Главные вкладки

    Конспект урока + презентация по окружающему миру на тему: "Вода-растворитель" 3 класс
    материал по окружающему миру (3 класс) на тему

    Мариам Арменовна Назмутдинова

    Урок окружающего мира, 3 класс. (ВИДЕО МОЖНО НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ ВИДЕО "МУП ПОВВ_ Откуда в нашем доме вода" и "ЛАБОРАНТ".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voda-rastvoritel.pptx1.52 МБ
    Microsoft Office document icon voda-_rastvoritel.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Мы сегодня будем исследовать и наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

    Слайд 2

    Мир вокруг нас! Мы - за него, а он - за нас!

    Слайд 3

    Свойства воды: Чистая вода : прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха - Обладает свойством текучести - Принимает форму сосуда, в котором находится - Может иметь три состояния: жидкое, твёрдое, газообразное - При нагревании вода расширяется, а при охлаждении –сжимается - При ЗАМЕРЗАНИИ вода расширяется

    Слайд 4

    Кроссворд 1 2 3 4

    Слайд 5

    «Встретились два ослика»

    Слайд 6

    Тема урока: «Вода-растворитель»

    Слайд 7

    Цель урока

    Слайд 8

    Доказать, что вода является растворителем Определить, все ли вещества может растворить вода 3…

    Слайд 9

    Как вы думаете, как мы сможем это проверить?

    Слайд 11

    Инфографика

    Слайд 12

    Правила работы в группе: Будьте внимательны друг к другу. Активно участвуйте в обсуждении вопросов. Прислушивайтесь к мнению товарищей. Не стесняйтесь высказывать свое мнение. 5. Контролируйте свои действия. 6. Сделал сам- помоги другу!

    Слайд 13

    Ход работы: 1 . Берем стакан с водой. 2. Пробуем воду на вкус. 3. Высыпаем (соль, сахар или речной песок) в воду. 4. Размешиваем. 5. Наблюдаем. 6. Пробуем снова воду на вкус (если это возможно!!!) . 7. Записываем результат на инфографике .

    Слайд 14

    Как сделать фильтр?

    Слайд 15

    Ход работы: 1 . Берем воронку с фильтром. 2. Ставим ее в пустой стакан. 3. Выливаем медленно раствор в воронку. 4. Наблюдаем, что осталось на фильтре. 5. Делаем выводы.

    Слайд 16

    «Встретились два ослика»

    Слайд 17

    Цель урока достигнута!

    Слайд 18

    Учебник стр. 85-87 Хрестоматия стр. 46 Творческое задание: подготовить сообщение или презентацию о видах фильтров



    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Свойства воды. Вода-растворитель»

    Цель: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    - способствовать положительному отношению к окружающей природе
    - продолжать развивать мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение, сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное
    - воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма

    - проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

    Предметные:

    - знать, почему вода необходима для жизни на земле

    - уметь определять признаки воды,

    - уметь проводить исследования и работать по плану;

    Тип урока: комбинированный урок:  урок-лаборатория

    Оборудование: презентация, видеоматериал, фотоаппарат,  цветные капельки (5 цветов, по 5 шт.) , подносы, сахар, соль, песок, 15 стаканчиков с водой, 15 пустых, салфетки для каждого, 15 воронок, ложечки, 5 листов А3, 5 комплектов картинок, фломастеры, 13 листов А4, большой прозрачный сосуд, 2 стакана масла, 1 стакан воды, бриллиантовая зеленая

    Этап урока

    t

    Деятельность учителя

    Деят-ть учащихся

    УУД

    I.Организац.

    Мотивация

    Наблюдение

    Постановка системы перспектив

    3

    - Здравствуйте ребята, меня зовут Мариам Арменовна, сегодня я проведу у Вас урок окружающего мира. Улыбнитесь мне, гостям и друг другу.

    Кто хочет прочитать вслух напутствие на урок?

     Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

                 Выводы делать и рассуждать,

                 А чтобы урок пошёл каждому впрок,

                 Активно в работу включайся, дружок!

    - На этом уроке мы с вами должны пополнить багаж знаний и уверенно идти с ним дальше.

    А девиз нашего урока:

    Наш девиз: (дети)-Мир вокруг нас! Мы за него, а он за нас!

    - Как вы понимаете данный девиз?

    Анализировать свою готовность

    Ориентироваться на занятии

    Включаться в учебную деятельность

    Личностные - желание приобретать новые знания, воспринимать речь,   непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию

    Актуализация знаний

    Повторение

    Блиц-опрос

    Проблемный диалог

    8

    Блиц- опрос

    -Имеет ли вода цвет?

    -Верно ли, что у воды есть запах?

    -Есть ли у воды вкус?

    -Можно ли перелить воду из одного стакана в другой?

    -Какое свойство воды позволяет это сделать?

    -Назовите три  состояния воды

    -Что происходит с водой при нагревании?

    - Верно ли, что при охлаждении вода сжимается?

    -Почему же тогда вода, оставленная на морозе, способна разорвать банку или бутылку, в которой она находится?

    Свойства воды:

    • Чистая вода прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха
    • Обладает свойством текучести
    • Принимает форму сосуда, в котором находится
    • Может иметь три состояния: жидкое, твёрдое, газообразное.
    • При нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается
    • При ЗАМЕРЗАНИИ вода расширяется

     - Как называется переход воды из жидкого состояния в газообразное? (Испарением)

    -Верно ли, что лёд тоже испаряется? Докажите.

     ( Во время высушивания белья на улице, испарение ледников)

    Молодцы, вы хорошо изучили свойства воды в разных её состояниях.  

    Воспроизводить по памяти изученную информацию

    Вступать во фронтальную беседу

    Анализировать услышанную информацию

    Участвовать в диалоге

    Познавательные - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

    Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Приводить убедительные доказательства. Оформлять диалогическое высказывание

    Познавательные -  воспринимать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

    Определение темы урока.

    Целеполагание

    Упражнение

    Кроссворд

    Беседа

    Прослушивание текста

    2

     Предлагаю вам узнать, о чём пойдёт речь на нашем уроке.

    Разгадав кроссворд, и составив слово из выделенных букв, вы узнаете, чему будет посвящена наша новая тема.

    1. Из чего состоят тела? (вещества)
    2. В каком состоянии находится вода в чайнике? (жидком)
    3. В каком состоянии находится вода зимой в реках? (твердом)
    4. Что состоит из веществ? (тела)

    Получилось слово: ВОДА.

    -Вы удивлены? Ведь о воде вы столько сегодня уже рассказали!

    Неужели мы опять будем повторять то, что уже знаем?  Конечно, нет. Мы будем двигаться дальше по дороге знаний!

    А чтобы узнать, о чем именно пойдет речь на нашем уроке, вам нужно послушать одну историю и определить, какова будет тема нашего урока.

     «Встретились два ослика»

    Встретились два ослика.

    -Здравствуй, Иа!

    -Здравствуй, Роза!

    -Что несёшь? - спросил Иа.

    -Много-много соли, -ответила Роза. - А ты?

    -А вот я несу вату,- возгордился Иа. -Пойдем вместе.
    Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Роза, навьюченная солью, остановилась в воде и стала купаться: она то ложилась в воду, то снова становилась на ноги. Когда Роза вышла из воды, ноша её стала гораздо легче. Осёл Иа, глядя на неё, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

    - Почему ноша первого ослика после купания стала легче?

     - Можете ли вы определить тему нашего урока? 

    (Вода - растворитель)

    Поставьте цели урока.

    - Что нового мы можем узнать о воде?

    Усваивать важность урока

    Воспринимать художественный текст с точки зрения исследования

    Выдвигать предположения о теме и цели урока

    Участвовать в обсуждении

    Регулятивные- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

    II. Постановка учебной задачи и её решение

    Проблемный диалог

    Беседа

    Исследовательский метод

    Создание ситуации успеха

    Изучение

    Разъяснение

    Беседа

    Инструктаж

    Опыт

    Упражнение

    Контроль

    Беседа

    Проблемный диалог

    Инструктаж

    Опыт

    Беседа

    Проблемный диалог

    Обсуждение  и заполнение «кластера» в парах

    Беседа

    Опыт

    25

    В начале урока вы говорили о трёх состояниях воды. Как вы думаете, в каком состоянии вода может быть растворителем? (в жидком)

    - Все ли вещества может растворить вода?

    - Наша цель…

    - Ребята, как вы думаете, как мы сможем это проверить? (опыт, наблюдение, эксперимент и т.д.)

    - Сегодня наш класс превратится научную лабораторию, а мы будем исследователями.

    - А вы знаете кто такие исследователи?

    - У нас на уроке будет присутствовать фотокорреспондент. Он будет фиксировать работу нашей лаборатории, так же у него есть для вас задание.

    - Ребята, из каких двух слов состоит слово инфографика? (информация и графика)

    - Для чего она нужна?

    - В чем польза инфографики для человека?

    - Сегодня на уроке вы ее будете создавать.

    - А я вас буду фотографировать, а после для вас будет сюрприз.

    - Уважаемые исследователи, у нашего лаборанта проблемная ситуация. Давайте ему поможем!

    (Видео: Ребята, я попала в затруднительное положение! У меня закончилась соль, речной песок не завезли в лабораторию, а последнюю ложку сахара рассыпали. Поэтому я не могу провести эксперименты. Доверяю сделать это вам. Но перед тем как приступить к решению проблемы, выясните ход работы. Я верю в вас, вы моя надежда)

    - Какое свойство воды мы сегодня будем исследовать?

    - Ребята, как мы можем помочь нашему лаборанту?

    - Опыты вы будете проводить в группах.

    - Какие правила работы в группе вы знаете?

    - Молодцы, они будут являться правилами работы нашей лаборатории.  

    - У вас на парте лежат цветные капли воды, распределяетесь вы по цвету капли и подходите к тому столу, цвет капли которой соответствует цвету вашей.

    - Проводить опыты мы будем по инструкции, которую вы можете увидеть на слайде.

    - Вы можете приступить к работе, на выполнение работы вам дается 7 минут.  

    - Обратите внимание на 6 пункт. Как вы думаете, в каком из опытов   вы НЕ БУДЕТЕ пробовать воду на вкус? Почему? 

    Ход работы:

    1. Берем стакан с водой;

    2. Пробуем воду на вкус;

    3. Высыпаем (соль, сахар или речной песок) в воду;

    4. Размешиваем;

    5. Наблюдаем;

    6. Пробуем снова воду на вкус (если это возможно);

    7. Записываем результат помощью инфографики.

    - Какая лаборатория закончила свою работу, представитель может выйти, разместить инфографику на доске, и остаться около доски.

    - 1гр. Расскажите по своей инфографике, как вы провели опыт с солью? (Растворилась ли соль в воде? Изменилась ли прозрачность? А вкус изменился?)

    - 2 гр. Расскажите по своей инфографике, как вы провели опыт с сахаром? (Растворился ли сахар в воде? Изменилась ли прозрачность?)

    - 3гр. Расскажите по своей инфографике, как вы провели опыт с речным песком? (Растворился ли песок в воде? Изменился ли цвет воды?)

    - 4 гр., 5 гр. Есть ли какие дополнения?

    - Спасибо большое, возвращайтесь к своей группе .

    - Давайте подведем итоги: 

    - Какими могут быть вещества?  (Вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми в воде.)

    - Назовите растворимые вещества.

    (Растворимые вещества: поваренная соль, сахар в воде становятся невидимыми)

    - Назовите   нерастворимые вещества.

    (Некоторые вещества: речной песок, глина и другие в воде не растворяются.)

    - Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от растворимых и нерастворимых веществ?

     Решить эту проблему нам опять помогут опыты.

    - Кто из вас знает, с помощью чего очищают жидкости? (При помощи фильтра)

    - Где мы можем взять фильтр?  (Сделать сами.)  

    - Из чего можно сделать фильтр?

    - Фильтром может быть бумажная салфетка.

    - А теперь приступим ко второму исследованию.

    - Для того чтобы изготовить фильтр нам понадобится бумажная салфетка и воронка.

    - Салфетку складываем два раза пополам и скручиваем в конус. Вставляем в воронку. Наш фильтр готов. Но нам понадобится их 3 для каждой группы.

    - А дальше вы выполняете опыт по инструкции, которая на слайде.

    Ход работы:

    1. Берем воронку с фильтром;

    2. Ставим ее в пустой стакан;

    3. Выливаем медленно раствор в воронку;

    4. Наблюдаем, что осталось на фильтре;

    5. Делаем выводы.

    -5 гр. Что вы заметили, проводя опыт с раствором соли?

    - 4 гр. Что вы заметили, проводя опыт с раствором сахара?

    - 3 гр. Что вы заметили, проводя опыт с раствором соли?

    - 2 гр. Какой вывод вы сделали, после очистки воды от песка?

    - 1 гр.  Есть ли какие-то дополнения?

    - Пройдите на свои места, за парты.

    - Подведём итог.

    - Какой путь проходит вода, которую мы пьём. А узнать об этом мы сможем с помощью видеофрагмента.

    (видеофрагмент)

    - Что нового и интересного узнали? (Какой путь проходит вода? )

    - А у вас дома есть фильтры?

    Практический совет:

    - Если у кого-то из вас дома нет фильтра, то нужно запомнить, что в воде, которая идёт из крана,  есть хлор. Это вредное для организма вещество. Поэтому прежде, чем кипятить воду, нужно дать ей отстояться 2-3 часа, чтобы хлор улетучился.

     - Сейчас вам нужно заполнить “кластер” в парах. У вас на это 2 минуты.

    - Какие бывают вещества?

    - Приведите пример растворимых и нерастворимых веществ?

    - Где можно использовать свойства растворимости?

    (Лаборант стучит в дверь, и заходит в класс)

    - Здравствуйте, исследователи, спасибо вам большое. Вы такие молодцы, выполнили столько интересных опытов.

    - А у меня для вас есть небольшой сюрприз.

    - Давайте проведем еще один эксперимент.

    - Экспериментаторы, как вы думаете, а растворяются ли жидкости в воде? Сейчас проверим.

    - Что произойдёт, если добавить зелёнку в воду?

    - Что произошло? Верно.

    - А как вы думаете, раствориться ли подсолнечное масло?

    - Выливаю 2 стакана подсолнечного масла в воду.

    - Что происходит?

    - Скажите, где масло, сверху или снизу? А что окрасилось?

    - Погасите свет. Я включу фонарик и подсвечу наш сосуд.

    - Опушу в стакан шипучую таблетку.

    - Вы где-нибудь видели что-то подобное?

    - А я видела в магазине электроники, похоже на лавовую лампу. Моя работа выполнена, передаю слово вашему руководителю лаборатории.

    Отвечать на вопросы

    Выдвигать предположения о возможностях

    Воспроизводить информацию по памяти

    Принимать задание

    Анализировать видеофрагмент и принимать задачу

    Участвовать в беседе

    Вспоминать правила работы в группах

    Распределяться на группы

    Следовать инструкции

    Проводить опыт

    Оформлять инфографику

    Отвечать на вопросы по пройденному материалу

    Выдвигать предположения

    Изготавливать фильтр совместно с учителем

    Работать по алгоритму

    Отвечать на вопросы

    Анализировать видеофрагмент

    Подготавливать ответы на вопросы

    Участвовать во фронтальной беседе

    Анализировать действия лаборанта и вступать в учебный диалог

    Выдвигать предположения

    Наблюдать ход эксперимента

    Личностные - осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

    Регулятивные-  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

    Личностные -  нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

    Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

    Коммуникативные - правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    приводить примеры различных тел, высказывать предположения, доказывать своё мнение

    Познавательные -  ставить опыты, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты на инфографику и в кластер; проводить под руководством учителя опыт с растворением вещества, моделировать процесс растворения

    Личностные - ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога

    Регулятивные - соблюдать технику безопасности, беречь своё здоровье

    III.Заключительная часть.

    Итог урока

    Проблемный диалог

    5

    - Ребята, вспомните нашу историю с осликами.  
    - Почему ноша у Розы стала легче?

    - Какое НОВОЕ свойство воды мы узнали на уроке?

    - А исчезла ли соль совсем? (Нет, она осталось, но только в воде).  

    -Мы ставили цель узнать, все ли вещества растворяются в воде. Удалось ли нам получить ответ на данный вопрос?
    - Ребята, а что произошло с ватой, она растворилась?
    - Верно ребята, вода впиталась в вату.

    - Это еще одно из свойств воды.

    -Как вы считаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

    - Ребята, оцените, пожалуйста, самых активных.  (назовите их имена)

    - У Вас на партах лежит лист самооценки, оцените, пожалуйста, себя по 10 бальной шкале.

    - Сдайте мне ваши листы.

    ОТКРОЙТЕ ДНЕВНИК, ЗАПИШИТЕ…

     д.з. стр. 85-87 в учебнике вы можете сравнить наши выводы и выводы данные автором; прочитать в хрестоматии стр. 46;

    Творческое задание: Подготовить небольшое сообщение о видах фильтров.

    Актуализировать услышанный ранее материал

    Отвечать на проблемные вопросы

    Участвовать в беседе

    Записывать домашнее задание

    Регулятивные – отвечать на итоговые вопросы

    Личностные - осознает смысл учения и понимает личную ответственность за полученный результат

    Рефлексия

    Дискуссия

       2

    - Помните, я обещала вам сюрприз? Внимание на экран.

    - Посмотрите на фотографии и скажите, успешно ли вы поработали на уроке?

    - Внимательно ли выполняли задания?

    - Какое у вас было настроение?

    Оценивать собственную деятельность

    Регулятивные - анализировать собственную работу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

    Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

    Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

    "Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

    План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

    Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

    Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

    Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

    Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

    Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

    Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...