Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме:
    Учебно-методический комплект на тему " Животные леса. роль леса в природе людей" 3 класс

    ПНШ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir3.docx31.4 КБ
    Файл okruzhayushchiy_mir_3.pptx2.65 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Животные леса. Роль леса в природе и жизни людей.

    Тип урока: урок  изучение нового материала.

    Цели: повторение и углубление знаний учащихся о природных сообществах леса, о фотосинтезе, о роли леса в жизни людей.

    Планируемые результаты:

    личностные: развивать устную речь, мышление, развивать кругозор, обогащать словарный запас, развивать навыки сотрудничества со сверстниками, развивать умения работать с информацией; воспитывать бережное отношение к природе.

    предметные: сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого за состояние природной среды.

    Понятия:   

    Оборудование: учебник «окружающий мир» 4 класс 1 часть; презентация; рабочая тетрадь.

          Этап урока

                       Деятельность учителя

         Деятельность ученика

                       УУД

    Организационный момент.

    Словесный.

    Проверьте свою готовность к уроку.

    Здравствуйте! Меня зовут Наталья Викторовна, урок «Окружающего мира» проведу у вас я.

    Присаживайтесь, пожалуйста.

    Готовятся к уроку,

    приветствуют  учителя,

    включаются в ритм урока.

    Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

    Актуализация знаний

    -Рассмотрите рисунок на стр 88-89. Назовите соседу по парте животных, которые обитают в тайге. А он расскажет тебе о взаимосвязи животных и растений этой зоны.
    -Узнайте животное по описанию
    1.У нее короткий, словно обрубленный хвост, на ушах кисточки, а на морде бакенбарды. Любимая ее пища – зайцы, тетерева, куропатки, но бывает и на лосей нападает. ( Рысь.)
    2. Эта птица небольшая, мельче глухаря. В отличие от безответственных отцов – глухарей и тетеревов, которые не интересуются потомством, самцы этого вида принимают участие в воспитании птенцов. Внешне птица смотрится как «рябая» – серая с поперечными черточками. За такую окраску она и получила свое название. (Рябчик.)
    3. Это родственница белки. В отличие от белки умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и планировать на расстояние до 40 м. А роль крыльев у нее играет покрытая шерстью кожистая складка соединяющая передние и задние ноги. Жилище устраивает в брошенных дуплах дятлов и гнездах белок. Питается почками, семенами, грибами, ягодами. В спячку не впадает, делает летом запасы корма на зиму. (Летяга).
    4. Это самый крупный и сильный зверь в наших лесах. Взрослые животные достигают 2 м в высоту и весят до 570 кг. Ударом переднего копыта он может разбить череп медведю. Летом ест молодые побеги и листья деревьев, достает корневища болотных растений, пасется на лесных опушках. Зимой питается веточками ив, осины, рябины, сосны, корой этих деревьев. (Лось.)

    - Животные лесной зоны обитают в достаточно суровом климате, как они приспосабливаются к нему? У многих зверей к зиме отрастает густая и длинная шерсть. У каких животных ? (медведи, волки, лисы, рыси, куницы, соболя, лоси, летяги. Прочитайте в словаре кто такие летяги). Какие животные впадают в спячку? ( медведи, ежи,бурундуки). Какие птицы не покидают лес зимой? ( кедровка, клест,сова, рябчик,глухарь). Прочитайте текст стр 90 ( последний абзац )  по 91. Кто обитает в лесной подстилке? ( черви, мыши,жуки,муравьи). Кто живет в почве ? (кроты, землеройки, земляные черви).  

    Выполняют задание. Работают в парах, самостоятельно.

    Л:развивать навык сам.раб.
    К:развивать умение слушать и понимать других

    Основной этап

    Практический: работа в группах

    Словесный; беседа.

    (Просмотр мультфильма про вырубку леса)
    -Что вы увидели в мультике? Считаете ли вы поведение лесоруба правильным? Кому нужны леса и для чего?
    - Как вы думаете какая тема нашего урока? ( Роль леса в природе и жизни людей)
    - Какие цели мы поставим перед собой?( -  узнать, какую роль играет лес для всего живого на Земле; обсудить, как нужно вести себя в лесу; сделать выводы о значении леса.)

    Леса России... Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?

     

             Почему мы с лесом дружим?
    Для чего он людям нужен?
    Лес – общий дом для растений, животных, грибов, бактерий. Лес играет важную роль в жизни других природных сообществ, например, луга, поля, болота. Он защищает почву от ветра и потоков воды, хранит в себе запасы воды, которые питают реки, ручьи. Лес – источник вдохновения и любимое место отдыха людей. Его красоту описывают поэты, писатели, художники. Лес – кладовая грибов, ягод, лекарственных растений

    -Оглянитесь вокруг. Назовите предметы,  которые изготовлены  из дерева.

    Как давно человек начал использовать древесину для своих нужд?

    Различные деревья любимы нами.
    Из дерева на Руси строили все: храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. Причиной этого было обилие строевого леса, простота его обработки и дешевизна деревянного строительства. Деревянные здания возводились быстрее каменных, могли строиться летом и в холодное время года, были суше и теплее. Дерево использовали для изготовления посуды с незапамятных времен. Собственно, до деревянной посуды, поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры, вообще никакой посуды не было. Постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. 

    Работа в группах
    -Прочитать текст, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения. 
    Карточка № 1. Саше случалось знавать и печали:
    Плакала Саша, как лес вырубали,
    Ей и теперь его жалко до слез.
    Сколько тут было кудрявых берёз!
    Там из-за старой, нахмуренной ели
    Красные гроздья рябины глядели,
    Там поднимался дубок молодой.
    Птицы царили в вершине лесной,
    Понизу всякие звери таились.
    Вдруг мужики с топорами явились -
    Много тут было печальных картин:
    Стоном стонали верхушки осин,
    Из перерубленной старой берёзы
    Градом лилися прощальные слёзы
    И пропадали одна за другой
    Данью последней на почве родной...

    Карточка №2
    Забывчивый охотник на привале
    Не разметал, не растоптал костра.
    Он в лес ушёл, а ветки догорали
    И нехотя чадили до утра.
    А утром ветер разогнал туманы,
    И ожил потухающий костёр.
    И, сыпя искры впереди поляны,
    Багровые лохмотья распростёр.
    Он всю траву с цветами вместе выжег,
    Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,
    Как вспугнутая стая белок рыжих,
    Он заметался со ствола на ствол,
    И лес гудел от огненной метели,
    С морозным треском падали стволы,
    И, как снежинки, искры с них летели
    Над серыми сугробами золы.

    Карточка № 3
    Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. - Зачем ты берёшь с собой мусор? - сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит! - Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

    1 группа - о вырубке леса (карточка 1);
    2группа – о пожаре (карточка 2);
    4 группа – о загрязнении леса (карточка 3).

     Проверка. 
    1 группа. 
    О какой экологической проблеме шла речь в стихотворении? 
    Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить?

     2 группа.
    О какой проблеме расскажет ваша группа?
    Как надо себя вести в лесу, чтобы не случилось такой беды?
    Пожар – это грозная беда для леса. Известно, что только 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём или просто хулиганства.

     3 группа.

    Чтение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

    О какой экологической проблеме говорится в этом рассказе?

    Чье поведение вы считаете правильным?

    Вот во что может превратиться лес

    -Как вы думаете почему леса называют фабрикой кислорода, источником чистого воздуха?
    -Прочитайте текст на стр. 93
    -Что же такое фотосинтез?
    -Фотоси́нтез ( от греч. photos - свет, synthesis - соединение). Фотосинтез – одно из ярких свидетельств взаимосвязи неживой и живой природы. Растение из веществ неживой природы готовят для себя питательные вещества. Лишь растения способны сами создавать себе пищу. Кислород, который при фотосинтезе вырабатывают растения, поступает в воздух в гораздо большем количестве, чем сами зеленые растения забирают из воздуха при дыхании. Поэтому кислород не иссякает на земле, хотя все живые существа потребляют его при дыхании.
    - Прочитайте текст 2 первых абзаца на стр. 94
    -Когда на улице лето о очень жарко, куда мы стремимся? ( в парки леса) Почему в жаркий летний день под кроной большого дерева прохладно?
    -Листья растений непрерывно насыщают воздух влагой , невидимыми парами воды. Корни растений непрерывно качают воду к листьям. А днем листья нагреваются лучами солнца. Часть воды через крохотные отверстия в листьях- устьица-испаряется. Испарение охлаждает листья. Чем жарче воздух, тем сильнее испарение , в  процессе которого листья насыщают воздух влагой. Поэтому там, где много зелени, влажно и прохладно. Лес – непосредственный участник круговорота воды в природе.
    -Как человек может защитить лес? (Организовывать заповедники.)
    -На Южном Урале есть такие?
    Башкирский государственный природный заповедник
    Заповедник расположен в центральной части Башкирского (Южного) Урала. В заповеднике произрастает около 700 видов травянистых, кустарниковых и древесных растений; обитает 51 вид млекопитающих и 155 видов птиц, 27 видов рыб, 4 - земноводных, 6 - пресмыкающихся. Заповедник был создан для охраны ненарушенных экосистем горного Предуралья, в первую очередь ненарушенных лесов.
    Восточно-Уральский заповедник
    Государственный (радиационный)заповедник.. Предварительный список флоры заповедника включает 455 видов сосудистых растений. Фауна заповедника включает 47 видов млекопитающих, 214 видов птиц, 5 видов амфибий и 4 вида рептилий. На охраняемой территории, несмотря на повышенный радиационный фон, обитают редкие виды птиц.
    В настоящее время территория заповедника находится под контролем корпорации Росатом, на территории заповедника регулярно выполняется радиационный и радиоэкологический мониторинг.
    Южно-Уральский Заповедник
    Расположен, как следует из названия, на Южном Урале, в Республике Башкортостан и частично в Челябинской области.   Южно-Уральский заповедник создан для охраны и изучения богатейшего по флоро-фаунистическому составу природного комплекса Южного Урала, изучения восстановительных процессов в горных темнохвойных лесах.
    Ильменский заповедник
    Причиной создания заповедника явилась угроза расхищения минералогических богатств Урала, имевшая место в период Гражданской войны.
    "Аркаим". Найдено большое количество аналогичных археологических памятников, которые планируется сделать памятниками истории и культуры под названием "Страна городов".
    Национальный парк "Зюраткуль"
    Создан в целях сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую и эстетическую ценность, для обеспечения регулируемой рекреации, исключающей ущерб природным объектам.
    Национальный парк "Таганай"
    Создан с целью сохранения природных комплексов Таганайских горных хребтов и озера Тургояк, имеющих особую экологическую и эстетическую ценность, для обеспечения регулируемой рекреации, исключающей ущерб природным объектам.

    Читают тему урока

    Формулируют цели урока.

    Выразительно читают текст.

    Отвечают на вопросы после прочтения текста.


    Строят предположения

    Читают текст
    Находят в тексте информацию
    Озвучивают понятие

    Отвечают на вопросы.

    К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
    Учет разных мыслей.

    Р:самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
    К:развивать умение слушать и понимать других. Развивать навык работы в паре и группе
    П: извлечение необходимой информации из текста.

    Контроль знаний практический: задание в Р.Т.

    К.р в Р .т стр 30

    Выполняют контрольную работу в р.т.

    Л:развивать навык сам.раб.
    Р:контроль

    Подведение итогов знаний.

    Словесный; беседа.

    Вспомним какие цели мы ставили перед началом урока, добились ли мы их ?
    - Какую роль играет лес в природе и жизни человека?
    -Что такое фотосинтез?


    Отвечают на вопросы.

    Анализируют решение поставленных целей урока.Формулируют конечный результат своей работы на уроке

    П: Перерабатывать полученую информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    Р:контроль


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Окружающий мир

    Слайд 3

    Тема: Цели: Роль леса в природе и жизни людей -узнать , какую роль играет лес для всего живого на Земле; -обсудить , как нужно вести себя в лесу; -сделать выводы о значении леса.

    Слайд 6

    Вырубка леса

    Слайд 7

    Пожары в лесу

    Слайд 8

    Загрязнение леса

    Слайд 9

    Фотосинтез photos - свет, synthesis - соединение

    Слайд 11

    Тема: Цели: Роль леса в природе и жизни людей -узнать , какую роль играет лес для всего живого на Земле; -обсудить , как нужно вести себя в лесу; -сделать выводы о значении леса.