Главные вкладки

    конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

    Михина Марина Ивановна

     

    Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цели урока, а также добывают новые знания. Урок содержит групповую форму работы, что позволяет в рамках урока, учить детей умению выслушивать друг друга, приходить к единому мнению. Презентация, составленная к уроку, позволяет учащимся наглядно увидеть очертания материков и легко, затем, найти их на карте.  Фотографии, помещённые в презентации, помогают наглядно увидеть особенности природы каждого материка и запомнить как выглядят отдельные представители животного и растительного мира материка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.urok_po_okruzhayushchemu_miru_vo_2_klass.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья. Урок по окружающему миру

     «Материки и океаны »

    2 класс

    Разработала: Михина Марина Ивановна.

    Цели урока:

    1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».

    2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

    3) Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.

    4) Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

    Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус,  карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    - Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

    - Проверьте, пожалуйста,  готовность к уроку.

    Сейчас урок окружающего мира, прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке.

    2. Актуализация знаний.

    - Как называются линии, соединяющие два полюса?

    - Меридианы. (Ученик показывает на карте).

    -На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету?

    -На западное и восточное. (Ученик показывает на карте).

    - Как называются линии, пересекающие меридианы?

    - Параллели. (Ученик показывает на карте).

    - Как называется самая длинная параллель?

    - Экватор. (Ученик показывает на карте).

    - На какие два полушария делит экватор Землю?

    -Северное и Южное. (Ученик показывает на карте).

    Слайд 1.

    На экране появляются слова:

    Меридианы, параллели,экватор.

    - Что объединяет все эти слова?

    - Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.

    -В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

    - Мы думаем во время путешествий.

    -Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие.

    Слайд 2.

    -Кто первым в мире совершил кругосветное плавание?

    -Фернан Магеллан.

    -А что доказал он своим плаванием?

    -Доказал шарообразность Земли.

    -Давайте представим, что садимся на такой великолепный корабль. В путь!

    Слайд 3.

    -Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?

    - Северный тропик и Южный тропик. (Ученик показывает на карте).

    - Что нам понадобится  в путешествии? (глобус или карта, компас)

    - Что такое глобус? (Модель Земли)

    - Что такое карта? 

    -Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

    - Что удобнее взять в дорогу?

    - Карту.  Глобус  больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.

    - В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.

    - Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

    - Теперь двигаемся по восточному полушарию.

    - Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)

    3. Постановка проблемы.

    - На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

    Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

    Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)

    - Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

    -Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

    - Какое общее название они имеют?

    - Они называются океанами.

    - Раньше они были предметом нашего обсуждения?

    - Нет.

    - Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

    - Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

    - Какое общее название они имеют?

    - Материки.

    - Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?

    - Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

    - Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».

    Слайд 4.

    - А теперь давайте поставим цель урока.

    - Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.

    Слайд 5. Появляются цели урока.

    4. Совместное «открытие» знаний. Работа в группах.

    - Ребята, кто знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?

    -Материки.

    - Проверим свои предположения по учебнику на стр.96.

    - Делаем вывод, что же такое материки?

    - Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. 

    Слайд 6.

     Работа по карте.

    - Сколько всего материков?

    - Всего материков шесть.

    - Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. Рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129 и Рабочую тетрадь стр. 31, №1.

    - Все ли материки повстречались нам в пути?

    - Нет, мы не встретили Антарктиду. ( Добавить на доску название)

    - Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материка и заполните таблицу в РТ.

    Работа в группах. Каждая группа делает выводы по одному материку и заполняет таблицу.

    Затем проверяем и заполняем все свои тетради.

    Слайд 7-13.

    5. Первичное применение нового знания.

    - Какой материк самый маленький?

    - Это Австралия.

    Слайд 14.

    Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк.

    Слайд 15.

    - Оппосум – ночной житель Австралии.

    Слайд 16-21.

    Дикая собака Динго  - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.

    - Какой материк самый большой?

    - Евразия.

    Слайд 22.

    Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.

    Слайд 23-26.

    - Как вы думаете, какой  материк самый жаркий?

    - Африка.

    Слайд 27.

    Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.

    Слайд 28-33.

    - Какие материки находятся в западном полушарии?

    -Северная Америка и Южная Америка.

    Слайд 34-35.

     Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самых влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.

    Слайд 36-38.

    -А какой материк самый холодный?

    -Антарктида.

    Слайд 39.

    -Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас  уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов.

    Слайд 40-41.

    6.Первичное закрепление нового материала.

    - Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?

    - Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.

    -Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?

    - Они обе в южном полушарии.

    - На каких материках много равнин?

    - Это Южная Америка и Евразия.

    - Где самые высокие горы?

    - В Евразии. (Гималаи)

    7.Изучение нового материала.

    Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

    - Сколько всего океанов? ( 4)

    - Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?

    - Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)

    - Найдите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)

    Слайд 42.

    -Самый большой – Тихий океан. Самый маленький – Северный Ледовитый.

    Учитель предлагает показать океаны на карте  полушарий у доски.

    - Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?

    - Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку)

    - Какой океан омывает все материки кроме Австралии?

    - Атлантический.

    - Какой океан омывает сразу четыре материка?

    - Индийский. (Африку, Евразию, Австралию, Антарктиду)

    - А какой океан омывает сразу пять материков?

    - Тихий. (Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Евразию)

    - В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?

    - Это Восточное и Северное.

    - А кто знает, какая вода в океанах и морях?

     - Солёная.

    -А теперь давайте совершим полет в прошлое. В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. вот эти части земли и стали называть части света. А эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. - Европу, Африку  и Азию можно объединить в одну группу . Это части Старого Света.

    А  вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последователь-ности люди открывали эти земли. Это части нового света.

    Слайд 43 .

    - В каких частях света люди жили с древних времён? Какие части света они различали?

    - В Европе, Азии и Африке.

    -Какие части света относятся к новому свету?

    - Америка, Австралия, Антарктида.

    -Сколько всего частей света?

    -Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

    Слайд 44.  Работа с таблицей.

    - Какая часть света состоит из двух материков?

    - Америка. (Северная и Южная)

    - Какие части света находятся на одном материке?

    - Европа и Азия на материке Евразия.

    8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

    Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию и рассказать о нём.

    - о самом жарком материке;

    9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.

    - Что нового узнали?

    - Как узнали, что помогло?

    - Где пригодятся знания?

    - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

    - Как работал ты?

    10. Домашнее задание.

    Слайд 45.

    Откройте дневник в графе «самооценка дня» поставьте значок, как прошёл урок.

    Прочитать учебник стр.96-103;  подготовить сообщение для рубрики «Это интересно».

    -Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру."Перспектива" 1 класс.

    Урок-исследование. Тема "Мы познаём мир" с презентацией....

    Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"

    Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

    Конспект урока для 1 класса по окружающему миру может использоваться в любом УМК. Тема урока "Жизнь лесных зверей зимой" Конспект содержит презентацию, звуковое сопровождение, видео....

    Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

    конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

    Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

    Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....