Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Щуренкова Любовь Юрьевна


Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе." УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okhrana_prirody_vesnoy.doc830.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ№1492 ЩУРЕНКОВА Л.Ю.

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе

Тема: «Охрана природы весной. Правила поведения в природе»

Цели урока:
предметные: 
познакомить с особенностями охраны природы в весенний период
стимулировать бережное отношение к природе

закрепить знания учащихся по теме, обобщить знания об изменениях в природе весной, повторить и закрепить пройденный материал;

познавательные УУД: 
определять представителей Красной книги России и обосновывать своё мнение
развитие умения извлекать информацию из текста учебника
развитие умения представлять информацию в виде сообщения (плакат, открытка)

регулятивные УУД: 
самоконтроль и коррекция
определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока
уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

коммуникативные УУД: 
учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
работа в парах

 

Ход урока

Орг.момент:

НА- НА- НА — НАКОНЕЦ ПРИШЛА … (ВЕСНА)

ЧИ- ЧИ- ЧИ — ПРИЛЕТЕЛИ К НАМ … (ГРАЧИ)

ЛО- ЛО- ЛО — ВСЕМ ОТ СОЛНЫШКА …. (ТЕПЛО)

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу, потрите свои ручки. Чувствуете тепло? (Да) Подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого соприкоснитесь ладошками с ним. На улице у нас ТЕПЛО, в сердце нашем тоже ТЕПЛО.

- Давайте вспомним, что мы изучали всё последнее время на наших уроках окружающего мира? О чём шла речь? (О ВЕСНЕ)

  • Проверить ваши знания мы сможем с помощью теста «В гости к Весне», который находится в нашем информационном пространстве на началке.семинфо.

Войдите в Интернет, в началку семинфо, в пространство нашего класса. В разделе ОКРУЖАЮЩИЙ МИР найдите тест В ГОСТИ К ВЕСНЕ. Сегодня мы работаем в парах, отвечаем на вопросы теста вместе с соседом по парте. Оценка будет общая.

  • ПРОВЕРКА ТЕСТА (Молодцы! Все справились с работой.)
  1. Мотивация к учебной деятельности

Давайте послушаем стихотворение Глеба Горбовского «Лес» (Зимина Ксения) и скажем, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

Пожар отклокотал

и умер.

И умер лес,

отзеленел...

Трагедию исчислил в сумме

один хозяйственный отдел...

Медведь ушел, удрали зайцы,

хватили горя комары,

в жилищах птиц

сварились яйца

от неестественной жары.

... Стоял, как братская могила,

безрукий, безволосый лес:

что ни пихта — иссякла сила,

и что ни лиственница — крест.

Я уходил из этой жути

с большой тревогой за людей...

Не люди лес сожгли, не люди! —

Не человек. Злодей.

Злодей.

О чём данное стихотворение?

2.​ Постановка цели, определение темы урока.

​ Какую же цель мы поставим перед собой?

С какого слова мы начинаем формулировку цели?

Цель: узнать, как охранять природу весной

​ Какой же будет тема урока?

«Охрана природы весной»

​ Над какими задачами мы будем работать?

Мы будем учиться:

​ Работать с таблицей, схемами

​ Работать в паре

​ Самооценке

​ Извлекать информацию из текста учебника и других источников

  1. Актуализация знаний

Давайте вспомним, как нужно охранять природу зимой. Для этого выполним следующее задание. На доске вы видите знаки охраны природы.

Разделите их на группы. (Известные и новые)

​ Расскажите, что обозначают известные вам знаки.

Вот давайте вспомним, как мы помогли перезимовать нашей природе (опора на слайд)

​ Какой шаг учебной деятельности мы сейчас выполнили? (повторили известный материал)

4.​ Создание проблемной ситуации.

А можете ли вы объяснить, к чему призывают нас новые знаки?

Почему не получилось? Какое задание вы выполняли? (на пробное действие)

С чем столкнулись? (с затруднением)

- Ребята, помните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и растения?

- Как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу или парке?

  • Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам.

- Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

На экране фотография березы.

- Русский пейзаж невозможно представить без березы, ее ажурной листвы и белоснежного ствола.  Каждый знает: для жителя России береза не рядовое дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли.

Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля.

Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее весенний сок. В народе его называют березовица. Весной, когда начинается сокодвижение, любители березового сока устремляются в лес, топором наотмашь уродуя стволы, подставляя под тугие струи банки, ведра. Напьются, с собой прихватят и уйдут, бросив дерево истекать необходимой для него, как кровь, влагой. И не будет уже у этой березы  нормального сокодвижения. А ведь сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки и развернулись листья. Так стоит ли ради одного – двух глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Ведь раны на деревьях очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Семена потерявшего много сока дерева хуже прорастают.

На экране пословица.

«Берёзовицы на грош, а леса на рубль изведёшь» - гласит народная пословица.

  • Как вы ее понимаете? (ответы детей). Чтение первого абзаца учебника стр.106.

5.  Раннецветущие растения

- А вот и новый голос. Что это за цветок?

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

На экране подснежник.

- К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. - Теперь давайте прочитаем о подснежниках, стр.108 учебника.

  • Подснежники  не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии. Стр.106 учебника. (Показ на экране других первоцветов: ветреницы, печеночницы, гусиный  лук, хохлатки, медуницы, мать- и- мачехи).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Весна, весна! Пришла весна!
(хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла
(прыжки на месте)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордо головой

(ходьба)
Расцвел подснежник голубой
(руки в стороны)
Он весь пушистый, серебристый,
(приседания)
На солнце маленький стоит
(прыжки)
Посланец он весны надежный,
Он не боится холодов.

(наклоны туловища)
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.

(повороты влево – вправо).

6. Насекомые весной

- Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (На экране фотографии насекомых).

- Часто можно увидеть, как дети бездумно ловят насекомых. Насекомые – удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. А пока послушайте их просьбу. (стр. 106. 3 абзац).

- Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда – на защиту Красной книги и благоразумие людей.

  • Отгадайте, кто это?

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он мохнатенький, как ель,

 На пчелу похожий… (Шмель)

  • А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги.

(Текст о шмелях на с.108 учебника)  Затем дети обращаются к «Страничкам Умного Совёнка» и читают текст об еще одном насекомом -жуке-олене, (с.126 учебника).

7.Птицы

Представьте ситуацию.

«Посмотрите, птенец из гнезда выпал. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете? (Ответы детей). (Отложим ответ на этот вопрос).

Насте завели собаку. Она собирается с ней на прогулку.

Настя: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!»

Собака: «Гав – гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!»

 -Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок.

- Можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей мелких зверьков злая?

  • Конечно, нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав.
  • Задача хозяина – следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям (текст с.106 – 107).

Учитель уточняет, что значит  «искусственные  гнездовья», почему они называются искусственными.

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Стих читает Аня Рукавишникова

                Не разоряйте птичьего гнезда, –  

        Так счастлива в своем жилище птица!

        Она в гнезде спокойна и тогда,

        Когда над рощей буря злится.

        Храните дерево от топора;

        Оно, высокое и вековое,

        Дает нам тень, когда стоит жара,

        Оно чарует все живое.

        Не разоряйте птичьего гнезда!

        Мне больше, чем другому, боль знакома

        Того, чья песня глохнет в холода,

        Кто на земле живет без дома.

                        К. Кулиев

  • Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания.  (с.108-109 учебника)

8.Звери весной

- Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы).

- А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться в лодку.

- Как называется произведение, в котором описывается эта история?

- Кто автор произведения?

- Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?

(Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)     (чтение последнего абзаца с.107)

  • Рефлексия – обсуждение «письма», мультфильма
  • Ребята, нам пришло письмо из леса. Давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята 2 «Б» класса  школы №1492!

Обращаюсь к вам с жалобой!

Была я красивая, была я пригожая,

Стала сама на себя непохожая!

Траву на мне вытоптали, кусты поломали.

Березу на дрова срубили, ёлочку – на подстилку.

Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками.

Жалуюсь! Бывшая лесная поляна».

- Ребята, как помочь лесной поляне? (ответы детей)

Нельзя загрязнять и захламлять  лес и места отдыха! Бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

- Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «На лесной тропе».

- Смотрите внимательно и найдите все ошибки, которые допустили звери.

  1. Шум
  2. Рубят деревья
  3. Трогают птенцов
  4. Мусорят
  5. Разводят костры
  6. Глушат рыбу динамитом

- Ребята, оказывается, достаточно чуть внимательнее и бережнее прислушаться к окружающему миру, тогда можно открыть для себя столько нового!

-Как вести себя в лесу? (слайд)

Проверка. Вывод с.109
- Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже будете не только любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по – настоящему подружиться с ними. А что значит настоящая дружба? Когда не только берут для себя, но и дарят другим заботу, защищают.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».          Михаил Пришвин.

Проектная работа на компьютерах.

Итог урока:

  1. Какую цель мы ставили перед собой на этом уроке? (Узнать, как охранять природу весной)
  2. Какие задачи? (извлекать информацию из учебника и других источников, работать в парах, себя оценивать)
  3. Достигли ли мы этой цели? Задач?
  4. Дайте оценку своей работе и закончите предложения:
  • Сегодня на уроке мне было ….
  • Я узнал, что....
  • Я понял, что....
  • Я чувствовал себя …..

Спасибо всем за урок!


Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________

Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________

Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________

Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________

   http://flo.com.ua/forum/viewtopic.php?t=9661      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"

Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....

Урок по окружающему миру 1 класс 21 век "Правила поведения в школе"

Цели: создать условия для усвоения младшими школьниками круга  обязанностей и правил   поведения во время урока и перемены; способствовать развитию речи, коммуникативных способно...

«Охрана природы весной. Правила поведения на природе»

laquo;Охрана природы весной. Правила поведения на природе»Цель: познакомить с особенностями охраны природы в весенний период, стимулировать бережное отношение к природе.Предметные результаты:Зн...

Конспект урока по окружающему миру «В гости к весне. Весенние изменения в природе» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «В гости к весне. Весенние изменения в природе»Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе.Планируемые результаты:...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс Тема: Весна. Признаки весны.

Тема: Весна. Признаки весны.ЦельПознакомить учащихся с понятием весна, признаки весны;Задачи урока1. Образовательная:- выделить признаки весны в неживой природе;- дать представление об изменениях в жи...