы могут потребоваться в туристической поездке, на экскурсии?

На доске или через проектор показать страницу топографического атласа своего региона и настенную карту мира и России.

− Какое из двух изображений является планом и почему?

В ходе этого сопоставления учащиеся повторяют условные обозначения изображения плана (кустарники, сады, дороги, тропы и т.д.)

− Чем отличается карта от плана?

Учащиеся отмечают цветовое решение карты, отличающее её от плана.

− Чем ещё отличаются план и карта? (У них разные масштабы.)

− С какими картами вы уже знакомы?

− Вы молодцы, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Глобус.)

− Что такое глобус?

− Сопоставьте изображения на карте мира и глобусе.

− Чем вы пользовались при выполнении задания?

− На плане показываются небольшие участки земной поверхности, а на карте изображаются более крупные территории, целые страны или вся Земля. Сформулируйте, что такое карта? (Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.)

На доску вывешивается эталон.

− Вы сейчас повторили и узнали всё, что необходимо для открытия нового, что теперь необходимо сделать? (Обобщить всё, что мы повторили.)

− Какому шагу учебной деятельности это соответствует? (Шагу 3.)

− Что вы повторили? (Что такое план, масштаб, условные обозначения на плане, как использовать условные обозначения при чтении плана, что такое глобус, что такое карта и чем она отличается от плана.)

− Какое следующее задание я вам сейчас предложу? (Пробное задание.)

− С какой целью вам предлагается выполнить пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем.)

− А можно открывать новые знания без пробного задания? (Нет, нельзя, так как мы не будем знать что у нас не получается и чему надо научиться.)

У каждого на столе карта мира, аналогичная карте, которая расположена на страницах 24−25 учебника, но без условных обозначений.

− Что вы видите? (Карту мира.)

Задание на пробное действие: Прочтите карту, то есть определите, что на ней изображено.

− У кого нет ответа? Что вы можете сказать? (Мы не смогли прочитать карту.)

− Кто уверен, что может прочитать карту правильно?

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем с уверенностью сказать, что прочтём карту правильно.)

− Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.

− Какие шаги учебной деятельности вы выполнили? (Шаги 4, 5 и 6.)

Смыслообразование (Л).

Структурирование знаний (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П).

 

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Построение логической цепи рассуждений (П).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П).

Мотивационная основа учебной деятельности (Л).

Извлечение необходимой информации из про слушанных текстов (П).

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем  (Р).

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Волевая саморегуляция (Р)

III Выявление места и причины затруднения 

1) Организовать восстановление выполненных операций.

 2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами .

 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

− Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Шаг 7.)

− То есть, что вы должны сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)

− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было прочитать карту.)

− Как вы действовали, какие эталоны применяли? (…)

– Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет способа чтения карт.)

− Какой этап учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)

− Какие шаги вы будете выполнять (К шагам 8 и 9.)

Смыслообразование (Л).

Волевая саморегуляция (Р).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П).

Подведение под понятие (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Постановка и формулирование проблемы (П).

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

IV Построение проекта выхода из затруднения 

Организовать построение

проекта выхода из

затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

– Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Найти способ чтения карт.)

− Что ивам помогало читать планы? (Знание условных обозначений на плане.)

− Значит, что необходимо узнать, чтобы построить способ чтения карт? (Необходимо узнать условные обозначения на карте, узнать, как читать карту.)

− Что можно использовать для открытия нового знания? (Можно использовать учебник.)

− По какому плану вы будете работать с учебником? (Прочитаем текст, зафиксируем новый способ с помощью эталона.)

Самоопределение (Л).

Постановка познавательной цели (П).

Построение речевых высказываний (П).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Познавательная инициатива (Р).

Построение логической цепи рассуждений (П).

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Планирование, прогнозирование (Р).

 Планирование учебного сотрудничества (К).

Разрешение конфликтов (К).

V Реализация построенного проекта 

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания

− Какой следующий шаг вы будете выполнять? (Шаг 10.)

− Предлагаю сегодня знания открывать в группах. Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

Учащиеся вспоминают правила работы в группах. Учитель, в случае необходимости, обращается к эталону.

− Какие правила вам пока сложно выполнять? Над какими правилами вы сегодня будете работать? (…)

− Результатом вашей работы должна быть памятка-эталон для чтения карты. При составлении памятки используйте цветные карандаши.

Группам раздаются листы А−4 с опорой на которой они работают.

Учащиеся в течение 3-5 минут выполняют задание и оформляют памятку на опоре. Затем одна из групп высказывает свою версию памятки. Остальные группы либо выражают согласие с этой версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других.

Задача учителя на данном этапе – организовать согласование всех полученных версий.

На доску вывешивается согласованный вариант памятки.

− Для чего необходим эталон? (Чтобы запомнить новое знание, чтобы можно было при выполнении заданий им пользоваться.)

− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Шаг 11.)

− Вы теперь сможете прочитать карту? (…)

− К какому шагу вы перейдёте? (К шагу 12.)

− Что вы будете делать? (Будем тренироваться.)

Осознание ответственности за общее дело (Л).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  классификация (П).

Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Поиск необходимой информации (П).

Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П).

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П).

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П).

Волевая саморегуляция (Р).

Познавательная инициатива (Р).

Установление причинно-следственных связей, доказательство (П).

 Формулирование и аргументация своего   мнения и позиции в коммуникации (К).

 Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

 Достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

 Разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К).

 Управление поведением партнера (К).

VI Первичное закрепление во внешней речи 

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

3) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

На партах и доске карты мира с условными обозначениями.

Работа по выполнению задания организуется фронтально.

− Найдите на карте мира условные знаки. Определите, что они обозначают.

− Следующее задание вы будете выполнять в парах, для успешной работы, какие правила вы должны выполнять.

Учащиеся проговаривают правила работы в парах, при необходимости учитель обращается к эталону.

 1, стр. 22 (рабочая тетрадь).

− Сверьте результаты с эталоном.

Учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном.

− Что теперь необходимо сделать? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

− Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того, чтобы понять научились ли мы пользоваться новым знанием.)

− Назовите, какой шаг вы будете выполнять? (Шаг 13.)

− Для самоконтроля выполните №№ 2, 3,стр. 22 (рабочая тетрадь).

После выполнения работы проводится самопроверка по эталону. Фронтально обосновывается ход выполнения задания.

− У кого возникло затруднение при выполнении задания  2?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− У кого возникло затруднение при выполнении задания  3?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− У кого задания не вызвали затруднений?

− Вы все молодцы!

Волевая саморегуляция (Р).

Подведение под понятие (П).

Использование  общих приемов решения задач (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Построение речевых высказываний (П).

Планирование учебного сотрудничества (К).

Контроль (Р).

Коррекция (Р).

VII Включение в систему знаний и повторение 

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

8. Включение в систему знаний и повторение.

− К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать.)

− Это какой шаг учебной деятельности? (Шаг 14.)

− Вы любите путешествовать?

− Могут ли вам в путешествии пригодится знания, которые вы открыли? (Да, если мы едем куда-нибудь, то, посмотрев на карту, сможем определить: путешествие будет по воде или по суше, на равнине или в горах, на севере или на юге, на западе или на востоке. В соответствии с этим, мы правильно подготовимся к поездке.)

− Какую роль в жизни людей сыграло изобретение карты?

− А теперь, прочитав текст на странице 26, вы узнаете, что ещё изображается на карте Земли.

− Прочитайте текст и подготовьте вопрос по прочитанному для своих одноклассников.

Учитель предлагает прочитать текст на странице 26: «Материки и части света». Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

− О чём вы прочитали? (О материках и частях света.)

− Задайте свои вопросы.

Учитель предлагает задать вопросы нескольким ученикам. Класс отвечает на вопросы.

− Что такое материк?

− Как по-другому называются материки?

− Перечислите все материки.

− Что такое часть света?

− Что такое остров?

− О каких частях света вы прочитали?

− На каких материках по две части света и, что это за части света? И др.

Следующее задание выполняется фронтально.

− Выполните задание на странице 27.

− А теперь я снова предлагаю поработать в группах: каждая группа выбирает один из континентов, и, продвигаясь с севера на юг, с востока на запад опишите земной рельеф, по которому вы будете путешествовать.

Группы выполняют работу самостоятельно, и каждая группа озвучивает результат своей работы.

Постановка познавательной цели (П).

Использование  общих приемов решения задач (П).

Анализ, сравнение, классификация (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р).

Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив (Р).

Волевая саморегуляция (Р).

Рефлексия способов и условий действия (П).

Постановка и формулирование проблемы (П).

Выделение и формулирование проблемы (П).

VIII  Рефлексия учебной деятельности

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

− Что необходимо сделать в конце урока? (Подвести итог нашей работы.)

− Каких два основных шага вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ.)

− В чем же было затруднение и почему оно возникло? (Мы не смогли прочитать карту, потому что не знали способ чтения карт.)

− Какова была цель? (Построить способ чтения карт, узнать условные обозначения на карте.)

− Вы достигли цели? (Да.)

− Чем вы воспользовались при достижении цели? (Учебником.)

– Что вы узнали?

− Что пока не получилось? У кого остались затруднения? (…)

− Какую задачу вы перед собой поставите? (…)

– А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Возьмите зеленый карандаш, отметьте знаком « + » те высказывания, с истинностью которых вы согласны.

У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю.

– Молодцы!

Домашнее задание:

Рефлексия способов и условий действия (П).

Внутренняя позиция школьника (Л).

Самооценка на основе критерия успешности (Л).

Адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Формулирование и аргументация своего мнения (К).


[1] Эталон – знаковая фиксация нового знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Планета на листе бумаги".

Урок открытия нового знания построен на основе деятельностного метода обучения....

УМК "Перспектива" 3 классс. Проверочная работа по окружающему миру. Тема: "Планета на листе бумаги"

Работа содержит задания на проверку знаний по теме "Планета на листе бумаги"...

Проверочная работа по теме "Планета на листе бумаги"

Проверочная работа по окружающему миру для 3 класса. УМК "Перспектива". Плешаков А.А. новицкая М.Ю. Можно использовать для проверки знаний учащихся по темам "Планета на листе бумаги", "О чем расскажет...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема. Планета на листе бумаги.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Планета на листе бумаги....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема. Планета на листе бумаги.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Планета на листе бумаги....

Тест "Планета на листе бумаги" 3 класс

В работу включены основные вопросы по теме "Планета на листе бумаги" (УМК "Перспектива", 3 класс). Работа предлагается в двух вариантах....

Рабочий лист для урока окружающего мира по теме "Планета на листе бумаги". 3 класс. УМК "Перспектива"

Рабочий лист для урока окружающего мира по теме "Планета на листе бумаги". 3 класс. УМК "Перспектива"....