Учебно-методический комплект на тему " Животные леса. роль леса в природе людей" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir3.docx31.4 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir_3.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Животные леса. Роль леса в природе и жизни людей.

Тип урока: урок  изучение нового материала.

Цели: повторение и углубление знаний учащихся о природных сообществах леса, о фотосинтезе, о роли леса в жизни людей.

Планируемые результаты:

личностные: развивать устную речь, мышление, развивать кругозор, обогащать словарный запас, развивать навыки сотрудничества со сверстниками, развивать умения работать с информацией; воспитывать бережное отношение к природе.

предметные: сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого за состояние природной среды.

Понятия:   

Оборудование: учебник «окружающий мир» 4 класс 1 часть; презентация; рабочая тетрадь.

      Этап урока

                   Деятельность учителя

     Деятельность ученика

                   УУД

Организационный момент.

Словесный.

Проверьте свою готовность к уроку.

Здравствуйте! Меня зовут Наталья Викторовна, урок «Окружающего мира» проведу у вас я.

Присаживайтесь, пожалуйста.

Готовятся к уроку,

приветствуют  учителя,

включаются в ритм урока.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Актуализация знаний

-Рассмотрите рисунок на стр 88-89. Назовите соседу по парте животных, которые обитают в тайге. А он расскажет тебе о взаимосвязи животных и растений этой зоны.
-Узнайте животное по описанию
1.У нее короткий, словно обрубленный хвост, на ушах кисточки, а на морде бакенбарды. Любимая ее пища – зайцы, тетерева, куропатки, но бывает и на лосей нападает. ( Рысь.)
2. Эта птица небольшая, мельче глухаря. В отличие от безответственных отцов – глухарей и тетеревов, которые не интересуются потомством, самцы этого вида принимают участие в воспитании птенцов. Внешне птица смотрится как «рябая» – серая с поперечными черточками. За такую окраску она и получила свое название. (Рябчик.)
3. Это родственница белки. В отличие от белки умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и планировать на расстояние до 40 м. А роль крыльев у нее играет покрытая шерстью кожистая складка соединяющая передние и задние ноги. Жилище устраивает в брошенных дуплах дятлов и гнездах белок. Питается почками, семенами, грибами, ягодами. В спячку не впадает, делает летом запасы корма на зиму. (Летяга).
4. Это самый крупный и сильный зверь в наших лесах. Взрослые животные достигают 2 м в высоту и весят до 570 кг. Ударом переднего копыта он может разбить череп медведю. Летом ест молодые побеги и листья деревьев, достает корневища болотных растений, пасется на лесных опушках. Зимой питается веточками ив, осины, рябины, сосны, корой этих деревьев. (Лось.)

- Животные лесной зоны обитают в достаточно суровом климате, как они приспосабливаются к нему? У многих зверей к зиме отрастает густая и длинная шерсть. У каких животных ? (медведи, волки, лисы, рыси, куницы, соболя, лоси, летяги. Прочитайте в словаре кто такие летяги). Какие животные впадают в спячку? ( медведи, ежи,бурундуки). Какие птицы не покидают лес зимой? ( кедровка, клест,сова, рябчик,глухарь). Прочитайте текст стр 90 ( последний абзац )  по 91. Кто обитает в лесной подстилке? ( черви, мыши,жуки,муравьи). Кто живет в почве ? (кроты, землеройки, земляные черви).  

Выполняют задание. Работают в парах, самостоятельно.

Л:развивать навык сам.раб.
К:развивать умение слушать и понимать других

Основной этап

Практический: работа в группах

Словесный; беседа.

(Просмотр мультфильма про вырубку леса)
-Что вы увидели в мультике? Считаете ли вы поведение лесоруба правильным? Кому нужны леса и для чего?
- Как вы думаете какая тема нашего урока? ( Роль леса в природе и жизни людей)
- Какие цели мы поставим перед собой?( -  узнать, какую роль играет лес для всего живого на Земле; обсудить, как нужно вести себя в лесу; сделать выводы о значении леса.)

Леса России... Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?

 

         Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Лес – общий дом для растений, животных, грибов, бактерий. Лес играет важную роль в жизни других природных сообществ, например, луга, поля, болота. Он защищает почву от ветра и потоков воды, хранит в себе запасы воды, которые питают реки, ручьи. Лес – источник вдохновения и любимое место отдыха людей. Его красоту описывают поэты, писатели, художники. Лес – кладовая грибов, ягод, лекарственных растений

-Оглянитесь вокруг. Назовите предметы,  которые изготовлены  из дерева.

Как давно человек начал использовать древесину для своих нужд?

Различные деревья любимы нами.
Из дерева на Руси строили все: храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. Причиной этого было обилие строевого леса, простота его обработки и дешевизна деревянного строительства. Деревянные здания возводились быстрее каменных, могли строиться летом и в холодное время года, были суше и теплее. Дерево использовали для изготовления посуды с незапамятных времен. Собственно, до деревянной посуды, поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры, вообще никакой посуды не было. Постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. 

Работа в группах
-Прочитать текст, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения. 
Карточка № 1. Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья рябины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились -
Много тут было печальных картин:
Стоном стонали верхушки осин,
Из перерубленной старой берёзы
Градом лилися прощальные слёзы
И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной...

Карточка №2
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпя искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол,
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Карточка № 3
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. - Зачем ты берёшь с собой мусор? - сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит! - Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

1 группа - о вырубке леса (карточка 1);
2группа – о пожаре (карточка 2);
4 группа – о загрязнении леса (карточка 3).

 Проверка. 
1 группа. 
О какой экологической проблеме шла речь в стихотворении? 
Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить?

 2 группа.
О какой проблеме расскажет ваша группа?
Как надо себя вести в лесу, чтобы не случилось такой беды?
Пожар – это грозная беда для леса. Известно, что только 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём или просто хулиганства.

 3 группа.

Чтение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

О какой экологической проблеме говорится в этом рассказе?

Чье поведение вы считаете правильным?

Вот во что может превратиться лес

-Как вы думаете почему леса называют фабрикой кислорода, источником чистого воздуха?
-Прочитайте текст на стр. 93
-Что же такое фотосинтез?
-Фотоси́нтез ( от греч. photos - свет, synthesis - соединение). Фотосинтез – одно из ярких свидетельств взаимосвязи неживой и живой природы. Растение из веществ неживой природы готовят для себя питательные вещества. Лишь растения способны сами создавать себе пищу. Кислород, который при фотосинтезе вырабатывают растения, поступает в воздух в гораздо большем количестве, чем сами зеленые растения забирают из воздуха при дыхании. Поэтому кислород не иссякает на земле, хотя все живые существа потребляют его при дыхании.
- Прочитайте текст 2 первых абзаца на стр. 94
-Когда на улице лето о очень жарко, куда мы стремимся? ( в парки леса) Почему в жаркий летний день под кроной большого дерева прохладно?
-Листья растений непрерывно насыщают воздух влагой , невидимыми парами воды. Корни растений непрерывно качают воду к листьям. А днем листья нагреваются лучами солнца. Часть воды через крохотные отверстия в листьях- устьица-испаряется. Испарение охлаждает листья. Чем жарче воздух, тем сильнее испарение , в  процессе которого листья насыщают воздух влагой. Поэтому там, где много зелени, влажно и прохладно. Лес – непосредственный участник круговорота воды в природе.
-Как человек может защитить лес? (Организовывать заповедники.)
-На Южном Урале есть такие?
Башкирский государственный природный заповедник
Заповедник расположен в центральной части Башкирского (Южного) Урала. В заповеднике произрастает около 700 видов травянистых, кустарниковых и древесных растений; обитает 51 вид млекопитающих и 155 видов птиц, 27 видов рыб, 4 - земноводных, 6 - пресмыкающихся. Заповедник был создан для охраны ненарушенных экосистем горного Предуралья, в первую очередь ненарушенных лесов.
Восточно-Уральский заповедник
Государственный (радиационный)заповедник.. Предварительный список флоры заповедника включает 455 видов сосудистых растений. Фауна заповедника включает 47 видов млекопитающих, 214 видов птиц, 5 видов амфибий и 4 вида рептилий. На охраняемой территории, несмотря на повышенный радиационный фон, обитают редкие виды птиц.
В настоящее время территория заповедника находится под контролем корпорации Росатом, на территории заповедника регулярно выполняется радиационный и радиоэкологический мониторинг.
Южно-Уральский Заповедник
Расположен, как следует из названия, на Южном Урале, в Республике Башкортостан и частично в Челябинской области.   Южно-Уральский заповедник создан для охраны и изучения богатейшего по флоро-фаунистическому составу природного комплекса Южного Урала, изучения восстановительных процессов в горных темнохвойных лесах.
Ильменский заповедник
Причиной создания заповедника явилась угроза расхищения минералогических богатств Урала, имевшая место в период Гражданской войны.
"Аркаим". Найдено большое количество аналогичных археологических памятников, которые планируется сделать памятниками истории и культуры под названием "Страна городов".
Национальный парк "Зюраткуль"
Создан в целях сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую и эстетическую ценность, для обеспечения регулируемой рекреации, исключающей ущерб природным объектам.
Национальный парк "Таганай"
Создан с целью сохранения природных комплексов Таганайских горных хребтов и озера Тургояк, имеющих особую экологическую и эстетическую ценность, для обеспечения регулируемой рекреации, исключающей ущерб природным объектам.

Читают тему урока

Формулируют цели урока.

Выразительно читают текст.

Отвечают на вопросы после прочтения текста.


Строят предположения

Читают текст
Находят в тексте информацию
Озвучивают понятие

Отвечают на вопросы.

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
Учет разных мыслей.

Р:самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
К:развивать умение слушать и понимать других. Развивать навык работы в паре и группе
П: извлечение необходимой информации из текста.

Контроль знаний практический: задание в Р.Т.

К.р в Р .т стр 30

Выполняют контрольную работу в р.т.

Л:развивать навык сам.раб.
Р:контроль

Подведение итогов знаний.

Словесный; беседа.

Вспомним какие цели мы ставили перед началом урока, добились ли мы их ?
- Какую роль играет лес в природе и жизни человека?
-Что такое фотосинтез?


Отвечают на вопросы.

Анализируют решение поставленных целей урока.Формулируют конечный результат своей работы на уроке

П: Перерабатывать полученую информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Р:контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир

Слайд 3

Тема: Цели: Роль леса в природе и жизни людей -узнать , какую роль играет лес для всего живого на Земле; -обсудить , как нужно вести себя в лесу; -сделать выводы о значении леса.

Слайд 6

Вырубка леса

Слайд 7

Пожары в лесу

Слайд 8

Загрязнение леса

Слайд 9

Фотосинтез photos - свет, synthesis - соединение

Слайд 11

Тема: Цели: Роль леса в природе и жизни людей -узнать , какую роль играет лес для всего живого на Земле; -обсудить , как нужно вести себя в лесу; -сделать выводы о значении леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Учебно-методический комплект по теме "Как связаны живая и неживая природа?" (конспект+презентация)

Тема: «Как связаны живая и неживая природа?»Цели деятельности учителя:  дать представление о взаимосвязи живой и неживой природыПланируемые результаты:Предметные: осознание целостности окружающег...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Значение диких животных" 2 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему: "Значение диких животных" 2 класс. ПНШ...