Конспект урока + презентация по окружающему миру на тему: "Вода-растворитель" 3 класс
материал по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира, 3 класс. (ВИДЕО МОЖНО НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ ВИДЕО "МУП ПОВВ_ Откуда в нашем доме вода" и "ЛАБОРАНТ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda-rastvoritel.pptx | 1.52 МБ |
voda-_rastvoritel.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир вокруг нас! Мы - за него, а он - за нас!
Свойства воды: Чистая вода : прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха - Обладает свойством текучести - Принимает форму сосуда, в котором находится - Может иметь три состояния: жидкое, твёрдое, газообразное - При нагревании вода расширяется, а при охлаждении –сжимается - При ЗАМЕРЗАНИИ вода расширяется
Кроссворд 1 2 3 4
«Встретились два ослика»
Тема урока: «Вода-растворитель»
Цель урока
Доказать, что вода является растворителем Определить, все ли вещества может растворить вода 3…
Как вы думаете, как мы сможем это проверить?
Инфографика
Правила работы в группе: Будьте внимательны друг к другу. Активно участвуйте в обсуждении вопросов. Прислушивайтесь к мнению товарищей. Не стесняйтесь высказывать свое мнение. 5. Контролируйте свои действия. 6. Сделал сам- помоги другу!
Ход работы: 1 . Берем стакан с водой. 2. Пробуем воду на вкус. 3. Высыпаем (соль, сахар или речной песок) в воду. 4. Размешиваем. 5. Наблюдаем. 6. Пробуем снова воду на вкус (если это возможно!!!) . 7. Записываем результат на инфографике .
Как сделать фильтр?
Ход работы: 1 . Берем воронку с фильтром. 2. Ставим ее в пустой стакан. 3. Выливаем медленно раствор в воронку. 4. Наблюдаем, что осталось на фильтре. 5. Делаем выводы.
«Встретились два ослика»
Цель урока достигнута!
Учебник стр. 85-87 Хрестоматия стр. 46 Творческое задание: подготовить сообщение или презентацию о видах фильтров
Предварительный просмотр:
Тема урока «Свойства воды. Вода-растворитель»
Цель: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.
Планируемые результаты:
Личностные:
- способствовать положительному отношению к окружающей природе
- продолжать развивать мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение, сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное
- воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма
- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий
Предметные:
- знать, почему вода необходима для жизни на земле
- уметь определять признаки воды,
- уметь проводить исследования и работать по плану;
Тип урока: комбинированный урок: урок-лаборатория
Оборудование: презентация, видеоматериал, фотоаппарат, цветные капельки (5 цветов, по 5 шт.) , подносы, сахар, соль, песок, 15 стаканчиков с водой, 15 пустых, салфетки для каждого, 15 воронок, ложечки, 5 листов А3, 5 комплектов картинок, фломастеры, 13 листов А4, большой прозрачный сосуд, 2 стакана масла, 1 стакан воды, бриллиантовая зеленая
Этап урока | t | Деятельность учителя | Деят-ть учащихся | УУД |
I.Организац. Мотивация Наблюдение Постановка системы перспектив | 3 | - Здравствуйте ребята, меня зовут Мариам Арменовна, сегодня я проведу у Вас урок окружающего мира. Улыбнитесь мне, гостям и друг другу. Кто хочет прочитать вслух напутствие на урок? Мы сегодня будем исследовать и наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - На этом уроке мы с вами должны пополнить багаж знаний и уверенно идти с ним дальше. А девиз нашего урока: Наш девиз: (дети)-Мир вокруг нас! Мы за него, а он за нас! - Как вы понимаете данный девиз? | Анализировать свою готовность Ориентироваться на занятии Включаться в учебную деятельность | Личностные - желание приобретать новые знания, воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию |
Актуализация знаний Повторение Блиц-опрос Проблемный диалог | 8 | Блиц- опрос -Имеет ли вода цвет? -Верно ли, что у воды есть запах? -Есть ли у воды вкус? -Можно ли перелить воду из одного стакана в другой? -Какое свойство воды позволяет это сделать? -Назовите три состояния воды -Что происходит с водой при нагревании? - Верно ли, что при охлаждении вода сжимается? -Почему же тогда вода, оставленная на морозе, способна разорвать банку или бутылку, в которой она находится? Свойства воды:
- Как называется переход воды из жидкого состояния в газообразное? (Испарением) -Верно ли, что лёд тоже испаряется? Докажите. ( Во время высушивания белья на улице, испарение ледников) Молодцы, вы хорошо изучили свойства воды в разных её состояниях. | Воспроизводить по памяти изученную информацию Вступать во фронтальную беседу Анализировать услышанную информацию Участвовать в диалоге | Познавательные - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Приводить убедительные доказательства. Оформлять диалогическое высказывание Познавательные - воспринимать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) |
Определение темы урока. Целеполагание Упражнение Кроссворд Беседа Прослушивание текста | 2 | Предлагаю вам узнать, о чём пойдёт речь на нашем уроке. Разгадав кроссворд, и составив слово из выделенных букв, вы узнаете, чему будет посвящена наша новая тема.
Получилось слово: ВОДА. -Вы удивлены? Ведь о воде вы столько сегодня уже рассказали! Неужели мы опять будем повторять то, что уже знаем? Конечно, нет. Мы будем двигаться дальше по дороге знаний! А чтобы узнать, о чем именно пойдет речь на нашем уроке, вам нужно послушать одну историю и определить, какова будет тема нашего урока. «Встретились два ослика» Встретились два ослика. -Здравствуй, Иа! -Здравствуй, Роза! -Что несёшь? - спросил Иа. -Много-много соли, -ответила Роза. - А ты? -А вот я несу вату,- возгордился Иа. -Пойдем вместе. - Почему ноша первого ослика после купания стала легче? - Можете ли вы определить тему нашего урока? (Вода - растворитель) Поставьте цели урока. - Что нового мы можем узнать о воде? | Усваивать важность урока Воспринимать художественный текст с точки зрения исследования Выдвигать предположения о теме и цели урока Участвовать в обсуждении | Регулятивные- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
II. Постановка учебной задачи и её решение Проблемный диалог Беседа Исследовательский метод Создание ситуации успеха Изучение Разъяснение Беседа Инструктаж Опыт Упражнение Контроль Беседа Проблемный диалог Инструктаж Опыт Беседа Проблемный диалог Обсуждение и заполнение «кластера» в парах Беседа Опыт | 25 | В начале урока вы говорили о трёх состояниях воды. Как вы думаете, в каком состоянии вода может быть растворителем? (в жидком) - Все ли вещества может растворить вода? - Наша цель… - Ребята, как вы думаете, как мы сможем это проверить? (опыт, наблюдение, эксперимент и т.д.) - Сегодня наш класс превратится научную лабораторию, а мы будем исследователями. - А вы знаете кто такие исследователи? - У нас на уроке будет присутствовать фотокорреспондент. Он будет фиксировать работу нашей лаборатории, так же у него есть для вас задание. - Ребята, из каких двух слов состоит слово инфографика? (информация и графика) - Для чего она нужна? - В чем польза инфографики для человека? - Сегодня на уроке вы ее будете создавать. - А я вас буду фотографировать, а после для вас будет сюрприз. - Уважаемые исследователи, у нашего лаборанта проблемная ситуация. Давайте ему поможем! (Видео: Ребята, я попала в затруднительное положение! У меня закончилась соль, речной песок не завезли в лабораторию, а последнюю ложку сахара рассыпали. Поэтому я не могу провести эксперименты. Доверяю сделать это вам. Но перед тем как приступить к решению проблемы, выясните ход работы. Я верю в вас, вы моя надежда) - Какое свойство воды мы сегодня будем исследовать? - Ребята, как мы можем помочь нашему лаборанту? - Опыты вы будете проводить в группах. - Какие правила работы в группе вы знаете? - Молодцы, они будут являться правилами работы нашей лаборатории. - У вас на парте лежат цветные капли воды, распределяетесь вы по цвету капли и подходите к тому столу, цвет капли которой соответствует цвету вашей. - Проводить опыты мы будем по инструкции, которую вы можете увидеть на слайде. - Вы можете приступить к работе, на выполнение работы вам дается 7 минут. - Обратите внимание на 6 пункт. Как вы думаете, в каком из опытов вы НЕ БУДЕТЕ пробовать воду на вкус? Почему? Ход работы: 1. Берем стакан с водой; 2. Пробуем воду на вкус; 3. Высыпаем (соль, сахар или речной песок) в воду; 4. Размешиваем; 5. Наблюдаем; 6. Пробуем снова воду на вкус (если это возможно); 7. Записываем результат помощью инфографики. - Какая лаборатория закончила свою работу, представитель может выйти, разместить инфографику на доске, и остаться около доски. - 1гр. Расскажите по своей инфографике, как вы провели опыт с солью? (Растворилась ли соль в воде? Изменилась ли прозрачность? А вкус изменился?) - 2 гр. Расскажите по своей инфографике, как вы провели опыт с сахаром? (Растворился ли сахар в воде? Изменилась ли прозрачность?) - 3гр. Расскажите по своей инфографике, как вы провели опыт с речным песком? (Растворился ли песок в воде? Изменился ли цвет воды?) - 4 гр., 5 гр. Есть ли какие дополнения? - Спасибо большое, возвращайтесь к своей группе . - Давайте подведем итоги: - Какими могут быть вещества? (Вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми в воде.) - Назовите растворимые вещества. (Растворимые вещества: поваренная соль, сахар в воде становятся невидимыми) - Назовите нерастворимые вещества. (Некоторые вещества: речной песок, глина и другие в воде не растворяются.) - Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от растворимых и нерастворимых веществ? Решить эту проблему нам опять помогут опыты. - Кто из вас знает, с помощью чего очищают жидкости? (При помощи фильтра) - Где мы можем взять фильтр? (Сделать сами.) - Из чего можно сделать фильтр? - Фильтром может быть бумажная салфетка. - А теперь приступим ко второму исследованию. - Для того чтобы изготовить фильтр нам понадобится бумажная салфетка и воронка. - Салфетку складываем два раза пополам и скручиваем в конус. Вставляем в воронку. Наш фильтр готов. Но нам понадобится их 3 для каждой группы. - А дальше вы выполняете опыт по инструкции, которая на слайде. Ход работы: 1. Берем воронку с фильтром; 2. Ставим ее в пустой стакан; 3. Выливаем медленно раствор в воронку; 4. Наблюдаем, что осталось на фильтре; 5. Делаем выводы. -5 гр. Что вы заметили, проводя опыт с раствором соли? - 4 гр. Что вы заметили, проводя опыт с раствором сахара? - 3 гр. Что вы заметили, проводя опыт с раствором соли? - 2 гр. Какой вывод вы сделали, после очистки воды от песка? - 1 гр. Есть ли какие-то дополнения? - Пройдите на свои места, за парты. - Подведём итог. - Какой путь проходит вода, которую мы пьём. А узнать об этом мы сможем с помощью видеофрагмента. (видеофрагмент) - Что нового и интересного узнали? (Какой путь проходит вода? ) - А у вас дома есть фильтры? Практический совет: - Если у кого-то из вас дома нет фильтра, то нужно запомнить, что в воде, которая идёт из крана, есть хлор. Это вредное для организма вещество. Поэтому прежде, чем кипятить воду, нужно дать ей отстояться 2-3 часа, чтобы хлор улетучился. - Сейчас вам нужно заполнить “кластер” в парах. У вас на это 2 минуты. - Какие бывают вещества? - Приведите пример растворимых и нерастворимых веществ? - Где можно использовать свойства растворимости? (Лаборант стучит в дверь, и заходит в класс) - Здравствуйте, исследователи, спасибо вам большое. Вы такие молодцы, выполнили столько интересных опытов. - А у меня для вас есть небольшой сюрприз. - Давайте проведем еще один эксперимент. - Экспериментаторы, как вы думаете, а растворяются ли жидкости в воде? Сейчас проверим. - Что произойдёт, если добавить зелёнку в воду? - Что произошло? Верно. - А как вы думаете, раствориться ли подсолнечное масло? - Выливаю 2 стакана подсолнечного масла в воду. - Что происходит? - Скажите, где масло, сверху или снизу? А что окрасилось? - Погасите свет. Я включу фонарик и подсвечу наш сосуд. - Опушу в стакан шипучую таблетку. - Вы где-нибудь видели что-то подобное? - А я видела в магазине электроники, похоже на лавовую лампу. Моя работа выполнена, передаю слово вашему руководителю лаборатории. | Отвечать на вопросы Выдвигать предположения о возможностях Воспроизводить информацию по памяти Принимать задание Анализировать видеофрагмент и принимать задачу Участвовать в беседе Вспоминать правила работы в группах Распределяться на группы Следовать инструкции Проводить опыт Оформлять инфографику Отвечать на вопросы по пройденному материалу Выдвигать предположения Изготавливать фильтр совместно с учителем Работать по алгоритму Отвечать на вопросы Анализировать видеофрагмент Подготавливать ответы на вопросы Участвовать во фронтальной беседе Анализировать действия лаборанта и вступать в учебный диалог Выдвигать предположения Наблюдать ход эксперимента | Личностные - осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат Регулятивные- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий Личностные - нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы Коммуникативные - правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; приводить примеры различных тел, высказывать предположения, доказывать своё мнение Познавательные - ставить опыты, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты на инфографику и в кластер; проводить под руководством учителя опыт с растворением вещества, моделировать процесс растворения Личностные - ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога Регулятивные - соблюдать технику безопасности, беречь своё здоровье |
III.Заключительная часть. Итог урока Проблемный диалог | 5 | - Ребята, вспомните нашу историю с осликами. - Какое НОВОЕ свойство воды мы узнали на уроке? - А исчезла ли соль совсем? (Нет, она осталось, но только в воде). -Мы ставили цель узнать, все ли вещества растворяются в воде. Удалось ли нам получить ответ на данный вопрос? - Это еще одно из свойств воды. -Как вы считаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей? - Ребята, оцените, пожалуйста, самых активных. (назовите их имена) - У Вас на партах лежит лист самооценки, оцените, пожалуйста, себя по 10 бальной шкале. - Сдайте мне ваши листы. ОТКРОЙТЕ ДНЕВНИК, ЗАПИШИТЕ… д.з. стр. 85-87 в учебнике вы можете сравнить наши выводы и выводы данные автором; прочитать в хрестоматии стр. 46; Творческое задание: Подготовить небольшое сообщение о видах фильтров. | Актуализировать услышанный ранее материал Отвечать на проблемные вопросы Участвовать в беседе Записывать домашнее задание | Регулятивные – отвечать на итоговые вопросы Личностные - осознает смысл учения и понимает личную ответственность за полученный результат |
Рефлексия Дискуссия | 2 | - Помните, я обещала вам сюрприз? Внимание на экран. - Посмотрите на фотографии и скажите, успешно ли вы поработали на уроке? - Внимательно ли выполняли задания? - Какое у вас было настроение? | Оценивать собственную деятельность | Регулятивные - анализировать собственную работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс
Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...
Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.
"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...
План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).
Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...
Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.
Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...
Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс
Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...
Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения" 2 класс
Доступное содержание материала...