наше государство (окружающий мир)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Донченко Елена Вадимовна

В ходе урока мы разберем такие вопросы как:  

-Когда появилось первое государство?

- Как назывались эти государства?

-Когда появилось Русское государство?

– Как называлось наше государство с 9 по 13 века?

-Каких первых русских князей вы знаете?

- В каком году и кто провозгласил Россию империей?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « государство».

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятий:  «государство», «Древнерусское государство» «создание государства»; «роль личности в истории»; «патриотизм».

формировать умение анализировать  материал, выделять главное, делать выводы.

Метапредметные.

Развивать:  УУД учащихся;

 психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать фронтально, в паре, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  интерес к истории страны, патриотические чувства.

Основные дидактические методы: системно -  деятельностный подход,

проблемный, исследовательский, практический;

 методы и приемы технологии развития критического мышления.

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

А) - Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь.

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит

Б) Подведение учащихся к «открытию» темы урока

-Назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем. («Наша Родина: от Руси до России»)

- Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе, и на какие вопросы ответите.

Ответы детей:

( Слайд2)
– Как называли нашу страну в разные времена.
– Ответим на вопросы:
– Что такое Родина?
- Кто правил нашей страной в разные времена?

– Тема, с которой мы познакомимся, называется “ государство”.( Слайд3)

-Откройте учебник на стр

-Прочитайте название темы урока.

-Подберите синоним к слову «государство». (Страна.)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Дидактическая игра «Знаю – не знаю».( Слайд4)

Я называю вопрос и спрашиваю любого из вас. Если вы ответ знаете, то говорите «знаю» и называете его, если нет, то «не знаю» и соответственно ничего не отвечаете.

-Когда появилось первое государство?

- Как назывались эти государства?

-Когда появилось Русское государство?

– Как называлось наше государство с 9 по 13 века?

-Каких первых русских князей вы знаете?

- в каком году и кто провозгласил Россию империей?

Рефлексия игры.

У вас на парте сигнальные карточки. Зеленый цвет – ответ «Да», красный цвет – ответ «Нет». Ответьте на мои вопросы одним из этих сигналов.

-Трудными были для вас вопросы?

-Хотели бы вы найти на них ответы?

3.Постановка учебной задачи.

Из всех вопросов оставим три : как образовалось наше государство. Это основополагающий проблемный вопрос. Три ветви власти нашего государства. Что такое Россия.

-Как будем работать над материалом: индивидуально, в парах, группами?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На машине времени мы отправимся на 12 веков назад в 9 век и совершим обзорную экскурсию.

А) Обзорная экскурсия.

-Как назывались первые государства?( Слайд5)

Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше) :
1. Египет — страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная) . Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны — Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” — бога-покровителя этого города) .
2. Шумер — древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака) . Название страны происходит от имени древнейшего ее населения — шумеров, известного ученым.

- С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, корела, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.)

-Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства?( Слайд6)

А) Ярославль;

Б) Новгород;

В) Суздаль;

Г) Владимир.

Новгородская Русь, 862 – 882 годы. После перенесения столицы в Киев в 882 году Новгород сохранил роль второго по значимости центра страны. В нем обычно правил старший сын великого князя Киевского.

-Как называлось древнерусское государство, возникшее в Восточной Европе в 9 –м веке? ( Слайд7)

(Киевская Русь.)

-Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства? (Князь Олег. В 882 году князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)

5.Россия современная.(Слайд 8)

 В конце 14 - середине 16 вв. вокруг Москвы сложилось Русское централизованное государство, включившее в себя все земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. В 1547 великий князь Иван IV Васильевич венчался на царство; царский титул был приравнен к императорскому. В России утвердилась самодержавная форма сослов-но-представительной монархии, при которой царь управлял совместно с Боярской думой и Земскими соборами. В 16 в. к Русскому государству были присоединены территории Казанского и Астраханского ханств. В 1598 в России введено патриаршество; Русская православная церковь обрела права автокефальной церкви. Неудачи внутренних экономических и политических реформ, затяжная Ливонская война за выход к Балтийскому морю (1558-83) привели страну к тяжёлому экономическому и политическому кризису конца 16 - начала 17 вв. (т. н. Смутное время). Угасла династия Рюриковичей, правившая на протяжении бо лее 700 лет. Тяжёлый урон стране нанесла польско-литовская и шведская интервенция начала 17 в., после отражения которой у власти утвердилась новая династия Романовых. К середине 17 в. оформилось крепостное право. В 1654 в состав Российского государства вошла Украина. Шло интенсивное освоение территорий к югу от т. н. Белгородской черты, Среднего Поволжья и Сибири; к концу 1630-х гг. русские землепроходцы достигли побережья Охотского моря. 17-18 вв. отмечены массовыми казацко-крестьянски-ми восстаниями (см. БОЛОТНИКОВА ВОССТАНИЕ, РАЗИНА ВОССТАНИЕ, ПУГАЧЁВА ВОССТАНИЕ).

Реформы Петра I (конец 17 - 1-я четверть 18 вв.) содействовали социально-экономическому и культурному развитию страны. Создание военно-морского флота обеспечило победу России в Северной войне 1700-21, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. Столицей России стал основанный в устье Невы г. Санкт-Петербург. В 1721 Россия провозглашена империей. Было упразднено патриаршество (воссоздано в 1917), церковь подчинена государству. В правление императрицы Екатерины II Россия в результате многочисленных русско-турецких войн закрепилась на Чёрном море. В течение 18 в. территория Российской империи значительно расширилась за счёт включения в неё Северного Причерноморья, Крыма, Прикубанья, Приднестровья, Западной Белоруссии, Правобережной Украины, части Казахстана, Прибалтики, части Кавказа. В конце 18 - начале 19 вв. в состав империи вошли польские и финляндские земли (Царство Польское и Великое княжество Финляндское). Россия прочно утвердилась на мировой арене в качестве одной из ведущих держав. В начале 19 в. Россия отразила наполеоновское нашествие (Отечественная война 1812) и приняла действенное участие в окончательном разгроме наполеоновской империи в составе союзных антинаполеоновских коалиций, что позволило ей занять прочное место в "концерте" европейских держав, в частности в деятельности Священного союза.

РОССИЯ (Российская Федерация), самое большое по площади (17075,4 тыс. км2) и шестое по численности населения (146,3 млн. чел. на 1 января 1999 года) государство мира. Средняя плотность населения 8,6 чел. на 1 км2. Столица - Москва. В России проживают свыше 100 народов (1989, перепись), в т.ч. русские составляют 81,5% населения; татары - 3,8; украинцы - 3,0; чуваши - 1,2; народы Дагестана - 1,2; башкиры - 0,9; белорусы - 0,8; мордва - 0,7; чеченцы - 0,6; немцы - 0,6; удмурты - 0,5. Россия расположена на востоке Европы и на севере Азии. На северо-запад'е граничит с Норвегией и Финляндией; на западе - с Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой и Белоруссией; на юго-западе - с Украиной; на юге - с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном; на юго-востоке - с Китаем, Монголией и КНДР. На востоке - морская граница с США и Японией. Протяжённость сухопутных границ 20322 км, морских -около 38000 км. Территорию России омывают 12 морей, принадлежащих бассейнам 3 океанов: Атлантического (Балтийское, Чёрное и Азовское), Северного Ледовитого (Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское) и Тихого (Берингово, Охотское и Японское), а также бессточное Каспийское море. Самая северная точка на материке - мыс Челюскин на полуострове Таймыр (77°43' сев. широты), на островах - мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа (8Г5Г сев. широты); самая южная точка - в Дагестане, на границе с Азербайджаном (41°10' сев. широты). Расстояние между западными и восточными границами России 9 тыс. км - от Балтийской косы в Калининградском заливе (19°38' вост. долготы) до мыса Дежнёва на Чукотке (169°40' зап. долготы); самая восточная точка страны - остров Ратманова в группе островов Диомида в Беринговом проливе (169°02' зап. долготы). На территории России - 11 часовых поясов.

Россия — федеративная республика президентского типа (согласно высказываниям Президентов России Владимира Путина[91] и Дмитрия Медведева[92][93][94][95], заместителя председателяГосударственной думы Олега Морозова[96], председателя Совета Федерации Сергея Миронова[97][98][99][К 9]). По другому мнению (председателя Конституционного суда РФ, одного из авторов действующей Конституции В. Д. Зорькина[100][101], а также международных экспертов, изучающих смешанную форму правления, Роберта Элджи[102] и Мэттью Шугарта[103]) — президентско-парламентская республика с широкими полномочиями президента.. Действует Конституция 1993. В настоящее время конституция России действует с рядом поправок, основные из которых были приняты в 2008 году.

Основные институты российской государственности были сформированы в первые годы независимого развития страны, но в ходе масштабных преобразований начала 2000-х годов были внесены значительные изменения в правовую основу их функционирования.

Россия(Слайд9) — государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Главой государства является Президент Россииизбираемый всенародным голосованием сроком на 6 лет (до 31 декабря 2008 года[104] — на 4 года). Согласно действующей Конституции, он обладает рядом важнейших полномочий: руководит внешней политикой, является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной думы Председателя правительства, принимает решение об отставке Правительства. По предложению Председателя правительства назначает на должности заместителей Председателя правительства и федеральных министров, а также освобождает их от должности. Президент возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает от должности командование Вооружёнными силами. Обладает правом предлагать на рассмотрение Государственной думы кандидатуры на должность председателя Центрального банка (не входящего в состав Правительства). В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право объявить военное положение на всей территории страны или на отдельных территориях, но при этом обязан незамедлительно известить о своём решении Федеральное собрание. Обладает правом издания указов, обязательных для исполнения на всей территории России (указы не должны противоречить федеральным законам). Обладает также целым рядом других полномочий.

Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации при условии выдвижения Государственной думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

Законодательная власть(Слайд10)

Законодательную власть осуществляет Федеральное собрание — парламент, состоящий из верхней (Совета Федерации) и нижней (Государственной думы) палат. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации. В 1993 году члены Совета федерации были избраны населением, в 1995 году их место заняли непосредственно губернаторы (президенты) и спикерырегиональных законодательных собраний, а с 2000 года — назначаемые и избираемые представители соответственно исполнительного и законодательного органов власти субъектов федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием по партийным спискам сроком на 5 лет (до 31 декабря 2008 года[104] — на 4 года).

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерствафедеральные службы и федеральные агентства.

Судебная власть

Судебную власть осуществляют суды: Конституционный суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом и арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом. В субъектах Российской Федерации действуют конституционные (уставные) суды. В судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи.

Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц призван осуществлять уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (омбудсмен). Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 года (пунктом «е» ч. 1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

6.Рефлексия деятельности (итог урока)( Слайд11)

Обобщение.

Домашнее задание

Рефлексия.

- Какова была цель нашей деятельности?

-Достигли ли мы ее?

-Что способствовало достижению цели?

-Что мешало?

-Каковы ваши пожелания?

-Какие советы вы дадите учителю по организации следующего урока?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 3 класс Подготовила: Донченко Е.В.

Слайд 2

Ответьте на вопросы: Как называли нашу страну в разные времена? Что такое Родина ? Кто правил нашей страной в разные времена? Как в настоящее время называется наша страна? Как вы думаете какая тема нашего урока?

Слайд 3

Тема урока: «Государство»

Слайд 4

Игра «Знаю- не знаю» -Когда появилось первое государство? – Как называлось наше государство с 9 по 13 века? -Каких первых русских князей вы знаете? - Как назывались эти государства? -Когда появилось Русское государство? - В каком году и кто провозгласил Россию империей?

Слайд 5

Египет Шумер

Слайд 6

Новгород

Слайд 7

Киевская Русь

Слайд 8

Россия

Слайд 10

Три ветви власти Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть

Слайд 11

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Символы нашего государства"

Беседа для учащихся 3-4 х классов ко Дню Конституции....

Презентация к беседе "Символы нашего государства"

Файл содержит презентацию к беседе для учащихся 3-4 классов....

Символы нашего государства

На классном часе в начальной школе "Символы нашего государства" рассказывается о флаге, гербе и Гимне России....

Символы нашего государства.

В материале на доступном ученикам начальной школы языке рассказывается о символах нашего государства....

Урок окружающего мира по теме "Символы нашего государства.Флаг."

Тип урока: изучение нового  материала.Цель:1)Создать условия для формирования представления о символах государства.2)Узнать  историю флага, дать представления о понятиях "гимн", &q...