Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Планета на листе бумаги".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок открытия нового знания построен на основе деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchii_mir_onz.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива»

Предмет: Окружающий мир

Авторы учебника: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Класс: 3

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Планета на листе бумаги»

Основные цели:

1) сформировать понятие о карте и континенте;

2) познакомить с изображением материков на карте мира;

3) сформировать умение читать карту мира по условным обозначениям, сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, показывать на глобусе и на карте мира материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности;

4) повторить и закрепить понятие глобуса;

5) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

На доске висят изображения шагов учебной деятельности (Смайлики). Карточки с шагами учебной деятельности могут быть помещены на специальных досках, расположенных рядом с классной доской или сбоку на стене.

Звучит мелодия «Как прекрасен этот мир». Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.

– Доброе утро, ребята.

− Что вы видите на доске? (Рисунки, которые обозначают шаги учебной деятельности, карточка с понятиями плана, масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.)

− Посмотрите на шаги учебной деятельности. Можно ли, какой-то шаг на уроке пропустить? (Нет, так как для того, чтобы самостоятельно учиться надо уметь выполнять все шаги учебной деятельности.)

− Что еще вы видите на доске? (Эталоны[1], которые мы открыли на прошлом уроке: что такое план, масштаб, условные обозначения на плане.)

− Чему вы учились на прошлом уроке? (Мы учились читать план, характеризовать планы, учились чертить планы.)

– Сегодня вы продолжите знакомство со способами отражения местности на бумаге с помощью условных знаков.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

На доску вывешиваются карточки с понятием плана и масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.

− С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые будет необходимы при открытии нового.)

− Покажите номер шага учебной деятельности, который вы сейчас будете выполнять. (Шаг 2.)

− Вспомните, что такое план местности?

− На что необходимо обращать внимание при чтении плана? (На масштаб и на условные обозначения.)

− Чем вы воспользовались при ответе на вопрос? (Эталонами.)

− Какими планами вам приходилось пользоваться?

− Какими планами люди пользуются чаще всего?

− Людям, каких специальностей и увлечений необходим (или может понадобиться) план местности?

− Какие планы могут потребоваться в туристической поездке, на экскурсии?

На доске или через проектор показать страницу топографического атласа своего региона и настенную карту мира и России.

− Какое из двух изображений является планом и почему?

В ходе этого сопоставления учащиеся повторяют условные обозначения изображения плана (кустарники, сады, дороги, тропы и т.д.)

− Чем отличается карта от плана?

Учащиеся отмечают цветовое решение карты, отличающее её от плана.

− Чем ещё отличаются план и карта? (У них разные масштабы.)

− С какими картами вы уже знакомы?

− Вы молодцы, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Глобус.)

− Что такое глобус?

− Сопоставьте изображения на карте мира и глобусе.

− Чем вы пользовались при выполнении задания?

− На плане показываются небольшие участки земной поверхности, а на карте изображаются более крупные территории, целые страны или вся Земля. Сформулируйте, что такое карта? (Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.)

На доску вывешивается эталон.

− Вы сейчас повторили и узнали всё, что необходимо для открытия нового, что теперь необходимо сделать? (Обобщить всё, что мы повторили.)

− Какому шагу учебной деятельности это соответствует? (Шагу 3.)

− Что вы повторили? (Что такое план, масштаб, условные обозначения на плане, как использовать условные обозначения при чтении плана, что такое глобус, что такое карта и чем она отличается от плана.)

− Какое следующее задание я вам сейчас предложу? (Пробное задание.)

− С какой целью вам предлагается выполнить пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем.)

− А можно открывать новые знания без пробного задания? (Нет, нельзя, так как мы не будем знать что у нас не получается и чему надо научиться.)

У каждого на столе карта мира, аналогичная карте, которая расположена на страницах 24−25 учебника, но без условных обозначений.

− Что вы видите? (Карту мира.)

Задание на пробное действие: Прочтите карту, то есть определите, что на ней изображено.

− У кого нет ответа? Что вы можете сказать? (Мы не смогли прочитать карту.)

− Кто уверен, что может прочитать карту правильно?

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем с уверенностью сказать, что прочтём карту правильно.)

− Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.

− Какие шаги учебной деятельности вы выполнили? (Шаги 4, 5 и 6.)

3. Выявление места и причины затруднения

− Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Шаг 7.)

− То есть, что вы должны сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)

− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было прочитать карту.)

− Как вы действовали, какие эталоны применяли? (…)

– Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет способа чтения карт.)

− Какой этап учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)

− Какие шаги вы будете выполнять (К шагам 8 и 9.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Найти способ чтения карт.)

− Что ивам помогало читать планы? (Знание условных обозначений на плане.)

− Значит, что необходимо узнать, чтобы построить способ чтения карт? (Необходимо узнать условные обозначения на карте, узнать, как читать карту.)

− Что можно использовать для открытия нового знания? (Можно использовать учебник.)

− По какому плану вы будете работать с учебником? (Прочитаем текст, зафиксируем новый способ с помощью эталона.)

5. Реализация построенного проекта

− Какой следующий шаг вы будете выполнять? (Шаг 10.)

− Предлагаю сегодня знания открывать в группах. Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

Учащиеся вспоминают правила работы в группах. Учитель, в случае необходимости, обращается к эталону.

− Какие правила вам пока сложно выполнять? Над какими правилами вы сегодня будете работать? (…)

− Результатом вашей работы должна быть памятка-эталон для чтения карты. При составлении памятки используйте цветные карандаши.

Группам раздаются листы А−4 с опорой на которой они работают.

Учащиеся в течение 3-5 минут выполняют задание и оформляют памятку на опоре. Затем одна из групп высказывает свою версию памятки. Остальные группы либо выражают согласие с этой версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других.

Задача учителя на данном этапе – организовать согласование всех полученных версий.

На доску вывешивается согласованный вариант памятки.

− Для чего необходим эталон? (Чтобы запомнить новое знание, чтобы можно было при выполнении заданий им пользоваться.)

− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Шаг 11.)

− Вы теперь сможете прочитать карту? (…)

− К какому шагу вы перейдёте? (К шагу 12.)

− Что вы будете делать? (Будем тренироваться.)

−Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)

6. Первичное закрепление во внешней речи

На партах и доске карты мира с условными обозначениями.

Работа по выполнению задания организуется фронтально.

− Найдите на карте мира условные знаки. Определите, что они обозначают.

− Следующее задание вы будете выполнять в парах, для успешной работы, какие правила вы должны выполнять.

Учащиеся проговаривают правила работы в парах, при необходимости учитель обращается к эталону.

 1, стр. 22 (рабочая тетрадь).

− Сверьте результаты с эталоном.

Учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

− Что теперь необходимо сделать? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

− Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того, чтобы понять научились ли мы пользоваться новым знанием.)

− Назовите, какой шаг вы будете выполнять? (Шаг 13.)

− Для самоконтроля выполните №№ 2, 3,стр. 22 (рабочая тетрадь).

После выполнения работы проводится самопроверка по эталону. Фронтально обосновывается ход выполнения задания.

− У кого возникло затруднение при выполнении задания  2?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− У кого возникло затруднение при выполнении задания  3?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

 У кого задания не вызвали затруднений?

− Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

− К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать.)

− Это какой шаг учебной деятельности? (Шаг 14.)

− Вы любите путешествовать?

− Могут ли вам в путешествии пригодится знания, которые вы открыли? (Да, если мы едем куда-нибудь, то, посмотрев на карту, сможем определить: путешествие будет по воде или по суше, на равнине или в горах, на севере или на юге, на западе или на востоке. В соответствии с этим, мы правильно подготовимся к поездке.)

− Какую роль в жизни людей сыграло изобретение карты?

− А теперь, прочитав текст на странице 26, вы узнаете, что ещё изображается на карте Земли.

− Прочитайте текст и подготовьте вопрос по прочитанному для своих одноклассников.

Учитель предлагает прочитать текст на странице 26: «Материки и части света». Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

− О чём вы прочитали? (О материках и частях света.)

− Задайте свои вопросы.

Учитель предлагает задать вопросы нескольким ученикам. Класс отвечает на вопросы.

− Что такое материк?

− Как по-другому называются материки?

− Перечислите все материки.

− Что такое часть света?

− Что такое остров?

− О каких частях света вы прочитали?

− На каких материках по две части света и, что это за части света? И др.

Следующее задание выполняется фронтально.

− Выполните задание на странице 27.

− А теперь я снова предлагаю поработать в группах: каждая группа выбирает один из континентов, и, продвигаясь с севера на юг, с востока на запад опишите земной рельеф, по которому вы будете путешествовать.

Группы выполняют работу самостоятельно, и каждая группа озвучивает результат своей работы.

9. Рефлексия деятельности на уроке

− Что необходимо сделать в конце урока? (Подвести итог нашей работы.)

− Каких два основных шага вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ.)

− В чем же было затруднение и почему оно возникло? (Мы не смогли прочитать карту, потому что не знали способ чтения карт.)

− Какова была цель? (Построить способ чтения карт, узнать условные обозначения на карте.)

− Вы достигли цели? (Да.)

− Чем вы воспользовались при достижении цели? (Учебником.)

– Что вы узнали?

− Что пока не получилось? У кого остались затруднения? (…)

− Какую задачу вы перед собой поставите? (…)

– А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Возьмите зеленый карандаш, отметьте знаком « + » те высказывания, с истинностью которых вы согласны.

У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю.

– Молодцы!

Домашнее задание:

Учебник: стр. 24−27; вопросы рубрики «Проверим себя»; №№ 5, 6, стр. 23 (рабочая тетрадь).

Творческое задание (по желанию): Рассмотрите карту Земли и определите, на каком континенте большую часть суши занимают горы. Придумайте свой вопрос для одноклассников по теме урока.


[1] Эталон – знаковая фиксация нового знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема. Планета на листе бумаги.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Планета на листе бумаги....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема. Планета на листе бумаги.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Планета на листе бумаги....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Что это за листья"

Коонспект урока по кружающему миру для 1 класса "что это за листья"...