Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Егорова Наталья Алексеевна                                                                       Класс: 2 Б

УМК «Планета знаний»

Предметная область: Окружающий мир (авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)

Тема: Семья.

Цели:

  • Образовательная:

Создать условия для усвоения понятий «семья», «родственники»;

формировать представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;

  • Развивающая:

развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;

уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

  • Воспитательная:

воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

сплотить классный коллектив.

ТИП УРОКА: Урок комбинированный (УК)

Методы: Словесные (рассказ, беседа), игра (обучающая), практические (задания).

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

  • Дидактические средства: средства ИКТ (презентация), тетрадь на печатной основе, учебник, карточки для работы в парах, карточки с названием членов семьи, памятка «Правила школьной жизни».

Оборудование и наглядный материал:

  • На доске – карточка для рефлексии
  • Запись песни в исполнении Абакирова “Песня о семье”.
  • Презентация.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

1.Организационный этап

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

 - Все ли готовы к уроку?

 -  Тогда вперед!

Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

1) Звучит музыка «Песня о семье»

2) Решите ребус

3) Сегодня на уроке …

1)Дети слушают музыку

2)Решают логически ребус

3) Формулируют цели урока

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

3. Актуализация знаний

Цель: создать условия для воспроизведения учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

1) Работа с карточками

-Как к магниту притягиваются железные предметы, так и к слову притягиваются слова по смыслу. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны слова, отберите только те карточки, в которых слова относятся к семье (Мама, лес, стол, папа, дядя, книга, собака, тётя, кошка, брат, ручка, сестра, бабушка, солнце, дедушка, племянник, племянница).

1) Дети выбирают подходящую по смыслу карточку, вывешиваем на доску

Личностные:

развитие логического и критического мышления, развитие культуры речи,

Познавательные:

формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

 

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель: организовать работу учащихся и направить к восприятию нового материала.

Работа со схемой.

-А что объединяет членов семьи?

-Обратите внимание на интерактивную доску. Нам надо заполнить данную схему. И вы мне в этом поможете.

-Где живёт семья? (живёт в одной квартире).

-Чем занимается семья? (занимается домашним хозяйством).

-Как члены семьи относятся друг к другу? (члены семьи любят и уважают друг друга).

-Как отдыхает? (вместе отдыхают и проводят свободное время).

-Куда распределяются деньги? (на покупки, хозяйство, питание и одежду).

Дети отвечают на вопросы, ответы учитель фиксирует на интерактивной доске.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из собственного опыта и воспоминаний.

5. Первичная проверка понимания

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

1) Работа в парах

– А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. 

(У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема –  "Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством".)

– Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)

2) Учебник с. 133 рис. 2.

- Рассмотрите рисунок. Как мама и Петя помогали друг другу во время болезни?

- А как ещё можно помочь своим близким?

Дети работают с карточкой, совместно исправляют текст:

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. 

Отвечают на вопросы, делают обобщение.

Рассматривают рисунок в учебнике, высказывают своё мнение.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Первичное закрепление

Цель: дать возможность  самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.

1) Учебник с. 132. Чтение статьи.

Поднимите руку те, у кого в семье 1 ребёнок, 2 ребёнка, 3 и более детей.

2)ТПО с.42 (Вопросы читаем, комментируем).

Шкала самооценки. Оцените аккуратность записи.

3) - Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках побольше, поиграем в игру “Встаньте все те…

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого есть бабушка и дедушка.
  • У кого есть тётя или дядя.

– Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких родственников.

4) В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.

Игра «Кто кому кто?»

– Даша, ты кто для мамы? (Дочь)
– Максим, кто называет тебя сыном? 
(Папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? 
(Внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? 
(Бабушка)
– Шамиль, у мамы есть сестра. Кто она тебе? 
(Тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? 
(Двоюродные братья и сестры)

Читают статью в учебнике, участвуют в обсуждении своих семей.

Работают в ТПО, комментируют свои записи.

Проводят самооценку.

Играют в обучающую игру.

Играют в обучающую игру.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

11) –Назовите признаки семьи.

  • Вместе живут в одной квартире
  • Вместе занимаются домашним хозяйством
  • Любят и уважают друг друга
  • Вместе отдыхают
  • Распределяют деньги на покупки

2) - А можно сказать, что наш класс – семья? Докажите это…..

 – Каковы ваши обязанности в семье?
 – Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах, и будем по ним жить.

Дети называют общие признаки семьи.

Размышляют, приводят доводы и доказательства.

Знакомятся с памяткой «Правила школьной жизни»

Регулятивные: координирование своей деятельности, контроль, оценка.

Познавательные: умение работать с информацией)

8.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка.

- Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

- ТПО с. 42 (мини-сочинение из 3-4-5-ти предложений);

- рисунок своей семьи и рассказ (устно) о ней.

Самостоятельно делают выбор домашнего задания в соответствии с уровнем сложности.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель:

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Продолжи предложение:

Сегодня на уроке

я узнал…

я научился…

мне понравилось…

 - Раскрась смайлик, который соответствует твоему настроению

Продолжают высказывание в соответствии со своими ощущениями.

Работают со смайликами.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Прогнозируемый результат: учащиеся познакомятся с основными отличительными признаками семьи, научатся различать другие группы людей; отбирать необходимую информацию по теме; работать с текстами; высказывать своё мнение.



Предварительный просмотр:

Четвёртый урок в изучаемой теме «Люди вокруг нас»

Тема: Семья.

Тип урока: Комбинированный

Цели:

Образовательная:

Создать условия для усвоения понятий «семья», «родственники»;

формировать представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;

Развивающая:

развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;

уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

Воспитательная:

воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

сплотить классный коллектив.

Ход урока

I. Организационный этап:

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

 - Все ли готовы к уроку?

 -  Тогда вперед!

II. Проверка домашнего задания

- У вас было д/з по выбору. Прочитайте свои пословицы о труде и объясните их смысл. Просмотр. (Оценка – 3 шт.)

- Выставка рисунков о совместном труде.

- Что ты изобразил на рисунке? Какие обязанности по дому у тебя есть? (Оценка – 3 шт.)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Звучит музыка. (слайд1)

2) Решите ребус (слайд 2, 3)

3) Сегодня на уроке … (слайд 4)

4) Запись на доске СЕМЬЯ

IV. Актуализация знаний.

1) Работа с карточками

-Как к магниту притягиваются железные предметы, так и к слову притягиваются слова по смыслу. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны слова, отберите только те карточки, в которых слова относятся к семье.

(мама, лес, стол, папа, дядя, книга, собака, тётя, кошка, брат, ручка, сестра, бабушка, солнце, дедушка, племянник, племянница) 

                                           ПРОВЕРКА - вывешиваю на доску

V. Первичное усвоение новых знаний.

1) Работа со схемой.

-А что объединяет членов семьи?

-Обратите внимание на интерактивную доску. Нам надо заполнить данную схему. И вы мне в этом поможете.

(Слайд 5)

-Где живёт семья? (живёт в одной квартире).

-Чем занимается семья? (занимается домашним хозяйством).

-Как члены семьи относятся друг к другу? (члены семьи любят и уважают друг друга).

-Как отдыхает? (вместе отдыхают и проводят свободное время).

-Куда распределяются деньги? (на покупки, хозяйство, питание и одежду).

VI. Первичная проверка понимания

1) Работа в парах

– А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. 

(У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема –  "Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством".)

– Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)

2) Учебник с. 133 рис. 2.

- Рассмотрите рисунок. Как мама и Петя помогали друг другу во время болезни?

- А как ещё можно помочь своим близким?

ФИЗМИНУТКА

VII. Первичное закрепление

1) Учебник с. 132. Чтение статьи.

Поднимите руку те, у кого в семье 1 ребёнок, 2 ребёнка, 3 и более детей.

2)ТПО с.42 (Вопросы читаем, комментируем).

Шкала самооценки. Оцените аккуратность записи.

3) - Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках побольше, поиграем в игру “Встаньте все те, …”

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого есть бабушка и дедушка.
  • У кого есть тётя или дядя.

– Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких родственников.

4) В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.

Игра « Кто кому кто?»

– Даша, ты кто для мамы? (Дочь)
– Максим, кто называет тебя сыном? 
(Папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? 
(Внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? 
(Бабушка)
– Шамиль, у мамы есть сестра. Кто она тебе? 
(Тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? 
(Двоюродные братья и сестры)

VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1) –Назовите признаки семьи.

  • Вместе живут в одной квартире
  • Вместе занимаются домашним хозяйством
  • Любят и уважают друг друга
  • Вместе отдыхают
  • Распределяют деньги на покупки

2) - А можно сказать, что наш класс – семья? Докажите это…..

 – Каковы ваши обязанности в семье?
 – Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах, и будем по ним жить. 

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

- ТПО с. 42 (мини-сочинение из 3-4-5-ти предложений);

- рисунок своей семьи и рассказ (устно) о ней.

X.Рефлексия (подведение итогов занятия).

 - Продолжи предложение…

 - Раскрась смайлик, который соответствует твоему настроению

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...

«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...

Технологическая карта и конспект урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС. «Деление с остатком».

Технологическая  карта и конспект урока математики  в 3 классе  в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта и конспект урока технологии в 4 классе, УМК «Школа России». Тема: изделие "Малахитовая шкатулка"

Технологическая карта и конспект урока технологии в 4 классе, УМК «Школа России». Тема: изделие "Малахитовая шкатулка"...

Технологическая карта урока Конспект урока по физической культуре для 4а класса (по ФГОС)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС. РАЗДЕЛ: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ БАСКЕТБОЛА....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...