Научно-практическая конференция "Сначала аз да буки, а потом-науки"
материал

Валко Алена Владимировна

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
                                                         (В.Берестов)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_sperva_az_da_buki_a_tam_-_i_nauki.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уярская средняя общеобразовательная школа №40»

«Сперва аз да буки, а там -  и науки»

Выполнила: Молчанова Татьяна  – уч-ца 3 «Б» класса

Руководитель Валко А.В. , учитель начальных классов

Уяр, 2014 г

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛФАВИТА
 

1.1. Что такое алфавит и азбука……………………………………………..4

1. 2 . Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки ………………..4

1. 3. Дальнейшее развитие русской азбуки ..………………………….……7

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Что дает знание алфавита…………………………………………….....8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………..…………………………….. 9


ВВЕДЕНИЕ

Читалочка.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
(В.Берестов)


        Я дружу с книгой давно. Сначала для меня читали мама и папа, а теперь я сама могу в любое время сесть и прочесть какую-нибудь сказку или стихотворение. С тех пор как я научилась читать, я стала чувствовать себя самостоятельней и взрослей. Но ведь все слова состоят из букв, без которых не смогло бы существовать само чтение. В последнее время меня очень стало интересовать, откуда же произошли буквы, кто их придумал, как они изменялись со временем. Именно поэтому
целью моей работы стало знакомство с историей создания алфавита.

Для достижения цели были поставлены следующие
задачи:
-узнать, что такое алфавит и азбука;
- выяснить, кто и когда придумал алфавит;
- познакомиться с дальнейшим развитием азбуки;
-выяснить, зачем нужен алфавит;
- провести небольшой опрос среди учащихся первого  класса.
        Для себя я решила, что знакомство с историей развития русской азбуки не только расширит мой кругозор, но и повысит интерес к чтению. Кроме того, я могу поделиться своими знаниями с одноклассниками.

 Объект исследования: русский алфавит.
Предмет исследования: история создания русского алфавита.
Гипотеза исследования: я предположила, что:
- алфавит был создан давно и у него есть создатели;
- слова алфавит и азбука означают одно и тоже;
- знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни;
-мои одноклассники не знают историю развития азбуки.
        Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, сравнительный анализ, игровой метод, обобщение.


 ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛФАВИТ

1.1Что такое алфавит и азбука

Слово «алфавит» произошло от названий первых букв греческого алфавита
«альфа» + «бета» (правильнее вита) в XVI веке.
Алфавит или азбука – это буквы, расположенные в определенном порядке.
 Слово «азбука» произошло от названий первых букв русского алфавита:
Азбука = аз + буки. Слово «азбука» пришло к нам в XIII веке.
Алфавит, которым мы пользуемся сейчас, выглядит так:

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/352/351642/351642_html_4f2a70c1.jpg


1.2. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки
В энциклопедии «Я познаю мир» (2) сказано, что у англичан алфавит состоит всего из 26 букв, у греков из 24, а у русских- целых 33 буквы! А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно- с 1918 года, а раньше...
Раньше была
кириллица- азбука, составленная в конце 9 –начале 10 века Кириллом и Мефодием, братьями из Солуни (ныне Салоники в Греции), на основе греческого алфавита. Было в ней 43 буквы, у каждой свое название - аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твердо, ук, ферт, и так далее.

Выглядела она так:






        Писатели составляли для легкости запоминания целые предложения из этих слов, например, аз-а, буки-буквы, ведаю-знаю. Глаголю-говорю, добро- хорошо, есть-жить... Или рцы- говори слово твердо. Сочинялись стихи, была даже азбучная молитва. Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова.
        Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете-аз-мыслете-аз». Что получилось? Оказывается – «мама». Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать? Только самые усидчивые и настойчивые дети осваивали чтение.
В старину учились дети,
их учил церковный дьяк,
приходили на рассвете
и твердили буквы так:
А и Б - Аз и Буки,
В как Веди, Г - Глаголь.
И учитель для науки
по субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
наша грамота была.
Вот каким пером писали -
из гусиного пера.
        Большинство людей в древности не умело читать и писать. Поэтому самые лучшие, самые умные люди стали думать над тем, как облегчить детям заучивание непонятных букв. Как сделать это занятие более интересным и занимательным. Азбуки стали оформлять тщательно выполненными красивыми рисунками. Название букв упростили и придумали азбуку, в которой были изображения предметов, названия которых начинались на ту или иную букву алфавита. Этот способ запоминания букв используется до сих пор. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди-братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Именно ту, которую мы изучаем.
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодии 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности.
1.3. Дальнейшее развитие русской азбуки
        Азбука, созданная Кириллом и Мефодием, очень отличается от той, которой мы пользуемся сейчас. Как же она изменялась со времен? Пришел 1708 год, Петр Ị изменил азбуку: он сделал проще написание некоторых букв, ввел так называемый
« гражданский шрифт».
        И все-таки правописание оставалось сложным. Попробуй запомнить, когда нужно писать «иже», а когда « и с точкой». Да еще и «ер»- твердый знак. Его ставили в каждом слове, заканчивающемся твердой согласной. Эти сложности сохранялись до 1918 года, когда была проведена очередная реформа правописания.
Число букв сократилось до 33, упростили названия букв ( вместо «аз», « буки», «веди»- «а», «бэ», «ве» и т.д), перестали писать «ъ» в конце слова. Осваивать грамоту стало гораздо легче.
А от кириллицы в нашей речи остались поговорки. Например, о неграмотном, пишущем с ошибками человеке говорят: «Он пишет «корова» через «ять». То есть пишет букву, которой в этом слове нет.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Что дает знание алфавита
Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.
Знание алфавита помогает найти нужное слово в справочнике, энциклопедии, словаре. Помогает найти нужную книгу в библиотеке.
В библиотеке нашей
На полке, дружно в ряд,
Для школьников несметные
Сокровища стоят.
В конце исследования я провела среди одноклассников опрос. Были предложены следующие вопросы:
-Любите ли читать?
- Знаете ли вы, что такое алфавит?
- Кто придумал алфавит?
-Зачем нужен алфавит?

В опросе приняли участие 23 человека. Результаты опроса следующие:


1. Любят читать- 23 (100%)

2. Знают, что такое алфавит- 6 (20%)
3. Знают, кто придумал алфавит- 0
4. Знают, зачем нужен алфавит-18 (90%).
        Меня порадовало, что мои одноклассники тоже любят читать и большинство из них знает, зачем нужен алфавит. Значит, мы можем не только обмениваться книгами, но и обсуждать прочитанное.
Как я и предполагала никто из них не знает, кто и когда придумал алфавит.

        Я решила поделиться своими знаниями об истории алфавита с одноклассниками на классном часе. Также я составила для них интересные задания, помогающие понять, насколько познавателен и интересен был мой рассказ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
        Теперь я узнала, откуда же произошел русский алфавит, кто его придумал. Также я ознакомилась с развитием нашей азбуки, и с теми людьми, которые повлияли на ее изменение. Сейчас в русском алфавите 33 буквы, он стал более понятен и не сложен в запоминании.
Теперь, когда я читаю свои любимые книги, меня не мучает вопрос, как появились буквы. И поэтому, чтение стало доставлять мне еще большее удовольствие
Знание - это сила!

И за это АЛФАВИТУ: «Спасибо!»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"

Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"...

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...

Сперва АЗ да БУКИ, потом науки

Методические рекомендации к выступлению обучающихся начальной школы на празднике, посвящённом Дню российской науки....

Статья -публикация в сборнике- Материалы Республиканской научно-практической конференции "Научный потенциал-XXI"

Принимала участие в республиканской конференции Научный потенциал в 2020г....

Статья.Выступление на городском научно-практическом семинаре "Практические методы развития инновационного образовательного поведения школьника"

Потенциал УМК "Школа России2, как ресурса формирования функциональной грамотности школьника. Формирование читательской грамотности ( от читательских действий к пониманию текста)...