Главные вкладки

    Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе"
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

    Щуренкова Любовь Юрьевна


    Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе." УМК "Перспектива"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okhrana_prirody_vesnoy.doc830.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель начальных классов ГБОУ СОШ№1492 ЩУРЕНКОВА Л.Ю.

    Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе

    Тема: «Охрана природы весной. Правила поведения в природе»

    Цели урока:
    предметные: 
    познакомить с особенностями охраны природы в весенний период
    стимулировать бережное отношение к природе

    закрепить знания учащихся по теме, обобщить знания об изменениях в природе весной, повторить и закрепить пройденный материал;

    познавательные УУД: 
    определять представителей Красной книги России и обосновывать своё мнение
    развитие умения извлекать информацию из текста учебника
    развитие умения представлять информацию в виде сообщения (плакат, открытка)

    регулятивные УУД: 
    самоконтроль и коррекция
    определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока
    уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

    коммуникативные УУД: 
    учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
    работа в парах

     

    Ход урока

    Орг.момент:

    НА- НА- НА — НАКОНЕЦ ПРИШЛА … (ВЕСНА)

    ЧИ- ЧИ- ЧИ — ПРИЛЕТЕЛИ К НАМ … (ГРАЧИ)

    ЛО- ЛО- ЛО — ВСЕМ ОТ СОЛНЫШКА …. (ТЕПЛО)

    Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу, потрите свои ручки. Чувствуете тепло? (Да) Подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого соприкоснитесь ладошками с ним. На улице у нас ТЕПЛО, в сердце нашем тоже ТЕПЛО.

    - Давайте вспомним, что мы изучали всё последнее время на наших уроках окружающего мира? О чём шла речь? (О ВЕСНЕ)

    • Проверить ваши знания мы сможем с помощью теста «В гости к Весне», который находится в нашем информационном пространстве на началке.семинфо.

    Войдите в Интернет, в началку семинфо, в пространство нашего класса. В разделе ОКРУЖАЮЩИЙ МИР найдите тест В ГОСТИ К ВЕСНЕ. Сегодня мы работаем в парах, отвечаем на вопросы теста вместе с соседом по парте. Оценка будет общая.

    • ПРОВЕРКА ТЕСТА (Молодцы! Все справились с работой.)
    1. Мотивация к учебной деятельности

    Давайте послушаем стихотворение Глеба Горбовского «Лес» (Зимина Ксения) и скажем, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

    Пожар отклокотал

    и умер.

    И умер лес,

    отзеленел...

    Трагедию исчислил в сумме

    один хозяйственный отдел...

    Медведь ушел, удрали зайцы,

    хватили горя комары,

    в жилищах птиц

    сварились яйца

    от неестественной жары.

    ... Стоял, как братская могила,

    безрукий, безволосый лес:

    что ни пихта — иссякла сила,

    и что ни лиственница — крест.

    Я уходил из этой жути

    с большой тревогой за людей...

    Не люди лес сожгли, не люди! —

    Не человек. Злодей.

    Злодей.

    О чём данное стихотворение?

    2.​ Постановка цели, определение темы урока.

    ​ Какую же цель мы поставим перед собой?

    С какого слова мы начинаем формулировку цели?

    Цель: узнать, как охранять природу весной

    ​ Какой же будет тема урока?

    «Охрана природы весной»

    ​ Над какими задачами мы будем работать?

    Мы будем учиться:

    ​ Работать с таблицей, схемами

    ​ Работать в паре

    ​ Самооценке

    ​ Извлекать информацию из текста учебника и других источников

    1. Актуализация знаний

    Давайте вспомним, как нужно охранять природу зимой. Для этого выполним следующее задание. На доске вы видите знаки охраны природы.

    Разделите их на группы. (Известные и новые)

    ​ Расскажите, что обозначают известные вам знаки.

    Вот давайте вспомним, как мы помогли перезимовать нашей природе (опора на слайд)

    ​ Какой шаг учебной деятельности мы сейчас выполнили? (повторили известный материал)

    4.​ Создание проблемной ситуации.

    А можете ли вы объяснить, к чему призывают нас новые знаки?

    Почему не получилось? Какое задание вы выполняли? (на пробное действие)

    С чем столкнулись? (с затруднением)

    - Ребята, помните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и растения?

    - Как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу или парке?

    • Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам.

    - Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево?

    Не заботясь о погоде,

    В сарафане белом ходит,

    А в один из теплых дней

    Май сережки дарит ей. (береза)

    На экране фотография березы.

    - Русский пейзаж невозможно представить без березы, ее ажурной листвы и белоснежного ствола.  Каждый знает: для жителя России береза не рядовое дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли.

    Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля.

    Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее весенний сок. В народе его называют березовица. Весной, когда начинается сокодвижение, любители березового сока устремляются в лес, топором наотмашь уродуя стволы, подставляя под тугие струи банки, ведра. Напьются, с собой прихватят и уйдут, бросив дерево истекать необходимой для него, как кровь, влагой. И не будет уже у этой березы  нормального сокодвижения. А ведь сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки и развернулись листья. Так стоит ли ради одного – двух глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Ведь раны на деревьях очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Семена потерявшего много сока дерева хуже прорастают.

    На экране пословица.

    «Берёзовицы на грош, а леса на рубль изведёшь» - гласит народная пословица.

    • Как вы ее понимаете? (ответы детей). Чтение первого абзаца учебника стр.106.

    5.  Раннецветущие растения

    - А вот и новый голос. Что это за цветок?

    Из-под снега расцветает,

    Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

    На экране подснежник.

    - К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. - Теперь давайте прочитаем о подснежниках, стр.108 учебника.

    • Подснежники  не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии. Стр.106 учебника. (Показ на экране других первоцветов: ветреницы, печеночницы, гусиный  лук, хохлатки, медуницы, мать- и- мачехи).

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Весна, весна! Пришла весна!
    (хлопки в ладоши)
    Тепло на крыльях принесла
    (прыжки на месте)
    И вот на самом солнцепеке
    С поднятой гордо головой

    (ходьба)
    Расцвел подснежник голубой
    (руки в стороны)
    Он весь пушистый, серебристый,
    (приседания)
    На солнце маленький стоит
    (прыжки)
    Посланец он весны надежный,
    Он не боится холодов.

    (наклоны туловища)
    За ним придут цветы другие,
    Он первенец среди цветов.

    (повороты влево – вправо).

    6. Насекомые весной

    - Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (На экране фотографии насекомых).

    - Часто можно увидеть, как дети бездумно ловят насекомых. Насекомые – удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. А пока послушайте их просьбу. (стр. 106. 3 абзац).

    - Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда – на защиту Красной книги и благоразумие людей.

    • Отгадайте, кто это?

    На цветок, жужжа, садится,

    Чтоб нектаром насладиться,

    Он мохнатенький, как ель,

     На пчелу похожий… (Шмель)

    • А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги.

    (Текст о шмелях на с.108 учебника)  Затем дети обращаются к «Страничкам Умного Совёнка» и читают текст об еще одном насекомом -жуке-олене, (с.126 учебника).

    7.Птицы

    Представьте ситуацию.

    «Посмотрите, птенец из гнезда выпал. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете? (Ответы детей). (Отложим ответ на этот вопрос).

    Насте завели собаку. Она собирается с ней на прогулку.

    Настя: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!»

    Собака: «Гав – гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!»

     -Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок.

    - Можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей мелких зверьков злая?

    • Конечно, нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав.
    • Задача хозяина – следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям (текст с.106 – 107).

    Учитель уточняет, что значит  «искусственные  гнездовья», почему они называются искусственными.

    Между веток новый дом,

    Нету двери в доме том,

    Только круглое окошко,

    Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

    Стих читает Аня Рукавишникова

                    Не разоряйте птичьего гнезда, –  

            Так счастлива в своем жилище птица!

            Она в гнезде спокойна и тогда,

            Когда над рощей буря злится.

            Храните дерево от топора;

            Оно, высокое и вековое,

            Дает нам тень, когда стоит жара,

            Оно чарует все живое.

            Не разоряйте птичьего гнезда!

            Мне больше, чем другому, боль знакома

            Того, чья песня глохнет в холода,

            Кто на земле живет без дома.

                            К. Кулиев

    • Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания.  (с.108-109 учебника)

    8.Звери весной

    - Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы).

    - А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться в лодку.

    - Как называется произведение, в котором описывается эта история?

    - Кто автор произведения?

    - Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?

    (Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)     (чтение последнего абзаца с.107)

    • Рефлексия – обсуждение «письма», мультфильма
    • Ребята, нам пришло письмо из леса. Давайте прочитаем его.

    «Дорогие ребята 2 «Б» класса  школы №1492!

    Обращаюсь к вам с жалобой!

    Была я красивая, была я пригожая,

    Стала сама на себя непохожая!

    Траву на мне вытоптали, кусты поломали.

    Березу на дрова срубили, ёлочку – на подстилку.

    Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками.

    Жалуюсь! Бывшая лесная поляна».

    - Ребята, как помочь лесной поляне? (ответы детей)

    Нельзя загрязнять и захламлять  лес и места отдыха! Бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

    - Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «На лесной тропе».

    - Смотрите внимательно и найдите все ошибки, которые допустили звери.

    1. Шум
    2. Рубят деревья
    3. Трогают птенцов
    4. Мусорят
    5. Разводят костры
    6. Глушат рыбу динамитом

    - Ребята, оказывается, достаточно чуть внимательнее и бережнее прислушаться к окружающему миру, тогда можно открыть для себя столько нового!

    -Как вести себя в лесу? (слайд)

    Проверка. Вывод с.109
    - Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже будете не только любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по – настоящему подружиться с ними. А что значит настоящая дружба? Когда не только берут для себя, но и дарят другим заботу, защищают.

    «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».          Михаил Пришвин.

    Проектная работа на компьютерах.

    Итог урока:

    1. Какую цель мы ставили перед собой на этом уроке? (Узнать, как охранять природу весной)
    2. Какие задачи? (извлекать информацию из учебника и других источников, работать в парах, себя оценивать)
    3. Достигли ли мы этой цели? Задач?
    4. Дайте оценку своей работе и закончите предложения:
    • Сегодня на уроке мне было ….
    • Я узнал, что....
    • Я понял, что....
    • Я чувствовал себя …..

    Спасибо всем за урок!


    Ф.И. _______________________________

    Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

    1._____________________________

    _______________________________

    2._____________________________

    _______________________________

    3._____________________________

    _______________________________

    4.______________________________

    _______________________________

    5.______________________________

    ________________________________

    6.______________________________

    Ф.И. _______________________________

    Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

    1._____________________________

    _______________________________

    2._____________________________

    _______________________________

    3._____________________________

    _______________________________

    4.______________________________

    _______________________________

    5.______________________________

    ________________________________

    6.______________________________

    Ф.И. _______________________________

    Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

    1._____________________________

    _______________________________

    2._____________________________

    _______________________________

    3._____________________________

    _______________________________

    4.______________________________

    _______________________________

    5.______________________________

    ________________________________

    6.______________________________

    Ф.И. _______________________________

    Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

    1._____________________________

    _______________________________

    2._____________________________

    _______________________________

    3._____________________________

    _______________________________

    4.______________________________

    _______________________________

    5.______________________________

    ________________________________

    6.______________________________

       http://flo.com.ua/forum/viewtopic.php?t=9661      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

    Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

    Открытый урок по окружающему миру на тему: "Весна: пробуждение природы" 1 класс

    Урок открытия новых знаний.Расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов (пробуждение природы, признаки, последовательность событий) и овладение материалом урока на уровн...

    Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"

    Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....

    Урок по окружающему миру 1 класс 21 век "Правила поведения в школе"

    Цели: создать условия для усвоения младшими школьниками круга  обязанностей и правил   поведения во время урока и перемены; способствовать развитию речи, коммуникативных способно...