"Охрана растений и животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Кауфман Анжелика Олеговна

Цели:

-учить определять  и формулировать тему и цели урока;

-учить извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (учебника, опорного конспекта, дополнительной  справочной литературы, словаря, юридического документа);

-познакомить с некоторыми конкретными представителями охраняемых растений и животных;

-сформулировать соответствующие правила поведения человека в природе;

-воспитывать любовь к родной природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okhrana_rasteniy_i_zhivotnykh.docx52.01 КБ
Office presentation icon okhrana_rasteniy_i_zhivotnykh.ppt1.55 МБ
Файл prilozhenie_1.docx272.76 КБ
Файл prilozhenie_2.docx67.41 КБ
Файл prilozhenie_3.docx56.66 КБ
Файл prilozhenie_4.docx452.29 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кауфман Анжелика Олеговна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска  СОШ № 20

Предмет: окружающий мир

           Класс: 3 класс

          Тип урока: комбинированный урок

           Вид урока: урок - практикум

          Дата проведения: ноябрь

Технологическая карта изучения темы

"Охрана растений и животных"

Тема

"Охрана растений и животных"

Цели

-учить определять  и формулировать тему и цели урока;

-учить извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (учебника, опорного конспекта, дополнительной  справочной литературы, словаря, юридического документа);

-познакомить с некоторыми конкретными представителями охраняемых растений и животных;

-сформулировать соответствующие правила поведения человека в природе;

-воспитывать любовь к родной природе

Основные понятия

меры охраны природы

Межпредметные связи

интегрированный краеведческий курс, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-Окружающий мир: учебник для 3 класса (в двух частях) /А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2010.;

- презентация;

-фотографии растений и животных (Приложение 1);

- опорный конспект (Приложение 2);

- контурная карта (Приложение 3);

-условные знаки (Приложение 4);

-справочные пособия: Животный мир нашей родины /В.П.Герасимов. М. – Просвещение, 1985.;  Растительный и животный мир Мурманской области / О.А.Макарова. Мурманск,1997.;

-Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М.:ООО «А ТЕМП», 2006.;

-Конституция РФ / М. – Инфа-М, 2004.;

- карта Мурманской области;

- контурные карты

Условные обозначения

Формы работы

фронтальная, парная, групповая

Этапы  урока

Ход урока

I. Организационный момент

(Подготовленный ученик читает стихотворение Н.А.Заболоцкого «Просьба».)

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля! (СЛАЙД)

II. Формулирование темы и целей урока

-Почему наш сегодняшний урок мы начали с такого тревожного стихотворения?

-О чём просит природа?

-Определите самостоятельно тему нашего сегодняшнего урока. (СЛАЙД)

-Какие цели поставим на урок?

-Сегодня на уроке вы познакомитесь  с некоторыми конкретными представителями охраняемых растений и животных, сформулируете соответствующие правила поведения человека в природе, будете самостоятельно, в группах, в парах находить нужную информацию по данному вопросу в опорном конспекте, учебнике, справочном пособии, толковом словаре, юридическом документе. (СЛАЙД)

III. Открытие нового знания

Задание 1.

-Работаем в группах. Каждая группа получает фотографию редкого  животного или растения, и справочное пособие, в котором вы должны будете найти описание  его места обитания или произрастания. (Приложение 1)

-Как будете искать нужную информацию?

1 группа-леопард

2 группа - стерх

3 группа- бабочка

4 группа- кувшинка

-Найдите в пособии  причину, которая явилась главной в уменьшении их численности.

Проверка.

-Слушаем, какую информацию вы отыскали.

По одному человеку от группы отвечают. (СЛАЙД) Учитель по мере ответов вывешивает на доску табличку с причиной исчезновения.

1 группа

Неумеренная охота

2 группа

Хозяйственная деятельность человека

3 группа

Неумеренная охота

4 группа

Сбор букетов

Задание 2.

Работа с учебником.

-Какие ещё причины влияют на уменьшение численности животных и растений?

-Данную информацию найдите в учебнике, обсудите в парах.

-Что вы узнали? 

Дети отвечают, учитель продолжает  вывешивать  на доску таблички.

Проверка.

Растения                                                              Животные

Неумеренная заготовка лекарственного сырья

Неумеренная рыбная ловля

Случайное уничтожение

                                                                                           

Вытаптывание

     

Фактор беспокойства            

   

Неправильное поведение человека в природе

-Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным и растениям вреда?

Задание 3.

-В нашей стране ведётся большая работа по охране животных и растений. Охота на редких животных запрещена или ограничена, ограничена и рыбная ловля. Запрещено собирать редкие растения. Мы с вами уже знаем о Красной книге, каждый из вас составлял свою Красную книгу.

-Знаете ли вы, какие ещё существуют меры охраны животных и растений?

-А ещё есть места, где животные и растения находятся под особой охраной. Как они называются?

-Что такое заповедник?

Работа со словарём.

-Поработайте в группах. Выясните значение данного слова в толковом словаре С.И. Ожегова.

-Что вы выяснили? (СЛАЙД)

-Кто был в заповеднике? Как он назывался?

Работа с картой.

-Покажите это место на карте Мурманской области. (СЛАЙД)

-В Мурманской области есть и другие заповедники. Найдите информацию о них в опорных конспектах.

(Приложение 2)

-Отметьте в контурных картах места этих заповедников. (Приложение 3)

Физминутка

Проверка.

-О каких заповедниках вы узнали? Покажите на карте их расположение.

-Где ещё можно увидеть редкие растения и животных. Найдите эту информацию в опорном конспекте.

-Кто знает, что такое заказники?

-Только ли редкие и исчезающие виды животных и растений требуют охраны? Почему? Докажи свой ответ.

Задание 4.

-У каждой группы на столе Конституция РФ.

-Что такое Конституция? Найдите и прочитайте статью, посвящённую охране природы.

-Зачем нужно охранять растительный и животный мир?

IV. Применение полученных знаний

-Для закрепления изученного предлагаю следующее задание: «зашифруйте» и нарисуйте правила поведения людей в природе условными знаками. Мальчики - по охране растений, девочки - животных. (Приложение 4)

Проверка.

- Что у вас получилось? (Знаки вывешивают на доску.) 

VI. Итог урока

-Какую новую для вас информацию, и из каких источников вы узнали?

-Какие  открытия сделали?

-Как нужно вести себя в природе, чтобы не навредить растениям и животным?

-Где можно узнавать о жизни растений и животных?

-Как была организована ваша работа на уроке по поиску данной информации? 

-Я попрошу руководителя каждой группы отметить  работу наиболее активных ребят на сегодняшнем уроке.

VII. Рефлексия

-Теперь сами оцените свою работу.

- Нарисуйте птицу  на ступеньке, которая соответствует вашему впечатлению от урока.

                                                                                       интересно

                                                             познавательно

        

                                               поучительно

        скучно

Домашнее задание

-Найдите информацию о заказниках Мурманской области.

-Где будете искать? (Интернет, справочники.) 

-Запишите найденные сведения, подготовьте небольшое сообщение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

http://wallhd.at.ua/_ph/12/2/931818123.jpg

http://static2.aif.ru/public/article/big/363/3fa6337ffc1e0d497ac2f894b4ae7084.0.jpg

http://www.okartinki.ru/index.php?option=com_datsogallery&func=wmark&mid=873

http://img01.chitalnya.ru/upload/419/6988590117543936.jpg



Предварительный просмотр:

Опорный конспект

В Мурманской области находится 61 особо охраняемая природная территория (ООПТ) общей площадью 122,4 тыс. га (8,44% площади области), в которую входят 3 заповедника (363,6 тыс. га), 11 государственных природных заказников (854,4 тыс. га) и 47 памятников природы (4,4 тыс. га).

Лапландский государственный биосферный заповедник 
Площадь заповедной территории -278 435 га. Площадь охранной зоны -27 998 га. Богатство биологического разнообразия заповедника обусловлено географическими, ландшафтными и климатическими условиями. Старовозрастные леса, возраст которых колеблется от 3000 до 9000 лет, животный мир слагается из арктических, сибирских и европейских видов. В настоящее время на территории заповедника сосредоточенно крупнейшее в Скандинавии стадо диких северных оленей, насчитывающее более 1000 животных. Первые зоологические исследования на современной территории заповедника были проведены в конце 19, а ботанические в начале 20 веков. Систематическое наблюдение явлений и процессов в природе началось с 1930 года, момента организации заповедника. С тех пор вся информация  фиксируется в "Летописи природы", отчетах, монографиях, научных публикациях.

Кандалакшский государственный природный заповедник 
Площадь заповедной территории -70,5 тыс. га. (из них 49,6 тыс. га морские акватории). Его территория расположена на Баренцевом и Белом морях и состоит из многочисленных морских островов разной величины, участков материка и прилегающей к ним акватории. Острова и материковый участок на Баренцевом море находится в зоне тундры, а на Белом море -в зоне тайги. В своей деятельности заповедник уделяет наибольшее внимание сохранению морских и прибрежных экосистем, а так же изучению морских птиц - уток, чаек, частиковых и других.

 Государственный природный заповедник "Пасвик" 
Площадь заповедной территории -14 727 га. Заповедник "Пасвик" был организован в результате сотрудничества в области охраны природы России и Норвегии в 1992 и 1993 годах на пограничной реке Паз. Основная задача заповедника "Пасвик" - сохранение участка реки Паз, охрана и изучение сосновых коренных лесов на северной границе лесной зоны, сохранение водно-болотных угодий и изучение птиц, особенно водоплавающих, а также популяции лося на северном пределе ареала. На пограничной реке Паз, берущей начало из финского озера Инари, несколько десятков лет назад было построено семь электростанций. Это привело к изменению гидрологического режима территории и образованию богатых водно-болотных угодий, привлекших многие виды птиц. По сравнению с началом века (1907 год), когда было зарегистрировано 172 вида, к концу века (1987) более 200 видов. Очень важно и то, что по берегам реки сохранились коренные сосновые леса, по-видимому, самые северные в России и даже в Европе.

http://www.laidinen.ru/photos/my%20geography/russia/murman_obl/murm_obl_map_map_oopt.gif



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Лика_2.TC\Мои документы\Downloads\7b.jpgC:\Documents and Settings\Лика_2.TC\Мои документы\Downloads\7b.jpg



Предварительный просмотр:

Рисунок 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Урок окружающего мира по теме:"Сохраним удивительный мир растений и животных". Охрана природы».

Тема урока: «Сохраним удивительный мир растений и животных. Охрана природы». Задачи урока:повторение и систематизация знаний о растениях, животных; анализ умений учащихся классифицировать предметы ...

Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.

Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

Охрана растений и животных. Проверочная работа

)Охрана растений и животных. Проверочная работа. Презентация....

урок окружающего мира по теме "Красная книга. Охрана растенией и животных"

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга. Охрана растений и животных" для учащихся в 3 классе. На данном уроке учащиеся знакомяться с понятием "Красная книга", узнают какие бывают ст...

Охрана растений и животных водоемов

урок- презентация по "Познанию мира" в 4 классе...