КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Les.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок «Растения и животные лесов Омской области»
Цели урока:
Обучающие:
1. Знать растения и животных местных лесов.
2. Уметь различать по внешнему виду растения и животных леса.
3. Уметь работать с атласом Омской области, уметь читать карту
4. Расширить представление о приспособленности организмов к условиям среды (лес)
5. Систематизировать представления об экологических связях в лесу.
Подробное изучение экосистем, изучение правил их функционирования будет происходить в 4-м классе. В 3-м классе ребята знакомятся с их обитателями.
Ведущий компонент краеведческого природоведения – эмоционально-нравственные, духовные ценности личности. Основную концептуальную идею составляет обучение с целью воспитания.
Важным этапом современного обучения должно явиться включение учащихся в программируемую социальную деятельность, в которой находит практическое применение материал, усвоенный в процессе обучения, поэтому были поставлены следующие воспитательные задачи.
Воспитывающие:
1. Воспитание норм поведения в лесу, следование которым составляет основу экологической культуры.
2. Формирование готовности к природоохранной деятельности.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных умений. Формирование навыков речевой культуры, культуры дискуссии.
- Развитие логического мышления, мыслительных операций: анализ и синтез, классификация. Развитие самостоятельных суждений.
Тип урока:
Урок приобретения новых знаний.
Форма урока:
Разновидность групповой формы работы является кооперировано-групповая работа – это такая форма организации учебного труда учащихся, при которой разные группы учеников выполняют отдельные части общего задания. Группы сформированы по интересам в начале учебного года, причем это не ситуативный интерес, а устойчивый, сложившийся на протяжении 2-х лет. Группы гетерогенного состава, ученики, обладающие разным уровнем обучаемости, потребностей, работоспособности.
Форма проведения урока удовлетворяет потребности учащихся в общении. Дети включены в процесс обмена ценностями, каждый из обучающихся одновременно дает и получает. Она позволяет включить в урок большой объем материала.
Методы обучения:
- Работа с печатными источниками.
- Работа с наглядно-образными источниками (фото, гербарий)
- Работа со схемами
- Словесные методы: беседа, как мне кажется, все-таки на эвристическом уровне (учитель ставит задачи по выполнению отдельных этапов работы, на которые учащиеся самостоятельно дают ответ, рассказ учителя).
Решение творческих задач – главный способ работы на уроке.
Основными направлениями краеведческого изучения материала на данном уроке является растительный и животный мир местных лесов. Так как растительный и животный мир наших лесов очень разнообразен, то пришлось конкретизировать материал и остановиться на ярких растениях и животных, показывающих приспособленность организмов к лесу.
Структура урока соответствует этапам технологии поэтапного формирования умственных действий (теория Гальперина П.Я., Волович М.Б.) с элементами адаптивной технологии Границкой А.С.
Отдельного этапа «Проверка домашнего задания» не выделяется, вопросы, предложенные детям в качестве домашнего задания, задаются на протяжении всего урока, тесно переплетаются с новым материалом.)
- Актуализация знаний, формирование соответствующей мотивации
- Знакомство учащихся с деятельностью, ее последовательностью
- Обсуждение групповой проблемы внутри группы (
- Обсуждение проблемы в группах с учителем
- Речевое обобщение в виде отзыва, взаимопроверка
- Дальнейшее обобщения действия, внутренняя речь. Игра «Экологический светофор».
- Выполнение действия в умственном плане, самоконтроль (выполняется на следующем уроке в форме тестовой проверки)
Значение:
Активность учеников, возникновение элементарных дискуссий между школьниками позволяют глубже овладеть учебным материалом. Дети учатся самостоятельно и осознанно решать проблемы, используя свои знания, приобретенные или из книг, или из жизненного опыта, т.е. рассуждают.
Подготовься к краеведческому уроку по теме «Растения и животные леса».
Цель: накопление информации по теме.
Прочитай атлас с. 13,14.
1. Прочитай памятку «Растения Омской области».
2. Подбери пословицы и поговорки о лесе.
3. Подбери примеры, какую роль выполняет лес в природе: например, согревает и т.д.
4. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?
5. Вспомни, что такое памятник природы.
6. У какой птички, живущей в наших лесах, самое красивое оперение?
Прочитай дополнительно:
«Ботаники»: о сосне и ели «Я познаю мир: Растения» с. 89-92
«Зоологи»: о рыси «Я познаю мир: Животные» с. 407-409
«Орнитологи»: иволга «Я познаю мир. Животные» с. 208-211
дрозд: «Я познаю мир. Животные» с. 233-234
«Энтомологи»: «Я познаю мир: Насекомые» - майские жуки (хрущи) с.192,
жук-дровосек (усач) с.148-150, непарный шелкопряд с. 87.
«Экологи»: рыжий лесной муравей «Я познаю мир: Насекомые» с. 379
Домашнее задание после проведения урока:
Цель: определить, как и чем помочь лесу и его обитателям?
- Письменно закончи фразу: «Чтобы сохранить наши леса, я буду:
- летом:
- осенью:
- зимой:
- весной:»
2. Используя знания, полученные на уроке, приготовь для уголка (на листочке) кроссворд «Растения и животные наших лесов».
1 этап урока: Актуализация знаний, формирование соответствующей мотивации.
Здравствуйте, друзья, мои дорогие ученики и уважаемые коллеги. Я вижу ваши добрые глаза и думаю, что урок у нас получится интересный.
В конце урока мы попробуем оценить друг друга, выявить какая же группа у нас самая знающая, активная, внимательная.
Прочтем слово на доске: «Лес». Закроем глаза и представим лес. Какое чувство возникло?
Да, на сегодняшнем уроке речь пойдет о лесе. Почему именно эта тема возникла?
О лесе можно говорить очень многое. Наша задача узнать, какие растения растут в наших лесах, и познакомиться с животными, живущими там. Зачем нам это знать, ведь мы живем в городе.
Испокон веков люди, по возможности селились возле леса: от ветров спасение, и влага для посевов сохраняется.
И в нашей области общая площадь лесов составляет более половины территории области. (диаграмма)
2 этап урока: Знакомство учащихся с характером предстоящей деятельности.
Мы будем работать по плану.
План:
- Роль леса в природе.
- Какие леса на территории Омской области.
- Характеристика животного мира.
- Лесные ресурсы нашей области.
- Охрана лесов.
В конце урока мы должны объяснить поговорку:
РОЩИ ДА ЛЕСА ВСЕМУ КРАЮ КРАСА.
- Роль леса в природе.
Какую роль выполняет лес в природе?
Лес:
- кислород
- дом для животных
- кормит
- согревает
Какие пословицы и поговорки о лесе подобрали?
2. Какие леса на территории области.
Работа с атласом:
Просмотрите атлас с. 13,14 и скажите, какие три типа лесов характерны для нашей местности:
- хвойные
- смешанные
- лиственные
Знакомство с ориентировочной картой.
Итак,
Ботаники изучают лесную растительность
Зоологи будут изучать лесную кошку – рысь
Орнитологи с помощью атласа определят лесных пернатых
Энтомологи и экологи говорят о насекомых
3 этап урока: Обсуждение групповой проблемы внутри группы:
4 этап: обсуждение проблемы в группах с учителем:
Во время выступления групп фиксируйте вопросы к группе.
1 группа «Ботаники»
1. Чем похожи и чем отличаются ель и сосна? Почему у этих деревьев разные кроны? Сделайте вывод, какие бывают хвойные леса.
2. Лес нередко называют многоэтажным домом. Постройте модель многоярусного леса, используя гербарий.
Какие деревья составляют самый высокий первый ярус?
Второй, пониже?
Третий, еще ниже?
Рассказ учителя: При слове хвойный лес складывается представление о глухом, мрачном лесе, заваленном буреломом, почти непроходимом. Это верно только отчасти, все зависит от лесообразующих пород деревьев. В растительном покрове Омской тайги преобладают: ельники – самые темные и «дремучие» леса, под их полог с трудом пробивается солнечный свет. К темнохвойным относятся пихты, кедровая сосна, или кедр.
Сосна и лиственница – светлохвойные породы. Сосне нужно много света и солнца.
Работа с картой:
Показать на карте хвойные леса.
Узнай по описанию: (для всех)
В старых хвойных лесах в сумраке растет маленькая травка. Цветки у растения белые, имеют пять лепестков. Листочки нежные, тройчатые, кислые на вкус. Листья ее не бывают в одном положении, на ночь они опускаются, «засыпают». Такое положение листочки принимают и во время дождя, и когда вдруг яркий луч солнца пробьется сквозь ветки деревьев и осветит зеленую травку. В народе растение называют недоторогой, заячьей капустой.
Почему ее так назвали?
В каком же лесу растет кислица? Почему?
(Это растение теневыносливо.)
Работа с атласом:
Какое растение не характерно для нашей области, встречается крайне редко?
Учитель: Липа северная или липа сердцелистная – редкая в области порода, наиболее крупные древостои сохранились на левобережной части Иртыша вблизи села Усть-Ишим. Здесь крупные липы имеют возраст от 75 и более 100 лет. В связи с малочисленностью липовых дубрав в области рубка этого дерева запрещена. Бакшеевские липняки взяты под охрану, находятся в ранге памятника природы. Бакшеевские липняки – самое восточное расположение липы по всей нашей стране. Если взять карту нашей страны, то дальше на восток липа практически не встречается. (ЗНАК – РАСТЕНИЕ КРАСНОЙ КНИГИ)
2 группа «Зоологи»
1. Расскажи о приспособлениях рыси к жизни в лесу:
-втяжные когти, широкие лапы
- способ охоты (выслеживает добычу)
- уши
- окраска
2. Что произойдет с рысью, если уменьшится количество леса на территории области?
Учитель: Пятнистость шерсти, расчленяющая окраска делает рысь назаметной среди падающих на землю солнечных бликов от освещенных крон деревьев и скрывает в сумерках и на заре, облегчая нападение на добычу.
Еще одно лесное животное было представлено в фотозагадке, узнали его? (росомаха)
Слушаем кассету и задаем вопросы по прослушанному.
(кассета про росомаху)
В каких же лесах живут эти животные? (хвойных, частично смешанных)
Что общего между рысью и росомахой?
Занесены в региональную Красную книгу. Численность рыси в области колеблется в пределах 100-300 особей. Численность росомахи еще меньше: 30-70 особей.
(знак – животные красной книги)
Вопрос ко всем:
После ответа группы мы должны ответить на вопрос,
почему этих птиц называют лесными пленницами?
Первое задание было достаточно трудное, посмотрим, не попались на крючок наши орнитологи.
3 группа «Орнитологи»:
1. Используя атлас-определитель, назови лесных птиц.
2. Рассмотри окраску оперения птиц и скажи, какая из птиц прилетает последней? Почему? (иволга)
3. Составь пищевую цепочку (дрозд, рябина). Сделай вывод: какова роль дрозда в природе? - сеятель леса.
Вот как оказывается нелегко отличить одну птицу от другой, нужно обладать большой эрудицией и, в общем немудрено, так как на территории Омской области обитает 274 вида птиц.
Отряд воробьиные.
Семейство дроздовые.
Дрозд способствует расселению различных деревьев и кустарников, разнося семена и косточки поедаемых ими ягод, которые пройдя кишечник, сохраняют свежесть.
Почему же этих птиц называют «лесными пленницами»?
Информация для учителя:
Дроздовые
- Черный дрозд. Окраска блестяще-черная, клюв и еки желтые.
- Белобровик. Спинка оливково-бурая, над глазом имеется широкая белая «бровь»
- певчий дрозд небольших размеров.
- Деряба. Крупный, голо без пестрин, спинка и надхвостье оливково-серые, брюхо с пестринами.
Почему же дрозд и иволга попали в книгу рекордов Омской области, в чем они самые-самые: (голос - у дрозда, окраска – у иволги) ?
Да, поет певчий дрозд замечательно: на закате солнца усядется на вершину елки и на весь лес высвистывает: «Спиридон…Спиридон… приходи…приходи…чай пить…чай пить…»
Прослушайте стихотворение и скажите, как должен вести себя человек, чтобы услышать такое пение (стихотворение читают ученики).
Разговор о птицах:
Автор: Как-то Петя Борю встретил.
Стал хвалиться Боря Пете:
Боря: - Ух, я знаю много гнезд!
Знаю, где щегол, где дрозд,
Знаю, где живут сычи!...
Петя: - Если знаешь - помолчи!
не болтай !
Автор: заметил Петя. –
Боря: Будь полезен им хоть этим!
Г. Ладонщиков
Нужно беречь мир природных звуков, соблюдать тишину. Запомните, вы в гостях у лесных обитателей. Помните, когда ступаете в их владения.
Правило поведения: тишина в лесу (знак.)
4 группа: Энтомологи
1. Какой вред лесу наносят растениям:
- майские жуки (личинки едят корни)
- жуки-короеды (едят кору)
Как назвать этих насекомых?
Провожу стрелочку.
2. Составь цепочку:
корни растения, личинки майского жука, дрозд. Какую работу выполняет дрозд в лесу?
Почему может выполнять такую работу?
Учитель: Дрозд по характеру своего питания выполняет важную роль, погружая свой довольно длинный клюв в землю до самых ноздрей, дрозды вытаскивают и уничтожают из лесной подстилки и верхних слоев почвы опасных вредителей корневой системы, недоступных для прочих насекомоядных птиц
Загадка для всех:
А это кто?
Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
После выступления группы объяснить поговорку:
«Где процветают муравьи, там процветает и лес».
5 группа: «Экологи»
1. Необходимо проводить разъяснительную работу о пользе муравья для леса. Какие интересные факты из жизни муравья ты бы рассказал одноклассникам?
2. А вот дрозд, опустился на муравейник, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут, для чего?
3. Можно ли назвать муравейник «щитом» леса? Почему?
(муравьи защищают лес от вредителей – гусениц бабочек, личинок пилильщиков, растительноядных жуков. Они собирают насекомых, на земле, в траве, в кронах деревьев. За день крупный муравейник уничтожает до 100 тысяч вредных насекомых. В лесах, охраняемых муравейниками, не бывает вспышек массового размножения вредителей. Муравьями питаются синицы, дятлы. Муравьи разносят семена и формируют растительный покров леса, муравьи перемешивают лесную почву.
- защита от вредителей
- питание птицам
- формирование растительного покрова)
Правило поведения: не разрывай муравейники (знак)
5 этап урока: Речевое обобщение в виде отзыва.
Итог: Посмотрите, как в лесу много животных? А почему?
Жизнь каждого животного зависит от леса. А есть ли обратная зависимость, когда жизнь растений зависит от животных?
В последнее время появились некоторые интересные высказывания, которые даже стали называть экологическими пословицами. Приведите пример к этой пословице, используя материал урока.
4. Лесные ресурсы нашей области.
Что же дают наши леса нашей области:
Природные ресурсы:
- изделия из древесины
- топливо
- пушнина
- грибы, ягоды
- лекарство
- отдых
Лес, несомненно, является основным природным ресурсом для экономического развития северных районов области. Поредеет лес и уйдет из него пушной зверь, исчезнут боровая дичь, хищники, птицы. Однако мерить лес древесиной, сырьем и вообще рублем нельзя.
Итак, вернемся к началу нашего урока: «Рощи да леса всему краю краса». Почему?
5. Охрана лесов.
Оглянись вокруг! Лес и его обитатели ждут помощи от вас. Главное, должны экологически грамотно вести себя в природе, выполнять правила – запреты и предписания по отношению к ее обитателям. Какие из них мы затронули на сегодняшнем уроке?
(не разрывай муравьиные гнезда, соблюдать тишину в лесу)
6 этап урока: Дальнейшее обобщение действия, внутренняя речь
Игра.Экологический светофор:
1. Сережа и Антон катались на велосипедах. Въехали в лесопарк и, набирая скорость, покатили по узкой тропинке. Антон свернул в траву, вдруг его подбросило – налетел на какое-то препятствие. Оказалось – муравейник. Антон объехал круг, разогнался и снова подпрыгнул на той же кочке – «Здорово!» Сережка повторил трюк – раз, другой, пока кочка почти не исчезла, сравнявшись с землей. Мальчики поехали дальше. (Красный)
2. Мы у нашего крыльца
Посадили деревца.
Землю притоптали,
Водицей поливали,
Привязали к колышку,
Пусть растете под солнышком. (зеленый )
3. Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют, надо транзистор включить. (желтый)
Взаимооценка:
Выбор самой внимательной, активной группы.
Инструкция по выполнению домашнего задания:
Дома нам нужно задуматься каждому о том, как же я могу помочь лесу, за что лес скажет мне спасибо.
Что же мы с вами сейчас, весной можем сделать для того, чтобы сохранить и преумножить растительность нашего города.
Я хочу, чтобы девиз всей нашей работы, выбранный нами в начале года «Если хочешь, чтобы тебя заметили, сделай что-нибудь хорошее» стал нашим жизненным девизом. Пусть ваши души не покидает добро. Любите природу! Любите свой край, свою Омскую землю и берегите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс
Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...
Урок окружающего мира "Животные леса"
Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...
Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...
Эколого-краеведческий проект «Экологическое состояние местного участка леса»
Руководитель: Смолина Н.М., учитель начальных классов (4 класс)Количество участников: 22 ученикаВремя проведения: 2012 год Цель. Формировать обобщенное представление о том, что лес-до...
Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса».
Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса»....
Комментарии
Проведен для слушателей ИРООО