Работа с дошкольниками
проект по окружающему миру по теме

Шелковникова Татьяна Георгиевна

Дети предшкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создаём условия для поисково-исследовательской деятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_proekt.docx852.1 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно –  исследовательский проект

«Лук – зелёный друг»

Мир вокруг себя дети познают практически, а практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для подготовки ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети предшкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создаём условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, используя для этого огород на окне.

 Актуальность темы: это растение находится в большом почёте и используется в основном его малая часть: репчатый – в суп, да зеленый – в салат. Еще лук богат витаминами, используется как лечебное средство в народной медицине и в косметологии.

Цель проекта: формировать экологическую воспитанность предшкольников, активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи:

 1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях.

 2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.

 3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.

 4. Учить бережно относиться  к природе.

 5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

6. Научить детей видеть результат своего труда.

Участники проекта: дети 6 лет, педагоги Предшколы и родители.

Достичь цели данного проекта можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности и последовательности, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принципа наглядности.

Проект долгосрочный.

Предварительная работа: Знакомство и инсценировка  художественного произведения Дж. Родари  «Чиполлино», чтение стихотворений о луке, заучивание пословиц и поговорок, разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают  овощи на огороде и дома.  Проведение  экологической  акции «Лук от семи недуг», презентация «История лука».

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный ( 1 неделя).

В  помещении  предшкольной группы мы разбили грядки на подоконнике.  Но  прежде чем начать эксперимент была проведена предварительная работа: вместе  с  детьми изготовили  дневник наблюдения,  подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах. Была показана презентация детям «О луке». Была проведена акция с детьми «Лук от семи недуг». Познакомили детей с разделом из детской энциклопедии о луке. Узнали  что существует более 400 видов лука, ( лук батун, шнитт –лук ,лук репчатый, лук – порей). Узнали о том, что  в России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке, даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей от всех болезней. Это была здоровая и полезная пища.  Дети теперь знают, что лук, это лекарство. У лука есть особые летучие вещества – фитонциды,  убивающие многие виды болезнетворных микробов. Кусочка лука достаточно,  чтобы убить всех микробов в полости рта.

Во время проекта проводилась работа с родителями:

—  Конкурс рисунков

—  Сочинение сказок

—  Выпуск газеты «Блюдо из лука»

—  Поиск информации о луке

2 ЭТАП – исследовательский.

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-8D8A92\Рабочий стол\лук\лук\DSC01398.JPGC:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-8D8A92\Рабочий стол\лук\лук\DSC01401.JPG

В начале февраля мы принесли лук, и обрезали им верхушки. Лук выращивали в контейнерах и в баночках в разных условиях. Для удобства и наглядности баночки и контейнера пометили цифрами и наклейками разного цвета: Солнце – жёлтый цвет, тепло – красный, вода – голубой, удобренная почва – тёмно – коричневый цвет, неудобренная почва светло – коричневый цвет, нет воды – белый. 

1 -  солнце, тепло, вода

2 – нет солнца, тепло , вода

3 - солнце, тепло и вода, неудобренная почва

4 - солнце, тепло и вода, удобренная почва

5– солнце, тепло

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-8D8A92\Рабочий стол\лук\DSC01686.JPGC:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-8D8A92\Рабочий стол\лук\лук\DSC01606.JPG 

Дети наблюдали за ростом лука, поливали, проводили эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек Результаты экспериментов фиксировали в  дневнике наблюдения. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-8D8A92\Рабочий стол\лук\DSC01690.JPGC:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-8D8A92\Рабочий стол\лук\DSC01685.JPG

3 ЭТАП – заключительный.

 Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

И в конце нашего эксперимента вместе с детьми выявили условия для роста лука:

Луку, как и любому растению, нужны : свет, тепло, воздух, вода, человек.

Мы сделали вывод:

  1. Зелёный лук – полезен для здоровья человека.
  2. Лук используют в кулинарии, и блюда с луком получаются вкуснее, имеют особый аромат.
  3. Лук – растение длинного дня.
  4. Без воды при солнечном свете не растёт, не важны для роста зелёного лука солнечные лучи.
  5. Лучшее условие для роста этого полезного растения – много воды, свет, тепло и удобренная почва. 

Выращенный лук был подан к обеду.

Результат:

 1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями  роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.

 2. У дошкольников сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений. Наши дошкольники очень довольны результатом!

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-8D8A92\Рабочий стол\лук\DSC01688.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по русскому языку для работы с дошкольниками.

В данной программе представлена характеристика опыта работы с дошкольниками. Программа обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять предложения, опис...

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Педагогическое эссе "Просто я работаю с дошкольником!"

Педагогическое эссе "Просто я работаю с дошкольником!"...

Статья: "Здоровье сберегающие технологии и пути их реализации в работе с дошкольниками"

 В  настоящее время   является актуальным вопрос  оздоровления   детей и подростков, т. к. именно в этом возрасте    формируется осанка, идет активный рост и ...

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками по временам года . "Зима"

По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозгаРазвитие движений пальцев рук, их координированность находится в прямой связи с развитием речи....

Комплект материалов для логопедической работы с дошкольниками "Учимся, играя!"

Использование интерактивных игр на логопедических занятиях....

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками по временам года."Весна"

По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозгаРазвитие движений пальцев рук, их координированность находится в прямой связи с развитием речи....