Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Семьян Анастасия Александровна

    На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Окружающий мир 2 класс Система «Перспектива»

    Тема: Весна в жизни птиц и зверей.

    Цель урока: Познакомить учащихся с весенним поведением птиц и зверей.

    Задачи урока: 1) Показать весенние изменения в жизни птиц и зверей.

    2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде.

    3) воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его обитателям

    Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

    Тип урока: изучение нового материала

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал конверт (знаки охраны природы и правила), на доске надпись правила охраны природы, листочки для теста, тема на доске, цветик семицветик, солнышко для рефлексии


    Ход урока

    I. Организационный момент.

    1)Эмоциональный настрой

    - Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 
    Улыбкой ясная природа 
    Сквозь сон встречает утро года; 
    Синея, блещут небеса. 
    Еще прозрачные леса, 
    Как будто пухом зеленеют. 

    II. Знакомство с темой урока

    – Ребята, сегодня я хочу повести Вас в весеннее путешествие. Вы согласны? А с кем мы встретимся, вы узнаете после просмотра видеоролика.

    (Включается заставка к передаче «В мире животных»)

    Вас, прекрасные друзья,
    Приглашаю в гости я.
    В мир загадочной природы,
    В мир животных и погоды!
    Только в мире этом надо
    Отгадать чуть-чуть загадок,
    На вопросы отвечать,
    В игры весело играть.
    Ребята, вы готовы в путь?
    Только знанье не забудь!
    Будь внимателен и смел,
    Чтоб везде со мной поспел!

    И тема нашего урока "Весна в жизни птиц и зверей" (на доске)

    III. Повторение пройденного

    Первая остановка «Памятка»

    – А путешествовать нам поможет цветик-семицветик. Давайте хором скажем:

    Дети: Лети-лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.

    Учитель: Лишь коснёшься ты земли,

    Правила поведения на природе

    Ты нам расскажи.

    Ребята я вас попрошу разделиться на три большие группы (по рядам, выдаю конверты разного цвета в них знаки охраны природы и 10 правил). В конвертах для вас есть задание. Вы должны правильно сопоставить знаки охраны природы с правилом.

    Составление памятки «Правила поведения на природе» на доске.

    Десять «нельзя»:

    1. Разорять птичьи гнезда.
    2. Рвать и бросать цветы.
    3. Ломать ветки деревьев, кустов.
    4. Давить насекомых.
    5. Шуметь в лесу.
    6. Разводить костры.
    7. Оставлять мусор в лесу и водоемах.
    8. Сбивать мухоморы и прочие поганки.
    9. Убивать лягушек и ужей.
    10. Брать лесных зверьков домой.

    Вторая остановка – «Мир насекомых»

    Дети: Лети-лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.

    Учитель: Лишь коснёшься ты земли,

    Насекомых покажи!

    Проверка домашнего задания

    -Кто такие насекомые? (Доклад учащегося)

    -Все насекомые имеют общее строение. (Слайд 4). Тело насекомого состоит из трёх частей: голова, грудь, брюшко. У всех насекомых шесть ножек. Существует более 2 миллионов различных видов насекомых. Живут эти животные везде: на воде и под водой; на земле и под землей; густой траве; и в старом пне. Большинство насекомых питаются растениями, поэтому их называют растениеядными. He все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Эти насекомые питаются комарами, различными мошками. Некоторые насекомые могут не есть годами. Почти все насекомые имеют крылья и являются отличными летунами.

    1. Индивидуальное задание. Тест

    - У вас на столах лежат маленькие листочки, возьмите их и подпишите свою фамилию и имя. Тестовые задания появляются на экране, вам необходимо написать только букву правильного ответа.

    1. Какое животное – насекомое?

    а) утка в) окунь

    б) комар г) крот

    2. Какое животное лишнее?

    а) бабочка в) паук

    б) стрекоза г) комар

    3. Сколько ног у насекомых?

    а) 6 в) 4

    б) 3 г) 8

    4. Какое утверждение неверно?

    а) тело птиц покрыто перьями

    б) у зверей две пары конечностей

    в) у насекомых четыре пары ног

    г) рыбы живут в воде

    2. Фронтальный опрос

    А сейчас вспомним, каких насекомых можно увидеть весной?

    За 30 секунд каждый из вас по кругу называет насекомое.

    – Молодцы! Вот как много вы знаете о насекомых! Продолжим путь, друзья!

    IV. Изучение нового материала

    Третья остановка – «Птичий рай»

    Дети: Лети-лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.

    Учитель: Лишь коснёшься ты земли,
    Птичий рай нам покажи

    Звучат «Голоса птиц»

    Чем отличаются птицы от насекомых?

    (Птица – это животное, тело которого покрыто перьями)

    Инсценировка «Случай»

    Давайте посмотрим какой случай произошёл в одном лесу весной.

      Этот случай был в апреле,

     С юга птицы прилетели

    Тает снег, а воробья.  

     Выгоняют из жилья.

    – Убирайся вон, задира, -

    Просвистел ему скворец. 

     – Ни за что, моя квартира,    

     Я не временный жилец!  

     Я тут вьюги и мороз 

     Терпеливо перенес.

    А сейчас, под этой кровлей
    Для семьи гнездо готовлю

    И не тронусь, хоть убей! –

    Прочирикал воробей.

    – Не упрямься! Мне в наследство
    Этот дом достался с детства.

    Вылетай. Мой клюв остер
    А не то …

    Но тут во двор

    Со скворечней Миша вышел
    Быстро с нею влез на крышу, 

    Тут же крепко привязал     

       И приветливо сказал:                                                                                      

    – Я, друзья, сердечно рад,  

     Охраняйте вместе сад.
     Только Миша слез долой,                      

      Воробейка удалой

      В новый дом переселился  

      И  с соседом помирился.    

    - С какими  птицами произошел этот случай?

    (воробьем и скворцом)

    - Какие это птицы?

    (Воробей – зимующая птица, скворец – перелетная птица. Какие птицы называются перелетные, а какие зимующие?

    На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так. 
    – Все перелетные птицы, когда возвращаются  домой, что делают в первую очередь? 
    (Гнезда)
    – Не легко без рук, без топоренка, построить избенку. А вот птицы мастерят  свои гнёзда так, что диву даешься.– Расскажите, как гнездится эта птица? (Грач - любит гнездится вблизи от человека. Гнёзда строит на деревьях из веток. Гнёзд на одном дереве может быть от одного до нескольких десятков.)

    – А какая птица не строит гнезда? (Кукушка)

    – А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)

    – Как называются их домики? (Скворечники )

    - Проблема

    – Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)

    – Весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.

    Игра «Назови малышей»

    – У утки – …  утята
    – У скворца – … 
    скворчата
    – У гуся – ... 
    гусята
    – У воробья – ... 
    воробьята
    – У грача – ...  
    грачата
    – У ласточки – … 
    ласточата
    – У аиста – … 
    аистята
    – У галки – … 
    галчата

    – А чем кормят птицы своих птенцов? (Насекомыми, личинками, червяками)

    Сообщение учащегося. Доклад «Птицы - наши друзья»

    Если у человека поднялась температура до 38', его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41-42' дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо. Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки – пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 - обедал да еще ужинал бы 20 раз!

    - Но нас, людей, птичий аппетит только радует: Меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

    Четвёртая остановка - Физкультминутка

    Дети: Лети-лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.

    Учитель: Лишь коснёшься ты земли,
    Физкультминутку покажи.

    Экологическая физкультминутка

    Дети утром рано встали,

    за грибами в лес пошли.

    Приседали, приседали,

    белый гриб в траве нашли.

    На пеньке растут опята,

    Наклонитесь, к ним ребята

    Наклоняйся раз, два, три,

    Их в лукошко набери.

    Пятая остановка – Мир зверей.

    Дети: Лети-лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.

    Учитель: Лишь коснёшься ты земли,
    Мир зверей нам покажи! 

    -Какие изменения в жизни зверей происходят весной?

    Работа по учебнику с.88.

    Ваша задача: По учебнику на странице 88 найти ответ на вопрос: Чем питаются животные. Первый ряд ищет чем питается еж, второй ряд ищет чем питается медведь, а третий ряд ищет чем питается летучая мышь.

    - А сейчас я хочу послушать ваши ответы. Вы молодцы.

    Посмотрите, кто это пришёл к нам?

    Белка.
    Весной у белки появляется 3-6 маленьких бельчат, каждый весом всего 8 граммов. Белка кормит их молоком. Питается орехами, грибами, ягодами, почками. Желудями, у яблок и груш поедает только семена, мякоть бросает, может утащить яйца или птенцов из птичьих гнезд. Линяет 2 раза в год. Весной меняет серый зимний наряд на рыжий, летний.

    А это что за обитатель весеннего леса шуршит?

    Еж.
    Просыпается рано весной, активно поедает насекомых, лягушек, мышей. Змей. В апреле появляется потомство от 3 до 7, голенькие, неколючие, но уже через несколько часов покрываются белыми и темными иголками, глаза открывают через 2 недели. Ежиха кормит своих детенышей молоком. Ежи – ночные животные. Видят плохо, но при помощи своего носа обнаруживает врага. У ежа 6000-7000 иголок.

    Хозяин леса - Медведь.
    В конце марта просыпаются медведи от зимней спячки. Хорошо плавают, хорошо лазают по деревьям. В конце зимы появляются медвежата 2, они такие маленькие, что могут уместиться на ладони взрослого человека. Рождаются слепыми, греются возле матери и посасывают молоко. Начинают расти, когда выходят из берлоги и растут очень быстро.

    VI. Работа в тетради

    Лети-лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.
    Лишь коснёшься ты земли,
     В тетради задание №1 выполни ты. С.48.

    Самостоятельная работа


    VII. Итог урока

    - На этом наше путешествие подходит к концу. Подведем итог о том, что нового вы узнали на уроке. Я начну, а вы кончайте, смело дружно отвечайте.

    Весной из теплых стран …….(возвращаются перелетные птицы)

    Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)

    После зимнего сна ………(пробуждаются звери)

    У них появляется…….(потомство)

    VI. Рефлексия

    Ребята, если вам понравился наш сегодняшний урок и у вас осталось от него только хорошее настроение то подарите свои лучики солнца нашему солнышку (лежат у каждого на столе)

    А наш урок я хочу закончить стихотворением.

    Берегите Землю! Берегите
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на листьях земляники,
    На тропинках солнечные блики…
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите Землю! Берегите!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Птицы и звери-позвоночные животные" по программе "Начальная школа 21 века"

    Конспект  урока и презентация  по предмету "Окружающий мир". 3 класс. Программа "Школа ХХ1 века". Тема урока: "Птицы и звери - позвоночные животные".Урок способствует формированию ключевых к...

    Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")

    Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения существенн...

    Конспект урока по окружающему миру «Зимняя жизнь птиц и зверей», 2 класс УМК "Перспектива"

    Цели урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.Планируемые...

    Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Зимняя жизнь зверей и птиц" (УМК "Перспектива") + презентация

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Зимняя жизнь птиц и зверей».Цели деятельности учителя: формирование представления о жизни птиц и зверей зимой;обобщение материала по проекту «...

    Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

    Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...

    Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

    Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...