Главные вкладки

    Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс
    презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

    Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их знания о лесе и его обитателях, воспитывает бережное отношение и любовь к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon Berestova_Tatyana_Nikolaevna.zip2.15 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира по теме «Растения и животные леса» 4 класс

    Учебник «Окружающий мир». Авторы Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

    Тема:    Растения  и животные леса.

    Цель урока:

    -Углубить знания детей  о растениях и животных леса, полученные во 2 классе.

    Задачи урока:

    - Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

    - Развивать мышление, память;

    -Учить группировать предметы по существенным признакам;

    – Воспитывать познавательный интерес.

    - Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

    Оборудование:

    -Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

    -Мультимедийная техника, экран.

    -Учебник А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой  «Окружающий мир» 4 класс, 2010.

                                                        Ход урока.

    1.Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок.

    Начинается урок.

    2.Проверка домашнего задания. (слайд №1-7)

    Игра «Кот в мешке».

    (Дети выбирают  на экране  ячейку, в которой спрятано  задание.)

    -Что такое почва?

    -Из чего состоит почва?

    -Основное свойство почвы?

    -В каких случаях почвы разрушаются?

    -Какие меры применяют люди для охраны почв?

    3.Объяснение нового материала. (слайд №8)

    (Звучит запись со звуками леса. Двое учеников читают стихотворения  о лесе С.Я.Маршака «Голос в лесу» и С.Есенина «Топи да болота…»)

    -Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

    -Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».(название урока появляется на слайде).

    -А бывали ли вы в лесу?

    -Как вы понимаете, что такое лес?

    -Какие деревья растут в лесу? (Слайд №9.)

    -Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №10)

    -Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

    -Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

    -Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

    -Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №12)

    -Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №13)

    -Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №14)

    -А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)

    -Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)

    «Прикоснёшься – как огонь.

    Лучше ты её не тронь.

    Обжигает руки, ноги –

    Осторожней с ней в дороге.» (крапива)

    «Нам запах свежести лесной

    Приносит позднею весной.

    Цветок душистый, нежный,

    Из кисти белоснежной.» (ландыш)

    «Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)

    «Летом рад я свежей

    Ягоде медвежьей;

    А сушёная в запас

    От простуды лечит нас.» (малина)

    «Я капелька лета

    На тоненькой ножке.

    Плетут для меня

    Кузовки и лукошки.

    Кто меня любит

    Тот рад поклониться.

    А имя дала мне

    Родная землица.» (земляника)

    «Что за бусинка вот тут

    На стебле повисла?

    Глянешь – слюнки потекут,

    А раскусишь – кисло.» (брусника)

    -Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)

    -Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)

    -А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)

    -Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)

    -Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)

    -Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)

    -Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

    4. Закрепление пройденного материала.

    -Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)

    -Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)

    1 ученик.. Папоротник мужской.

    Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Листья темно-зеленые, удлиненно-эллиптические, длиной до 1 м и более, дважды перисто-рассеченные, с зубчиками, которые развивают на нижней стороне листьев кучки спорангиев, прикрытых округло-почковидными покрывалами. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем, на Кавказе — в горных буковых лесах, в Сибири (на Алтае и Саянах) — в еловой тайге, на Дальнем Востоке — в кедорвниках. Болезни и воздействие: глисты, тениидозы, дифиллоботриозы, гименолепидозы.

    2 ученик. Голубика.

    Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противопоносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают лихорадящим больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

    3 ученик. Белена черная

    Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма.Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях. Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена черная ядовита, поэтому все ее препараты применяют только по назначению врача.

    4 ученик.Чистотел большой

    Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха.Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнезднай двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

    5. Физминутка.

    -А сейчас отдохнём. (слайд №24)

    «Руки подняли и покачали

    Это деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули

    Ветер сбивает росу.

    В сторону руки, плавно помашем

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут тоже покажем

    Крылья сложили назад.»

    6. Животные леса.

    -А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд №25)

    А теперь давайте поиграем в игру. Вы должны узнать животное по внешнему виду, назвать его.

    -Каких ещё животных можно встретить в лесу?

    -Почему эти животные могут жить в лесу?

    -Как называют животных, которые живут в лесу?

    (Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)

    7. Работа с учебником.

    -А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

    -Какое животное является национальной гордостью России?

    -Кто является санитаром леса?

    -Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

    8. Обобщение.

    -Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)

    1.Животное – национальная гордость России.

    2.Растения нижнего яруса.

    3.Растения среднего яруса.

    4. «Длинное ухо, комочек пуха.

         Прыгает ловко, грызёт морковку,»

    5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

    6.Растения верхнего яруса.

    7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

    8.Лесной доктор.

    9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

    10. «В птичник повадится – жди беды.

            Рыжим хвостом заметает следы.»

    -Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

    -Почему нужно охранять природу?

    -Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)

    -Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём.

    ( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)

    Забывчивый охотник на привале

    Не разметал, не растоптал костра.

    Он в лес ушёл, а ветки догорали

    И нехотя чадили до утра…

    А утром ветер разогнал туманы,

    И ожил потухающий костёр,

    И,сыпля искры, посреди поляны

    Багровые лохмотья распростёр.

    Он всю траву с цветами вместе выжег,

    Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

    Как вспугнутая стая белок рыжих,

    Он заметался со ствола на ствол.

    И лес гудел от огненной метели,

    С морозным треском падали стволы,

    И, как снежинки, искры с них летели

    Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

    9.Подведение итогов.

    -Что нового узнали на уроке?

    -Что вас удивило?

    -Что показалось особенно интересным?

    -На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

    10. Домашнее задание.

    -Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

    -Нарисуете плакат на тему: «Охрана лесов».

    -Молодцы, спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-презентация по окружающему миру по теме "Охрана животных" для дистанционного обучения.

    В данном уроке собраны материалы о животных, занесённых в "Красную книгу".Учащимся предлагается тест для дистанционного обучения....

    презентация к уроку окружающего мира "Наши помощники- домашние животные" 1 класс

    Презентация составлена к уроку с учётом требований ФГОС....

    Урок-презентация по окружающему миру "Опасности в лесу"

    Данный урок разработан для УМК "Школа России" 2 класс....

    Методическая разработка урока ознакомление с окружающим миром во втором классе школы глухих детей.Тема: «Дикие животные. Заяц и белка».

    Целью данной разработки является обучение детей правильному употреблению общих и частных названий животных. Формировние умения у неслышаших детей давать характеристику особенностям внешнего вида живлт...

    Разработка урока-игры по Окружающему миру. Тема "Мой родной край". 4 класс

    В игровой форме,через разнообразные учебные задания, в группах и  индивидуально учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания по теме  "Россия-моя Родина"...

    Конспект урока + презентация по окружающему миру на тему: "Вода-растворитель" 3 класс

    Урок окружающего мира, 3 класс. (ВИДЕО МОЖНО НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ ВИДЕО "МУП ПОВВ_ Откуда в нашем доме вода" и "ЛАБОРАНТ"....