Сначала "аз" да "буки",а потом и науки.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Прошкина Татьяна Евгеньевна


Доступно о появлении славянской письменности, о её создателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snachala_az_i_buki_a_potom_i_nauki.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №588

«Сначала «аз» и «буки», а потом и науки»

Внеклассное  занятие

Прошкина Татьяна Евгеньевна,

воспитатель группы продлённого дня.

Санкт-Петербург

Тема: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки»

Задачи: Содействовать формированию у учащихся стремления больше знать об истории своей страны. Расширить знания об истории возникновения славянской письменности, познакомить с создателями азбуки. Совершенствовать навыки чтения. Развивать монологическую речь учащихся. Воспитание уважения к Родине, гордости за Отечество.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник 1 класса – азбука (автор-Горецкий), напечатанные слова пословиц.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Мотивационное начало.

Уважаемые родители! Дорогие ребята!

Сегодня действительно у всех счастливый вид – мы изучили (хором) алфавит!

Прочитайте загадку:                                                                Слайды 2-3

Поселились мудрецы,

В застеклённые дворцы,

В тишине наедине,

Открывают тайны мне.

Какие мудрецы поселились? Какие тайны могут открыть нам книги? Прочитайте высказывание о книге (книга – источник знаний). Как понимаете (Высказывания детей)? А какие загадки, высказывания о книге приготовили вы (говорят дети)? Всегда ли были книги? Подумайте, о чём будем говорить на уроке?

2. Основная часть занятия.

Как раньше люди передавали информацию (устно)? Почему? А кто создал письменную речь? Что вы об этом знаете? Долгим был путь к появлению письменности.                                                                        Слайды 4-6

На грамотность на Руси была распространена гораздо раньше, чем появились на Руси бумага и книги. К этому заключению пришли ученые, обнаружив в Новгороде берестяные грамоты, на которых были сделаны записи. Бумаги на Руси не было. Люди для письма использовали пергамент из кожи или бересты. Многие древнерусские письма и документы в  XI – XV в. процарапывались на березовой коре (бересте). Отсюда и пошло их название – берестяные грамоты. Мы не сможем прочитать это письмо, настолько сильно изменились буквы. Слова на бересте царапали костяной палочкой-писалом. Исписанные кусочки бересты – берестяные грамоты – находят археологи во время раскопок. Первые берестяные грамоты были найдены и прочитаны в Новгороде в 1951 году. При княжеских дворах и в монастырях составлялись летописи, в которые год за годом записывались самые важные события. Подумайте, как называли людей, которые писали летопись?        Слайды 7-9

Да, летописи писали специальные люди-летописцы.

Древняя рукопись                                                                Слайд 10

Почему книги, различные документы в древности называли рукописями? Долгое время книги были рукописными. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписывать от руки толстенные тома для библиотеки. В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги. Ученые историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до 14 века было примерно 100 тысяч экземпляров. Это много.

3. Повторение.                                                                        Слайд 11

Как называется первая книга, по которой мы учились читать и понимать русский язык? (Азбука). Это книга учебная, учебник. Почему? Почему она так называется? Прочитайте в азбуке алфавит. Сколько гласных, сколько согласных в русском алфавите? Почему выделены буквы Ъ, Ь? Прочитайте правильно название букв. Зачем нам нужно знать правильное звучание букв? А почему нужно знать расположение букв в алфавите? (чтобы пользоваться словарями, записными книжками, составлять разные списки и т. д.). Итак, вы знаете, как звучит современный алфавит.

                                                                                        Слайд 12

Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, был создан братьями Кириллом и Мефодием. Они были священниками. Было это очень давно, в 9 веке. Братья Кирилл и Мефодий подарили славянам азбуку, который они пользуются до сих пор. Кирилл и Мефодий почитаются как святые и на Востоке и на Западе. В русском правословии дни памяти святых: Кирилла – 14 февраля, Мефодия – 6 апреля.

                                                                                        Слайд 13-14

Русский алфавит сложился на основе кириллицы и получили название «кириллица» в честь Кирилла. При ее составлении были использованы 24 греческие буквы, большая часть которых получила славянские названия: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро», «есть» и т.д. Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА, которое по существу представляло дословный перевод греческого слова АЛЬФАБЕТ (первые две буквы греческой азбуки называются АЛЬФА и БЕТА или ВИТА), отсюда же позднее возникло и слово АЛФАВИТ.

4. Загадки.

Черные птички на каждой страничке, молчат, ожидают, кто их прочитает. Буквы нашего родного, русского языка. Сколько их? (называем правильно буквы). Всегда ли буквы так назывались, так выглядели? Часть букв было заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. Но сделан лишь маленький шаг на пути познания русского языка. Впереди еще много тайн, которые нам придется открыть.

5. Учебник.                                                                        Слайд 15

Прочитаем в азбуке статью «Первоучители словенские». Кого называют первоучителями словенскими? Как вы понимаете слово «равноапостольные»? За что Кирилла и Мефодия называют апостолами? Кого же называют  первоучителями словенскими?

6. Продолжи мысль…

Если бы не было букв, то … (говорят дети)

7. Основная часть занятия.                                                        Слайд 16

Оригинальность кириллицы проявилась в том, что в ней для обозначения одного звука всегда использовалась одна буква. На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988 г.). Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. В течение тысячелетия существования на русской почве кириллица изменилась не очень значительно.

                                                                                  Слайды 17-19

Святых братьев Кирилла и Мефодия Церковь прославляет как просветителей славян во всем мире и почитает в чине равноапостольных. День памяти Св. Равноапостольных Кирилла и Мефодия – день славянской письменности. В этом празднике соединяются две причины почитания братьев – с одной стороны – их почитают как святых людей, с другой – отдают дань уважения как выдающимся филологам. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменности сохранить язык и культуру славян.

Назовите, день когда вспоминают прсветителей? Почему, прошло столько времени, а их помнят? День памяти Св. Равноапостольных Кирилла и Мефодия – день славянской письменности. Праздник в честь Кирилла и Мефодия – государственный праздник в Болгарии, Чехии, Словакии. В Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая. Начиная с 1987 года и в нашей стране стал проводиться праздник «Славянской письменности и культуры». Официально праздник «День славянской письменности и культуры» установлен указом Президиума Верховного 30 января 1991 года. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.

Русский народ воздает дань памяти и благодарности «славянских стран учителям». Есть в центре Москвы площадь, которая называется: Славянской, посреди этой площади в 1992 году установлен памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. В руках у них – священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ христианства.

                                                                                Слайд 20-22

В 1710 г. Петр I ввел близкий к современному гражданский шрифт, который ныне используется для 70 языков. Царским указом было велено упростить правописание и отменить буквы «юс большой», «юс малый», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите. В дальнейшем были исключены 12 букв, ставших ненужными. Во второй половине 18 века русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «и краткое» и «Ё». Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром I в 1708 г. Его называют гражданской азбукой. При Петре Великом были внесены изменения. Какие? 11 букв исключены и были изменены начертания некоторых букв.

                                                                                Слайд 23-26

На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Посмотрите, как выглядели буквари ваших родителей, бабушек и дедушек. Скажите, какая же у всех первая школьная книга? (два ученика читают выученное стихотворение про букварь). У вас на столе «рассыпалось» предложение, соберите его. Прочитайте. (Букварь – первая книга для обучения грамоте).

                                                                                Слайд 27-31

8. Игра

На чем писали русские люди в древности? Чем писали? Создатели славянского алфавита… Назовите День славянской письменности.

9. Работа с пословицами.

У вас на столе лежат напечатанные слова, прочитайте, посоветуйтесь друг с другом и назовите пословицу. Объясните, как вы ее понимаете. (говорят дети)                                                                                Слайд 32

10. Работа с загадками.

Какие загадки о книге вы знаете? (Дети загадывают загадки). Какими были книги в старину? Кто их писал? Как себе это представляете? Слайд 33

11. О первопечатнике И. Фёдорове.                                Слайд 34-38

Со временем появился первый печатный станок. Сначала ручной, а потом – настоящий. Первый печатный станок Ивана Фёдорова 1563 год. До этого книги писались от руки, а появлением печатного станка, по указанию царя Ивана Грозного, книги стали печатать. Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова, стал «Апостол», работа над которым велась почти год. Первая в России печатная книга для обучения чтению была выпущена более 400 лет назад тоже Иваном Фёдоровым. Она содержала необходимые правила грамматики знакомила детей не только с буквами, но и с числами. В ней много поучительных афоризмов, наставлений, изречений.

Буквари, да и другие учебники были самыми читаемыми книгами на Руси. Авторами первых русских букварей были справщики (редакторы) Московского печатного двора. Создатель «Букваря языка славенска, сиречь начало учения детем…» (1634 года) – «подьячий сын Василий Бурцев» (Бурцов-Протопопов).

Объясните значение слова «первопечатник».

Памятник И. Фёдорову в Москве.                                        Слайд 39

А в нашем городе есть типография его имени                        Слайд 40

Эти книги напечатаны в этой типографии. Качество печати всегда было на высоком уровне.

12. Итог.                                                                        Слайд 41

1. Кто такие Кирилл и Мефодий?

2. В чем заслуга этих святых?

3. Прочитайте, что такое летописи? (читают из азбуки)

4. Кто был самым известным русским летописцем? Прочитайте в азбуке.

5. Как и на чем писали славяне?

6. Почему славянская азбука называется «кириллицей»?

Посмотрите – это тоже книга. Прочитайте, как она называется? (Толковый словарь Ожегова). Это тоже книга. Почему она так названа? (ответы детей). Предлагаю найти толкование, объяснение слова ТИПОГРАФИЯ. Как будем действовать? (будем находить слово по АЛФАВИТУ). Назовите, как называется хранилище для книг? (БИБЛИОТЕКА). Прочитайте слова на слайде: как хорошо уметь читать! На следующем уроке пойдем записываться в школьную библиотеку.

13. Рефлексия.

Продолжите фразу:

Теперь я знаю что …

Я не забуду что…

Мне не очень понятно…

14. Задание.

Дома пожалуйста выучите алфавит, в библиотеке нам это пригодится

Спасибо за занятие                                                        Слайд 42

15. Занятие закончено.

Спасибо всем.                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сперва аз да буки, а потом другие науки».

24 мая - День славянской письменности и культуры. Праздник известен  как день памяти первоучителей славянских народов - святых братьев Кирилла и Мефодия.К этому дню наш класс подготовил внеклассн...

«Сначала Аз да Буки, а потом и науки» внеклассное мероприятие

Внеклассное  мероприятие  посвящено  празднованию Дня  Славянской  письменности  и  культурыЦель  мероприятия:Привитие детям  любви к  род...

Сначала "аз" да "буки",а потом и науки.

Доступно о появлении славянской письменности, о её создателях....

Внеклассное мероприятие на тему: "Сначала Аз да Буки, а потом и науки.

разработка внеклассного мероприятия с презентацией для 2 класса на тему:  "Сначала Аз да Буки, а потом и науки....

Сперва АЗ да БУКИ, потом науки

Методические рекомендации к выступлению обучающихся начальной школы на празднике, посвящённом Дню российской науки....

Научно-практическая конференция "Сначала аз да буки, а потом-науки"

Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну прочитай ещё страницу!»Не надо звать,Не надо ...

Классный час для начальной школы "Счастлив потому что здоров. Здоров потому что счастлив.

Классный час для начальной школы "Счастлив потому что здоров. Здоров потому что счастлив....