«Охрана природы весной. Правила поведения на природе»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Петрова Александра Михайловна

«Охрана природы весной. Правила поведения на природе»

Цель: познакомить с особенностями охраны природы в весенний период, стимулировать бережное отношение к природе.

Предметные результаты:

Знать: про охрану природы зимой и весной;

Понимать: как нужно вести себя в лесу

Применять: называть, что надо и не надо делать в лесу

Анализировать: сценки в лесу

Синтез: создание знаков «Охрана природы весной»

Оценка: своей деятельности на уроке

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_prirody_vesnoy._pravila_povedeniya_na_prirode.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Охрана природы весной. Правила поведения на природе»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: познакомить с особенностями охраны природы в весенний период, стимулировать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: про охрану природы зимой и весной;

Понимать: как нужно вести себя в лесу

Применять: называть, что надо и не надо делать в лесу

Анализировать: сценки в лесу

Синтез: создание знаков «Охрана природы весной»

Оценка: своей деятельности на уроке

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: Общеучебные УУД (развитие умения извлекать информацию из текста учебника); Логические УУД (развитие умение анализировать ситуации установление причинно – следственных связей)
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения)

Личностные:

Формировать положительное отношение к уроку;
Воспитывать чувство взаимопомощи; Придерживаться этических норм при совместной работе над учебной задачей;

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, изо

Основные понятия: природа, весна,  охрана

Методы и технологии: наблюдение (эпизодическое), беседа, презентация, наглядные,обсуждение

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник Окружающий мир 2 класс

  1. А.А. Плешаков, Новицкая М.Ю. «Мир вокруг нас». 2 класс. – М.: Просвещение.
  2. Мультимедийный проектор.

Индивидуальные карточки

Для учащихся: учебник Окружающий мир 2 класс  УМК Перспектива, раздаточный материал

Оформление доски: презентация

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Организационный момент

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением,

улыбнитесь друг другу, потрите свои ручки. Чувствуете тепло?

Подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого соприкоснитесь ладошками с ним. На улице у нас ТЕПЛО, в сердце нашем тоже ТЕПЛО.

- Давайте вспомним, что мы изучали всё последнее время на наших уроках окружающего мира? О чём шла речь?

- О ВЕСНЕ

2.Мотивация учебной деятельности

Давайте послушаем стихотворение Глеба Горбовского «Лес» и скажем, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

Пожар отклокотал
и умер.
И умер лес,
отзеленел...
Трагедию исчислил в сумме
один хозяйственный отдел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
хватили горя комары,
в жилищах птиц
сварились яйца
от неестественной жары.
... Стоял, как братская могила,
безрукий, безволосый лес:
что ни пихта — иссякла сила,
и что ни лиственница — крест.
Я уходил из этой жути
с большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди! —
Не человек. Злодей.
Злодей.

О чём данное стихотворение?

Постановка цели, определение темы урока.

​ Какую же цель мы поставим перед собой?

С какого слова мы начинаем формулировку цели?

​ Какой же будет тема урока?

​ Над какими задачами мы будем работать?

-О трагедии в лесу. Охрана природы

- Цель: узнать, как охранять природу весной.

-«Охрана природы весной»

3.Актуализация знаний

-Давайте вспомним, как нужно охранять природу зимой. Для этого выполним следующее задание. На доске вы видите знаки охраны природы.

Разделите их на группы. (Известные и новые)

​ Расскажите, что обозначают известные вам знаки.

Вот давайте вспомним, как мы помогли перезимовать нашей природе (опора на слайд)

4. Открытие нового знания

Создание проблемной ситуации.

-Сейчас мы с вами вновь воспользуемся нашими листами наблюдения. Обратите на них внимание. Прочитайте мне этапы. Эпизодическое наблюдение.
1)Рассмотрение объекта в целом. (Просмотр сценки)
2)Работа по рассмотрению частей объекта. (Разбор отдельных моментов сценки)
3)Обобщение увиденного. (Создание знаков «Охрана природы весной)

1. Рассмотрение объекта в целом. Начало

Сценки по охране природы весной: (Участвует ученик из класса, подготовленный заранее)
Урок в лесу.
Музыка – звуки природы.
-Тшш, ребята, прислушайтесь, как тихо и спокойно в нашем весеннем лесу. Лес – это дом живых существ и организмов. Мы у них сейчас в гостях и должны вести себя тихо.
-Эге-гей, ау…наконец-то я вас нашла. Лесом ошиблась, не ну как всегда. Я не сильно помешала (очень громко разговаривает, почти кричит)
-Так, Алиса, потише, мы сейчас в лесу и должны уважать здешних обитателей.
-Я вас поняла. (ведет себя тихо)
-Хорошо. Дорогие мои друзья, посмотрите какой красивый, прекрасный величественный, свежий, чист…
-Ой, что-то есть хочу. Надо бы костер развести. (Зажигает спичку). Некрасивый огонек – выкидывает спичку – зажигает другую  - Отлично, теперь нужна еда – молчание – Ооо, заяц – бегает по классу за зайцем – не поймала – Так, есть то хочется. Так, вижу озеро. Ложись! – кидает динамит (звучит взрыв), предлагает всем рыбу.
Пение птиц.
-Оо, какие милые птенчики! – наклоняется и берет их – Летите! – подкидывает. Они падают и пение умолкает – Ой, как не удобно – замялась – О, цветы, подарю маме – начала срывать ландыши – Хотя, мама далеко. Это вам Александра Михайловна.
-Александра Михайловна смотрите, это божья коровка. Я ее буду любить (кладет в коробок). Она будет у меня самой любимой. ( начинает с силой трясти коробочку). ОЙ, Александра Михайловна, она кажется умерла – отдала коробочку учителю.

2. Работа по рассмотрению частей объекта.  Основная часть
-Ребята. Вы так же, как и Алиса ведете себя в лесу?
-Какие у нее были ошибки?
-Как нельзя вести себя в лесу?
(Дети говорят правила поведения в лесу)
-Алиса теперь ты знаешь, как вести себя в лесу?
-Да, я поняла, дальше я буду вести себя хорошо.
-Садись, продолжаем урок. (учитель еще раз показывает правила поведения в лесу детям на картинке) (Приложение Г)

3. Обобщение увиденного. Заключение

Создание знаков «Охрана природы весной»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Заходит опоздавший ученик, громко извиняется, кричит, далее успокаивается и ждет

(специальный ученик пьет воду, кидает громко бутылку, предлагает остальным конфеты, шуршит и не дает говорить учителю)

-Нет.

-Алиса шумит в лесу; мусорит; разводит костёр; ловила диких животных; использовала динамит;  берет птенчиков, срывает цветы, сажает божью коровку в коробок.

-Правила поведения в лесу:
Не разоряй птичьи гнёзда.
Нельзя рвать цветы.

Не бросать мусор в лесу.

Не шуми в лесу.

Нельзя разводить костёр.

Не обижай животных.

Дети создают знаки по охране природы весной.

5. Закрепление изученного материала

- Ребята, помните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и растения?

- Как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу или парке?

 Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам.

- Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

На экране фотография березы.

- Русский пейзаж невозможно представить без березы, ее ажурной листвы и белоснежного ствола. Каждый знает: для жителя России береза не рядовое дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли. Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, не заболоченная земля. Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее весенний сок. В народе его называют березовица. Весной, когда начинается сокодвижение, любители березового сока устремляются в лес, топором наотмашь уродуя стволы, подставляя под тугие струи банки, ведра. Напьются, с собой прихватят и уйдут, бросив дерево истекать необходимой для него, как кровь, влагой. И не будет уже у этой березы нормального сокодвижения. А ведь сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки и развернулись листья. Так стоит ли ради одного – двух глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Ведь

раны на деревьях очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Семена потерявшего много сока дерева хуже прорастают.

Раннецветущие растения

- А вот и новый голос. Что это за цветок?

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

На экране подснежник.

- К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. - Теперь давайте прочитаем о подснежниках, стр.108 учебника.

 Подснежники не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии. Стр.106 учебника. (Показ на экране других первоцветов:  ветреницы, печеночницы, гусиный лук, хохлатки, медуницы, мать- и- мачехи).

Насекомые весной

- Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (На экране фотографии насекомых).

- Часто можно увидеть, как дети бездумно ловят насекомых. Насекомые –

удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. А пока послушайте их просьбу. (стр. 106. 3 абзац).

- Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная ихнадежда – на защиту Красной книги и благоразумие людей.

 Отгадайте, кто это?

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий…

 А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги.

7.Птицы

Представьте ситуацию.

«Посмотрите, птенец из гнезда выпал. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете? (Отложим ответ на этот вопрос).

Насте завели собаку. Она собирается с ней на прогулку.

Настя: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!»

Собака: «Гав – гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь!

Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь!

Обязательно поймаю! Весело!»

-Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок.

- Можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей мелких зверьков злая?

 Конечно, нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав.

 Задача хозяина – следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям (текст с.106 – 107).

 Если мы будем соблюдать правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания. (с.108-109 учебника)

8.Звери весной

- Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров?

- А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться в лодку.

- Как называется произведение, в котором описывается эта история?

- Кто автор произведения?

- Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?

 (чтение последнего абзаца с.107)

-Да

-Не трогайте нас, мы безобидные и т.д.

-береза

-Подснежник.

Дети читают информацию из учебника.

-Шмель.

-(Текст о шмелях на с.108 учебника) Затем дети обращаются к «Страничкам Умного Совёнка» и читают текст об еще одном насекомом -жуке-олене, (с.126 учебника).

-Нельзя его трогать. Нужно как – нибудь вернуть его обратно в гнездо.

-Нет.

-Не прав.

-Зайцы.

- Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

6. Итоги урока

 Рефлексия – обсуждение «письма».

 Ребята, нам пришло письмо из леса. Давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята 2 «А» класса школы №195!

Обращаюсь к вам с жалобой!

Была я красивая, была я пригожая,

Стала сама на себя непохожая!

Траву на мне вытоптали, кусты поломали.

Березу на дрова срубили, ёлочку – на подстилку.

Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками.

Жалуюсь! Бывшая лесная поляна».

- Ребята, как помочь лесной поляне? (ответы детей)

Нельзя загрязнять и захламлять лес и места отдыха! Бумага будет лежать до

полного разложения более 2-х лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет

– более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

1. Какую цель мы ставили перед собой на этом уроке?

2. Какие задачи?

3. Достигли ли мы этой цели? Задач?

4. Дайте оценку своей работе и закончите предложения:

 Сегодня на уроке мне было ….

 Я узнал, что....

 Я понял, что....

 Я чувствовал себя ….

-Узнать, как охранять

природу весной.

- Извлекать информацию из учебника и других источников,

работать в парах, себя оценивать.
-Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения на природе. Исследовательская работа учащихся

Аннотация•В своей исследовательской работе мы, пытались выяснить, какие  правила поведения  на природе существуют. Своим исследованием мы попытаемся выявить  эти правила и определ...

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Тема: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ».

Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования ...

Окружающий мир. "По страницам Красной книги. Правила поведения на природе".

Конспект+презентация урока по окружающему миру "По страницам Красной книги. Правила поведения в лесу". 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

УМК «Гармония" Тема: Правила поведения в природе. 1 класс

УМК «Гармония» автор учебника Поглазова О.В.Предмет «Окружающий мир» 1 класс, 2 полугодиеТема: Правила поведения в природе.урок с использованием ИКТ  ЭУП "Природа.Человек.Общество"...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе"

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе." УМК "Перспектива"...