Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_okr.mir_.docx | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы по окружающему миру автора О. Т. Поглазовой (УМК «Гармония»).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Закон об образовании РФ.
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (2009)
- Программа по окружающему миру О. ВТ. Поглазова Сборник программ к УМК «Гармония», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2013
- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир . 3 класс. Учебник. Часть 1,2-Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013
- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир . 3 класс. Рабочие тетради. Часть 1,2-Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных
блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания
младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми)
представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением
здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание
любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
В содержательной части программа не изменилась.
Место и роль предмета.
Изучение курса « Окружающий мир» обеспечивает целостность и системность видения мира в его важнейших взаимосвязях, позволяет реализовать межпредметные связи всех дисциплин начальной школы, служит пропедевтической базой для дальнейшего успешного изучения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
В содержании курса интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе, что дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками.
Согласно Федеральному базисному образовательному плану на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Формы организации образовательного процесса.
Виды учебной деятельности:
- Работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями.
- Проведение фенологических наблюдений.
- Выполнение практических работ и мини-исследований.
- Моделирование объектов и процессов.
Формы:
- Дидактические игры
- Уроки в музеях
- Уроки на улицах города
- Уроки-путешествия
- Уроки-семинары(конференции)
- Уроки с элементами исследования
- Кратковременные предметные экскурсии.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.
Технологии обучения.
- Здоровье сберегающие технологии.
- ИКТ
- Технологии развития критического мышления.
- Дифференцированного обучения.
Виды и формы контроля.
Комбинированные и тематические контрольные и проверочные работы, тестовый контроль.
Формы контроля | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | всего |
Практические работы | ||||
Проверочные работы | 1 | 1 | 2 | 4 |
Контрольные работы | 1 | 1 | 2 | 4 |
Экскурсии |
Результаты изучения предмета.
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать.
В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»У ученика будут сформированы: положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, фор-
мирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;умение выделять нравственный аспект поведения, соотно-сить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; понимание важности здорового образа жизни.
У ученика могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; стремление к соблюдению морально-этических норм обще-
ния с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;осознание личной ответственности за своё здоровье и здоро-
вье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученикнаучится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее местодля выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией,
с контурными картами и др.);принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и со-
хранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии
с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);проявлять инициативу в постановке новых задач, предла-
гать собственные способы решения;адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений и выводов; подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков
природных и социальных объектов;наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию
в виде рисунка, схемы, таблицы;использовать готовые модели для изучения строения при-
родных объектов и объяснения природных явлений;осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать
в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые
средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное
к партнёрам.Выпускник получит возможность научиться:оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические,
обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для
выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Ученик научится:
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека,явления живой и неживой природы, формы суши и виды во-
доёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы); приводить примеры представителей разных групп растений
(дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся); описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая
особенности внешнего вида (на примере своей местности); сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения,
животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям; различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья; различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размно-
жения; определять с помощью наблюдений и опытов свойства воз-
духа, воды, полезных ископаемых, почвы; использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сме-
ной дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей
местности);вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения; выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха,
воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схе-
мы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Ученик получит возможность научиться: рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах; вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических
условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям; готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.; пользоваться масштабом при чтении карт; обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и
природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной
форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);моделировать природные объекты и явления (дерево, цвет-
ковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, вклю-
чая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на ос-нове информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач; узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр;
показывать на отдельных исторических картах места из-ученных исторических событий;понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать
(пересказывать) изученные события из истории России;готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии
(репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры; рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Ученик получит возможность научиться:оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших,
быть внимательным к людям с нарушением здоровья;различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
составлять родословную своей семьи;объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью
поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов,
населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;составлять и выполнять режим дня.Ученик получит возможность научиться:сохранять здоровье своего организма, его внутренних орга-нов и органов чувств;следовать правилам здорового образа жизни;соблюдать правила противопожарной безопасности;оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб,
Содержание изучаемого материала.
№ | Содержание | Количество часов |
Изменения в природе и жизни человека | 8 ч. | |
До свидания, лето, здравствуй, осень! | 4 ч. | |
Тела и вещества | 4 ч. | |
Свойства воздуха, воды и почвы. | 10 ч. | |
Зимние изменения в природе и жизни человека. | 5 ч. | |
Организм человека и его здоровье. | 11 ч. | |
Развитие животных и растений. | 9 ч. |
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории Российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические,
химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его
структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с её важнейшими событиями. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связейвсех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира, учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественно-научном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии.
Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы – на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричный предмет» изучается на уроках математики и окружающего мира – закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе – на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их
писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке изобразительного искусства – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке окружающего мира – на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали
на свою одежду, жилища и др. При отборе содержания курса были положены следующие
концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения,
служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). Например, первоклассники знакомятся с разнообразием растений, выявляя их внешние признаки, третьеклассники наблюдают из-менения, происходящие в жизни растений в связи со сменой сезона, рассматривают развитие растения от семени до семени, в 4 классе они изучают способы приспособляемости растений к природным условиям разных природных зон, выявляют значение растений для природы и др. Исторический и обществоведческий материал в курсе представлен на макроуровне – государство Россия (его прошлое
и настоящее) и микроуровне – семья, родной край (город, село, область). В соответствии с хронологическим принципом построения исторического содержания школьники постепенно знакомятся с важнейшими историческими событиями, с выдающимися людь-
ми, памятниками истории и культуры Древней Руси, Московского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. Немало места уделено героической борьбе народов нашей страны с внешними врагами: противостоянию Руси кочевникам,
монгольскому нашествию, крестоносцам, в Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Согласно культурологическому подходу учащиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощённому в искусстве, религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях, обычаях. В содержание курса интегрированы сведения об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.), о старинных ремёслах и способах обработки природных материалов.При этом учащиеся знакомятся с нравственными ценностями и заповедями наших предков, которые определяли их отно-
шение к природе, семье, людям. Кроме того, мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, знакомясь с историей их открытия, ученики узнают, что на нашей планете есть много стран и народов с разным образом жизни, есть памятники культуры
мирового значения, созданные творчеством многих поколений жителей нашей планеты.
При отборе компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и по-
знание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс
становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются
психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания
мира развивают познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему возможность выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации. В соответствии с общими дидактическими принципами си-
стемности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии.
Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением, и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного орга-
низма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье. Изучение естественно-научных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответ-
ствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурномуи историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многие разделы программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «Изучай родной край». С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что
человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется же-
лание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания. Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных,
коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование,презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и
выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, плани-
рование действий по её решению, оценивание результатов дей-ствий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают
различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с
использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели.
При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации – один из основных способов упорядочения информации об окружающем мире.Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные
или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки ис-
следования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектнойгруппе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов
учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных
образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Предусмотрено выполнение краеведческих проектов. Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их лич-
ностные качества. Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системнодеятельностный подход, ориентированный на гармоничноеразвитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая со-
гласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развитая личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и в повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными
учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса «Окружающий мир» обеспечивается логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях тестовых заданий; методическими рекомендациями для учителя, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся. Прежде всего курс, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база курса направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ро-
лей, важности межличностных отношений), гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества – Российской Федерации), исторической памяти (уважения к прошлому своих предков, желания сохранять культурное и историческое наследие). Личности, стремящейся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознающей личную
ответственность за здоровье – своё и окружающих, уважительно и заботливо относящейся к людям с нарушениями здоровья. Формирование универсальных личностных действий осуществляется разными методическими приёмами: через название темы, ориентирующей ученика на значимость изучаемого материала лично для него («Твои первые уроки», «Твоя семья», «Твоя Родина», «Твоё здоровье», «Твои друзья» и др.); через погружение ученика в различные социальные, межличностные, экологические (и другие) ситуации, разрешая которые ему предлагается высказать личное мнение по изучаемой проблеме («Как ты думаешь ... ?», «Согласен ли ты с мнением ... ?», «Оцени, как вели себя дети…», «Оцени поступки…», «Как ты поступаешь в таких случаях?» и т. п.). Развитие познавательных интересов, положительного отношения к учению, осознания своих способностей и желание их развивать формируется по-разному: через включение в содержание учебников дополнительных материалов, не входящих в образовательный минимум; через задания разного уровня сложности – репродуктивного, продуктивного и креативного (задания более сложного уровня помечены специальным значком); через
предоставление возможности выбора учеником своей траектории учения, что отражено в формулировках заданий («Можешь ли объяснить…», «Если хочешь, выполни творческую работу…», «Выбери три задания из тестовой работы...», «Придумай задание для одноклассников…», «Выбери объект для наблюдения, исследования, вариант презентации своего сообщения одноклассникам, учёного, от имени которого…» и др.). Развитие эмо-
ционально-образного мышления, эстетического восприятия природы и объектов культуры осуществляется через содержаниесоответствующих тем («Творения людей вокруг тебя», «Красота природная и рукотворная», «Путешествие по залам музеев», «Природные явления» и др.) и систему заданий, которые нацеливают учащихся на наблюдение прекрасного в окружающем их мире. В учебнике предлагаются стихотворения, репродукции картин, фотографии, по которым учащиеся узнают, как восхищаются
красотой природы поэты, художники, фотографы и другие деятели культуры, а учащимся предоставляется возможность создать свои творческие работы, отражающие их собственное восприятие окружающей действительности (соответственно изучаемому мате-риалу).
Формированию регулятивных учебных действий (умению организовать свою деятельность по решению учебно-познавательных задач), осознанию границ собственных знаний и умений, пониманию перспективы дальнейшей учебной работы, определению
целей и задач на усвоение новых знаний, оцениванию правильности выполнения своих действий, внесению необходимых корректив способствуют различные методические приёмы. Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (при-
нятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые ставятся в учебнике перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетрадях.
Помощь ученику в осознании цели учебной деятельности оказывается словесно, графически, с помощью иллюстраций, а также специальными рамками, обозначенными условными знаками («Вспоминаем из-ученное ранее», «Узнаём новое», «Наблюдаем,
размышляем» и др.). Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе (в учебнике предложены варианты проектных работ, исследований, подсказки к их планированию и презентации). Способность к контролю, самоконтролю и коррекции формируется при подведении итогов урока (проверить правильность своих рассуждений, выводов, сверить своё предположение учащиеся могут, воспользовавшись
содержанием «Копилки знаний»), при выполнении заданий в рабочих и тестовых тетрадях, в которых дана установка на этот вид деятельности («Проверь, научился ли ты пользоваться схемами», «Проверь, умеешь ли ты различать водоёмы, их части и знаешь ли ты правила безопасного поведения на воде», «Проверь свои знания о формах суши, видах водоёмов и умение пользоваться географической картой», «Проверь, хорошо ли ты запомнил основные события из истории своего Отечества», «Оцени свою работу
соответствующим значком», «Подумай, что тебе нужно повторить, чтобы справиться со всеми заданиями» и др.). При изучении курса у младших школьников развиваются
следующие познавательные способности: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков, характерных свойств; устанавливать причинно-следственные связи и зави-
симости между живой и неживой природой, социальными и при-родными объектами, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, после-
довательности их протекания и моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во вре-
мя опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах,в рисунках, в речевой устной и письменной форме. С целью развития выше-упомянутых способностей учащимся предлагаются задания следующего рода: собрать информацию о предмете из-
учения (растении, животном, небесном теле, местности, экологической проблеме, историческом событии и др.), непосредственно наблюдая его, рассматривая иллюстрацию, рисунок-схему, карту и др.; описать наблюдаемые объекты и явления, выделяя их существенные и несущественные признаки, сравнить, распределить на группы изучаемые объекты (дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные, планеты и звёзды и др.), выявить взаимосвязи между объектами (живой и неживой природы,
живых организмов в природном сообществе), приспособляемость живых организмов к среде обитания (в тундре, пустыне, степи и др.); обобщить, систематизировать информацию в словесной, табличной, схематической форме; преобразовать информацию,
данную в изобразительной, схематической и модельной форме, в словесную и наоборот; расшифровать условные знаки (состояния погоды, легенды карты, дорожные знаки и др.); сделать модель(дерева, гриба, холма, реки и др.); выполнить опыт (по изучению
свойств воздуха, воды, почвы и др.).Для развития коммуникативных способностей в учебнике предложены задания, выполняя которые ученик получает возможность обогащать опыт общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
Приглашение к сотрудничеству обозначено специальными значками («Работаем в паре», «Вместе со взрослыми», «В группе») и соответствующими словами («Обсудите», «Предположите», «Оцените», «Выполните»), которые нацеливают учащихся на достижение результата именно через общение и сотрудничество друг с другом или
с группой ребят («Разыграйте сценки приветствия, прощания…», составьте сообщение от имени…», «Обсудите, какие события...» и др.). Таким образом учитель сможет организовать учебный процесс по формированию у учащихся не только предметных знаний и умений, но и личностных, регулятивных, познавательных и ком-
муникативных универсальных действий, а ученик сможет осознать процесс учения, освоить комплекс предметных и метапредметных умений (соответственно возрасту 6,5–11 лет) для успешного продолжения учёбы в основной школе.
Ценностные ориентиры.
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется,необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об
этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты – общее достояние человечества,
её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения дру-
гих, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.Органичное объединение разных областей знания на
основе межпредметных связей.Cоответствие предметным принципам обучения: экологи-
ческому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта
триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир»
Окружающий мир
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата | ||
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Изменения в природе и жизни человека (8 ч) | Земля – наш общий дом | 1 | Урок-беседа | Повторение: разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные. Ознакомление с учебником | Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного растительного мира | Фронтальный опрос | Сообщения, доклады о представителях животного и раститель- ного мира | С. 8–13 | ||
2 | Все изменяется под солнцем. Разнообразие изменений в окружа- ющем мире | 1 | Урок-беседа | Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей | Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент, работа с научно-попу-лярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений | Фронтальный опрос | Энциклопедия | С. 14–21 | |||
3 | Времена года | 1 | Получение новых знаний | Периодически повторяющиеся изменения в природе. Календарь. Наблюдение за изменениями в природе | Знать: – причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; – старинный календарь | Беседа | С. 22–26, № 4 |
4 | Атмосферные явления и погода | 1 | Практическая работа | Ознакомление с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразиями состояния неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Обучение пользованию приборами, определя- | Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками | Самосто-ятельная работа в тетради | Кроссворд на тему «Природные явления» | С. 30–35, задание в рабочей тетради | |||
5 | Необычные атмосферные мявления | 1 | Беседа | Представление о необычных природных явлениях (засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Работа над умением добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений | Знать, какие природные явления характеризуют погоду. Уметь обозначать их условными знаками | С. 45-51, доклады по теме | |||||
6 | Тепло и холод. Температура и ее измерение | 1 | Практическая работа | Формирование понятия «температура». Виды термометров. Разъяс- | Знать устройство и работу жидкостного термометра | С. 36–39, ответить на вопро- сы, № 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
нение относительного ощущения кожей тепла и холода. Значение температуры для живых организмов | Уметь: – измерять, записывать температуру: – работать с научным текстом; – моделировать; – пользоваться измерительными приборами; – делать выводы по результатам простых опытов | ||||||||||
7 | Экскурсия на пришкольный участок. Осенние изменения в окру- жающем мире | 1 | Урок-экскурсия | Наблюдение различных изменений в природе: за облаками, за ветром. Сбор природного материала для гербария | Уметь: – выявить осенние изменения у растений; – измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школь- ного здания | Письменный отчет групп по результатам | |||||
8 | Прогноз погоды | 1 | Наблюдение | Обобщение знаний о характеристиках погоды. Знакомство с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. Работа со схемами | Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: – измерять температуру воздуха, воды; – составлять условными знаками карточку погоды | С. 40–44 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
9–11 | До свидания, лето, здравствуй, осень! (4 ч) | Осень в природе | 3 | Комбинированный | Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных | Знать: – какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жиз- ни растений, животных, причины перелета птиц; – о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках | Беседа | С.52-56 | |||
12 | Осенняя пора | 1 | Обобщающий | Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме | Знать: – об осенних заботах человека; – обычаях и праздниках наших предков | Опрос, | С. 63-71 | ||||
13 | Экскурсия в парк | 1 | Экскурсия | Наблюдение за осенними изменениями в природе; сбор природного материала для гербария | Уметь объяснять осенние приметы | Отчет по материалам экскурсии |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
14 | Путешествие в мир веществ (15 ч) | Осенние явления в жизни животных. | 1 | Практическая работа | Выявление разных состояний веществ. Обучение различию разных состояний веществ. Приведение примеров, подтверждающих выводы | Знать: – что такое «тело», «вещество»; – о трех состояниях вещества. Уметь классифицировать предметы по существенным признакам | Отчет по практической работе | С. 57–61, № 2–5 | |||
15 | Тела и вещества | 1 | Получение знаний | Понятие о молекулах и атомах. Представление о строении вещества | Уметь объяснить расположение и движение молекул в газо-образном, жидком и твердом веществах | Опрос | С. 72-77 | ||||
16 | Удивительные открытия | 1 | Практическая работа | Понятия о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле | Знать: – об открытии простейших; – о клетке; – болезнетворные бактерии, способы борь-бы с ними | С. 78-85 | |||||
17 | Как все устроено в природе (обобщение по теме) | 1 | Обобщение | Систематизация и обобщение знаний о телах и веществах | Уметь: – определять состояние веществ; – ориентироваться в системе полученных знаний |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
18 | Воздух и его свойства | 1 | Получение знаний | Объяснение: что такое воздух. Исследование свойств веществ экспериментальным способом | Знать значение воздуха для жизни на Земле | Опрос | С. 86-91, | ||||
19 | Как используют воздух | 1 | Получение знаний | Выяснение, что воздух – это смесь газов | Знать отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха | Фронтальный опрос. | С. 92-94, № 1–4 | ||||
20 | Движение воздуха | 1 | Комбинированный | Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс | Знать: – что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; – об использовании силы ветра человеком | Опрос | Ураганы, цунами, легенда о мастере Дедале | С. 73–76 | |||
21 | Замечательное вещество – вода | 1 | Беседа | Выяснение значения воды для всего живого на Земле | Знать: – о значении воды на Земле; – об источниках питьевой воды | Опрос | С. 95-102, № 2–5 | ||||
22 | Какими свойствами обладает вода? | 1 | Практическая работа | Определение свойств воды с помощью органов чувств. Формирование знаний об основных физических и химических свойствах воды | Знать свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ | Отчет о проделанной работе | С. 80, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
23 | Очистка воды | 1 | Практическая работа | Понятие «Очистные сооружения». Выяснение, кто и почему загрязняет воду. Ознакомление с методами очистки воды | Знать: – способы очистки воды в быту и в промышленности; – фильтрование | Отчет о проделанной работе | С. 80–81, | ||||
24 | Превращения воды | 1 | Практическая работа | Выяснение опытным путем, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния | Знать, как образуются туман, иней, роса. Уметь отличать три состояния воды в природе | Отчет о проделанной работе | С. 102-106, № 1–4 | ||||
25 | Круговорот воды | 1 | Урок-путешествие | Представление о круговороте воды в природе. Работа над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры, экологического мышления. Задание: проследить за движением капельки воды из океана | Знать принцип круговорота воды в природе | Фронтальный опрос | С. 107-109, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
26 | Плодородный слой земли. Почва, ее состав и свойства | 1 | Практическая работа | Представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа со схемами | Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы | Отчет о проделанной работе | С. 110-114, № 2–4 | ||||
27 | Обитатели почвы | 1 | Полу- чение новых знаний | Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия земли. Представление о круговороте органичных и минеральных веществ в почве | Знать: – правила гигиены при работе с почвой; – понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы | Опрос | С. 115-117, № 4–7 | ||||
28 | Почва – кормилица | 1 | Беседа | Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы и сохранении ее плодородия старинными и современными способами. Выявление при- родных разрушителей почвы | Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы | Фронтальный опрос. Тест | Составление сказок о почве | С. 118-123, № 1 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
29 | Экскурсия по городу | 1 | Урок-экскурсия | Выяснение источников загрязнения воздуха, воды, почвы. Наблюдение зимних изменений в природе | Знать правила экономически грамотного поведения в природе, быту. Уметь называть источники загрязнения воздуха, воды, почвы | Отчет по материалам экскурсии | |||||
30 | Идет волшебница зима (6 ч) | Зима в природе | 1 | Урок-наблюдение | Выяснение особенностей декабря, изменений длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоемов | Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози | Письменные ответы на вопросы, с. 103 | Сочинить сказку о путешествии снежинки | С124-131 | ||
31 | Растения зимой | 1 | Урок-наблюдение | Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой | Знать значение снегового покрова для растения | Опрос | С. 132-136 | ||||
32 | Зимняя пора в жиз- ни животных | 1 | Беседа | Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лед на поверхности водоемов для его обитателей | Знать о зимовке разных групп животных | Опрос | С. 139-149 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
33 | Зимняя пора в жизни жи вотных. | 1 | Комбинированный | Группы животных по внешнему виду. Рассмотрение отличий птиц от других животных, особенностей приготовления птиц к зиме. Выяснение причин перелета птиц | Знать, как помочь птицам пережить зиму. Уметь называть перелетных и оседлых птиц | Письменный опрос, с. 121 | С. 139-149 | ||||
34 | Как зимовали наши предки | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление с обычаями, занятиями, празд- никами наших предков в зимнее время | Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков | Доклады по теме, опрос | Народные календарные праздники игры | С. 150-152вопросы, № 1–3 | |||
35 | Январь – середина зимы | Практическая работа | Выяснение свойств льда и снега. Обобщение знаний о зимних явлениях, особенностях жизнедеятельности человека в зимний период | Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица | Отче о проделанной работе | С. 126– 128 | |||||
36 | Развитие живых организмов | Организм человека . | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы» | Знать: – науки, изучающие организм человека; – основные внутренние органы человека. Уметь объяснять рождение и развитие ребенка | Опрос | С. 6–12, № 1–3 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
37 | Надежная опора и защита | 1 | Беседа | Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки | Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей | Опрос | С. 13–20, № 1 | ||||
38 | Верные помощники – мышцы | 1 | Практическая работа | Понятие о разнообразии мышц, их значении и механизме работы. Гигиенические навыки по уходу за своим организмом | Знать: – назначение мышц, разнообразие; – сухожилия; – работа мышц, их тренировка, состояние усталости | С. 21-23, № 1–2 | |||||
39 | Органы дыхания. Предупреждение их заболевания | 1 | Комбинированный | Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Рассмотрение работы легких. Представление о механизме дыхания. Предупреждение о вреде курения. Формирование навыка сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте | Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу | Опрос | Вред курения. Влияние экологии на дыхание | С.24-27 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
40 | Кровеносная система | 1 | Комбинированный | Ознакомление с органами пищеварения, их работой. Выяснение состава пищи. Представление о компонентах пищи и их значении для здоровья человека. Состав пищеварительной системы. Механизм обработки пищи. Возможные заболевания органов пищеварения | Знать: – органы пищеварения, их роль в организме; – состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: – рассуждать о важности ухода за зубами; – разумно относиться к правильному питанию; – соблюдать чисто- плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения | Фронтальный опрос | Как правильно чи- стить зубы, какую пасту использовать. Как питались наши предки | С. 28-30, № 1–5 | |||
41 | Удивительная жидкость – кровь. Кровь и кровообращение | 1 | Практическая работа | Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия кровяных частиц их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотечениях. Пульс, его измерение | Знать: – основные функции крови, ее состав; – навыки здорового образа жизни; – как беречь и развивать сердце. Уметь: – называть органы кровообращения, их функции; – измерять пульс | Отчет о работе, опрос | С. 31-33, № 1–2 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
42 | Органы пищеварения | 1 | Комбинированный | Формирование знаний о выделительной системе организма. Органы выделения. Объяснение их функций. Рассмотрение необходимости очистки крови. Обучение оказанию пер- вой помощи при обморожениях и ожогах. Представление о механизме работы выделительной системы | Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения | Опрос | Сальные, потовые железы. Их функции. Уход за кожей | С. 34–41, № 1–5 | |||
43 | Органы чувств | 1 | Практическая работа | Ознакомление с органами чувств человека, как источниках информации об окружающем мире, о механизмах работы: зрения, слуха, обоняния, осязания. Обучение соблюдению гигиены этих органов | Знать: – органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; – их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств | Отчет о практической работе | Строение органов чувств | С. 42–49 | |||
44 | Нервная система и ее роль в организме | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение механизма управления | Знать: – значение нервной системы и ее органов в организме; | Опрос | Строение головного и спинного мозга | С. 46-51, № 1–3 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека. Выполнение режима дня и его значение для нервной системы | – что такое память, ее виды и развитие Уметь: – объяснить значение сна, режима дня; – аргументировать понятие «здоровая нервная система»; – развивать свою память, объяснять ее значение для учебы | ||||||||||
45 | Как лечились наши предки | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Выяснение пользы бани | Знать, какими способами лечились наши предки | Опрос | Польза и вред русской бани | С. 61-65 | |||
46 | Организм человека и его здоровье (обобщение) | 1 | Обобщение | Проверка усвоения материала учащимися; обобщение и систематизация знаний об организме человека. Ознакомление с опытом наших предков по сохранению здоровья | Уметь систематизировать учебную информацию в схеме | С. 58, вопросы | |||||
47 | Навстречу весне | Весна света. Весна в неживой природе | 1 | Беседа | Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как из- меняется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребыва- ния на небе, изменение | Знать первые признаки весны в неживой природе. Уметь: – выявлять связи между состояниями неживой природы | Фронтальный опрос в ходе беседы | Как отмечали Масленицу в старину. Старинные обычаи проводов | С. 66-69, № 1–3 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта) | и изменениями в живой природе; – находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; – соблюдать экологически грамотное поведение в природе | зимы и встречи весны | |||||||||
48 | Развитие животных | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Представление о жизненных циклах разных групп животных. Ознакомление с развитием птиц на примере курицы | Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве. Уметь: – прослеживать последовательность развития живых организмов; – предлагать варианты решения экологических проблем | Опрос | Развитие пресмыкающихся | С. 73-75, № 1–2 | |||
49 | Развитие рыб и земноводных | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление со стадиями развития рыб и лягушек | Уметь: – прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; – находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки | Опрос. | С. 76-77, № 1–2 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
50 | Стадии развития насекомых | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление со стадиями развития бабочек, божьей коровки, колорадского жука | Знать: – стадии развития насекомых; – способы борьбы с вредителями культурных растений | Опрос | Стадии развития пчелы и муравья | С. 78-80, № 1–5 | |||
51 | Развитие цветковых растений | 1 | Беседа, практическая работа по уходу за комнатными растениями | Выяснение в ходе беседы признаков живого у растений, условий, необходимых для развития растений. Представление о строении семян цветковых растений и их развитии | Знать: – разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.); – органы цветкового растения. Уметь: – выделять существенные признаки; – устанавливать причины и следствия природных явлений | С. 81-85, № 1–3 | |||||
52 | Корни и стебли растений | 1 | Практическая работа с гербариями | Ознакомление с функциями и строением корней и стеблей, с разны- ми видами корневой системы и стеблей. Представление о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле | Знать функции корня и стебля. Уметь отличать разные виды корневой системы | Отчет о проделанной работе | С. 86-91 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
53 | Листья растений | 1 | Практическая работа | Ознакомление с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выяснение функций листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ | Знать разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Уметь моделировать невидимые природные процессы | Отчет о практической работе с зарисовкой | С. 92-96, № 1–5 | ||||
54 | Для чего цветет цветок | 1 | Практическая работа | Ознакомление со строением цветка, ролью опыления. Выяснение значения насекомых в опылении. Рассмотрение цикла цветкового растения от семени до семени. Размножение растений | Знать: – строение цветка, значение опыления; – цикл цветкового растения от семени до семени. Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов | Опрос | С. 97-100, № 1–3 | ||||
55 | Весна воды, тепла, света и пробуждения природы | 1 | Беседа | Приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездования, появления насекомых. Полевые работы, происходящие в это время | Знать: – приметы весны к началу цветения (апрель, май); – о цветах-первоцве- Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения | Фронтальный опрос | Какие заботы весной были у наших предков. Обычаи старины | С. 104-109 № 1–4 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
56 | Весенние изменения в живой и неживой природе (обобщение по теме) | 1 | Контроль ЗУН. Конференция | Систематизация и обобщение знаний; проверка качества полученных знаний | Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции | Сообщение «Весна в жизни людей» | С. 102, № 1–3 | ||||
57 | Весенние изменения в живой и неживой природе (обобщение по теме) | 1 | Урок-экскурсия | Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе, цветения первоцветов | Уметь: – находить на практике весенние приметы; – соблюдать экологическую культуру; – наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать | Отчет об экскурсии | |||||
58 | Как жили наши предки | История вокруг тебя | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники родного края | Знать: – что и как изучает история, ее значение; – способы познания прошлого; – о быте и культуре своего народа; – понятия «исторические источники и их виды», «археологиче- ские раскопки». Уметь видеть в настоящем опыт преды- дущих поколений | Опрос | Старинные вещи, хранящиеся в семье | С. 110-113, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
60 | Природа в жизни наших предков | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов | Знать: – чем занимались наши предки, как они осваивали природу; – обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя | Опрос | С. 114-116, | ||||
61 | Уклад жизни на Руси | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью | Знать: – значение семьи, родовой общины, племени; – виды жилищ наших предков | Опрос | Старинные жилища родного края | С. 115– 118, | |||
62 | Жизнь на селе в старину | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей | Знать: – как жили в старину на селе; – о старинном быте сельских жителей | Опрос | С.127-132, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
63 | Старинные города | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Формирование понятия «исторический центр», показ его значения и необходимости сохранения старинных построек и памятников | Знать: – строение старинных поселений, их виды; – значение исторического центра современ- ного города, важность его сохранения. Уметь: – добывать информацию из иллюстраций и текста; – охранять памятники старины | Фронтальный опрос | Исторические места родного края | С. 133– 136, | |||
64 | Занятия горожан | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Понятия «ремесло», «ремесленник». Различные виды художественной росписи предметов быта. Воспитание уважения к мастерам своего дела, к людям труда, гордости за свой талантливый народ | Знать: – чем занимались горожане в старину; – старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); – виды художественной росписи предметов быта. Уметь: – добывать информацию из иллюстраций и текста; – приобщиться к старинному ремеслу | Опрос | Старинные промыслы, сохрани-вшиеся в наше вре- мя: гжельская посу- | С. 133–139, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
65 | Торговое дело на Руси | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление с появлением купцов на Руси, с меновой торговлей. Представление, чем торговали наши предки, как появились монеты, бумажные деньги | Знать: – чем занимались купцы в старину; – появление денег; – историю возникновения торговли и денег на Руси; – понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Уметь: – анализировать, сравнивать, обобщать; – сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края | Опрос | С. 143-146, | ||||
66 | Одежда наших предков | 1 | Полу- чение новых знаний | Формирование понятий «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды, о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды | Знать, как одевались наши предки в разные времена | Опрос | Национальная одежда жителей родного края | С. 147–152 |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ознакомление с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных | |||||||||||
67 | Как учились дети | 1 | Полу- чение новых знаний | Ознакомление со старинными школьными принадлежностями, формами одежды. Словарная работа: кириллица – старинный русский алфавит; береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь | Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму | Опрос | Учебные заведения родного края | С. 153– 157, | |||
68 | Изменение быта и культуры наших предков (обобща- ющий урок по разделу) | 1 | Проверочная работа | Обобщение и систематизация полученных знаний о быте и культуре наших предков | Уметь: – выполнять самосто- ятельные задания; – участвовать в играх, театрализациях, конкурсах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....
Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива"
Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива" 2 класс 2012-2013уч.год...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе:· В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс...
пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру
пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру для 3 класса УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа написана на основе- Федерального образовательного стандарта начального общего образования, - Примерной программы начального образования,- авторской программы И.В. П...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"...