Урок по окружающему миру "Человек - разумное существо".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Безрукова Светлана Анатольевна

Методическая разработка урока для 1 класа. ОС "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mir.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1-м классе "Человек - существо разумное"

Программа: “Школа-2100”.

Цель: организация изучения нового материала с использованием информационных носителей.

Педагогические технологии: информационные технологии.

Задачи:

  • образовательные: выявление признаков, отличающих и объединяющих данный объект (человека) от более общей группы объектов (животных);
  • развивающие: развитие речи, мышления, воображения, зрительного и слухового восприятия; воспитательные: воспитание человеческих качеств – доброты, сострадания, стремления к прекрасному;
  • социальные: осознание особой роли человека в сохранении планеты Земля.

Оборудование: слайды к основным этапам урока (мультимедийное сопровождение), комплект мультимедиа.

Ход урока

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

  Актуализация знаний и постановка прблемы.

Сегодня на уроке нас ждут открытия, но для этого нам нужно вспомнить то, что мы знаем. Мы с вами на последних уроках знакомились с живыми обитателями планеты или живыми организмами.

С какими? (Животные и растения)

Загадки:

1.  Они бывают большие и маленькие,

Они прыгают, ползают,

Летают, лают и мяукают.

И каждый из них - это загадка!

2. Они дышат, растут, а ходить не могут.

             Докажите, что растения и животные - живые существа (они дышат, пьют, питаются, растут, двигаются, размножаются и умирают).

Что необходимо для жизни растений и животных? (воздух, вода, солнечный свет, пища).

- Как питаются живые организмы? Что нужно растениям для жизни? (Почва, вода, солнечный свет).

-Как мы называем растения? (Кормильцы, производители).
- Как питаются
 животные? (Питаются готовой пищей: растениями, животными, грибами, не создают питательные вещества).

-Как мы называем животных? (Едоки, потребители)

А теперь я буду загадывать загадки про животных, вы должны назвать животное и сказать к какой группе  животных оно относится.

1. Кто на ёлке, на суку
  Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

                                (Кукушка)     

Интересные факты:

Живут кукушки поодиночке, они никогда не объединяются
в семейные пары. Кукуют только самцы. Кукушки самки  не  высиживают яйца, которые  снесли, а подкладывают их в гнёзда других птиц.
 (Слайд)

2. Опасней всех в реке она, хитра, прожорлива, сильна.

Притом, такая злюка! Конечно, это…(щука)

 Интересные факты:

Щуку рыбаки прозвали хищным,  речным волком. Она нападает на больших и маленьких рыб. Но у щуки есть и другое прозвище - речной санитар, потому что она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы от распространения болезней. (Слайд)

3.  Очень шустрые, смешные.    И такие озорные.
    По деревьям и лианам, Без опаски скачут рьяно. (энергично, с увлечением)
    Видов много, их не счесть Всех размеров они есть.
    Вместе семьями живут, Фрукты весело жуют.

        (Обезьяна)

Интересные факты:

 Эти животные очень любят быть чистыми и ухоженными. Они часто зевают не потому, что устали, а потому что сообщают что-то другим. (Слайд)

А теперь послушайте загадки про растения.

1. Маленький, горький, луку брат.

         (Чеснок)        

2.С головы до ног в иголках,                
   А не ежик и не елка.

   Говорят - «зелёный ёж»... 
   Но на  ежа он непохож, 

(Кактус)                 

 Интересные факты:                                                                                        

 Своими колючками  кактусы впитывают воду


3. В поле росла,

    На мельнице была 

    Из печки на стол
   Караваем пришла.
                        (
Пшеница)

-Послушайте рассказ и догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?  У., с. 70. 

-Что это за существо, которое отвечает за всё живое и неживое на Земле? (человек)

-Что вы поняли из рассказа, чем человек отличается  от растений и животных? (оно разумно)

-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Слайд)

-Что мы узнаем нового?

 Совместное открытие новых знаний.

- Ребята, а человек относится к живым организмам? Почему?

-Что человеку нужно для жизни? (Воздух, вода, тепло, пища).

-Откуда человек берёт воздух, воду, тепло, пищу? (Из природы).

-Какой вывод можем сделать? (Человек как растения и животные часть природы).

Ребята, а куда мы отнесём человека? Давайте рассмотрим, что общего у  человека и животных, что нас объединяет с ними? Р.т., с. 65 №1

- Что объединяет нас с животными, мы рассмотрели. А что же отличает нас от них?

  • Как животные понимают друг друга?

А человек? (Люди разговаривают.)

- Значит, ребята, у человека есть речь. Прикрепляю табличку со словом «Речь».

 Хотя  животные тоже общаются на своем языке и выражают разные эмоции (злость, радость, печаль), общение человека отличается. Человек более эмоционален, он владеет речью.  Человек   выражает сочувствие, любовь, ласку, поддержку, делится своими впечатлениями по телефону, Интернету, телевидению, читает газеты .

  • Что помогает нам учиться? Вспомните тему: « Наши помощники». (Память и ум.)
  • Значит, человек обладает разумом. Прикрепляю табличку со словом «Разум».
  • Отгадайте загадку.
  • У двух матерей по пяти сыновей.
  • Что это за матери? (руки). Что сделано руками человека? Значит, человек трудится. Прикрепляю табличку со словом «Труд».

Сделаем вывод: человек - разумное существо, может говорить, думать, трудиться.

  • . Животные имеют не только разный окрас, но и строение, покров тела (шкуры, перья, чешуя, гладкокожие). А у людей цвет кожи разный, но строение организма одинаковое у всех (с темной кожей, белой кожей и т.д.).
  • - Рассмотрим движение животных и человека. Человек умеет двигаться также как животное? (Человек умеет бегать, прыгать, плавать, а животное умеет еще и летать. И все движения делает лучше, чем человек. Но у человека движения организованные, он умеет танцевать, играть в спортивные игры).
    - Мы говорили, что все живые организмы размножаются, а человек? (Да).
  • - Чем еще человек отличается от животного? (Жилищем, у животных – норы, берлоги, гнезда, а человек пытается свое жилище украсить, сделать удобным. Общением, хотя животные тоже общаются на своем языке и выражают разные эмоции (злость, радость, печаль), общение человека отличается. Человек более эмоционален, он владеет речью.)

Физминутка.

  • Сейчас мы с вами подвигаемся (стихотворение Ю.Мориц “Попрыгать, поиграть”).

 Самостоятельное применение новых знаний.

-Раз человек существо разумное, то он должен отвечать за всю природу на Земле. Значит все его поступки должны быть разумными, обдуманными. Откройте страницу 72, посмотрите на рисунки и скажите, где человек ведет себя разумно, а где нет? Выслушиваются ответы детей.

Давайте сформулируем правила поведения разумного человека.

По отношению к природе: человек должен бережно относиться к природе.

По отношению к человеку: уважать, помогать, беречь здоровье

- Какие разумные поступки совершали вы?

  • Я надеюсь, что все эти правила не останутся только на словах, а отразятся и на поступках.

 Итог урока.

- Послушайте стихотворение.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесья,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите.
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Откровения земли и неба,
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю! Все доброе приемлю,
Только берегите Землю! (М. Дедун “Берегите Землю”)

Рефлексия

- Что узнали нового о человеке?

- Где вам пригодятся новые знания?

-Что ещё интересного хотелось бы узнать по этой теме?

  • Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Человек-разумное существо"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по ФГОС...

Тема: Человек разумное существо урок окружающего мира 1 класс

Урок по теме «Человек разумное существо?» разработан для учащихся 1 класса по курсу «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. Тема: Человек - разумное существо

Урок окружающего мира   во 2 классе разработан по УМК «Гармония» в соответствии с требованиями ФГОС.Урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происх...

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему"Человек - разумное существо" УМК "Школа 2100"

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса на тему "Человек - разумное существо" , УМК "Школа 2100"...

Урок окружающего мира "Человек - разумное существо" (1 класс)

Данная разработка поможет учителям начальных классов, работающим по УМК "Школа 2100" при подготовке к уроку окружающего мира. Цели урока: - познакомить учеников с отличительными чертами человека, - по...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК «Гармония» Тема урока: Человек – разумное существо

Материал состоит из конспекта урока, презентации к уроку, раздаточного материала для обучающихся и используемой литературы....