Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Ефремова Наталья Ивановна

Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по курсу «Познание мира» 4 класс.

Тема: «Растения и животные водоёмов. Охрана растений животных и водоёмов».

Цели урока:

а) образовательная: сформировать у учащихся представление о водоёме как природном сообществе;

б) развивающая: развивать умение работать с картой; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

в) воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

Тип урока: усвоение нового материала.

Ключевые понятия: живая и неживая природа, водоём как природное сообщество, пресные и солёные водоёмы, растительный и животный мир водоёма, цепи питания.

Оборудование: физическая карта Казахстана, презентация «Растения и животные водоёмов. Охрана растений и животных водоёмов», флипчарт, фото растений и животных водоёма,  интерактивная доска, компьютер, учебник, тест с альтернативным ответом, оценочные листы.

Ход урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы, приёмы, формы работы

Средства обучения

Ι. Организационный.

Этап актуализации знаний учащихся.

1. Повторение материала, необходимого для перехода к изучению нового.

Мы все снимаем угол свой у матушки - природы,
И крыша нам над головой - суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас - спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!

(Поурочные разработки по курсу окружающий мир. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. Москва. "ВАКО". 2004.)

- В природе всё взаимосвязано.

- Скажите, как связаны между собой живая и неживая природа?

- Какие условия необходимы растениям для жизни?

- Какие условия необходимы животным для жизни?

- Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах и сообществах.

Общеклассная устная работа (беседа).

Эл. презентация, Microsoft Power Point , слайды №1-2

ΙΙ.Этап целеполагания.

1. Определение темы урока, постановка целей.

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность через осознание целей урока.






























































1.Создание проблемной ситуации.

.


-Как вы понимаете термин «природное сообщество»? (ответы детей)

-Природное сообщество – это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определённым условиям окружающей среды.

-Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.

Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то будут появляться буквы ответа.

 Ответ: ВОДОЁМ

Загадки:      

1. Посреди поля
   Лежит зеркало,
   Стекло голубое,
   Рама зелёная. (Озеро)

2. Все обходят это место:
   Здесь земля
   Как будто тесто;
   Здесь осока, кочки, мхи:
   Нет опоры для ноги. (Болото)

3. Чуть дрожит на ветерке
   Лента на просторе,
   Узкий кончик в роднике,
   А широкий - в море. (Река)

 4. Молодые берёзки
    Свои перед нами
    Поправляют причёски.
    И месяц, и звёзды -
    В нём отражается:
    Как это зеркало называется? (Пруд)

5. К маме речке бегу
   И молчать не могу.
   Я её сын родной,
  А родился - весной. (Ручей)

6.  Шириною широко,
    Глубиною глубоко,
    День и ночь о берег бьётся.
    Из него воды не пьётся,
    Потому что не вкусна -
    И горька, и солона. (Море)

- Почему водоём мы можем назвать природным сообществом?

- Ответ на этот вопрос мы должны получить в конце урока.

- Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить о водоёме, чтобы представить его как природное сообщество? (ответы детей)

-Да, на уроке будем говорить о водоёмах. Узнаем о растениях и животных водоёма, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества. Создадим картину пресного водоёма и рассмотрим связи, которые существуют в нём.

- Как вы представляете, что такое пресный водоём? (Представление учащихся о водоёме.)

- Пресный водоём – водоём с пресной водой, расположенный в естественных углублениях земной поверхности.

- Какие умения необходимо развивать, чтобы изучить новый материал? -  Что мы сейчас определяли? (Цели урока)Слайд № 7 «Цели урока»

Общеклассная устная работа (беседа).


Работа с термином.



















































































Работа с термином.














































































Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайды № 3-6













ΙΙΙ.Изучение нового материала.

а) Водоёмы на карте Казахстана.

1.Развитие познавательного интереса учащихся через включение их в активную учебную деятельность.



Пресные водоёмы на карте Республики Казахстан.

- Покажите на карте крупные водоёмы Республики Казахстан.

- Какие из них являются солёными, пресными?

Общеклассная устная работа  

(беседа). Работа с географической картой РК.

Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайды № 8-9




















б) Разнообразие  растений водоёма. Их приспосабливаемость к жизни в водоёме и возле него.































Первый объект нашего изучения - типичные растения водоёмов и их приспосабливаемость к жизни в водоёме и возле него.

-  Посмотрим, какие растения живут в водоёме и растут возле него.


-  Пользуясь карточками с изображением растений, растущих возле водоёма, инструкционной картой, вы должны подумать и ответить, как растения приспособились к природным условиям водоёма.


-  Растения имеют  длинные узкие листья, прочные гибкие стебли высотой до 3 м (зависит от уровня стояния воды), корневища толстые длинные ветвистые, прикреплены ко дну водоёма (камыш, рогоз, тростник);

корни не прикрепляются ко дну, а являются органом равновесия, способным поддерживать растение на поверхности воды, стебельки, соединённые по 2-5 пластинок размером до 5-6 мм (ряска);

толстое длинное ветвистое корневище, крупные яркие цветки с сильным запахом, опыляемые насекомыми (кубышка жёлтая, кувшинка белая);

 похожи на злаковые растения, но имеют трехгранный стебель, ребра которого могут быть острыми или закругленными, листья длинные узкие тонкие (осоки);

не имеют разделения на органы (стебель, лист, корень), могут плавать в воде и прикрепляться к грунту – (водоросли)



- Справились ли вы с заданием?( см. сводную таблицу)

Работа в группах.































Самопроверка




Фото растений, иллюстративный материал учебника (стр.95-96), карточки с изображением растений, инструкционная карта, Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайды № 10-12


















Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайд № 13

в) Разнообразие  животных водоёма. Приспосабливаемость к жизни в водоёме.



























































ΙV. Физминутка.




Второй объект нашего изучения - типичные животные водоёмов и их приспосабливаемость к жизни в них.

- Богат и своеобразен животный мир водоёмов. Это разнообразные насекомые, рыбы, птицы, земноводные и млекопитающие.

-  Посмотрим, какие животные обитают вблизи водоёма и в нём самом.

- Пользуясь карточками с изображением животных, инструкционной картой, иллюстрациями учебника (стр.96-97), определите, как  животные приспособились к жизни вблизи водоёма и в водоёме.


Водная среда нужна для откладывания яиц и развития личинок (стрекоза);


конечности покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, чтобы не тонуть в воде, хищник, питается мелкими насекомыми (клоп - водомерка);


обтекаемая форма тела, гладкий покров, плоские острые бока, задние плоские ноги-вёсла, приспособленные для гребли, хищник, питается ракообразными, головастиками, мальками рыб, лягушатами (жук-плавунец);


обтекаемая форма тела, чешуя, покрытая слизью, плавники, плавательный пузырь, жабры, окраска в цвет воды или дна водоёма  (рыбы: щука, карась, окунь лещ, карп, толстолобик, судак и др.);


голая кожа, покрытая слизью, дышат лёгкими и всей поверхностью кожи, задние и передние конечности снабжены плавательной перепонкой, при размножении яйца откладывают в воду, личинка – головастик, питаются

комарами, москитами, оводами, слепнями и их личинками, а также моллюсками и червями (лягушки);


плотное оперение, смазанное выделениями копчиковой железы, имеющими водоотталкивающие свойства, кожная перепонка, натянутая между пальцами ног, ноги отставлены далеко назад, хвост короткий (утки, гуси, лебеди, пеликаны и др.);


мягкое тело, защищённое раковиной, питаются органическими остатками, процеживая воду через своё тело, животные - фильтраторы (беззубка, прудовик);


обтекаемая форма тела, густой плотный мех, лапы с перепонками, хорошо плавают и ныряют +

а) плоский лопатообразный хвост-руль, жилище – хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (бобр);

б) жилище – нора или хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (ондатра);

в) короткие лапы, длинный хвост, хищник, питается животной пищей (выдра);

г) по краям всех лап идёт кайма из жёстких щетинистых волос, которая увеличивает плавательную поверхность лап (выхухоль).



-  Справились ли вы с заданием?

(Обратить внимание на способы питания и размножения.

Каждое животное занимает своё место, свою нишу в природном сообществе)

- Зная о растениях и животных водоёма, можно ли ответить на наш главный вопрос?

- Почему водоём можно назвать природным сообществом?


(Жизнь растений и животных находится в зависимости от условий в данном сообществе (температура, тепловой и световой режим, водная среда обитания и др.; главная связь между членами природного сообщества происходит через цепи питания – ряды видов растений и животных, связанных друг с другом отношениями: пища – потребитель)


1. Наклон головы влево, вправо, вперёд, назад. Плечи вверх, вниз. Наклон туловища влево, вправо.

2. Гимнастика для глаз. 

Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

Частое моргание глазами.

3. Упражнение на мелкие мышцы рук (растирание ладоней и пальцев).

4. Растирание ушных раковин.




























































Самопроверка










Работа с термином.














































Иллюстративный материал учебника (стр.96-97), карточки с изображением животных, инструкционная карта.


Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайды №







































Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайд № 17














































V.Закрепление изученного материала.

1 задание. Установи соответствие.

- Определи, какие животные, живут в  водоёме или вблизи него:

Белка, ондатра, волк, дятел, бобр, лягушка, судак, синица, выдра, лебедь, медведь, жук-плавунец, сова, окунь, водомерка.

- Внимательно прочитайте статью учебника, обратите внимание на тот материал, о котором, может быть, не упоминалось на уроке, и подготовьтесь выполнить тесты с альтернативным ответом.

Чтение статьи учебника стр. 94-97.

2 задание.

- Прочитайте утверждения.

- Обведите ответ.

1. Реки и озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности. Да. Нет.

2. Озёра бывают только солёными. Да. Нет.

3. Кубышка жёлтая и кувшинка белая растут в  степи. Да. Нет.

4. Беззубка и прудовик являются животными - фильтраторами.  Да. Нет.

5.  Цветки рогоза собраны в початки. Да. Нет.

6.  Если в водоёме нет раков, то это показатель чистоты водоёма. Да. Нет.

7.  Стебли камыша используют для изготовления плетёных изделий. Да. Нет.

8. Мельчайшие рачки-дафнии очищают воду от мути и служат кормов для мальков рыб, головастиков, личинок насекомых. Да. Нет.

9. Водоросли имеют тонкие разветвлённые корни. Да. Нет.

10. Бобры и ондатры живут в хатках. Да. Нет.


- Справились ли вы с заданием?


3  задание.

Составить и записать цепи питания, сложившиеся в водоёме или вблизи от него.

ряска→утка→выдра

ряска→карась→выдра

водоросли→мальки→пеликаны

водоросли→беззубка→выхухоль


Любой водоём – уникальное природное сообщество.

Поэтому любое вмешательство в его жизнь приводит к изменениям. Они могут быть и положительными, и отрицательными.


Прочитайте статью учебника - (с. 98-99) Пользуясь ею, выясните, из-за чего происходит загрязнение  водоёмов и гибель или исчезновение их жителей, установите причинно-следственные связи (расположить вразброс, уч-ся должны  соединить причину и следствие)


Причина

Следствие

1.вырубка, деревьев, кустарников, уничтожение камыша, выпас скота по берегам водоёмов

1.обмеление, высыхание водоёмов, разрушение жилищ животных водоёмов (бобров, выхухолей)

2.сбросы промышленных стоков фабрик и заводов в водоёмы без очищения

2. загрязнение водоёмов, нанесение вреда живым организмам

3. истребление бобров из-за ценного меха

3. полное исчезновение бобров на территории Казахстана (19 век)

4.браконьерство, неконтролируемая охота, пожары

4. уменьшение числа редких птиц и животных водоёмов (в Красную книгу Казахстана занесены: кудрявый пеликан, жёлтая цапля, колпица, лебедь, казарка, чирок и др., семиреченский лягушкозуб

5.высыхание Арала, засоление почвы

5.снижениечисленности  аральского лосося (занесён в Кр. Книгу Казахстана)


- Как государство заботится об охране растительного и животного мира водоёмов?

- Как можем мы об этом позаботиться? Прочитайте последний абзац на с. 99 учебника.

-Какие правила поведения у водоёма вы бы ещё добавили? Подумаете об этом дома.

Общеклассная работа.













Индивидуальная тестовая работа














Самопроверка




Самопроверка











Общеклассная работа


































Флипчарт 1

















Флипчарт 2















Флипчарт 3




Флипчарт 4-6











Флипчарт 7




































Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайд № 18

VΙ. Подведение итогов урока.

-  Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?

Вернёмся ещё раз к целям урока (развивающие цели урока).

- Устанавливали, что в природе всё взаимосвязано, что особенности живых организмов,  их образ жизни зависит от природных условий.

Общеклассная работа.

Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайды № 19-20

VΙΙ. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. «Всё в твоих руках» На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.Большой – для меня всё было важным и интересным. Указательный – по теме урока я получил (а) конкретную информацию. Средний – мне было трудно. Безымянный – мне было спокойно, комфортно работать на уроке. Мизинец – для меня было недостаточно информации.

Лист  учёта.

Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайд № 21

VΙΙΙ. Домашнее задание.

Обязательное  для всех:

1.  Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в водоёме и возле него.2.  Прочитайте материал учебника на стр. 94-99.

Адресное (индивидуальное, дифференцированное)

1. Сделайте коллаж «Жизнь водоёма» или подготовьте сообщение о животном или растении водоёма.2. Придумайте и нарисуйте специальные знаки, рассказывающие о правилах поведения у водоёма, о том, что нужно беречь и охранять его жителей.3. Моделирование природного сообщества «Водоём».

Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайд № 22-23




Подписи к слайдам:

ПРИРОДА
НЕЖИВАЯ
ЖИВАЯ
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ
ЧЕЛОВЕК
Условия, необходимые для жизни растений и животных
Животные
Др.растения
Почва
Тепло
Свет
Воздух
Вода
Растения
Др.животные
Растения
Питание
Тепло
Свет
Воздух
Вода
Животные
Природное сообщество
- это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определённым условиям окружающей среды.
Почему водоём мы можем назвать природным сообществом ?
Растения и животные водоёма, их зависимость друг от друга, значение для человека, сохранение жизни водоёма как уникального природного сообщества
Цели урока:
Сформировать представление о водоёме как природном сообществе.Развивать умение работать с картой; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Инструкционная карта.
1 группа Рассмотрите растения. Обратите внимание на их листья.2 группа Рассмотрите стебель. Что о нём можно сказать?3 группа Рассмотрите корни растений. Расскажите об их длине количестве.4 группа Обратите внимание на цветы и, если есть, плоды.5 группа К какой группе (деревья, кустарники, травы) относятся эти растения? Сделайте вывод о том, как растения приспособились к жизни в водоёме и возле него.
Части растений
Общие способы приспособления растений к жизни в водоёме и возле него
Листья
Длинные узкие или плоские кожистые овальной формы, «лежащие» на воде
Стебли
Длинные гибкие прочные
Корни (корневища)
Толстые длинные ветвистые, прикрепляются к грунту или маленькие тонкие короткие – орган равновесия, позволяет растению держаться на воде
Цветы + плоды
Крупные яркие или мелкие невзрачные, семена распространяются ветром или животными
Группы растений водоёма
Многолетние травы, водоросли
Общая особенность
Впитывают растворимые в воде питательные вещества всей своей поверхностью
Инструкционная карта.
Внимательно рассмотрите животное. Дайте характеристику по плану:1 группа окраска, покровы, форма тела;2 группа образ жизни, способ дыхания;3 группа способ передвижения;4 группа способ питания ;5 группа способ размножения. Сделайте вывод, как животное приспособилось к жизни в водоёме или возле него.

Параметры
Общие способы приспособления животных к жизни в водоёме и возле него
Окраска, покровы, форма тела
Покровительственная или защитная окраска (под цвет окружающей среды), «водоотталкивающие» покровы тела, обтекаемая форма тела
Образ жизни, способ дыхания
Водный, земноводный, водно-воздушный; дышат жабрами, лёгкими, всей поверхностью тела (в зависимости от стадии развития животного)
Способ передвижения
Конечности приспособлены для плавания (плавники, плавательные перепонки между пальцами, жёсткие волоски на кончиках ног)
Способ питания
Травоядные, насекомоядные, хищные
Способ размножения
Вымётывают икру(рыбы, земноводные); откладывают яйца(стрекозы, водомерки, жуки-плавунцы, птицы),рождают детёнышей и вскармливают их молоком(бобр, ондатра, выдра, выхухоль)
Не нарушайте природного равновесия в водоёмах!Не ловите раков и моллюсков!Берегите лягушек и их головастиков!Никогда не рвите кубышки и кувшинки!Не ловите стрекоз!Не разрушайте жилище ондатры и бобров!
Почему водоём мы можем назвать природным сообществом ?
Цели урока:
Сформировать представление о водоёме как природном сообществе.Развивать умение работать с картой; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Рефлексия «Всё в твоих руках…»
Большой – для меня всё было важным и интересным.Указательный – по теме урока я получил (а) конкретную информацию.Средний – мне было трудно.Безымянный – мне было спокойно, комфортно работать на уроке.Мизинец – для меня было недостаточно информации.
Домашнее задание:
Обязательное для всех:Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в водоёме и возле него.Прочитайте материал учебника на стр. 94-99. Адресное (индивидуально, по карточкам)1. Сделайте коллаж «Жизнь водоёма» или подготовьте сообщение о животном или растении водоёма.2. Придумайте и нарисуйте специальные знаки, рассказывающие о правилах поведения у водоёма, о том, что нужно беречь и охранять его жителей.3. Моделирование природного сообщества «Водоём».
Спасибо за урок! Было приятно с вами работать!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водоёмы Карелии. Растения и животные болот

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России" (А. Плешаков). Закрепление по теме "Водоёмы" с элементами краеведения. Болота Карелии, Изучение животных и растений, обитающих на болотах. ...

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

Растения и животные. Различия между растениями и животными. УМК "Школа 2100"

Цели:          учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных...

Раздаточный материал к уроку "Растения и животные водоёма, 4 класс

Материал, который может использоваться на уроке при изучении темы "Растения и животные водоёма"...

Дидактическая игра"Первоцветы. Узнай растение по листу". Беседа "Весенние приметы леса. Животные и растения весной"

Главной целью данного мероприятия является: обобщение  знаний учащихся о сезонных изменениях в природе....


 

Комментарии

Ефремова Наталья Ивановна

Урок и презентация, окружающий мир, для 4 класса.